В негосударственной охранной деятельности в большей степени, чем в любой иной, сотрудники сталкиваются с конфликтными ситуациями. Нередко охранник бывает, неправ в своих требованиях, однако ему очень сложно извиниться перед посетителем или клиентом. Почему? На этот вопрос отвечает автор статьи.

 

Служебные конфликты (как, впрочем, и любые другие ссоры), возникающие, чаще всего, просто на «ровном месте», иногда заканчиваются более чем драматично. Доходит и до применения физической силы, а нередко и оружия. Последний конфликт произошел поздно вечером в субботу 4 октября в кафе “Арарат”, в Мытищинском районе Подмосковья. Один из посетителей, 26-летний местный житель, выпивал в компании друзей. Опустошив с приятелями не менее трех бутылок спиртного, молодой мужчина стал буянить. Сотрудники ЧОП, охранявшие кафе, попытались утихомирить его. Один из секьюрити выстрелил из карабина “Сайга” посетителю в ногу. После этого раненого отвезли в больницу. Позже выяснилось, что пуля задела артерию. Посетитель кафе потерял много крови и умер на больничной койке. Все потому, что ни одна из противостоящих сторон не готова остановиться и просить прощения первой.

Бьюсь об заклад, что каждый способен вспомнить и рассказать подобную историю. Собственный опыт лежит в основе или чужой – значения не имеет. Суть – в актуальности проблемы. Вместо того чтобы «зарыть топор войны и раскурить трубку мира», рассорившиеся участники вязнут в затяжном «военном» конфликте.

Довольно часто ситуация осложняется еще и тем фактом, что обе стороны успели в пылу «сражения» наговорить друг другу столько оскорблений и обидных слов, выдвинуть столько контробвинений, что уже сложно сказать определенно, кто виноват в большей, а кто в меньшей степени. Не последнюю роль здесь играет и ставший классикой тактический прием «лучшая защита – это нападение».

Для того чтобы попросить прощения, требуется, как минимум, две вещи. Первая – осознание своей вины. Вторая – публичное признание (любой участник, даже будучи единственным зрителем этого действа, – уже публика).

Как правило, осознание вины приходит довольно быстро. Все мы существа мыслящие, подвергать события анализу и делать логические выводы более или менее обучены. Маяковского в школе проходили. Пусть весьма приблизительно, но, «что такое хорошо» и «что такое плохо», знаем. Плюс, совесть, конечно. Она первой «шепнет», что случайно закуренная сигарета в «весовой категории» значительно проигрывает оскорбленному достоинству персоны даже при исполнении служебных обязанностей.

Но, когда дело доходит до извинений (то есть до публичного признания своей вины), мы испытываем серьезный дискомфорт. Столь серьезный, что довольно часто предпочитаем оставить все как есть, вместо того чтобы выдавить из себя хотя бы скромное «простите». Тому есть три основных причины: гордость, упрямство и страх.

Гордостью, в основном, «болеют» мужчины. Особенно те, что относятся к типу, так называемых, брутальных (ультра-мужественных) представителей пола. Справедливости ради, хочу сразу заметить, что таковых в общей массе – большинство, а в частной охранной деятельности подавляющее большинство. Для таких мужчин признание вины равно признанию в собственной слабости. Признаться в вине женщине – признать себя слабым вдвойне. Как говаривал дедушка Ленин (правда, совсем по другому поводу), это архитипично. Например, у нигерийских мужчин (как, впрочем, и у мужчин многих других африканских стран) вообще не принято извиняться перед кем бы то ни было (а перед женщиной – в особенности). Подобное поведение считается унизительным, позорным и пятнает честь (читай: эго) великого воина. Такая вот национальная африканская особенность.

Упрямство сродни гордости. Возникает оно, когда в равной степени «гордятся» обе стороны или, вернее, степень вины обоих участников конфликта примерно одинакова. Как правило, в этих случаях требуется вмешательство третейского судьи – кого-то из руководителей охраны или администрации объекта, кто бы способен был разрядить обстановку и «разрулить» ситуацию.

Страх – вполне понятное чувство, если признание вины связано с ответственностью за содеянное (виноват – отвечай по полной программе!). Кроме того, многие боятся, что публичное признание может превратиться в «официальное» разрешение для дальнейших упреков. Извиниться, в этом случае, все равно, что добровольно сложить боевое оружие и остаться беззащитным, уязвимым. Многих, к тому же, страшит факт возможной огласки и последующего наказания. А если узнает руководство? Сплетни, насмешки, пересуды коллег… На такое нелегко согласиться.

И гордость, и страх, и упрямство – серьезные психологические барьеры. Основные, но не исключительные. Вполне могут существовать и другие веские причины, удерживающие человека от публичного признания вины. Тем не менее, специалисты советуют не затягивать с извинениями... Плохой мир всегда лучше самой победоносной войны.

Не развязывайте конфликты, учитесь сдерживать свои эмоции, ищите выход из любой ситуации. Извинение самый простой и короткий путь к миру.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038