Трагические события в учебных заведениях, в учреждениях и на улицах Америки заставили Президента США выступить с рядом мер по сокращению вооруженности населения, эти предложения разработаны комиссией вице-президента Джо Байдена, которому глава Белого дома поручил разработку переченя мер, принятие которых необходимо для предотвращения подобных случаев.  

Итогом работы комиссии, возглавляемой Джо Байденом, стал список мер — его представил президент Обама. Ключевыми из них, как следовало из высказывания Обамы, стали инициативы, выполнение которых невозможно без одобрения со стороны Конгресса. Помимо поручений законодателям, президент также объявил о подписании ряда распоряжений, не требующих согласия со стороны Палаты представителей и Сената. 

Сам Обама прекрасно отдает себе отчет в том, что в одиночку он может далеко не так много, как ему хотелось бы. В день, когда в «Сэнди Хук» произошла бойня, он пообещал согражданам принять меры, чтобы предотвратить повторение подобных событий. Позже, отвечая на петицию избирателей, президент подчеркнул, что нуждается в их поддержке. По его словам, американцы, если они действительно хотят изменений, должны постоянно требовать действий от своих представителей в Конгрессе. Эти же слова Обама повторил и на пресс-конференции в среду. 

И вот реакция не заставила себя ждать. Инициативы президента вызвали недовольство со стороны владельцев оружия и представителей национальной стрелковой ассоциации. По их мнению, они затронут только законопослушных граждан и никак не помогут защитить население от немотивированного насилия. 

Оружие — важнейший элемент экономики США: в начале января 2013 года агентство Bloomberg выяснило, что за пять лет Вашингтон направил оружейникам субсидии на сумму в 49 миллионов долларов. 

Сегодня в США рекордный спрос на оружие привел к дефициту в магазинах, пишет USA Today. Американцы, опасаясь ограничений на распространение огнестрельного оружия, начали массово пополнять его запасы. В результате стало сложно достать самые распространенные товары, как, например, патроны 22-го калибра. Кроме того, за последний год цены на оружие в некоторых магазинах выросли более чем в два раза. В ряде случае владельцы магазинов установили ограничения на количество товара, которое может приобрести один покупатель. 

Национальный фонд стрелкового спорта объясняет повышенный спрос ростом популярности стрельбы как вида спорта, охоты, а также использования оружия для самообороны. Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных США сообщила, что количество заявок на получении лицензии на охоту выросло с 2006 по 2011 год на девять процентов. До этого спрос на лицензии неизменно падал в течение 25 лет. Глава национальной ассоциации стендовой стрельбы и ассоциации стрельбы по летящим мишеням Майкл Хэмптон (Michael Hampton) заявил, что количество членов каждой из организаций составляет до четырех миллионов человек и растет на три-пять процентов ежегодно. 

Между тем в магазинах утверждают, что рекордный спрос обеспечивают вовсе не спортсмены, а владельцы оружия, которые пополняют свои запасы, опасаясь запретов или роста налогов. Продавцы отмечают, что продажи пошли в гору вскоре после переизбрания на пост президента Барака Обамы, чья администрация считается противником широкого распространения оружия, а резкий скачок произошел на фоне активных общественных дискуссий по этому вопросу. 

Продажа оружия в США регламентируется, однако строгость этого регламента разная и зависит от конкретного штата. В большинстве случаев оружие может купить любой совершеннолетний человек без психических заболеваний, судимости или зарегистрированной склонности к насилию. В особую категорию (Class III firearms), впрочем, в США выведено автоматическое оружие (производителям штурмовых винтовок, кстати, досталось 19 из 49 миллионов помощи). Для его покупки необходимо оформить лицензию в Бюро алкоголя, табака и огнестрельного оружия (Bureau of Alcohol, Tobacco and Firearms, BATF), сдать отпечатки пальцев и заплатить налог в 200 долларов. При этом к продаже допускается лишь автоматическое оружие, изготовленное и зарегистрированное до 1986 года. наибольшей популярностью в США пользуются. 

Пистолеты и револьверы 

По данным издания How Stuff Works, которое ссылается на министерство юстиции США, пистолетами и револьверами владеют примерно 58 процентов жителей страны. National Shooting Sports Foundation, в свою очередь, оценивает продажи короткоствольного оружия примерно в тридцать процентов от всего американского оружейного рынка. Еще по трети приходится на длинноствольное оружие и боеприпасы. 

Однозначного лидера среди короткоствольного оружия в США назвать сложно. По данным опроса, проведенного на портале USA Carry, наибольшей популярностью у американцев пользуются пистолеты Ruger LCP, Glock 19, 23, 26 и 27, а также различные версии армейского пистолета Colt M1911A1. Среди револьверов самыми «горячими» считаются модели Smith & Wesson. 

Ружья 

Если пистолет относится к «скрытому оружию», которое американцы носят с собой на улице и хранят в бардачках машин или ящиках столов, то ружьям самое место дома, под прилавком магазина или на охоте. 

Среди доступного для граждан оружия дробовики обладают наибольшим останавливающим действием. Безусловным лидером среди такого оружия является помповое ружье Remington Model 870. Как отмечается на сайте производителя, с момента запуска модели в 1950 году компания продала свыше 10 миллионов таких ружей. В 2009 году модель признали наиболее успешным дробовиком в истории. Model 870 выпускается в нескольких вариантах под разные калибры. Магазин дробовика вмещает от трех до восьми патронов. 

Для охотников останавливающей силы недостаточно — им нужна еще высокая убойность на достаточном расстоянии. Одним из самых популярных ружей в категории, как отмечает How Stuff Works, является линейка ружей Thompson/Center Arms Encore 209x.50 Magnum, заряжаемых с казенной части ствола. При длине ствола в 66 сантиметров начальная скорость пули достигает 671 метра в секунду. Такие ружья могут оснащаться оптическими прицелами и имеют убойную дальность свыше 180 метров. 

Любопытно, что лидером продаж оружия в США в 2012 году, по данным крупнейшей сети оружейных интернет-магазинов в мире Bud’s Gun Shop, стали винтовки Мосина 1891/30 калибра 7,62 миллиметра. Эти винтовки обладают дальностью стрельбы в два километра и использовались советскими снайперами в годы Второй мировой войны. В интернет-магазине «мосинки» продавались за 129 долларов, при этом в СССР их перестали выпускать в 1965 году. 

Штурмовые карабины и винтовки 

Штурмовые винтовки и карабины (винтовки с укороченным стволом) обладают высокой убойностью и дальностью стрельбы. Таким образом, они вполне подходят для охоты или стрельбы в тирах, но не для самообороны — из-за низкого останавливающего действия. 

Бесспорным лидером на рынке штурмового оружия в США, как отмечает The New York Times, является винтовка AR15. Винтовку разработала компания ArmaLite для вооруженных сил США, однако из-за финансовых сложностей права на модель продали компании Colt. Та стала выпускать модель под маркой M16. В 1963 году Colt запустила полуавтоматическую версию для гражданского рынка под маркой AR15. Сейчас модель выпускают несколько компаний, в том числе Bushmaster, ArmaLite, Colt и Rock River Arms. AR15 рассчитана на стандартный патрон НАТО калибра 5,56 миллиметра, обладает прицельной дальностью в 500-600 метров при начальной скорости пули в 975 метров в секунду. 

Вторую строчку по популярности (а если верить Bud’s Gun Shop, то первую) среди штурмовых винтовок на американском рынке занимают различные полуавтоматические копии советского автомата Калашникова. Для американского рынка их выпускают, в частности, в Румынии и Венгрии. Между тем АК давно завоевал звание самого популярного автомата и, возможно, самого распространенного стрелкового оружия в мире. В общей сложности АК и его копии разошлись тиражом свыше 100 миллионов единиц. 

Какие последствия ждут американцев, покажет время. А мы пока сокращаем вооруженность наших структур охраны, передавая добровольно оружие государству или отказываясь от него. Сегодня по оценкам экспертов НСБ, которое прозвучало на Всероссийском совещании «Стратегия НСБ 2020», только одна из десяти охранных организаций имеет сегодня на вооружении служебное оружие.  

При подготовке статьи использовались материалы американских и российских СМИ