Классическая теория безопасности требует перед выбором оборудования разработать общую концепцию технической и физической охраны объекта.

В начале необходимо определить основные угрозы, разобраться с направлениями и вероятностями их возникновения, выработать метод противодействия и т.д. Не меньшее значение имеет и техническое задание в котором определяется количественный поток сотрудников через КПП, максимальная загруженность автомобильного и железнодорожного транспорта доставляющего грузы, уровень досмотра, контроля и учета. И только потом возможен переход к подбору конкретного оборудования, необходимого для решения конкретных задач.

Допустим, Вами вся подготовительная работа проделана, концепция разработана и утверждена заказчиком, включая финансовую составляющую, осознана острая необходимость инженерной и технической защиты проходов, их эксплуатационные показатели заданы, и дело подошло к выбору технологического решения и подбору оборудования. 

Основная задача всех оконечных устройств систем контроля доступа — разделение потока пользователей (физических лиц и грузопотоков).

Оградить территорию объекта охраны от непрошеных гостей можно и при помощи бетонного забора с колючей проволокой и полосой отчуждения, о чем было рассказано в предыдущем материале, а вот разделить, например, плотную массу рабочих и служащих, идущих утром на работу, на отдельных людей, да еще не ухудшить пропускную способность проходной — это уже проблема. Проблемой является и обеспечение проезда транспортных средств с контролем и учетом их содержания.

Эти проблемы предназначены решать исполнительные устройства системы контроля доступа.

Задачи, решаемые исполнительными устройствами в комплексе с другими техническими средствами СКД:

  • Санкционированный проход (въезд, выезд) на территорию объекта
  • Разделение потока посетителей
  • Учет рабочего времени и табельный учет, материальный учет грузопотока.
  • Борьба с терроризмом
  • Контроль въезда (выезда) транспортных средств.
  • Недопущение проноса материальных ценностей, взрывчатых и радиоактивных веществ их ввоза на охраняемую территорию
  • Контроль и учет движения материальных ценностей и грузов.

Принцип работы всех перечисленных ниже устройств аналогичен. Устройство устанавливается на линии контроля и оснащается, как правило, считывателями, позволяющими идентифицировать объект и вести автоматический учет его передвижений по охраняемым зонам.

Условно разделим все оборудования на два класса

-         Оборудование для пропуска физических лиц

-         Оборудование въездных проемов 

 

Рассмотрим кратко основные типы используемого оборудования проходных зон.

 

1.      Оборудование для пропуска физических лиц. (турникеты, калитки и т.д.)

1.1 Полуростовые турникеты

Класс полуростовых турникетов наиболее часто используемый на практике. Класс достаточно обширен, в него входят трехштанговые турникеты, роторные турникеты, контролируемые проходные зоны, всевозможные типы калиток и другие ограничителей прохода. Ко всем полуростовым устройствам выдвигается одно обязательное требование. Они должны устанавливаться только в зоне постоянного наблюдения службы безопасности. Несмотря на всевозможные технические ухищрения производителей, через подобные устройства можно перепрыгнуть, под них можно подлезть или на крайний случай перебросить через них какие-либо предметы. 

1.1.1 Трехштанговые турникеты

Трехштанговый турникет, в простонародии «трипод» - наиболее простое и доступное с финансовой точки зрения устройство. Как правило, представляет собой П-образный корпус, на котором под углом закреплен кулачок с тремя брусьями. Между двух брусьев одновременно может находиться только один человек. Да, через полуростовые турникеты можно перепрыгнуть, но как уже говорилось, их устанавливают только на КПП, где круглосуточно дежурит персонал, и турникет находится под постоянным наблюдением сотрудников охраны.

Устройство достаточно простое с технической точки зрения, в большинстве своем лишенное серьезной электроники.

В качестве «изюминки» встречаются турникеты с «ломающимися» штангами. Это нужно в первую очередь для обеспечения быстрой эвакуации в случае внештатной ситуации, что соответствует требованиям пожарного надзора. Российские и итальянские производители делают только механически ломающиеся штанги. Т.е. для того, чтобы открыть проход нужно, чтобы два или три «дюжих молодца» навалились на штангу, в результате чего оттянется пружина и штанга «сломается». В Германии привыкли обходиться без помощи «молодцев», которых, кстати, может и не оказаться. Запатентованное немецкое изобретение позволяет опускать штанги автоматически по сигналу от пульта управления или, например, от панели пожарной сигнализации. 

1.1.2 Роторные турникеты

Полуростовые турникеты роторного типа хорошо нам известны по советским временам — они в большом количестве стояли на проходных заводов, институтов и т.п. и назывались «вертушками».

Принцип работы прост. Колонна, на которой закреплены 3 или 4 вращающиеся лопасти. Пользователь проходит в пространстве между двумя лопастями. Втиснуться в межлопастное пространство вдвоем можно, но это не поможет, т.к. также как и триподы данные турникеты должны быть под постоянным наблюдением охранника.

Материал, из которого делают створки, может быть различным — от изогнутых металлических труб до тонированного закаленного стекла с металлическими или деревянными поручнями и ручками. Основное видимое различие в моделях разных производителей — дизайн и толщина колонны. Кто-то может спрятать мотор в колонну сто сорок миллиметров, а кто-то только в двести двадцать. 

1.1.3 Контролируемые проходные зоны

Есть еще один «хорошо» знакомый по «старым» временам — автоматические проходные или как их еще называют — контролируемые проходные зоны. Даже судя по названию понятно, что данное решение специально разработано для больших потоков посетителей. Основной плюс данного оборудования - самая высокая пропускная способность из всех существующих моделей. Минус — турникет громоздкий, он требует много места для инсталляции. С турникетами подобного типа москвичи до сих пор каждый день сталкиваются в метро. В Европе выпускаются модели с различными типами створок, различным дизайном корпуса. 

1.2.Вторым типом турникетов являются полноростовые турникеты

Полноростовые системы в основном используются для работы на улице. В своем большинстве — это достаточно некрасивые награмождения металла, состоящие из стальной рамы, вращающейся центральной колонны со штангами и ограждения. Выпускают множество модификаций — на один или два прохода, с прямыми или закругленными штангами, целиком из полированной «нержавейки» или крашенные, есть модели с дополнительной крышей с освещением и дренажом. Ряд производителей имеет в своем ассортименте модели со стеклянными боковыми панелями и штангами, выполненными из прочного пластика.

Принцип действия подобных турникетов примерно одинаков. Пользователь поднес карточку. Если у него есть на это право, турникет разблокируется. Вручную (если нет встроенного двигателя) турникет проворачивается и пользователь, пройдя между створок, оказывается внутри охраняемой территории. Если есть встроенный двигатель, то турникет автоматически инициализирует движение после того, как получит разрешающий сигнал от системы контроля доступа и пользователь его «легонько» подтолкнет, инициализировав проворот. Одновременно можно пройти только одному человеку и только в одном направлении. Пройти в это же время в другом направлении мешает специальная конструкция, препятствующая проходу в обратном направлении.

У немцев есть очень интересное и полезное ноу-хау. Электроника позволяет отслеживать положение человека в турникете. Пока человек не прошел позицию, которая позволяет ему выйти на противоположную сторону, он может повернуть турникет в обратную сторону и пойти назад. У итальянских, английских и российских производителей позиция другая. Пошел, значит должен пройти — обратного пути нет.

И еще есть специальная модель, позволяющая вместе с человеком провезти через турникет велосипед, а также модель с интегрированной дверью. Интегрированная дверь — очень полезное изобретение, например, если нужно провести тележку или организовать эвакуацию персонала, что для предприятия принципиально важно. 

1.3.Третьим типом проходов являются автоматические двери

Автоматически двери тоже нашли достойное применение в системах доступа предприятия. Автоматическая дверь с пулестойким стеклом, оборудованная считывателями, датчиками контроля положения человека и даже весовой системой,с успехом ограничивает доступ на объект, разделяет поток и, кроме того, выполняет функции обычных дверей — защищает фойе от холода и придает фасаду объекта, например офисного здания, соответствующий внешний вид.

Входные двери могут быть роторные (вращающиеся створки) или раздвижные (цилиндр с двумя створками на входе и двумя на выходе.

К сожалению, данное решение пока используется в России только в крупных торговых центрах, но многие европейские компании, открывающие офисы в России, останавливаются на роторных дверях и тем самым прививают на нашей почве хороший стиль.

 

1.4. Четвертым типом проходов являются шлюзовые кабины

Шлюзовая кабина – это устройство, состоящее из 2-х дверей, которые открываются последовательно. Автоматический режим работы шлюза проиллюстрирован на рисунке.

 

Рис. Порядокавтоматического функционирования шлюзовой кабины

 

 

Одновременное открытие 2-х дверей возможно только в режиме экстренной эвакуации. Существует три основные разновидности шлюзовых кабин:

  • шлюзовая кабина с распашными дверьми, оснащенными различными типами устройств - от доводчиков, электромагнитных или электромеханических замков до сложных электроприводов,
  • шлюзовые кабины с раздвижными дверями,
  • шлюзовые кабины с вращающимися створками.

Существуют еще модели со складывающимися створками, с поворачивающимися створками и др.

Шлюзовые кабины изготавливаются из пулестойких или устойчивых к пробиванию материалов и проходят сертификацию на соответствие данным нормам.

В шлюз могут быть установлены различные типы дополнительных устройств — считыватели, переговорные устройства, контактные маты, системы взвешивания различных типов (от одно диапазонных, выдающих сигнал тревоги, когда вес выходит за ранее установленный диапазон, до полноценных весовых систем, которые взвешивают весь шлюз целиком и выдают в систему контроля доступа точный вес находящегося в кабине пользователя), металлодетекторы, детекторы гама-излучения и взрывчатых веществ и др.

Критерии выбора количества и типа турникетов

Один из важных параметров, влияющих на выбор типа и количества оборудования - пропускная способность турникета. Исходя из данного параметра и оценки пиковой нагрузки системы, рассчитывается необходимое количество единиц техники.

Например, на заводе работает 3000 человек, в 2 смены, т.е. утром в течение 15-20 минут через проходную должно пройти до 1500 человек. Максимальная пропускная способность трипода — 20 человек в минуту, т.е. один трипод способен пропустить до 400 человек в течение 20 минут. Поделив 1500 на 400, получаем, что данному предприятию необходимо установить минимум 4 трипода. Для роторного турникета подобный расчет даст цифру 5.

Таким образом, мы получаем минимальное число турникетов, которое необходимо установить на объект. После этого, сделав эскизный проект и расставив турникеты, мы поймем, какое физическое пространство мы перекрываем. Незакрытые метры закрываются при помощи ограждения. Если места не хватает, то нужно переходить к другому типу турникетов.

При проектировании пропускной зоны необходимо обдумать такой важный вопрос, как пути эвакуации. Что будет, если на объекте появится необходимость проведения экстренной эвакуации? Нередко пути эвакуации проходят через проходную, и в этом случае необходимо предусмотреть возможность автоматического или ручного перехода системы в режим бесконтрольного пропускания больших потоков людей. Эта функция, кстати, будет полезна и для провоза крупногабаритных грузов.

В качестве решений можно предложить использовать автоматические калитки, ограждение «антипаника» (которые снимаются и освобождают достаточно широкий проход) и автоматически падающие штанги (откидывающиеся по сигналу от пульта охраны, панели сигнализации или при

 

 Пропускная способность различного типа оборудования рассчитывается по приведенной таблице 

 

 

Трехштанговые турникеты

Роторные турникеты

Контролируемые проходные зоны

Полноростовые турникеты

Автоматические двери

Шлюзовые кабины

Пропускная способность, человек в минуту

15-20

11-16

20-25

11-16

7-10

5-6

 

Важный технический параметр - наработка на отказ. Эта характеристика позволяет получить число проходов, которое может обслужить данная единица техники за свою «жизнь». Для российской техники, эта цифра порядка миллиона. Зарубежные производители данную характеристику вообще игнорируют, т.к. во-первых, подобного параметра у них нет, а во-вторых, о качестве у них принято судить по наличию сертификата, а не по какой-то непонятной величине, которую непонятно кто и как получает.

И, конечно же, еще один важный критерий выбора оборудования — внешний вид и соответствие дизайна турникета дизайну проходной. У многих производителей турникетов достаточно широкий выбор вариантов исполнения и отделки оборудования. От покраски во все цвета радуги, до нержавеющей стали и отделки деревом. Некоторые изготовители готовы пойти на индивидуальный дизайн и изготовить конструкцию специально для данного типа заказчика. 

Управление исполнительными устройствами

Все перечисленные устройства могут работать в 2-х режимах — ручном и автоматическом. При ручном управлении охранник или оператор путем нажатия определенной клавиши на панели управления разрешает доступ того или иного сотрудника на объект.

В автоматическом режиме устройство работает без вмешательства человека, но в связке с контроллером системы контроля доступа.

Как правило, исполнительное устройство имеет достаточно «серьезную» электронику, которая обеспечивает работу устройства по заранее заданным алгоритмам при поступлении сигналов от внешних контроллеров СКД. К сожалению, не все производители выпускают полноценную плату управления, который позволяет интегрироваться в существующую систему.

Например, кроме команд управления, подаваемых на исполнительное устройство («однократный вход», «однократный выход», «заблокировать», «разблокировать» и т.д.), плата управления должна выдавать сигналы состояния и сервисные сигналы («осуществлен однократный вход», «осуществлен однократный выход», «готов», «попытка несанкционированного входа», «открыт корпус блока управления» и т.д.). Без данных сигналов, т.е. без обратной связи, невозможно построить сколько-нибудь серьезную систему контроля доступа. Например, контроллер и система в целом должна четко знать, после считывания карточки был осуществлен проход или нет. От этого зависит алгоритм дальнейшей работы всей системы.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038