Сравнивая тактико-технические характеристики советской и немецкой техники времен Великой Отечественной войны, историки в большинстве случаев приходят к выводу об однозначном техническом превосходстве Третьего рейха. При этом восхваляются разрушительная мощь, скорострельность, точность, прицельная дальность и защищенность немецкого оружия, а вот такие важные факторы, как объем и стоимость производства, ремонтопригодность и простота в освоении, как правило, выносятся за скобки. Распространено и такое мнение, что победой над фашистскими захватчиками мы обязаны прежде всего численному превосходству советских войск. Его сторонники нередко забывают, что советские воины воевали не голыми руками. Каждому солдату, большинство из которых война застала врасплох, нужно было вложить в руки простое и эффективное оружие.
 
В сжатые сроки разработать конкурентоспособное оружие, которое можно доверить вчерашнему школьнику, произвести и починить «в чистом поле», – это практически невыполнимая задача, которая по силам лишь действительно талантливому конструктору. С точки зрения инженерной мысли только самое массовое оружие можно назвать по-настоящему технологичным. И несмотря на внешнюю грубость и простоту, именно такие виды вооружений стали настоящим оружием нашей победы.

Танк Т-34 

Пожалуй, самый общепризнанный символ победы – это легендарная «тридцатьчетверка», самый массовый танк в мире. Огромные масштабы производства стали возможны благодаря высочайшей технологичности конструкции танка, процесс изготовления которого оттачивался в течение всей войны. Именно в производстве Т-34 была впервые применена автоматизированная сварка бронелистов. К концу войны (после установки новой башни с 85-мм пушкой) танк определенно исчерпал весь ресурс модернизации, но даже тогда производство более со-временных машин было невыгодно, ибо Т-34 брал численным преимуществом. В наше время нередко сравнивают два самых знаменитых танка – советский Т-34 и немецкий Pz.VI «Tiger». Спорящие стороны приводят немало доводов в пользу каждой из этих машин. На самом деле сравнивать эти танки несправедливо, поскольку это были машины разных «весовых категорий», выполнявшие на поле боя разные задачи.
«Тридцатьчетверка» предназначалась прежде всего для поддержки атакующей пехоты. Ее пушка Ф-34 с  длиной ствола 41,5 калибр имела ограниченные возможности против тяжелых танков, зато замечательно справлялась с легкобронированными целями, расчетами противотанковых пушек и пехотой. Благодаря крутой траектории полета снаряда осколочный выстрел из Ф-34 был гораздо эффективнее аналогичного у пушки KwK36L, установленной на «Тигре», орудие которого предназначалось в первую очередь для поражения бронетехники.

Дивизионная пушка ЗИС-3 

Самым массовым артиллерийским орудием в годы войны стала дивизионная пушка ЗИС-3 конструкции Василия Грабина. Конвейерное производство этих орудий было налажено на нескольких заводах (головное предприятие – Горьковский артиллерийский завод № 92). Выпущенная более чем в 103 000 экземплярах, эта пушка стала настоящим шедевром технологичности и надежности. Огонь из грабинской пушки можно было вести любыми советскими снарядами калибра .76.2, что существенно облегчало снабжение артиллерийских батарей. Следует признать, что по боевым характеристикам ЗИС-3 сильно уступала своим зарубежным аналогам (в частности, английской 17-фунтовой пушке), зато по удобству и неприхотливости советская пушка не знала себе равных. Учитывая невысокий уровень подготовки дивизионных артиллеристов и жесткие условия эксплуатации, это было очень ценным достоинством – даже серьезный ремонт можно было проводить силами расчета. На базе ЗИС-3 и легкого танка Т-70 была создана самоходная артиллерийская установка Су-76. Пусть и не сыскавшая славы и уважения среди танкистов (зато выпускавшаяся тысячами), Су-76 огнем и броней смогла в самый тяжелый период войны продержать пехоту на поле боя.

Пистолет-пулемет ППШ 

В ходе Второй мировой войны нашли широкое применение пистолеты-пулеметы, автоматическое оружие, в котором используется пистолетный патрон. Пистолеты-пулеметы появились в 1930-х годах и быстро завоевали популярность благодаря эффективности и удобству. Изначально Советский Союз был против принятия на вооружение пистолетов-пулеметов: Сталин считал их «бандитским оружием», недостойным Красной армии. Однако опыт Зимней войны 1939/40 года резко изменил отношение к этому виду оружия, и уже в 1940-м пистолет-пулемет Дегтярева ППД был принят на вооружение. В процессе эксплуатации выявились и существенные минусы конструкции: ненадежная подача патронов и высокая сложность изготовления. Эти недостатки устранил ученик Дегтярева, Георгий Шпагин, в своем пистолете-пулемете ППШ-41. В этом оружии использована одна из самых простых и надежных схем работы автоматики – свободный затвор. Выстрел происходит следующим образом: стрелок отводит затвор в заднее положение, таким образом сжимая возвратно-боевую пружину. При нажатии на спуск пружина толкает затвор вперед, одновременно досылая из магазина патрон и накалывая капсюль. Основное отличие ППШ от ППД заключалось в том, что в шпагинском оружии все детали, кроме ствола и приклада, изготавливались холодной штамповкой – одним из самых дешевых и производительных способов обработки металла. За годы войны было выпущено около 6 млн ППШ, в то время как немецких автоматов МР-40 (часто ошибочно называемых «Шмайссер») – всего около 934 000 штук. Благодаря очень удачному патрону 7,62 х 25 (такой же используется в пистолете ТТ) выпущенная из ППШ пуля имела высокое убойное действие, а дульный компенсатор (скошенный край кожуха) повышал кучность стрельбы на 60% по сравнению с ППД. Важным преимуществом были легкость разборки и возможность быстрой замены любой детали. Интересен тот факт, что в вермахте официально стоял на вооружении ППШ, переделанный под 9-мм патрон. Больше того – в настоящее время несколько трофейных «Шпагиных» используется в Ираке американской пехотой.         

Штурмовик Ил-2 

Штурмовик Ил-2 разработан в ЦКБ-57 под руководством Сергея Ильюшина. Это была машина, специализированная для атаки наземных целей с малой высоты. Главная особенность конструкции – применение несущего бронекорпуса, закрывавшего летчика и жизненно важные органы самолета. Броня Ил-2 не просто защищала от малокалиберных снарядов и пуль, но и служила частью силовой конструкции фюзеляжа, за счет чего удавалось достичь ощутимой экономии массы. Знаменитый «Летающий танк» имеет очень драматичную историю. Изначально самолет планировалось сделать двухместным, однако по различным причинам Ильюшин отказался от стрелка, прикрывающего заднюю полусферу самолета. Одноместный «Ил» стал поступать в войска накануне войны, и, хотя его эффективность против танков и автоколонн была быстро подтверждена, отсутствие защиты сзади сделало самолет абсолютно беззащитным перед вражескими истребителями. Потери в штурмовых частях были настолько велики, что звание Героя Советского Союза присваивалось летчику через десять боевых вылетов (вместо обычных ста). Только в июле 1942 года двухместный Ил-2М прошел государственные испытания и был запущен в серию. Из-за того что производство брони для самолетов было налажено сразу на нескольких заводах, осуществлять контроль ее качества было очень сложно и сваренные корпуса самолетов проверялись на наличие дефектов отстрелом из крупнокалиберного пулемета. До 1944 года в конструкции Ил-2 широко применялось дерево – при этом экономился дефицитный дюралюминий. И хотя бронекоробка отлично выполняла свою функцию, были нередки случаи, когда «Илы» возвращались на аэродром с сильно поврежденной хвостовой частью. В течение всей войны «Илы» оставались основным средством борьбы с немецкими танками. Их высокая эффективность достигалась за счет применения кассет с бомбами ПТАБ-2,5. Крошечные бомбы (Ил-2 брал по четыре контейнера с 48 бомбами) сбрасывались залпом на скопление техники. Бронебойность одного ПТАБа составляла около 70 мм – этого было более чем достаточно для поражения танка в крышу. Существует мнение о том, что успех в Курской битве был достигнут во многом благодаря действиям штурмовиков: немцы стали избегать скапливания своих войск, а координировать работу рассредоточенных частей было гораздо сложнее. Немцы называли Ил-2 «бетонным бомбардировщиком».

Подробнее об этих и многих других образцах отечественного оружия Великой войны в наших следующих выпусках.