Что такое негосударственная система безопасности, является ли она составляющей единого комплекса безопасности государства и возможно ли ее отнесение к правоохранительной составляющей этого комплекса? Над этими вопросами уже не одно десятилетие спорят ученые и практики. Разрешение этих вопросов сможет ответить на более сложный вопрос о правовых взаимоотношениях и нормативном регулировании этой сферы предпринимательской деятельности.
Появление в России негосударственных служб и структур, специализирующихся на охране собственности и обеспечении безопасности, было обусловлено развитием рыночных отношений и негосударственного сектора экономики. Вместе с расширением базы предпринимательской деятельности, появлением и увеличением частного капитала, возникла и стала расти потребность в защите жизненно важных прав, свобод и благ, а также связанных с ними интересов предпринимателей, к числу которых относятся, прежде всего, жизнь, здоровье и собственность заинтересованных лиц. С течением времени произошла агрегация интересов предпринимателей, связанных с безопасностью и, соответственно, охраной бизнеса, общества и государства. На основании содержания, можно классифицировать эти интересы следующим образом:
-- обеспечение гарантий личной безопасности предпринимателей, их семей, близких людей, а также всего контингента коммерческих предприятий;
-- гарантирование сохранности собственности (независимо от ее форм), обеспечение развития предпринимательства в условиях безопасности;
-- достижение и поддержание благосостояния коммерческого предприятия, его учредителей и всех, работающих в нем по найму сотрудников;
-- сохранение благоприятных перспектив развития предприятий.
Потребность в удовлетворении соответствующих интересов привела к появлению и развитию частных охранно-сыскных агентств и охранных предприятий, а также собственных служб безопасности юридических лиц и частных детективов.
В результате, у заинтересованных лиц (групп лиц, организаций) появилась возможность выбора субъекта обеспечения безопасности, которыми могло стать как государственное предприятие вневедомственной или ведомственной охраны, так и частное охранное предприятие, собственная служба безопасности либо структура криминального характера (так называемая «крыша»).
При этом каждый предприниматель решает проблему такого выбора на уровне своих интеллектуальных и материальных возможностей.
Соответственно, деятельность, так или иначе связанная с обеспечением безопасности частных предприятий, предпринимателей и предпринимательства трансформировалась в специфический вид профессиональной деятельности. В настоящее время она представляет собой деятельность государственных органов правопорядка, частных охранных предприятий или собственных служб безопасности данных предприятий по предотвращению нарушений его нормального функционирования.
К настоящему времени сформировалась целая система обеспечения безопасности частных предприятий и предпринимательства. Соответствующая система сегодня представляет собой совокупность органов, призванных обеспечить безопасность предпринимателей и предпринимательской деятельности, а также комплекс организационных, управленческих, режимных, технических, специальных, воспитательных, пропагандистских мер, осуществляемых этими органами, и направленных на защиту данных предприятий от внутренних и внешних угроз его безопасности.
В рамках этой системы можно выявить три уровня обеспечения безопасности предпринимательства и личности, на каждом из которых действуют три группы субъектов:
государство: три ветви власти;
негосударственные организации: частные охранные предприятия, частные службы безопасности, частные детективы;
криминальные и околокриминальные структуры, рассмотрение деятельности которых не входит в задачи данной статьи.
Второй элемент данной триады, если составляющие его, в свою очередь, элементы, рассматривать в их единстве и взаимосвязи, представляет собой негосударственную систему обеспечения безопасности российского общества. Более того, в данной триаде первые два уровня взаимосвязаны, причем не в антиномичной, а в дихотомной парадигме. Иными словами, еще на первом этапе своего становления негосударственная система обеспечения безопасности российского общества формировалась не в противовес государственной системе, а в дополнение к ней.
Так, с первых лет формирования негосударственной системы обеспечения безопасности общества стали создаваться ассоциации, союзы, объединения негосударственных служб безопасности, руководители которых стремились активно взаимодействовать с думскими комитетами, подразделениями МВД и ФСБ России, причем основной целью такого взаимодействия была и остается совместная деятельность государственных и негосударственных служб охраны и безопасности по обеспечению внутренней безопасности государства российского.
В настоящее время система негосударственных служб безопасности включает три основных типа субъектов:
во-первых, частные охранные предприятия,
во-вторых, частные детективы (агентства), которые, соответственно, специализируются на частной детективной и охранной деятельности,
в - третьих, собственные службы безопасности юридических лиц.
Частные охранные предприятия и собственные службы безопасности частных предприятий стали формироваться в начале 90-х годов, когда кооператоры стали привлекать для личной охраны людей, обладающих соответствующими навыками владения оружием и т.д. (чаще всего, бывших военнослужащих, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов). В период реформирования армии и милиции, в условиях социальных трансформаций, бывшие военнослужащие составили кадровый потенциал частных охранных предприятий и собственных служб безопасности. Более того, некоторые охранные структуры в качестве цели деятельность, закрепленной в учредительных документах, обозначили трудоустройство бывших военнослужащих. В настоящее время в России функционируют около тринадцати тысяч частных охранных предприятий и частных служб безопасности. Основная функция этих предприятий - обеспечение физической защиты персонала и сохранности материальных ценностей.
Частные детективы и охранные бюро (предприятия, агентства) осуществляют деятельность в целях сыска и охраны. В целях сыска соответствующим предприятиям разрешается предоставление следующих видов услуг:
-- сбор сведений по гражданским делам на договорной основе;
-- изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
-- установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименовании недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
-- выявлении биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
-- поиск без вести пропавших граждан;
-- поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
-- сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентами на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
-- защита жизни и здоровья граждан;
-- охрана имущества собственников, в том числе, при его транспортировке;
-- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
-- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
-- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Для ряда коммерческих фирм наиболее предпочтительным решением проблем безопасности стало создание собственных служб безопасности. Собственные службы безопасности в настоящее время имеют многие предприятия частного капитала, причем отдельные предприятия имеют не одну, а несколько и даже много собственных служб безопасности, объединенных в целые системы. В частности, комплексную охрану безопасности предприятия «Мострансгаз» обеспечивают сотрудники тридцати двух служб безопасности данного предприятия. Следует отметить, что «содержание» собственных служб безопасности под силу только крупным фирмам, так как затраты на материальное обеспечение ее функционирования составляют значительную долю прибыли. Однако если оценить все негативные факторы, воздействующие на деятельность фирмы, эти затраты не окажутся столь большими, так как они позволяют обеспечить устойчивое экономическое движение фирмы и сводят к минимуму возможные потери.
Правовой статус служб безопасности отличается от правового статуса охранных и детективных предприятий. Являясь обособленным структурным подразделением предприятия, служба безопасности не обладает статусом юридического лица (в отличие от охранного и детективного предприятия). Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия. Однако при этом она может содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе, на договорной основе.
Собственные службы безопасности предприятий решают следующие задачи:
-- физическая охрана жизни и здоровья сотрудников предприятия;
-- физическая и инженерно-техническая защита помещений, имущества и товарно - материальных ценностей предприятия, клиентов, в том числе, при их, транспортировке, от утери, хищения, пожара и прочего, связанного с нанесением ущерба;
-- сыскная работа с целью выявления, выяснения биографических и других характеризующих данных об отдельных лицах при заключении с ними трудовых и иных контактов;
-- предоставление руководству предприятия и его структурам информации о путях и методах совершенствования работы по защите коммерческих и иных интересов;
-- консультирование сотрудников предприятия по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
-- сбор сведений по гражданским делам, в которых участвует предприятие и его сотрудники;
изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
-- установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
-- выявление биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах ( с их письменного согласия) при заключении ими трудовых или иных контрактов с предприятием;
-- поиск совместно с государственными правоохранительными органами без вести пропавших граждан – сотрудников предприятия;
-- поиск утраченного предприятием или клиентом имущества,
-- защита информационных ресурсов и каналов передачи информации.
Кроме того, собственные службы безопасности предприятий оборудуют и готовят предприятия, магазины, офисы, квартиры для приема под охрану; разрабатывают проектно-сметную документацию и устанавливают современную охранно-пожарную аппаратуру; организуют физическую охрану предприятий, фирм, банков, обеспечивают пропускной режим; выполняют задания по вооруженному сопровождению грузов и денежных средств в пределах России; осуществляют сбор сведений по уголовным делам в случае, если одним из участников процесса является сотрудник предприятия.
Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время сформировалась целая система негосударственных охранных структур, включающая частные охранные предприятия, частных детективов (агентства) и собственные службы безопасности частных предприятий. Причем, несмотря на то, что эта система не столько противопоставлена системе государственной безопасности, сколько является существенным и естественным дополнением к ней, она обладает рядом особенностей, определяющих специфику ее функционирования и отличающих ее от предприятий, органов и структур, входящих в систему государственной безопасности. К числу таких особенностей, в частности, относятся следующие:
а) отсутствие иерархических управленческих звеньев и жесткой управленческой структуры;
б) деятельность элементов координируется специально уполномоченной организацией (союзом, фондом, ассоциацией);
в) постоянные связи между элементами отсутствуют и возникают по мере необходимости.
В настоящее время система независимых служб безопасности, с одной стороны, является достаточно развитой. С другой стороны, характеризуется некоторой многоукладностью, включая ряд разнородных элементов, которые сложно систематизировать по одному основанию и соответствующим образом структурировать.
С одной стороны, не существует необходимости в такого рода структурировании, поскольку сама природа независимых служб безопасности не предполагает их соподчинения и взаимодействия с другими службами или какими-либо государственными структурами в парадигме власти – подчинения. В то же время, подобного рода классифицирование и структурирование необходимо, в частности, для создания единой и непротиворечивой правовой базы учреждения, функционирования и развития негосударственных служб безопасности и всей системы обеспечения национальной безопасности в целом.
В настоящее время, как уже отмечалось, не существует возможности классифицировать элементы системы негосударственных служб безопасности по одному основанию. В то же время, к наиболее значимым элементам этой системы относятся следующие:
-- союзы и фонды, включающие собственно частные охранные предприятия, а также частных детективов и их объединения;
-- обособленные подразделения юридических лиц, созданные для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах учредителя («Аргус», охранно-сыскные ассоциации, «Шериф ЛТД», объединение «Союз независимых служб содействия коммерческой безопасности», Российский союз предприятий безопасности (СРПБ) и др.);
-- службы безопасности юридических лиц с негосударственной формой собственности – «фирменные службы безопасности», работающие только в интересах учредителей;
-- профессиональные объединения (профсоюзы), решающие вопросы взаимодействия работников, работодателей и власти;
-- информационные, информационно-аналитические и консультационные центры, работающие в сфере безопасности, а также российские представительства западных информационных, информационно-аналитических и консультационных компаний;
-- общественные организации ветеранов государственной безопасности и других правоохранительных органов;
-- вспомогательные элементы и организации, учреждения, занимающиеся обслуживанием негосударственной системы безопасности);
-- негосударственные образовательные учреждения по подготовке частных детективов и охранников;
-- негосударственные структуры, специально созданные в качестве механизма согласования интересов деловых кругов и государства с целью осуществления цивилизованной лоббистской деятельности, содействия государственным органам и предпринимательским союза в разработке и реализации законодательства и программ обеспечения безопасности предпринимательства, в создании инфраструктуры защиты прав собственности в России и в борьбе с недобросовестной конкуренцией, и объединенные, преимущественно, на основе системы торгово-промышленных палат;
-- негосударственные организации, созданные в целях содействия государственным правоохранительным органам в обеспечении безопасности личности, государства, объединения усилий в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью, шпионажем, экономическими преступлениями и коррупцией (Консультативный совет при ФСБ России и соответствующие территориальные советы), оказания содействия в обеспечении правопорядка и борьбы с преступностью (Координационный совет при ГУВД Москвы и координационно-методические советы на местах);
-- организации, связанные с проектированием, производством, продажей специального оборудования и специальных технических средств, предназначенных для сбора и защиты информации, а также изготовления спецобмундирования;
-- специализированные юридические и страховые конторы и компании, частный нотариат, адвокатура, третейские суды;
-- печатные и редакционно-издательские органы, специализированные выставки и т.д.
Таким образом, негосударственная система обеспечения безопасности общества наряду с частными охранными предприятиями, частными детективами и службами безопасности включает целый ряд элементов, взаимозависимость и взаимообусловленность функционирования и развития которых настолько сложна и многообразна, что они могут существовать как автономно, так и в тесной связи друг с другом.
Рассматривая сущность негосударственной системы обеспечения безопасности российского общества, необходимо остановиться на следующей проблеме: какие характеристики делают ее сходной с соответствующей государственной системой, и, напротив, что отличает негосударственную систему обеспечения безопасности от соответствующей государственной системы.
Такого рода сравнительный анализ не нов он ранее осуществлен, в частности, А.В. Мурзинцевым в исследовании «Стратегия взаимодействия частных охранных предприятий с органами государственной власти при обеспечении национальной безопасности РФ». Согласно результатам этого анализа, сходство частной детективной и охранной деятельности с правоохранительной деятельностью и контрразведкой состоит в следующем:
эти виды деятельности осуществляются с применением юридических мер воздействия: предупреждения, пресечения, административно-процессуального обеспечения, четко обозначенных в законе;
эти виды деятельности реализуются в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур;
деятельность по охране безопасности возложена на создаваемые, лицензируемые и действующие под жестким контролем со стороны государственных органов частными охранными предприятиями, частными детективами и службами безопасности;
информация, полученная в результате осуществления деятельности частных охранных предприятий, частных детективов, служб безопасности является доказательствами, согласно УПК России;
деятельность частных охранных предприятий, детективных агентств и служб безопасности осуществляется в соответствии с принципами, характерными также для контрразведывательной деятельности: законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конфиденциальность в работе и т.д.
В то же время, сравнительный анализ деятельности, осуществляемой частными детективами, частными охранными предприятиями и службами безопасности и правоохранительной деятельности (контрразведки) позволяет выявить значительное количество отличий, в том числе, сущностных, в характере деятельности. К числу таких отличий относятся, в частности, следующие:
по своему характеру частная детективная и охранная деятельность является предпринимательской, осуществляется на договорной, возмездной основе для получения прибыли;
частная детективная и охранная деятельность осуществляется в интересах индивидуально определенных клиентов;
частная детективная и охранная деятельность по времени и месту ограничена рамками договора, в котором указывается не только содержание и объем услуг, но и ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за их оказание;
лица, которые осуществляют частную охрану и детективную деятельность, не наделены полномочиями должностных лиц правоохранительных органов и в случае превышения полномочий несут ответственность в установленном законом порядке;
частная детективная и охранная деятельность носит превентивный характер и переходит к государственным органам с момента появления признаков подготовки или совершения действия, подпадающего под юрисдикцию соответствующего государственного органа.
Таким образом, специфика частной охранной и детективной деятельности определяется тем, что она представляет собой направленное на предупреждение преступности оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Такое определение понятию частной детективной и охранной деятельности дает и Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В то же время, в указанном законе и теоретических разработках российских юристов бесспорного и однозначного определения частной детективной и охранной деятельности пока еще нет. В теоретических разработках зарубежных авторов также делались попытки определить понятие, например, частной службы безопасности. Так, в соответствии с одним из определений, частная служба безопасности – это работающие частным образом по найму, индивиды и созданные предприятия и организации, оказывающие услуги, связанные с обеспечением безопасности специальной клиентуры, за вознаграждение индивидам и организациям, которые нанимают их с целью защиты частной собственности или интересов от различного рода опасностей.
Очевидно, что это определение позволяет выявить следующее. С одной стороны, частная служба безопасности, подобно государственным правоохранительным органам, осуществляет функции защиты, сыска и устрашения, однако основное различие между ними в том, чьи интересы они обслуживают: государственные или частные. Частная служба безопасности нацелена на защиту частных интересов, в то время как государственная служба безопасности занимается защитой общественных интересов. Однако, на наш взгляд, данное разграничение функций и основанное на такого рода разграничении определение, является несколько условным. В отношении такого разграничение не может не возникнуть вопроса: разве не являются общественные интересы «совокупностью» интересов частных? Весьма затруднительно, как представляется, защищать интересы частного лица, не затрагивая интересов общества, и наоборот: защита общества представляет собой для государства обеспечение прав и свобод его граждан, в том числе, рассматриваемых как совокупность разных людей с их частными интересами (если они не противоречат нормам права данного государства). Таким образом, данное определение, с нашей точки зрения, не отражает сущности частной детективной и охранной деятельности.
В настоящее время не определены и понятия отдельных видов этой деятельности – частного сыска и смешанной охранно-сыскной деятельности. Статья третья упомянутого Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» называет виды частной детективной и охранной деятельности, но четкого их определения не дает.
В словаре С.И. Ожегова термин «сыск» трактуется как «выслеживание и розыск преступников». Но в данном случае такое определение не отражает в полной мере сущность деятельности частного детектива. Исходя из видов сыскной деятельности, дефиницию частной детективной деятельности можно сформулировать следующим образом: это оказание лицензированными предприятиями и отдельными лицами на договорной основе указанных в законе сыскных услуг клиентам в целях защиты их законных прав и интересов.
Термин «охрана» достаточно полно определяется В.П. Мак-Маком и М.Ф. Савелием как «комплекс организационно-технических мероприятий по ограничению доступа и защите определенных клиентом (учредителем службы безопасности) материальных объектов и граждан от противоправных уголовно-правовых и административно-правовых посягательств».
Развивая данное определение, частную охранную деятельность можно определить следующим образом: это коммерческая деятельность частных предприятий, специально учреждаемых для оказания охранных услуг, на основании лицензии выданной органами внутренних дел, посредством охраны имущества предприятий и граждан.
Таким образом, рассмотрение негосударственной системы обеспечения безопасности российского общества большинством исследователей осуществляется в аспекте сравнения частной охранной и детективной деятельности с контрразведкой и деятельностью государственных правоохранительных органов. При этом такое сравнение осуществляется, прежде всего, поверхностно и на основании буквы закона. Несмотря на научную непогрешимость такого подхода, с точки зрения которого сформулированы и приведенные выше определения частной сыскной деятельности и частной охранной деятельности, все же следует признать его некоторую узость и недостаточность для рассмотрения роли негосударственной системы обеспечения безопасности общества в системе национальной безопасности. Без ответа на данный вопрос нельзя полностью понять роль и место государства в регулировании данного вида коммерческой деятельности и возможности внесения элементов саморегулирования о чем пишет В. Шестаков на страницах портала «Хранитель». К более полному рассмотрению этих важных вопросов я подойду в следующей моей статье.
Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038