Предлагаем краткий анализ причин нападений на перевозчиков денег, подготовленный экспертами Совета ветеранов Московского уголовного розыска, медиапортала «Хранитель», Комитета экономической безопасности ТПП Москвы. Аналитика в полной мере отражает не только тенденции во многих регионах России, но и в соседних государствах.

Охраной перевозок денежных средств (в той или иной форме, в большей или в меньшей степени) наряду со службами безопасности коммерческих банков, специализированными организациями занимаются все без исключения ЧОПы. Откажешь объектовому заказчику «прикрыть» перевозку - и прощайся с охраной этого объекта. А кто будет охранять своего собственного бухгалтера при перевозке из банка в офис зарплаты?

Давайте оценим статистику этих лихих преступлений в столице и попробуем провести ее анализ с учетом выявленных нами ранее характерных особенностей, ставших классикой жанра.

Из 103 зарегистрированных фактов нападений на перевозчиков за 2008 год лишь 7 (семь) были произведены на охраняемые перевозки. Остальные 96 – на перевозящих деньги без охраны на свой страх и риск менеджеров юридических лиц и собственников наличной валюты и рублей. Из семи зарегистрированных случаев перевозок под охраной в двух случаях охране удалось отбиться и отстоять деньги. Причем в обоих случаях бандиты бросили уже захваченные сумки. В одном случае это была «открытая» классическая инкассация денежных средств на бронеавтомобиле. В другом – обычная разовая перевозка (транспортировка) на обычном гражданском автомобиле собственника. Процент «отбоя» - 28 из 100. При нападениях на менеджеров и собственников, производивших неохраняемые перевозки, из 96 зарегистрированных случаев только в одном собственник отбился от нападавших. Как вы, читатель, уже усвоили, - всякая инкассация является и перевозкой. Но далеко не всякая перевозка является инкассацией.

Из 7 случаев охраняемых перевозок 5 были инкассаторскими и производились постоянными, занимавшимися только охраной перевозок профессиональными охранниками. В двух случаях это были собственные инкассаторы банковской службы инкассации, лица прошедшие специальную подготовку. В остальных – охранники ЧОПов, об уровне подготовки которых нельзя сказать ничего определенного. Обе «разовые» перевозки также производились под охраной чоповцев.

Выводы: при нападениях на охраняемые перевозки преступники не различают «профессиональных инкассаторов» от охранников-профессионалов, специализированные службы инкассации банков по транспортировке денежных средств от обычных «разовых» перевозчиков, непрофессионалов в деле перевозок. Для налета важны сумма и вероятный положительный результат, просчитываемый при планировании.

Бандиты стараются нападать на неохраняемые перевозки. Если исключить 5 чисто «инкассаторских» случаев, из 98 остальных «разовых» перевозок только две были охраняемыми и 96 (!) не охранялись никем.

Во всех пяти случаях нападений на инкассаторов преступники четко себе представляли, что это именно инкассаторы, то есть профессиональные вооруженные сотрудники перевозок, ежедневно обеспечивающие безопасность.

В четырех из пяти случаев налетчики сразу открывали огонь на поражение всех досягаемых огнестрельному оружию инкассаторов, направленный на причинение им смерти или тяжких ранений в жизненно важные органы.

В одном случае нападение произвел сам охранник броневика, высадив «коллег» из автомобиля. Убивать остальных экипажников-«охранников» в этом случае не было необходимости. Тяжело ранены и убиты в результате произведенных нападений 7 (семь) охранников ЧОПов и специальной банковской службы инкассации.

 

Из пяти «инкассаторских» случаев во всех 100% нападения совершены на инкассаторов, производивших перевозки на бронеавтомобилях. Причем четыре – в обычных бронированных автомобилях с защитной окраской и один – скрытого бронирования.

 

Вывод: вид используемого при инкассации транспортного средства важен, но не имеет ровным счетом никакого значения для исключения фактов преступного посягательства, так как при планировании нападения преступники учитывают факт наличия бронированного автомобиля и ищут способ нейтрализации этого факта и достижения результата.

 

В обоих случаях нападений на охрану при разовых перевозках, несмотря на наличие у нападавших огнестрельного оружия и его применение, ни один человек не пострадал. Огонь на поражение бандитами не велся!

По характеру и уровню планирования посягательств и намерениям преступников нападения на инкассаторов денежных средств имеют свои особенности и их следует отделять от нападений на «разовых» перевозчиков как самостоятельный подвид преступлений.

Эти виды нападений имеют различные корни происхождения, а также разные способы подготовки и планирования.

При нападении на инкассаторов в большинстве случаев скрытыми соучастниками («кротами») или прямыми исполнителями нападений являются сами охранники-перевозчики либо их коллеги по смене или по подразделению. Раскрытие преступлений следует начинать с проверки ближайшего окружения лиц, подвергнувшихся нападению, по месту их службы.

Такая тенденция определилась из опыта работы по раскрытию преступлений, совершенных в Москве, Ростове и других городах в 2005 – 2007 годах. Кто-то из охранников в обусловленном планом месте просил водителя бронеавтомобиля остановиться «купить воды». В момент открывания дверей на экипаж бронеавтомобиля производились нападения. Эту «новацию» также следует отметить для учета в последней главе нашего исследования. При планировании нападений на инкассаторов преступники стремятся выяснить, в какую «точку» экипаж заезжает в последнюю очередь, когда накапливается максимальное количество собранных средств. Устанавливают время возвращения автомобиля в банк или в центральный офис, где деньги оставляются «на ночь» и сдается отчет. Налет на инкассаторов без соучастника («крота») редко заканчивается удачно, если не удается «в секунду» захватить бронеавтомобиль (или иное перевозочное средств, на языке преступников - «карету с мешками», как в 1907 году!). Для гарантированного успеха планируется убийство одновременно всех тех, кто преграждает доступ к мешкам или может выстрелить в нападавших. Подготавливаются заранее пути отхода.

Мы уже выяснили, что для реализации намерений бандитов не имеют решающего значения тип и вид перевозочного средства. Важнейшими становятся два обстоятельства: точная информация о времени и месте наличия у перевозчиков максимального или возможно большего количества денег, для чего приветствуется помощь «крота» (не только для получения достоверной информацией, но и для активного создания условий, облегчающих нападение).

До 2008 года нападения на экипажи бронеавтомобилей совершались достаточно часто, и каждый раз в действиях кого-то из охранников просматривалось «что-то не так».

Все «инкассаторские» налеты планируются с учетом созданных «кротом» благоприятных обстоятельств по двум основным сценариям: с захватом бронеавтомобиля (или иного перевозочного средства) и с целью получения доступа к мешкам, хранящимся внутри, или без захвата с вырыванием мешков из рук убитых охранников, не успевших дойти до бронеавтомобиля либо до места доставки мешков. Случается одновременное использование двух приемов для подстраховки. В пути следования броневика нападение возможно чаще всего при активной помощи «крота», действующего внутри экипажа.

Реже задействуется стандартный набор известных бандитских приемов остановки на дороге. Мы еще разберем комплексы мер по противодействию возможным планам бандитов на всех стадиях переноса и перевоза денежной наличности. Спланированное по классическим сценариям нападение бандитов на бронеавтомобили инкассаторов мы можем назвать «целевой операцией банды». Организация противодействия затрудняется тем, что преступники могут напасть в любом месте. Но есть и традиционно излюбленные места, проявившиеся и явно выделяющиеся при изучении материалов всех ранее совершенных преступлений.

В отличие от нападений на инкассаторов нападения на «разовых» перевозчиков денег представляются «свободной охотой бандитов». При этом большое значение имеет «фарт» - бандитская удача, везение. В абсолютном большинстве случаев преступники действовали, не зная заранее конкретной жертвы, а «от объекта». Ожидая, когда жертва сама «высветится» при помощи наблюдателей – «разведчиц». Для этого и выставлялись «скрытые посты» наблюдения возле (или внутри) банковских «контор по обналичке», возле удобных для их бандитской «работы» пунктов обмена валюты или в кассовых залах, где выдавались юридическим и физическим лицам крупные денежные суммы. В трех из 103 изученных случаев нападения были произведены после посещения депозитариев. Деньги, предназначавшиеся для выдачи зарплаты, при перевозке преступники тоже отнимали три раза. Приводим характерный пример:

«20 июня 2008 года в 14.10 у корп. 1 дома 24 по ул. Мишина трое неизвестных в матерчатых масках на лицах на а/м «Ауди-а-6» или «Аудиа-а-4» серебристого цвета (гос. номер…), инсценировав ДТП с а/м ГАЗ-3110 (гос. номер…) и угрожая пистолетом находившимся в а/м в форменном обмундировании судебным приставам УФС судебных приставов по г.Москве Рязанову и Кузьмину и оператору отдела планирования финансов, бухгалтерского учета и отчетности Липатовой, разбили стекло задней двери, забрали из салона сумку с 12 000 000 рублей, предназначенных для выплаты зарплаты, и скрылись. Деньги потерпевшие получили в Сбербанке РФ (филиал №8641) по адресу: Б. Андроньевский пер., д.6 в 12 часов 50 минут».

Пример интересен тем, что форма, схожая с милицейской, надетая на двух бравых молодцов, налетчиков не остановила. В несоциалистическом обществе человеческая жизнь – наивысшая ценность. Ее надо беречь. В больнице им. Кащенко в 1974 году люди, перевозившие зарплату, вели себя по-другому. В наши дни активная защита чужой собственности становится редким явлением и, скорее, неожиданностью для бандитов. Но все же ими учитывается.

Вызывает интерес статистическая таблица наиболее характерных приемов и способов совершения преступлений, применявшихся при нападении на перевозчиков в 2008 году:

 

Нападений на перевозчиков без охраны

96

Нападений на перевозчиков, использовавших охрану из работников ЧОПа без формы

 

2

Нападений на профессиональных инкассаторов или работников ЧОПа, выступавших в роли инкассаторов

 

5

Нападений с применением огнестрельного оружия (выстрелами)

13

Нападений с угрозой применения огнестрельного оружия (активной демонстрацией)

 

13

Нападений с применением холодного оружия или предметов, использовавшихся для нанесения телесных повреждений

 

6

Нападений с иными насильственными действиями по причинению вреда здоровью

 

19

Нападений с разбитием стекол автомашин

45

Нападений с повреждением колес автомашин или имитацией ДТП

5

 

         Чаще всего потерпевшие перед нападением посещали банковские учреждения или ПОВ, чтобы «поменять» деньги, «снять» наличность или поинтересоваться курсом валют.

         После посещений ПОВ таких фактов отмечено 40.

         После посещения банков – 26, причем в трех случаях потерпевшие забирали «заначку» из ячеек депозитариев.

         В 16 случаях у потерпевших отняты деньги, вырученные от торговли на рынке или, как заявили они сами, «личные деньги». Эти потерпевшие, скорее всего, стали жертвами преступников после посещения контор по обналичиванию денег, адреса которых не желают называть, дабы неприятности не продолжились.

         Утверждение отдельных милицейских руководителей о том, будто кризис сильно повлиял на частоту нападений, вряд ли имеет под собой основания. Так, с начала 2008 года по месяцам налеты распределились следующим образом:

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

9

5

12

10

3

7

8

7

7

12

10

9

 

         Как видите, и в январе, когда наступление кризиса никто не предвидел, и в декабре 2008 года налетов на перевозчиков совершено по 9. В марте и в октябре – по 12. В апреле и в ноябре – по 10. Зато с мая по сентябрь, в период активного отдыха, преступлений отмечено на 30-40% меньше.

         По дням недели преступления распределяются так:

         На понедельники пришлось 8 налетов.

На вторники - 26.

На среды - 23.

На четверги - 22.

На пятницы - 21.

На субботы - 1.

На воскресения - 2.

Очевидна активность бандитов, как и деловой жизни общества, в середине недели. Преступники «новой волны» не придерживаются старых воровских традиций и суеверий ХХ века (а скорее всего, ничего о них не слышали).

Понедельник у российских воров считался «в старое время» легким днем, а вторник – наоборот, неприемлемым для воровства – «запальным». На вторники пришлось наибольшее число нападений.

По часам суток: на утренние часы (до 12.00) – 6 налетов;

на дневной период (до 17.00) – 76;

на вечер и ночь (после 17.00) – 15.

 

Полностью данный материал публикуется журналом «Мир безопасности». К выпуску готовится книга указанных авторов под общей редакцией Н.Степанова.