Испытав на себе мощь нашей "тридцатьчетверки", они высказывались на редкость единодушно. "Их Т-34 был лучшим в мире" (генерал-фельдмаршал Клейст). "...Наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны" (генерал фон Меллентин). "Этот танк неблагоприятно повлиял на боевой дух германской пехоты" (генерал Блюментритт). "Т-34, бесспорно, был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались элементы быстроходного крейсерского танка с высокой неуязвимостью танка непосредственной поддержки пехоты" (западногерманский журнал "3ольдат унд техник", 1965 г.). "Т-34.превосходил все другие типы танков. Форма корпуса - идеальная, послужившая образцом для многих позднейших танков. Отличная проходимость" (западногерманский танковый эксперт Зенгер-унд-Эттерлин).

Вот мнение наших бывших союзников - военных экспертов США: "Выдающимися особенностями Т-34 являются: низкий силуэт, простота конструкции, малая величина среднего удельного давления на грунт. Большие углы наклона брони определяют блестящие баллистические характеристики".

Но достаточно цитат.
Главный конструктор танка Т-34 - Михаил Ильич Кошкин. Окончил Ленинградский технологический институт в 1934 году. Еще студентом он участвовал в создании колесно-гусеничного танка Т-29.
В 1936 году возглавил конструкторское бюро, которое в октябре 1937 года начало работы над колесно-гусеничным танком А-20. Основываясь на своем опыте по проектированию средних танков типа Т-29, Кошкин выступил против сложной в эксплуатации и изготовлении колесно-гусеничной машины. Он настаивал на создании чисто гусеничного танка - более простая конструкция позволяла резко форсировать выпуск броневых машин. Проект такого танка был готов летом 1938 года.

В августе Главный Военный Совет, рассмотрев проекты колесно-гусеничных машин, принял решение о строительстве среднего танка с гусеничным движителем (Т-32). Параллельно шли работы и по А-20. Сравнительные испытания танков А-20 и Т-32 (1939 год) выявили хорошие скоростные данные машин; их высокую надежность. В числе преимуществ Т-32 оказалась простота конструкции, допускавшая выпуск танка на машиностроительных заводах и дальнейшее развитие модели. Технические особенности ходовой части А-20 не позволяли провести модернизацию, связанную с утяжелением машины. В результате испытаний и было составлено задание на проектирование среднего танка Т-34.

Боевой опыт, приобретенный танкистами зимой 1939/40 года, показал полное превосходство чисто гусеничных машин в условиях бездорожья, а также в отношении удобства обслуживания и ремонта. Вместе с тем стало очевидным: 45-мм пушка и противопульная броня на основных, массовых танках уже не соответствуют требованиям современной войны. Именно по этим причинам 19 декабря 1939 года, еще до выпуска опытных образцов, запланировали серийное производство танков Т-34 на 1940 год.
Ближайшими помощниками Кошкина назначены А. Морозов, отвечавший за проектирование трансмиссии, Н. Кучеренко и М. Таршинов, занимавшиеся, корпусом.
Морозов работал в конструкторских бюро с 1929 года и принимал участие в создании многих боевых машин. Первые два Т-34 вышли из заводских ворот в начале 1940 года и прошли очень суровый испытательный пробег в феврале-марте 1940 года (по маршруту Харьков-Москва) в дождь, снег и распутицу. Кошкин, лично участвовавший
в пробеге, простудился и тяжело заболел - сказалось утомление от многолетнего напряженного труда. И в сентябре 1940 года в возрасте 42 лет Кошкин скончался.

В 1942 году он посмертно удостоен Государственной премии первой степени вместе с Морозовым и Кучеренко. Дело главного конструктора продолжил А. Морозов (впоследствии Герой Социалистического Труда). Модернизацию танка в 1942 году провели инженеры Я. Баран и А. Шпайхлер, а разработку улучшенной модели Т-34/85 возглавил В. Крылов. В июне 1940 года с конвейера сошли первые серийные танки Т-34. До конца года их было выпущено 115, а в первом полугодии 1941-го 1110. К памятному 22 июня 1941 года пограничные военные округа располагали 967 Т-34.

С началом войны пришлось перебазировать танковую промышленность на Урал. Все-таки производство танков росло (во втором полугодии с конвейера сошло 1853 Т-34). "Тридцатьчетверка" образца 1940 года весила 26,5 т, несла 76,2-миллиметровую пушку и 2 пулемета, ее экипаж состоял из 4 человек. Толщина брони корпуса и башни (листы сделали наклонными для увеличения снарядостойкости) составляла 40-45 мм. Большим преимуществом Т-34 был дизельный двигатель В-2-34
мощностью 500 л.с., обеспечивавший скорость 50 км/час по шоссе. По сравнению с карбюраторными моторами дизель расходует меньше топлива - это ведет к увеличению запаса хода танков.
Дешевое дизельное топливо к тому же менее опасно в пожарном .отношении (интересно, что на подавляющем большинстве танков других воюющих стран стояли бензиновые двигатели; немцы так и не смогли создать надежный дизельный мотор). От немецкого танка Т-III 1941 года Т-34 отличался высокой подвижностью и проходимостью, большим запасом хода. По вооружению и броне Т-34 был вне конкуренции. 37-миллиметровая пушка немецкой машины не представляла опасности
для Т-34, в то время как 76-миллиметровый снаряд "тридцатьчетверки" пробивал броню Т-III на всех дистанциях прицельного огня. На удалении цели в один километр бронебойный снаряд пробивал вертикальные листы толщиной 50-60 мм немецких танков. Больше того, фугасные снаряды такого калибра проламывали хрупкую германскую броню высокой твердости. Не помогло врагу навешивание броневых экранов. Еще больше советский танк превосходил Т-IV, короткоствольное 75-миллиметровое орудие которого не годилось для борьбы с Т-34.
Превосходство Т-34 и КВ заставило немецкое командование разработать и ввести на вооружение новые типы машин. А такая мера, как известно, ведет к временному сокращению выпуска техники. Танк Т-34 выдержал все испытания. Он оказался настолько удачным, что перед Советскими Вооруженными Силами не вставал вопрос о замене основного танка.
Т-34 претерпел лишь ряд модернизаций и улучшений. В 1942 году вместо сварной или литой башни сложной конфигурации на танке установили литую шестигранную. Конструкторы упростили соединения броневых деталей, увеличили емкость топливных баков. Зимой 1942/43 года заводы перешли на новую технологию - сварка брони велась под флюсом. Это упрочнило корпус. Двигатель получил улучшенную систему очистки воздуха, а силовая установка - пятиступенчатую коробку передач. Вес танка возрос до 31 т. В декабре 1943 года начался массовый выпуск нового варианта "тридцатьчетверки" - Т-34/85, а весной 1944 года первые машины поступили в гвардейские танковые части. Вес Т-34/85 составлял 32 т. Танк нес мощную 85-миллиметровую пушку и 2 пулемета. Увеличились размеры башни, толщину ее лобовой брони конструкторы довели до 90 мм, боковой - до 75 мм. Запас горючего позволял машине пройти 420 км по шоссе и 320 по проселочной дороге.

С этим танком Советская Армия завершила разгром фашистских захватчиков.
Советские танкостроители создали одну из самых замечательных боевых машин в мире. Т-34 стал классическим образцом среднего танка. Превосходя своих современников по силе огня, броне и подвижности, он оставался в строю на протяжении многих лет.
Ветеран претерпел лишь незначительную модернизацию вооружения.

Немного найдется образцов оружия, которые снискали столь большое удивление врагов и уважение друзей.
Можно смело сказать: танк Т-34 поистине символ мощи советской военной техники.

Экипаж

4 чел.

Боевой вес

28,5 т

Длина

6,10 м

Ширина

3 м

Высота

2,40 м

Двигатель

В-2-34, дизельный, 500 л. с.

Вооружение

1 – 76,2 мм пушка, 2 пулемета ДТ

Броня

лобовая, бортовая, кормовая - 45 мм башня спереди и сбоку – 52 мм дно и крыша – 20 мм

Скорость

51 км/час ( по шоссе )

Запас хода

465 км ( по шоссе )

Боекомплект

100 снарядов, 3150 патронов


Материал предоставлен интернет порталом http://www.technicamo
lodezhi.ru