Уважаемые читатели. Идея данной статьи возникла в ходе обсуждения на форуме интернет-портала «Хранитель» статьи «Подготовка телохранителей: взгляд непрофессионала». В ходе ожесточенных споров участников обсуждения и возник вопрос об обучении профессии телохранителя с нулевого цикла. По просьбе редакции попробую немного осветить эту тему. Сразу оговорюсь, это мое видение проблемы, а потому возможно, что оно субъективное.
Прежде чем перейти собственно к программе обучения, следует разобраться, кого нам придется учить. Определиться, так сказать, с контингентом.
Итак, если обучение организуется с нулевого цикла, то основная отправная точка обучения – кандидат, которого придется обучать, в личной охране ранее никогда не работал. Отталкиваясь от этого положения, получаем, что наш возможный кандидат работал ранее в охране охранником объекта, оперативным дежурным, сотрудником группы быстрого реагирования, либо занимал иную должность. Другой возможный вариант, и такое бывает – кандидат ранее в охране вообще не работал. Самое горькое во всем этом, что и первая, и вторая категории практически равнозначны. О том, что из себя представляет современный охранник, я уже писал здесь на портале. В статье «Кадровые проблемы ЧОП и чему нужно учить охранников». Ситуация с кадрами и их обучением плачевная. Поэтому поверьте на слово, охранник объекта от кандидата с улицы отличаться сильно не будет.
Следующие немаловажные моменты – условия и продолжительность обучения. По моему опыту и опыту моих коллег, двух- и трех-недельные курсы малоэффективны. Почему? Да потому что такой курс может осилить только человек умеющий учиться, т.е. обладающий неплохим багажом знаний, усидчивостью, дисциплинированностью и т.д. К людям, с которыми в ближайшем будущем придется сталкиваться нам, это не относится. У них смешное «ново-российское» образование, слабое здоровье и еще многие другие заморочки. Поэтому, уже ко второй неделе они полностью вымотаны – и морально, и физически. Естественно, что при таком состоянии дел, ни о какой продуктивной работе в это время не может быть и речи. Это просто пустая трата времени.
Курсы в две недели и более, вполне подойдут позже при повышении квалификации, хотя и то не всегда и не для всех. Для «нулей», как их обозначили на форуме, курс не должен превышать пяти рабочих дней, то есть сорока учебных часов. Обучение телохранителей подразумевает изучение как минимум по пятнадцати предметов. Как вы думаете, чему можно научить человека за сорок часов в этом случае? Ответ лежит на поверхности. Можно галопом по европам пробежать все дисциплины. А именно так и делается в большинстве школ. Но сами понимаете, в этом случае мы получим тот же результат, который имеем уже сейчас. На просторах Родины куча «специалистов» с красивыми дипломами, которые все знают, все слышали, пафосно обсуждают любую тему, но… ничего реально не умеют. А, собственно, что мы хотим после такого обзорного образования? Другой путь и он представляется мне более реальным, сократить тематику обучения, а сам процесс разбросать по времени. Путями тут можно пойти разными. Можно устраивать пятидневные курсы каждые два месяца, вынося на курс изучение двух учебных дисциплин. Можно организовать круглогодичное обучение сотрудников, с частотой посещения занятий три-четыре раза в месяц. За девять месяцев, можно эффективно проработать все необходимые темы. В любом случае эффективность от такой подготовки будет выше.
Кстати, такой подход к делу все больше находит отклик и у заказчиков. Не каждый заказчик может оторвать целую группу охраны и направить ее на обучение на целых две недели с отрывом от службы. Направлять же на обучение одного-двух охранников, как правило, дорого. Большинство школ охраны для проведения занятий арендуют классы, тиры и спортивные залы. И им надо платить фиксированную сумму, поэтому сплошь и рядом указывается, что обучение стоит столько-то, группа должна быть не менее такого-то количества человек. Вы можете направить и одного, но по цене группы. А это дорого. Разумный компромисс в этом случае тот же. Сокращение времени курсов и их разброс по времени.
Теперь, наконец, давайте поговорим о том, чему следует учить в этот самый первый курс. Исходные данные помним. Времени сорок часов. Контингент нулевой.
Для того, чтобы понять чему учить в этот период, необходимо вспомнить для чего вообще клиенту нужен телохранитель. Основных задач, как мы помним, три: 1-я – защита жизни и здоровья; 2-я- защита от беспокойства; 3-я – поддержание имиджа клиента. Вот этому и надо учить. При чем, минимум теории, так как люди к ней еще не готовы, и максимум практики.
Люди после первого курса должны знать, как их клиента могут убить. Эту тему следует рассматривать, не особенно углубляясь в детали, достаточно объяснить, как осуществляется преступная акция. А вот на чем нужно сосредоточить особое внимание, так это на отражении нападения и защите клиента. Вы за сорок часов не сможете научить человека ни сбору информации, ни выявлению наружного наблюдения, ни остальным глобальным темам. Но его наняли для защиты, значит, это он должен уметь сразу. А еще он должен уметь отписаться за содеянное. То есть, добавляем немного правовой подготовки, а именно статьи УК и рапорт по факту применения оружия. Здесь охранников надо не столько заставить учить статьи, сколько научить их правильно им пользоваться. Если угодно, научить как «отмазаться». Да еще как грамотно это изложить на бумаге. А то у нас народ как ручку в руки возьмет – обхохочешься.
Плюс к этому, человек должен понимать, что отразить нападение не всегда получиться, поэтому ранения можно получить с высокой долей вероятности. Что из этого следует? Правильно. Нужна медицинская подготовка. Пока, правда, в усеченном варианте – сердечно-легочная реанимация и первая помощь при ранениях различной степени тяжести.
Что еще забыли? Опять же правильно. Порядок работы в течение дня и сопровождение. И все!
Подведем итог. Курс будет состоять из четырех лекций, умножаем на два часа – это восемь часов. А остальное практика. Львиную долю учебного времени съест пешее сопровождение. С координацией у современной молодежи просто беда. А ежели при этом еще и говорить надо, то люди забывают вообще, как надо ходить. Защиту клиента лучше совместить с огневой подготовкой. И время экономим, и народ быстрее втягивается. Оружие, оно дисциплинирует.
В конце курса контрольное занятие. Для группы из шести человек два часа вполне достаточно.
Примерное распределение времени, таким образом, будет следующее:
№ п/п |
Учебная дисциплина |
Теория, кол-во часов |
Практика, кол-во часов |
Всего часов |
1. |
Тактико-специальная подготовка |
4 |
10 |
14 |
2. |
Правовая подготовка |
2 |
2 |
4 |
3. |
Медицинская подготовка |
2 |
4 |
6 |
4. |
Огневая подготовка |
- |
8 |
8 |
5. |
Рукопашный бой |
- |
6 |
6 |
6. |
Контрольное занятие |
- |
2 |
2 |
|
ВСЕГО: |
8 |
32 |
40 |
Естественно, что у вас, мои дорогие читатели, есть свои наработки в этом вопросе. За себя могу лишь сказать, что такой курс показал высокую исходную эффективность. Люди «отпахавшие» эти сорок часов сохраняют свои навыки на полгода гарантировано. Соответственно дальнейшее, более углубленное обучение, на полученной ими базе строить легче. И самое главное, в отличие от перегруженных теорией курсов, на наших многие ученики быстро понимают, что телохранитель – это прежде всего тяжелая, временами нудная работа. Поэтому та романтика, за которой многие приходят, моментально улетучивается, как правило, вмести с самими романтиками. Зато, те - кто остается – это парни, пришедшие работать. А их учить одно удовольствие.
Вот такое видение данной проблемы у меня и моих товарищей. Буду рад выслушать любое мнение читателей «Хранителя», в том числе, и в корне отличное от моего. В конце концов, именно в споре рождается истина.