В охранной и правоохранительной деятельности используется такое понятие, как «специальные средства». В настоящее время ни один нормативный правовой акт определения данной категории не содержит, в связи с чем необходимо проанализировать внутреннюю сущность данного понятия в контексте сравнения его с оружием.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» под оружием понимаются предметы и устройства, КОНСТРУКТИВНО предназначенные для поражения живой и иной цели, подачи сигналов. Таким образом, именно конструктивное предназначение делает оружие оружием. Но в таком случае возникает вопрос: какое имеют конструктивное предназначение отнесенные к специальным средствам (но не оружию) палки резиновые отечественного производства?

Вывод однозначный – палки резиновые предназначены исключительно для поражения живой и иной цели. То есть, в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» должны быть отнесены к категории «оружие».

Однако на практике это совершенно разные категории с различным правовым статусом. В этом случае возникает необходимость выяснить особенности такой категории, как «специальные средства».

Термин «специальные средства» включен в ряд федеральных законов и постановлений правительства РФ и определяет порядок и условия их применения, а также их перечень. При этом наряду с применением специальных средств в указанных нормативных правовых актах определяется и порядок применения оружия (гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового).

В то же время, зачастую перечень разрешенных к применению специальных средств включает в себя вполне самостоятельную категорию – средства индивидуальной защиты. Но объединение в одном термине двух разнородных категорий с правовой точки зрения является не вполне корректным. В частности, лица, применяющие специальные средства обязаны перед их применением предупредить лицо, в отношении которого они намерены специальные средства применить. Поскольку средства индивидуальной защиты отнесены к специальным средствам, то законодательное закрепление обязательности предупреждения применительно к ним выглядит по меньшей мере комично. Поэтому средства индивидуальной защиты вынесем за скобки данной темы.

В чем отличие в применении оружия от применения специальных средств?

На мой взгляд, это отличие заключается в том, что специальные средства предполагают более широкий спектр воздействия на правонарушителей, а также меньшие ограничения при их применении. В связи с чем специальные средства предполагают более широкий спектр воздействия?

В первую очередь это связано с последствиями применения специальных средств. Конструкция специальных средств не предполагает возникновения необратимых последствий в результате их применения, если это применение осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом. В то же время возможность возникновения необратимых последствий в результате применения оружия (гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, служебного, боевого ручного стрелкового) значительно выше. Именно последствия определяют область применения специальных средств и оружия. Чем более тяжкие последствия могут возникнуть в результате применения того или иного средства воздействия, тем более жесткие ограничения устанавливаются на применение данного средства. Следует отметить, что причинение смерти в результате правомерного применения специальных средств фактически исключается. В то же время смертельный исход в результате применения оружия является вполне вероятным последствием.

То есть, несмотря на то, что и специальные средства, и оружие (гражданское, служебное и боевое ручное стрелковое) конструктивно предназначены для поражения живой и иной цели, последствия их применения отличаются существенно.

Именно поэтому, как правило, специальные средства не применяются в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а оружие не применяется в отношении женщин.

Следующим положением, требующим анализа, является наличие противоречия двух нормативных правовых актов, обладающих одинаковой юридической силой.

В данном случае в качестве объекта исследования возьмем Федеральный закон от 17.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Согласно статье 15 Федерального закона «О ведомственной охране» в качестве специальных средств работниками ведомственной охраны может применяться СЛЕЗОТОЧИВЫЙ ГАЗ. Статья 3 Федерального закона «Об оружии» указывает, что к гражданскому оружию самообороны относятся: газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, МЕХАНИЧЕСКИЕ РАСПЫЛИТЕЛИ, АЭРОЗОЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ УСТРОЙСТВА, СНАРЯЖЕННЫЕ СЛЕЗОТОЧИВЫМИ ИЛИ РАЗДРАЖАЮЩИМИ ВЕЩЕСТВАМИ, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

То есть один закон указывает на то, что слезоточивый газ является специальным средством, а другой закон утверждает, что механические устройства, снаряженные слезоточивыми веществами, отнесены к гражданскому оружию самообороны.

Это не просто разные термины, это различный режим применения. Если слезоточивый газ (устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами) является гражданским оружием самообороны, то режим его их применения (ст. 24 закона «Об оружии») предполагает его применение в состоянии необходимой обороны (ст. 37 УКРФ) или крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). В то же время, если слезоточивый газ является специальным средством, то режим его применения определяется ст. 15 закона «О ведомственной охране» и к перечисленным состояниям добавляет причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ч. 4 ст. 15 — при задержания лиц, ЗАСТИГНУТЫХ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ или административного правонарушения на охраняемых объектах, ЕСЛИ УКАЗАННЫЕ ЛИЦА ПЫТАЮТСЯ СКРЫТЬСЯ либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны), что в соответствии со ст. 38 УК РФ является одним из обстоятельств, исключающих преступность деяния.

При противоречии двух нормативных правовых актов, имеющих одинаковую юридическую силу, применяются положения нормативно-правового акта, содержащего более специальные нормы.

Безусловно, Федеральный закон «О ведомственной охране» регулирует более специфичные отношения, связанные с деятельностью исключительно ведомственной охраны. То есть предметом правового регулирования является исключительно деятельность ведомственной охраны. Федеральный закон «Об оружии» регулирует отношения, связанные с оборотом оружия более широкого круга лиц, в том числе частично и работников ведомственной охраны.

Исходя из этого Федеральный закон «О ведомственной охране» содержит более специальные нормы, вследствие чего для работника ведомственной охраны (при исполнении ими должностных обязанностей) слезоточивый газ является специальным средством с соответствующим (более широким) режимом применения. Для иных граждан Российской Федерации слезоточивый газ является гражданским оружием самообороны и режим его применения определен Федеральным законом «Об оружии».

Далее следует отметить, что термин «специальные средства» присутствует в нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения, связанные с охранной либо правоохранительной деятельностью и определяющих правовой статус специальных субъектов.

То есть данный термин неразрывно связан с наличием специального правового статуса – «сотрудник полиции», «работник ведомственной охраны», «частный охранник» и иные. Следовательно, граждане Российской Федерации, не обладающие специальным правовым статусом, не имеют правовых оснований для приобретения и использования специальных средств (хотя имеют полное право приобретать на законных основаниях те же устройства и предметы, только называемые по-другому – в одних случаях гражданским оружием самообороны, в других — «средством выбивания пыли из ковров», в-третьих – «защитной одеждой»).

Специальный правовой статус предполагает существование определенных должностных обязанностей, направленных на реализацию общественно значимых целей, в частности, мероприятий по защите интересов третьих лиц. Именно для достижения этих целей государство наделяет специальных субъектов правом действовать в интересах третьих лиц и предоставляет для реализации данных полномочий определенный инструментарий – применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Граждане Российской Федерации в первую очередь используют оружие в целях самообороны, в связи с чем их действия в интересах третьих лиц не являются приоритетными. Таким образом, режим применения оружия гражданами Российской Федерации в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, указанных статьей 24 Федерального закона «Об оружии», в полной мере соответствует цели по защите собственных жизни, здоровья и собственности.

В то же время субъекты, обладающие специальным правовым статусом, наделяются большими правами в части реализации мер принуждения, что обусловлено стоящими перед ними целями и задачами. И для реализации этих целей и задач государство предоставляет возможность использования более широкого инструментария, в том числе специальных средств.

При этом следует обратить внимание, что действующее законодательство, в сфере частной охранной деятельности, либо в сфере ведомственной охраны не совершенно и нуждается в некоторой коррекции. На мой взгляд, в частности, следует скорректировать положения, связанные с применением искровых разрядников и электрошоковых устройств.

Законодательство в сфере ведомственной охраны делает робкие попытки перевести электрошоковые устройства в разряд специальных средств. В данном случае раздел II «Нормы обеспечения специальными средствами, видами, типами и моделями служебного огнестрельного оружия, патронами к нему» Постановления Правительства РФ от 30.12.1999 № 1436 указывает, что ведомственной охраной приобретаются специальные средства и индивидуальные средства защиты: устройства, снаряженные слезоточивыми раздражающими средствами, палки резиновые, наручники, ЭЛЕКТРОШОКОВЫЕ УСТРОЙСТВА, жилеты и шлемы защитные и индивидуальные средства защиты приобретаются из расчета обеспечения работников суточный смены (караула), группы по охране грузов, группы сопровождения грузов.

Несмотря на то, что данная норма ничтожна в силу того, что юридическая сила закона выше, чем юридическая сила подзаконного акта (Постановления Правительства РФ № 1436), тенденция понятна – законодательство в сфере ведомственной охраны предполагает изменение правового статуса электрошоковых устройств с «оружие» на «специальное средство». Хотя для реализации этого положения требуется изменение Федерального закона «О ведомственной охране», что представляется делом весьма сложным.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об оружии» механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, … имеют право приобретать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, без получения лицензии. Указанное оружие регистрации в подразделении лицензионно-разрешительной работы не подлежит. Требования по его хранению законодательно не закреплены. Количество приобретаемого оружия не ограничено. Такой свободный режим приобретения и хранения обусловлен тем, что данная категория оружия благодаря конструктивным особенностям не представляет значительной общественной опасности и их применение, как правило, не влечет тяжких последствий.

В силу данного обстоятельства представляется целесообразным для субъектов, обладающих специальным правовым статусом, разрешенное к использованию гражданское оружие самообороны перевести в категорию специальных средств. Аргументы в пользу данного тезиса изложены выше.

Естественно, что реализация данных предложений возможна лишь субъектами законодательной инициативы, но не исключено, что тема может стать актуальной, достойной их внимания.

Подводя итог данной теме можно сказать, что специальные средства – это устройства и предметы, как находящиеся в свободном обороте, так и ограниченные в обороте (в том числе, отдельные устройства и предметы, относящихся к оружию согласно Федеральному закону «Об оружии»), право на применение которых в качестве специальных средств предоставлено федеральным законодательством субъектам, обладающим специальным правовым статусом, при исполнении ими служебных обязанностей.

Безусловно, формулировка может быть иной, но суть её остается неизменной – связь со специальным правовым статусом.

Приглашаю коллег к обсуждению.

Специалист по учебно-методической работе НЧОУ ДПО «Гранит» Василий Страхов (г.Екатеринбург)

Автор статьи хотел бы отметить, что в её подготовке существенную помощь оказывал Александр Колясинский (заместитель председателя ЦС УПК РОСС, председатель научно-педагогического совета НОУ СПО «Школа спецподготовки «Витязь») чьи замечания были учтены и приняты как обоснованные, хотя есть и ряд разногласий по этому вопросу, на которых, возможно, Александр Зигмундович заострит свое внимание в ходе обсуждения этой темы.


Источник: http://cs-nou.ru/376-vasilij-strakhov-k-voprosu-o-sootnoshenii-oruzhiya-i-spetsialnykh-sredstv