Прежде всего хотелось бы напомнить, что все мероприятия по безопасности направлены на то, чтобы сыграть свою роль, может быть, всего один раз за всю жизнь. Именно - за всю жизнь! Даже одна ошибка, небрежность или невнимание могут однажды привести к трагедии. Это в бизнесе, если оказалась неудачной сделка, вы теряете только деньги и сможете наверстать упущенное в следующий раз. В вопросах безопасности «следующего раза» в большинстве случаев может не быть.

Обеспечение безопасности автомобиля и хозяина в нем включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, связанных с организацией модернизации и доработок собственно автомобиля, сигнализации для него, мест его длительных и кратковременных стоянок и остановок. Кроме того, сам хозяин или водитель данного автомобиля должен соблюдать определенные и вполне конкретные правила, чтобы не принести ущерба не только автомобилю, но и себе, и пассажирам.

Когда речь идет о безопасности автомобиля, то понимается не только и не столько организация сохранения некоей материальной ценности, в том числе, например, от хищения, сколько те мероприятия, которые должны выполняться, чтобы автомобиль не стал средством для осуществления покушений на его пассажиров. Такое положение в первую очередь связано с тем, что, как показывает международная, а теперь и российская практика совершения террористических актов, автомобиль часто служит для террористов тем объектом, где весьма удобно и просто совершить покушение на выбранную жертву, с помощью которого можно взорвать жертву там и в тот момент, где это выгодно заказчикам теракта и т.п. Одновременно автомобиль стал такой собственностью жертвы, уничтожение которой дает этой жертве понять серьезность намерений ее «визави». Поэтому внимание к обеспечению безопасности автомобиля должно быть не меньшим, чем к обеспечению своей квартиры или офиса. Следует всегда иметь в виду, что автомобиль - это часть физического лица, на которое планируется совершить и совершается покушение.

В данной работе не рассматриваются различного рода специальные модели автомобилей, такие как бронированные или специальные лимузины, так как мы исходим из того, что настоящая статья заинтересует в первую очередь тех, кто владеет или собирается приобрести либо обычную серийную отечественную автомашину, либо новую или подержанную иномарку.

Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности автомобиля начинается с момента его покупки.

Первое, что вы должны сделать для обеспечения безопасности автомобиля и вас в нем, - это оборудовать его пластиковыми подкрылками. Весьма и весьма желательно обеспечить покрытие днища автомобиля и всех его частей противокоррозионной мастикой, причем достаточно толстым слоем. Применительно к мастике следует иметь в виду, что желательна практически двойная толщина этого покрытия по сравнению с обычной толщиной, наносимой при антикоррозионной обработке. Возможно также использование покрытия типа пенополиуретановых и применение иных (типа «резиновых») покрытий и наполнителей. Помнить надо о том, что толщина покрытий должна быть порядка 7-10 мм. Допустима в отдельных местах и меньшая толщина, однако, где и сколько, надежно может ответить только специалист по безопасности. А для ваших «экспериментов» можно исходить из того, что к покрытию не должно надежно прикрепляться с помощью бытового магнита ничего весом более 50 граммов.

Для чего это нужно, станет ясно позднее, но в общих чертах такие мероприятия затруднят или даже полностью исключат для террористов возможность использования так называемых магнитных мин, то есть взрывных устройств, прикрепляемых к днищу или под крыльями автомобиля с помощью магнитов.

Весьма важным мероприятием является тонирование стекол автомобиля. Очевидно, что тонирование стекол автомобиля в первую очередь предназначено для того, чтобы снаружи нельзя было увидеть пассажиров машины. Действительно, при совершении покушений на пассажиров машин с тонированными стеклами преступники вынуждены стрелять, не видя самой жертвы, и тем самым вероятность уцелеть для пассажиров увеличивается.

Однако сегодня некоторые современные тонирующие пленки обладают и еще одним важным свойством. Они делают стекла машины ударостойкими. То есть если обычное стекло автомобиля можно разбить несколькими ударами молотка, то стекла с наклеенной противоударной пленкой выдержат десятки ударов и помогут пассажирам машины либо уехать, либо оставаться в ней до прибытия помощи.

Здесь необходимо вспомнить историю создания этих пленок. Первыми ее изобрели и применили англичане. Они заметили, что при взрывах большое число ранений люди получают даже не от осколков собственно взрывного устройства, а от осколков разбивающихся при взрыве оконных стекол окружающих зданий. Тогда-то впервые и были применены ударопрочные пленки типа «Solarex». A уже позднее их стали применять и для укрепления стекол автомобилей.

Следующим действием после приобретения машины является определение возможных мест размещения взрывных устройств снаружи автомобиля. К таким местам в первую очередь относятся различного рода естественные емкости автомобиля с объемом более нескольких кубических сантиметров, это внутренние объемы бамперов, некоторые места за декоративными украшениями и т.п.

Все такие места необходимо заделать так, чтобы в них ничего нельзя было бы спрятать. Для этого вполне возможно, например, применить некоторые аэрозольные строительные герметики. Вполне достаточно одного флакона - и емкости исчезнут. При выборе герметика необходимо учитывать то соображение, что после затвердевания масса должна быть достаточно прочной, чтобы в ней нельзя было легко сделать необходимые террористу углубления для размещения взрывного устройства.

Следующим и весьма ответственным шагом является выбор охранной сигнализации. И опять же напомним, что разговор идет не о защите от жуликов, желающих угнать ваш автомобиль, а о защите от террориста. Легко понять, что для того чтобы вам что-то подсунуть внутрь салона автомобиля, надо в первую очередь получить туда доступ. В настоящее время как для угонщиков, так и для террористов открыть отмычками дверцу автомобиля не представляет абсолютно никакого труда. Однако им нужно еще и отключить сигнализацию.

Как правило, у тех, кто вскрывает автомобили, есть свои собственные или наработанные до них приемы, как сделать так, чтобы сигнализация не сработала и (или) не оповестила хозяина о попытке вскрытия. Часто эти приемы основаны на том, что в обычной практике включение сигнализации при открывании дверцы водителя происходит не сразу, а с задержкой. Это вполне естественно, так как дает возможность настоящему хозяину, например, сесть в машину, нащупать кнопку сигнализации и отключить ее. Однако именно эта задержка и используется угонщиками, а следовательно, и террористами, чтобы за имеющийся промежуток времени либо разрушить всю сигнализацию, либо отключить ее звуковые и световые сигналы. Кстати, если вы ставили сигнализацию в одной из широко разрекламированных фирм, то имейте в виду, что места установки выключателей сигнализации у таких мастеров, как правило, всегда одни и те же. По крайней мере, для машин одной модели. А угонщики и террористы, безусловно, их хорошо знают, и нащупать тумблер выключения для них не составляет практически никакого труда. Правда, от этого может защитить и такой прием, как оснащение сигнализации дублирующим включателем, установленным в «нестандартном» месте автомобиля, но уже не в сервисе, а силами механиков, которым не известны владельцы автомобиля или которые находятся на содержании фирмы владельца машины или его друзей.

Из сказанного очевидно, что сигнализация должна оказаться стойкой по крайней мере к типовым приемам, применяемым угонщиками. Хорошие результаты дает, например, использование в сигнализации радиоканала. То есть сигнал о попытке вскрытия сразу же должен передаваться на приемное устройство сигнализации и сигнализировать до тех пор, пока настоящий хозяин не отключит ее. На последнее следует обратить особое внимание, так как некоторые старые радиосигнализации прекращали передавать сигнал тревоги, как только его прекращали вырабатывать датчики в автомобиле, или работали до тех пор, пока был исправен передатчик. Естественно, что преступники в первую очередь и выводили их из строя. В этом случае сигнал тревоги звучал всего несколько секунд и часто трактовался владельцами как «сбой» или «ложная тревога».

Вместе с тем очевидно, что для отключения сигнализации тем или иным способом все-таки надо открыть дверцу машины. В этом случае может быть рекомендована, например, механическая доработка серийных ключей и замков автомобиля с целью невозможности применения подбора ключей от аналогичных моделей автомобилей.

Второй способ, который часто применяли и применяют угонщики, - это выведение сигнализации из строя сильными электрическими разрядами. Например, для этого используются применяемые для личной безопасности электроразрядники («электрошоки»). Защита от таких средств в принципе не составляет труда для специалистов, и ваша задача при покупке сигнализации лишь убедиться, что она есть у той сигнализации, которую вы предпочли всем остальным.

Следующий способ заключается в попытках преступников «просканировать» вашу сигнализацию и подобрать «электронный ключ» для отключения сигнализации. Защита от такого способа также в настоящее время хорошо отработана, и вы лишь должны при покупке сигнализации убедиться, что выбранная вами система охранной сигнализации обладает «антисканером».

Естественно, существуют и иные приемы отключения сигнализации, но на них останавливаться не будем, так как основные советы по выбору сигнализации широко известны и мы о наиболее важных из них напомнили.

Главное при выборе типа сигнализации для автомобиля с позиций обеспечения безопасности от попыток минирования внутренних объемов автомобиля, например салона, подкапотного пространства и багажника, - это не столько противодействовать таким попыткам (как это делается при противодействии попыткам угона), сколько получить сигнал о самом факте попытки проникновения внутрь вашего автомобиля.

Именно такой подход - «знать, а не только противо­действовать» - объясняется тем, что если ваш «визави» поймет, что он не сможет проникнуть внутрь автомобиля, то в отличие от угонщика он просто заминирует его снаружи, что для вас несколько (хотя и не всегда) лучше, так как упрощает саму процедуру обнаружения взрывного устройства. Если вы получили даже кратковременный сигнал от вашей сигнализации и убедились визуально, что попытки угона вроде бы не было, то это должно вызвать повышенное внимание с точки зрения определения возможной угрозы минирования автомобиля.

Ну а если вы хотите еще надежнее обеспечить свою безопасность, то не мешает подумать и о дополнительных расходах на совершенствование автомобильной сигнализации. Суть предлагаемого сводится в первую очередь к необходимости приобретения сигнализации, оснащенной устройством дистанционного запуска двигателя. То есть с помощью автономного пульта вы получаете возможность запустить двигатель автомашины с безопасного от взрыва расстояния и тем самым избежать гибели, если в машину встроили мину, срабатывающую при запуске двигателя.

Здесь же хочется порекомендовать и доработку любых типов сигнализации, использующих радиоуправление. Смысл доработки заключается в том, что не только вы используете сигнализацию на определенной частоте, общей практически для всех видов сигнализации (таковы правила), но можно несколько их нарушить. Попробуйте найти доверенных людей (это нетрудно), которые перестроят вашу сигнализацию на другую частоту, причем достаточно далеко от той, которая в ней использовалась. Это не только повысит защищенность от применения различных «электронных» ключей для замков со стороны преступников, но и защитит вас от использования различного рода сканеров и использования приемной части вашей сигнализации для внедрения в вашу машину радиомины. Разумеется, имеются и некоторые иные возможности повышения эффективности применяемых средств защиты от проникновения в автомобиль. К ним, в частности, относится оснащение автомобиля одновременно двумя различными видами сигнализации, чтобы вывод из строя одной из них не нарушал работоспособности другой.

Принципы обеспечения безопасности автомобиля на стоянках и в гаражах

Главный принцип остается прежним. Важно в первую очередь выявить признаки того, что ваша машина, возможно, заминирована.

Однако необходимо иметь в виду, что преступник может заминировать также и подходы к ней исходя из того, что уж к своей автомашине вы всегда придете. Часто для него это гораздо проще и безопаснее, чем мучиться с самой машиной, если только для этого у него нет особых оснований.

Как обычно хранят автомашины? Около дома, на охраняемой или неохраняемой автостоянке и в гараже. При этом различного рода коллективные (например, многоэтажные) гаражи без выделения огороженного пространства в нашем случае следует рассматривать как обычную автостоянку.

Вариант хранения автомашины во дворе около дома

Очевидно, что подобраться незаметно к автомашине для желающего не составляет никакого труда. Совершенно ясно, что если преступник поставил задачу просто взорвать автомобиль или произвести взрыв возле него (например, в порядке предупреждения), то воспрепятствовать этому практически невозможно. Однако у преступника может произойти «осечка». То есть он установил взрывное устройство, включил его и ушел. Но взрыв не произошел по техническим причинам. Для хозяина машины такой вариант должен учитываться обязательно, так как взрыв может произойти как раз тогда, когда он начнет совершать какие-либо манипуляции с машиной, например открывать двери, садиться в нее, заводить, трогаться с места и т.д., хотя преступник на это и не рассчитывал.

Следовательно, важно в первую очередь выявить даже не сам факт минирования, а просто факт, что к вашей машине кто-то приближался на расстояние ближе, например, 0,5 метра.

Сделать это достаточно просто. Надо постараться выбрать такое место для парковки автомобиля, чтобы при попытке приблизиться к нему обязательно оставались достаточно явные следы. Следует при этом учитывать, что, возможно, кто-то из обычных людей может подходить, например, к соседнему автомобилю или просто следовать своей дорогой, но мимо вашего автомобиля. Поэтому при выборе стоянки надо учитывать нахождение естественных тропинок, площадок для игр детей и иных похожих мест. Иногда даже излюбленные места прогулок собак становятся причиной отказа от выбранного и удобного места стоянки автомашины. Конечно, сегодня место парковки часто не выбирается, а «выбивается», причем не то, какое захотел, а то, какое осталось. Бывает часто и так, что постоянного места стоянки найти не удается и приходится каждый раз менять его в пределах десятка метров около подъезда.

И все-таки первое требование по обеспечению безопасности заключается в том, чтобы все же закрепить за собой какое-то, пусть и не самое идеальное, но постоянное место для парковки.

Второе требование - оборудовать это место так, чтобы даже случайное приближение к автомашине обязательно оставляло следы. Как это сделать? В первую очередь надо посмотреть, не проходят ли мимо стоянки автомашины (ближе 0,5 - 1,0 метра) какие-либо «натоптанные» дорожки. Если такие есть, то постараться как бы «принудить» пешеходов несколько изменить маршрут. Для этого иногда достаточно на их пути поставить какое-то тяжелое препятствие. Какое именно, как и где - зависит от конкретных условий. Однако при выборе следует учитывать, что это искусственное препятствие не должно послужить потенциальному террористу естественным укрытием для выполнения его замыслов.

Место стоянки, а точнее, место вокруг автомобиля, надо тщательно подметать и вообще очищать от мусора. Цель состоит в том, чтобы после даже кратковременного вашего отсутствия появление на месте стоянки любого нового предмета (консервной банки, пакета из-под молока или сметаны, обрезка веревки, проволоки и т.д. и т.п.) сразу же бросалось вам в глаза еще на подходе к автомашине.

Вместе с тем добиваться абсолютной чистоты не только не обязательно, но и вредно. Все должно выглядеть естественно. Если вокруг валяется много пустых консервных банок, то и около вашей машины они должны быть. Единственно, надо проследить, чтобы они были в таком виде, чтобы в них нельзя было что-то спрятать или использовать для каких-то иных целей. Кроме того, их расположение на земле необходимо запомнить, чтобы любое изменение их положения стало для вас заметным. В большинстве случаев на путях наиболее вероятного приближения к машине надо даже специально положить что-то такое, что обязательно будет сдвинуто, перевернуто или отброшено тем, кто попытается приблизиться к вашей машине. Только не надо играть в шпионов и применять, например, различного рода натянутые ниточки или что-то подобное. Они легко обнаруживаются пре­ступниками и своей роли не выполняют. Более того, они создают у вас чувство ложной уверенности, что может оказаться смертельно опасным.

Очень желательно, чтобы на земле была хоть какая-то пыль. Подходя к машине, вы легко сможете заметить новые для вас следы. В некоторых случаях эту пыль на земле надо создавать даже специально. Ну а если такой возможности нет, то можно, например, как бы облагородить место парковки, насыпав туда (где можно) слой песка. При этом, конечно, надо помнить и о своих следах. Безусловно, было бы глупо каждый день создавать там специальную «контрольно-следовую полосу», как это делается на границе, но постоянно следить самому за порядком и следами и изредка разравнивать песок все-таки необходимо. Естественно, что объем потребной работы увеличится в опасное время, когда у вас появятся основания считать, что за вами, возможно, началась охота. Но кто наверняка может сказать, когда для него наступает наиболее опасное время? Поэтому поддержание порядка должно войти в систему ежедневного поведения, и тогда эта работа не станет в тягость и будет выполняться как естественно необходимое и совсем нетрудное действие. Однажды даже незаметно для вас это может спасти вам жизнь.

В некоторых случаях все же окружающая обстановка такова, что полностью гарантировать выявление факта приближения к вашему автомобилю с помощью соответствующего оборудования путей подхода к нему все-таки невозможно. Значит, необходимо принять дополнительные меры применительно уже собственно к автомобилю.

Выше говорилось, что при минировании автомобиля часто производят вскрытие его дверей, капота и багажника. Поэтому после подхода к автомобилю вас должны интересовать в первую очередь именно признаки таких действий.

Если капот или багажник машины пытались вскрыть или вскрывали с помощью различного рода механических приспособлений, например в виде рычага, то, естественно, на поверхностях опор для них всегда останутся следы вмятин или иных повреждений. Следовательно, если просто провести кончиками пальцев по срезу капота или особенно багажника, то легко можно определить такие повреждения. Конечно, необходимо такую проверку делать ежедневно, и тогда пальцы приобретут так называемые память и зрение и просигнализируют о появлении новых механических повреждений или иных следов. Очень полезно также кончиками пальцев проводить по поверхностям личинок замков, так как некоторые типы отмычек оставляют на них легко ощутимые, но плохо видимые следы механических повреждений, что также является одним из признаков попытки несанкционированного проникновения в автомобиль.

Учитывая, что, как показывает практика, попытки проникновения в салон машины, в багажник и под капот обычно производятся в ночное время, то есть при малой освещенности окружающего пространства, очень полезно использовать такой прием криминалистики, как обработку возможных мест прикосновения преступников следообразующими порошками. К ним относятся, например, порошки, применяемые криминалистами для выявления следов рук, и в том числе всем известный тальк или детская присыпка. Но можно использовать в этих целях и обычную земляную пыль. Нанесите ее на район личинок замков салона и багажника, те места, за которые человек берется, открывая крышку капота, и, придя утром к машине, вы легко заметите, если кто-то ее трогал, пока вас не было.

Таким образом, подводя итог, можно заключить, что главное при хранении автомашины на неохраняемой стоянке - это не обнаружение взрывных устройств, а выявление признаков приближения неизвестных к вашей машине. А уже только после выявления таких признаков начинается поиск взрывных устройств. Ведь вполне вероятно, что лазили или пытались залезть к вам в машину не ради минирования, а просто ради кражи или бытового хулиганства.

Все вышесказанное в полной мере относится и к случаю хранения автомашины на организованных неохраняемых (а в большинстве случаев и на охраняемых) автостоянках. Единственный совет для случаев хранения на охраняемых стоянках заключается в том, что всегда желательно оказаться с местом стоянки поближе к сторожке. Однако надо помнить, что сторожа никогда, как правило, не «встанут грудью» на защиту вашей собственности, особенно если они не видят признаков попытки угона. В лучшем случае они просто зафиксируют сам факт приближения к машине неизвестного, и не более. Вывод: при каждом приходе на стоянку надо поинтересоваться у сторожа обстановкой вообще, а если он что-то видел применительно к вашей машине, то уж в таких случаях обязательно доложит. То есть всегда полезно специально делать из сторожей своих помощников и информаторов, даже если это вроде бы и входит в их служебные функции.

Безусловно, если автомашина содержится на стоянке без бокса или гаража, то необходимо или по крайней мере желательно принять такие же, как и выше, меры, способствующие выявлению факта приближения к ней посторонних лиц. К тому же в условиях организованных автостоянок сделать это и проще, и надежнее. Если у подъезда вы никак не ограничите свободный и непрогнозируемый подход или проход мимо вашего автомоби­ля, то путем соответствующего обмена (может быть, и с доплатой) можно легко на автостоянке подобрать такое место, чтобы и от сторожки было недалеко, и легко из нее просматривалось, и появление именно в этом месте случайных лиц, в том числе и из числа автовладельцев этой стоянки, было бы маловероятным.

Об авторе: Михайлов Владимир Михайлович – полковник-инженер запаса. Первый начальник отдела нетрадиционной криминалистики подразделения ОТУ КГБ СССР. В настоящее время наставник НАСТ России.

Статья предоставлена журналом «Вопросы безопасности. Калининград».