Мы спорили о смысле красоты, И он сказал с наивностью младенца: - Я за искусство левое. А ты? За левое, но не левее сердца. Эти строки Василия Федорова я вспомнил, прочтя статью С. Хмелева «Капкан для охраны».  Каждый день мы с кем-то спорим, кому-то что-то доказываем. Есть ли в этом смысл? Если задуматься, кто из нас и как часто менял свое мнение на противоположное в результате какого-либо спора? А для аргументации, почему стороны не желают обращаться к Закону и нормативно-правовым актам.

Сергей Олегович Хмелев пишет; «В течение года охранное сообщество добровольно передало имеющееся оружие государству с надеждой на встречное понимание со стороны органов внутренних дел и лояльность исполнительной власти при добровольном отказе от собственности на оружие». Добровольно?

Поправки в закон «Об оружии» внесенные Федеральным законом №272 исключили частные охранные организации из числа субъектов, имеющих право приобретать служебное оружие (за исключением моделей под патрон травматического действия). Таким образом, служебное оружие, находящееся в собственности охранной организации с момента вступления поправок в силу перешло в разряд имущества, на которое утратило права собственности. Согласно пункта 2 статьи 235 ГК, в отношении данной категории имущества допустимо принудительное его изъятие у собственника. А кому это надо?

Согласно 238 статьи ГК «Если … в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года». Отказ от права собственности регламентируется статьей 236 ГК. «Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.». Например, фразой «отказывается от право собственности с целью дальнейшего получения его в бессрочное пользование в соответствии со ст. 14 ФЗ №272-ФЗ от 22.12.08 и ст. 238 ГК».  Может быть это добровольно?

Основанием заключения Договора на пользование оружием является норма статьи 14 Федерального закона № 272. Ее реализация требует соответствующего обращения в орган внутренних дел в форме заявления. Отказать частной охранной организации в выдаче во временное пользование оружие, переданное безвозмездно в федеральную государственную собственность (оперативное управление органов внутренних дел) теоретически не могут. Более того положение 14 статьи Федерального закона № 272 можно расценивать, как возложение на органы внутренних дел обязанности к заключению договора. В этом случае теоретически должна применяться норма статьи 445 ГК «Заключение договора в обязательном порядке». В противном случае, сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.» При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 124 установлены основания для отказа в выдаче служебного оружия во временное пользование:

а) приостановление действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности либо иное ограничение (запрет) на деятельность частной охранной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) недостоверность сведений, указанных в заявке, либо несоответствие количества заявленного для получения служебного оружия установленным нормам обеспечения.

Решение органа внутренних дел об отказе в выдаче служебного оружия во временное пользование может быть обжаловано частной охранной организацией в установленном порядке. Орган внутренних дел заключает с каждой частной охранной организацией, в отношении которой принято решение о выдаче служебного оружия во временное пользование, соответствующий договор, к которому прилагаются расчеты расходов органа внутренних дел, связанных с приобретением, хранением и транспортированием указанного оружия, а также платы за временное пользование этим оружием.

Сложно спорить с посылом статьи Хмелева о том, что; «В настоящее время, в связи с необходимостью аренды оружия, на местах проводится работа по подписанию предложенного МВД договора о выдаче во временное пользование служебного оружия. В соответствии с п. 8.1 предложенной формы договора, настоящий договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами (т.е. частным охранным предприятием и территориальным органом внутренних дел) и действует до окончания срока действия разрешения на хранение и использование оружия. И именно здесь возникает много вопросов и опасений». Риски и угрозы в бизнесе существуют всегда, так как процессы протекают в условиях неопределенности. Но насколько опасен данный постулат Договора? Если посмотреть Приказ МВД России от 26 июля 2012 г. № 724  то он дает рекомендуемую форму договора, которая может корректироваться сторонами в соответствии с действующим законодательством.  Хочу напомнить,  статью 606 ГК. Договор аренды «По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Срок действия договора определяется ст.610 «Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному». Таким образом, арендодатель может заключить договор пользования оружием только на срок действия разрешения и не более того. Необходимо учитывать, что срок действия разрешения 3 года. В данном случае необходимо своевременно продлевать как разрешение на хранение, так и договор аренды. Лишение охранной организации разрешения на хранение оружия ведет к автоматическому расторжению договора аренды и изъятию оружия. В таком случае все обязательства по безвозмездном использовании утрачивают свою силу. Аналогично будет происходить и при сдачи оружия при превышении лимитов пользования. Рассчитывать на устные договоренности или как пишет автор статьи «на встречное понимание со стороны органов внутренних дел и лояльность исполнительной власти» не стоит. Об этих коллизиях мы писали еще в процессе обсуждения 272-ФЗ и они понятны для всех кто отслеживает изменения в законодательстве об оружии.

Полностью не могу согласиться с тезисом о том, что «в качестве дополнительной аргументации используется тот факт, что в распоряжении охранных предприятий могут быть только 2 вида оружия: МР-71 и карабин Сайга 20СВ. Но практически пистолет МР-71 - это тот же самый ИЖ 71 только с другой маркировкой и другой ценой».

Во-первых, Федеральный закон "Об оружии", регулируя отношения, возникающие при обороте служебного оружия на территории Российской Федерации, в статье 4 устанавливает, что к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Статья 5 определила порядок оборота ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, определяется Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации во исполнение требований Федерального закона приняло ряд постановлений. В частности, приложение N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 установлено что в перечень вооружения охранника включены Сертифицированные в установленном порядке в качестве служебного оружия:

а) пистолеты и револьверы отечественного производства;

б) ружья и карабины гладкоствольные длинноствольные отечественного производства.

2. Сертифицированные в установленном порядке в качестве гражданского оружия:

а) огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства;

б) газовые пистолеты и револьверы отечественного производства;

в) механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми веществами, разрешенными к применению компетентным федеральным органом исполнительной власти;

г) электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Минздравсоцразвития России.

3. Сертифицированные в установленном порядке:

а) патроны к служебному оружию отечественного производства;

б) патроны к гражданскому оружию травматического, газового и светозвукового действия, соответствующие нормам Минздравсоцразвития России.

Видим что перечень оружия достаточно широк. Даже в качестве короткоствольного сертификаты служебного получили пистолеты и револьверы:

 

Тип оружия

Название

Производитель модели

Город

Револьвер

ДОГ-1

Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот"

Вятские Поляны

Револьвер

РСА

Златоустовский машиностроительный завод (ЗМЗ)

Златоуст

Револьвер

Р-92С

Конструкторское бюро приборостроения (КБП)

Тула

Револьвер

У-94С

Конструкторское бюро приборостроения (КБП)

Тула

Револьвер

РСЛ-1

Кировский завод "Маяк"

Киров

Пистолет

МР-71

Ижевский механический завод

Ижевск

Пистолет

МР-71-100

Ижевский механический завод

Ижевск

Пистолет

П-96С

Конструкторское бюро приборостроения (КБП)

Тула

Пистолет

ОЦ-21

ЦКИБ

Тула

Карабин

ПКСК

Златоустовский машиностроительный завод (ЗМЗ)

Златоуст



 

 

О многих марках мы рассказали в нашем разделе Оружие, например http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=4090

Подробнее можно ознакомиться в Государственном кадастре гражданского и служебного оружия и патронов к нему который является официальным сборником, содержащим систематизированные сведения о гражданском и служебном оружии и патронах к нему, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации.

Кадастр издается на основании перечня моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему, сведения о которых вносятся в Кадастр и исключаются из Кадастра, утверждаемого ежеквартально Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Что касается служебного пистолета Ижевского механического завода МР-71, то нет необходимости заниматься гаданием, достаточно зайти на официальный сайт завода  http://baikalinc.ru/ru/company/open/weapon.html  и увидеть, что проведен ребрендинг (англ. rebranding — комплекс мероприятий по изменению бренда (как компании, так и производимого ею товара), либо его составляющих: названия, логотипа, визуального оформления, с изменением позиционирования). Нет больше марки ИЖ, она заменена на МР. Что касается ценовой политики, то за последние 15 лет она неукоснительно растет (посмотрите данные по инфляции или цены на колбасу).

 

Особую сложность в понимании вызвал тезис о «недрах министерств и ведомств, особенно МВД», в которых в настоящее время разрабатываются очередные нормативно-правовые документы, регламентирующее негосударственную сферу безопасности.

Прямо скажем,  какие-то застенки НКВД. В самом деле, работа над нормативными правовыми актами в министерствах и ведомствах ведется постоянно (МВД РФ не является исключением). Но если быть объективными, то необходимо признать что все проекты публикуются для обсуждения. Конечно, не все наши предложения учитываются, не на все публикации и статьи (особенно критические) мы получаем ответ, но, у исполнительной власти отсутствует надежная, обратная связь с общественностью не только потому, что она ее не желает, но и, потому что мы сами пока не активны.

Думаю, будет не лишним напомнить, что некоторые образцы капканов состоят из двух полуколец, которые защелкиваются одновременно. И наш процесс двухсторонний.

В этой связи охранное сообщество надо призывать не к участию в законотворческом процессе (под которым понимается процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона) этим должны заниматься специалисты, а в активном обсуждении проектов нормативных правовых актов, внесении предложений по изменению отдельных норм.

Мы должны помнить  с нами поступают так как мы сами позволяем.

Буду благодарен всем, кто найдет возможным ответить на эту статью.

Для справки

В целом в мире насчитывается 639 миллионов единиц легкого стрелкового оружия, и это число продолжает непрерывно увеличиваться. Около 59 процентов этого арсенала, включающего пистолеты, винтовки, автоматы, пулеметы и др., принадлежат на законных основаниях частным гражданам. Остальные либо состоят на вооружении армии и полиции, либо находятся в незаконном обороте. Ежегодно в мире производится около семи миллионов единиц стрелкового оружия, что больше, чем его собирается и уничтожается по окончании многочисленных вооруженных конфликтов и войн.

На оружейном бизнесе специализируются 1134 частные компании почти в 100 странах мира. Россия наряду с США и КНР является одним из крупнейших мировых производителей легких и стрелковых вооружений. Тем не менее пальму первенства в экспорте огнестрельного оружия держит Европейский союз. В частном пользовании у европейцев находится 67 миллионов единиц огнестрельного оружия, или 17 стволов на каждые 100 человек. В США на руках у населения – от 238 до 276 миллионов единиц оружия, или по одному стволу на каждого жителя.  Ежегодно в мире свыше 650 тысяч единиц стрелкового оружия переходит из легальной в незаконную сферу, тем самым способствуя росту преступности, террористических и экстремистских движений и насилия. Как правило оружие попадает в незаконный оборот из официальных источников – с военных складов и как побочный результат вполне законных сделок. Эксперты считают наиболее эффективным и низкозатратным способом борьбы с «утечкой» оружия из официального в теневой сектор организационные меры, в том числе усиление режима его хранения. Еще один путь – ликвидация излишков оружия. По оценкам экспертов, по меньшей мере 76 из 200 миллионов единиц имеющегося на вооружении являются избыточными. В соответствии с программой ООН государства взяли на себя обязательство избавляться от таких излишков, уничтожая ежегодно в среднем по 430 тысяч единиц оружия. Однако эта цифра по-прежнему уступает общему объему ежегодного производства оружия, из-за чего его глобальные запасы продолжают увеличиваться.