Сегодня Министерство внутренних дел России разрабатывает комплекс организационно-практических мер по совершенствованию деятельности подразделений милиции. В ближайшем будущем наряду с введением новой формы одежды планируется заменить вооружение, пешие милицейские патрули на мобильные отряды и группы свободного поиска, активнее использовать информационно-телекоммуникационные системы, продолжить создание комплексов мониторинга оперативной обстановки «Безопасный город».Эти комплексы развернуты уже в 49 регионах, используются свыше 72 тысяч установок видеонаблюдения, которые выведены на центры управления нарядами, около 12 тысяч устройств «гражданин - милиция». До 2010 года МВД планирует установить более 12,5 тысячи видеокамер и 3,5 тысячи устройств экстренной связи. На эти цели из местных бюджетов выделяют более 9 миллиардов рублей.

Несомненным подспорьем в решении данных задач является создание центров оперативного управления нарядами, деятельность которых в основе своей строится на использовании технологий мониторинга подвижных объектов. Оперативный дежурный ОВД в режиме реального времени сможет на карте района отслеживать местонахождение каждого конкретного наряда. У него всегда будет детализированный, поминутный отчет о патрулировании, остановках, отклонении от заданных маршрутов. В этой связи представляется целесообразным включение групп быстрого реагирования ЧОПов в единую систему дислокации сил и средств правопорядка по территориальному признаку с обеспечением их средствами связи на волнах работы мобильных милицейских групп и системой контроля местонахождения наряда на обслуживаемой территории. Это позволит минимизировать некомплект патрульных экипажей в каждом конкретном районе и повысит взаимодействие милиции и ЧОПов.

Нельзя исключать возможности вывода дублирующих сигналов тревоги на пульты наблюдения аппаратно-программных комплексов для того, чтобы оперативный дежурный ОВД мог контролировать срабатывание КТС или прохождение сигналов тревоги с объектов, охраняемых ЧОПами и отнесенных к категориям повышенной криминальной опасности. Такая информация позволит не только применять меры оперативного реагирования, но и повысит мобильность при раскрытии преступлений по горячим следам, даст возможность своевременно проводить мероприятия по блокированию территории, недопущению ухода правонарушителей из-под контроля.

Важным элементом взаимодействия должен стать обмен информацией о событиях и фактах, происходящих как на объектах охраны, так и на прилегающей территории. ЧОПы и детективные агентства могут представлять материалы видеоконтроля, фотосъемки и звукозаписи по различным событиям, участниками или свидетелями которых они стали и которые имеют оперативное значение для органов милиции.

Особой проработки требуют вопросы передачи правонарушителей при задержании их сотрудниками негосударственных структур безопасности. Проводимые реформы, на наш взгляд, должны повысить оперативность реагирования мобильных групп по вызовам на объекты охраны ЧОПов, обеспечить быстрое документирование и оформление сотрудниками милиции событий правонарушений и преступлений, совершаемых на объектах охраны и прилегающей территории.

На современном этапе в качестве одного из основных критериев качества развития органов внутренних дел выступает показатель уровня доверия к ним населения. Взаимодействие с общественными организациями негосударственной системы безопасности позволит оперативно информировать население о проводимых органами внутренних дел мероприятиях, формировать положительный имидж российского милиционера и более активно противодействовать фактам коррупции и внеправовых проявлений со стороны сотрудников милиции.

Работа с личным составом, повышение его профессионального уровня, включение в систему оценки работы милиции качественных показателей – вот первоочередные задачи, стоящие перед органами внутренних дел. По мнению первого заместителя министра МВД РФ М.Суходольского, сотрудники милиции должны быть не только первоклассно вооружены и оснащены, но и обучены. А вот с этим, считает генерал, есть проблемы. «С сожалением приходится констатировать, что сегодня профессиональная подготовка личного состава далека от идеальной у многих сотрудников, – отметил Михаил Суходольский. - Процесс обучения зачастую далек от удовлетворительного. Прежде всего необходимо выработать у сотрудников милиции осознание неотвратимости наказания за совершаемые ими правонарушения и преступления. Все эти меры будут более эффективны, если кадровые вопросы, жалобы граждан, правонарушения, проявления коррупции правоохранителей будут рассматриваться на квалификационных коллегиях и комиссиях. Подобные меры достаточно успешно применяются в других правоохранительных системах, например в судебной. И пусть в работе квалификационных комиссий далеко не все совершенно, но в милицейских подразделениях нет ничего, что хотя бы отдаленно напоминало подобные меры. С одной стороны, работа квалификационных комиссий ударит по хамству и коррупции в милицейской среде, с другой – стимулирует безупречную службу подавляющего большинства сотрудников». Но чтобы эти комиссии не стали инструментом внутренних кадровых разборок, а принесли реальную пользу, в них необходимо включить представителей независимых институтов гражданского общества. Только в этом случае можно будет гарантировать объективность при рассмотрении всех вопросов на квалификационных комиссиях.

Ускорена работа Министерства в решении задач по совершенствованию и систематизации законодательства в сфере охраны порядка и безопасности, профилактики правонарушений. В этой связи одним из важнейших представляется Закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», роль и место в этом законе негосударственных структур безопасности.

 Наряду с пакетом законопроектов разрабатываются административные регламенты практически по всем службам и структурным подразделениям, однако и эта работа проводится келейно, а в отдельных случаях проекты, представленные общественности, не соответствуют принимаемым нормативным актам. Сегодня важно разрабатывать законодательные и нормативные акты, которые будут способствовать совершенствованию государственного контроля и развитию всех видов негосударственной правоохранительной деятельности.

Для решения всех этих вопросов необходимо разработать принципиально новую систему информирования общественности о реформах и планируемых результатах их проведения. Аналитики МВД давно говорили о необходимости таких перемен, и сегодня настало время решений, так как критическая масса уже достигла предела.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038