Законом вводится новая категория оружия - "огнестрельное оружие ограниченного поражения, включающая в себя пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные стреляющие устройства отечественного производства, предназначенные для поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку".
Кроме того, вводится запрет на ввоз в РФ новой категории оружия иностранного производства, его основных частей или патронов травматического действия.
Закон требует, чтобы все, кто впервые приобретает гражданское огнестрельное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты и револьверы или охотничье пневматическое оружие, обязаны пройти подготовку для изучения правил и приобретения навыков безопасного обращения с оружием в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию. Переподготовка может проводиться каждые пять лет. Причем по решению лицензионного органа гражданина могут лишить права на приобретение оружия за несдачу экзамена.
Приобрести оружие станет возможным только гражданину России при достижении 18 летнего возраста, после получения лицензии и последующей регистрации "ствола" в ОВД по месту жительства, говорится в законе. При этом в случае переезда гражданин будет обязан в течение двух недель зарегистрировать оружие по новому адресу.
Закон также регламентирует предельное количество единиц оружия в зависимости от его вида у одного гражданина. Так, например, можно обзавестись лишь максимум двумя единицами огнестрельного оружия ограниченного поражения, если оно не является предметом коллекционирования.
Без получения лицензии и регистрации по-прежнему можно покупать "механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядки отечественного производства, а также пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно".
Закон также запрещает ношение и перевозку в границах населенных пунктов пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии, а также стрельбу из него вне специально приспособленных помещений и участков местности.
При использовании ОООП «должна быть исключена возможность выстрела из него патронами», используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия.
Закон вносит изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Незаконное изготовление, переделка огнестрельного оружия, деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств влечет лишение свободы на срок от трех до пяти лет (сейчас от двух до четырех лет) со штрафом в размере от 100 до 200 тысяч рублей.
Незаконное изготовление, переделка или ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения или незаконное изготовление газового, холодного, метательного оружия, а равно незаконное изготовление, переделка или снаряжение патронов к такому оружию наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 часов. Можно на год-два отправиться на исправительные работы. И даже на пару лет лишиться свободы, к тому же заплатив штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей. Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия влечет штраф на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц - до 250 тысяч рублей.
С каждый днем жертв «безопасного» травматического оружия становится все больше. Массовые беспорядки, акции протеста, волна которых прокатилась в последнее время по городам России, зачастую заканчивались изъятием крупной партии оружия, нередко даже огнестрельного.
Милицейские сводки наполнены сообщениями о неправомерном применении данного вида оружия, вот некоторые из них (г. Москва)
9 октября в "Прадо кафе" на Славянской площади мужчина выстрелил из травматического пистолета "Макарыч" в ногу редактору телеканала Russia Today Наталье Архипцевой.
9 декабря на Кронштадтском бульваре в упор из травматического пистолета был застрелен дагестанцем Асланом Черкесовым болельщик "Спартака" Егор Свиридов. Двое его товарищей получили ранения. Это убийство вызвало беспорядки в Москве.
17 декабря получили ранения из травматического оружия несколько прохожих на Братиславской улице, на Перервинском бульваре и у входа в парк культуры и отдыха "Кузьминки-Люблино". Во всех случаях стрельба велась из автомобиля Range Rover Sport темного цвета с госномером, на котором указано 05 - регион Дагестан.
19 декабря группа кавказцев у метро избила инженера Дмитрия Зимина. После этого один из избивавших Артур Ахмедов выстрелил инженеру в голову из травматического пистолета. Пострадавший госпитализирован.
20 декабря на улице Молдагуловой неизвестный выстрелил из травматического пистолета в глаз дворнику. Дворник госпитализирован.
Свои оценки новым изменениям в законодательстве высказали известные политики, представители разных политических партий и движений
Татьяна Москалькова - Депутат Государственной думы РФ, член партии "Справедливая Россия", генерал-майор милиции.
Спор о разрешении на приобретение и ношение оружия очень давний. Уже более 15 лет, с момента принятия закона «Об оружии», ведется острая дискуссия: разрешить или запретить, расширить или сузить возможности его применения. Я отношусь к тем, кто выступает за ограничения в этой области, т.к. на практике оружие, в первую очередь, попадает в руки агрессивно настроенного населения, тех, кто склонен к нападению больше, чем к защите. А я считаю, что защиту здоровья, телесной неприкосновенности граждан должны все же обеспечивать правоохранительные органы.
Однако люди стремятся приобрести оружие по многим причинам. Во-первых, пугает повышенная криминагенная напряженность в обществе. Несмотря на то, что статистика преступлений сегодня значительно ниже, чем, например, 3 года назад, количество насильственных преступлений по-прежнему достаточно велико. Причем преступления стали даже более жестокими. А всплеск организованной преступности если не превышает уровень 90-х гг., то точно равен ему по количеству совершаемых тяжких преступлений.
Во-вторых, граждане покупают оружие, чтобы иметь возможность защитить себя самостоятельно, так как они не получают должной защиты со стороны правоохранительных органов. Видимо, на данный момент система не отвечает ожиданиям народа. Но и сказать, что общество осталось без защиты, было бы неправильно.
На сегодняшний день, мне кажется, в России в отношении оружия достигнута некая «золотая середина», когда вычленены несколько его видов: гражданское, огнестрельное, шоковое, газовое, электрооружие и т.д., среди которых есть то (гражданское оружие – прим. ред.), которое можно использовать рядовым гражданам. Оно менее травматично, чем, например, огнестрельное и позволяет защитить себя. Но даже такое оружие нужно применять только если на вас нападают, во всех остальных ситуациях, когда это не связано с самозащитой, использование «травматики» расценивается законом как превышение пределов необходимой обороны.
Владимир Никитин - Председатель комиссии Федерации правых сил по правозащитной деятельности и взаимодействию с правоохранительными органами, адвокат
Для оружия самообороны (проектом введен новый термин «оружие ограниченного поражения») предусматривается увеличение мощности разрешенной энергии пули до 91 Дж. Сегодня большинство образцов травматических патронов на рынке на выходе из канала ствола имеет энергию 30 – 50 Дж. Новый закон не приведет ни к чему, кроме разработки и введению в оборот новых, еще более летальных образцов.
В то же время резиновую пулю весом около 1 грамма в той «травматике», которая разрешена в обороте в России, и в той, которая после принятия закона увеличит свою силу, можно приравнять к резиновой картечи. Такие пули запрещены в большинстве стран мира в силу третьей декларации к Гаагской конвенции от 29 июля 1899 как пули «грязные», не определяемые рентгеноскопическим способом. Их извлечение из организма хирургическим путем затруднено. Данное обстоятельство законодатель даже не рассматривал.
Но главная изюминка изменений во введении периодической проверки знаний на безопасное обращение с оружием не реже одного раза в пять лет. Сейчас такую проверку проходя однажды те, кто приобретает такое оружие впервые. Если закон будет принят, проверку надо будет проходить на регулярной основе раз в пять лет. Однако это коснется только собственников «травматики». Охотников это по логически непонятым причинам не касается. Знания по безопасному обращению с оружием, конечно, важны. Но что меняется в вопросе безопасного обращения с оружием за пять лет? Ровным счетом ничего. Какие знания проверять? Зачем? Раз в пять лет сдавать экзамен по правилам наложения жгута? Подобная новелла создает емкий, регулярный повод брать взятки. В этом единственный ее смысл. Никакого другого рационального смысла у нее нет.
Михаил Барщевский - представитель правительства РФ в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах
Но я по-прежнему являюсь противником короткоствольного оружия, потому что люди относятся к нему, как к игрушке: таскают с собой, стреляют из него при первой возможности, не понимая меры ответственности. Чем это оборачивается, мы видим.