Нижегородское ЧОС - это: 12 000 охранников, 450 ЧОО, 13 000 охраняемых объектов
Я представляю:
Региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности РООР
СРО «Ассоциация НСБ Поволжья. В них входят крупнейшие ЧОО региона: «Витязь» (Райский В.А.), «Бастион» (А.Г. Федянин), «Беркут» (П.В. Ковалев), а также более 30 ЧОО.
ЧОО, входящие в РООР и СРО контролируют до 35% списочного состава действующих частных охранников в регионе.
Резолюция Первого Съезда ФКЦ РОС состоявшегося в марте 2018 года начинается, на наш взгляд, очень примечательным и симптоматичными положением: «Съезд констатирует, что в отрасли обозначились проблемы, которые на сегодняшний день приобрели столь угрожающие размеры что зачастую добросовестные охранные организации стоят перед выбором прекратить свою деятельность».
Полагаю, коллеги со мной согласятся, что за последние лет пятнадцать не было прецедентов, когда в решении столь представительного форума частного охранного сообщества страны применялись столь категоричные оценки.
А раз так, то становится понятным, что:
1. Эти проблемы носят затяжной, как сейчас модно говорить, системный характер и, самое главное, имеют отчетливую тенденцию к обострению.
2. Все, принимаемые на протяжении длительного времени частным охранным сообществом страны и его многочисленными общественными организациями неоднократные попытки противодействия негативным явлениям оказались, пока малоэффективными.
Обсуждая проблему демпинга, важно определиться с помощью каких инструментов, средств мы ее решаем и будем решать.
Здесь я возьму на себя смелость, исходя из нижегородского опыта, провести краткий анализ сильных и слабых сторон различных профильных общественных организаций в решении проблем частного охранного сообщества.
Исходя из этого анализа РООР ФКЦ «Нижегородское строит свою работу сейчас и, тем более, будет строить ее в перспективе.
Начнем с вертикали Координационных Советов при Росгвардии (в прошлом – при МВД) по взаимодействию с частными охранными организациями в обеспечении общественного порядка.
Несомненными «плюсами» Координационных Советов, применительно к обсуждаемой теме, являются:
1. Они объединяют здоровую, наиболее лояльную часть частного охранного сообщества, как в регионах, так и в центре;
2. Имеют развитую и эффективную организационную вертикальную структуру во всех регионах страны;
Вместе с тем, необходимо сказать что, как показывает длительный опыт работы Координационных Советов, в том числе нижегородского, они не охватывают весь спектр проблем частного охранного сообщества. Это очень отчетливо видно из анализа протоколов заседаний КС за последние три-пять лет.
Во-первых, они нацелены, прежде всего, на организацию взаимодействия ЧОО с органами Росгвардии и МВД в поддержании общественного порядка. И, надо признать активно и вполне успешно решают эту задачу.
Однако интересы частного охранного сообщества не ограничиваются только этой, пусть даже исключительно важной темой.
Во-вторых, КС способны влиять только на наиболее лояльную часть частного охранного сообщества, входящую в Координационные Советы и поэтому всякого рода «теневики» и «однодневки» не очень считаются с их решениями.
В-третьих, неоднократные попытки Координационных Советов всех уровней подключить сотрудников ЛРР к участию в решении проблемы запредельно низких цен на охранные услуги, а на Съезде ФКЦ РОС эта тема также звучала, на мой взгляд, не дают результатов.
Полагаю, и не дадут, так как сотрудники ЛРР всячески уклоняются от обсуждения финансовых вопросов деятельности ЧОО. И, подчеркну, по моему глубокому убеждению, правильно делают. Ведь не трудно предположить, что как только сотрудник ЛРР задаст ряд вопросов руководителю «недобросовестной ЧОО» каким образом тот при запредельно низкой сумме, указанной в договоре на охрану, сможет надежно охранять объект, незамедлительно последуют обвинения «во вмешательстве в финансовые дела частной охранной организации» со всеми вытекающими последствиями.
В-четвертых, средства влияния Координационных Советов на сообщество потребителей охранных услуг с точки зрения их мотивации на выбор наиболее авторитетных и компетентных ЧОО пока не выработаны.
В-пятых, неоднократно в Координационных Советах всех уровней обсуждалась и обсуждается тема «оптимальной достаточности» проверок ЧОО. Однако результат также пока ниже ожидаемого. Идет буквально вал проверок, сопровождающийся многотысячными санкциями без учета надежности и лояльности конкретной частной охранной организации и ее активности в вопросах оказания содействия Росгвардии (ранее – МВД) в обеспечении общественного порядка.
Подтверждение тому - очередное новое прочтение этой весьма старой темы на Первом Съезде ФКЦ РОС. Я имею ввиду тему «риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля за охранными структурами». За прошедшее с даты Съезда время этот подход как-то не очень проявился, скорее – наоборот…
Теперь о возможностях вертикали Торгово-промышленных палат в решении проблем частного охранного сообщества.
Несомненные ее «плюсы»:
1. Развитая и эффективная организационная и информационная структура во всех регионах страны;
2. Они объединяют бизнес-сообщество подавляющее большинство которого пользуется услугами частной охраны.
3. В отличие от вертикали Координационных Советов структуры ТПП имеют возможность
в прямой постановке обсуждать финансовые вопросы деятельности частного охранного бизнеса,
принимать решения
вести самую широкую информационную работу в бизнес-сообществе как потребителе охранных услуг, а также по всем органам и уровням государственной власти.
Вместе с тем, на мой взгляд, частное охранное сообщество, особенно в регионах, не в полной мере использует возможности вертикали ТПП в решении насущных проблем своего развития.
1. В региональных ТПП не везде защита интересов частного охранного бизнеса выделена как отдельное и важное направление их деятельности.
Так в Нижегородской ТПП среди шестнадцати общественных Советов и Комитетов для Комитета или Совета по предпринимательской деятельности в сфере безопасности (или его аналога) места, к сожалению, пока не нашлось.
Членом Нижегородской ТПП является 1 (одна) ЧОО.
2. Слабое представительство частных охранных структур в региональных ТПП снижает возможности по ведению активной разъяснительной работы и диалога как с бизнес-сообществом региона.
Саморегулируемые организации (СРО)
Сильная сторона СРО, прежде всего в том, что СРО являются кластерами качества и новых подходов к качеству на поле рынка частных охранных услуг, которые по мере роста их числа и количества участников будут вытеснять из него всякого рода временщиков и дельцов.
Однако применительно к деятельности саморегулируемых организаций в сфере частной охранной деятельности я бы отметил следующие важные их особенности:
1. Сравнительно небольшое количество СРО с концентрацией преимущественно в столичных регионах. По состоянию на декабрь 2017 года в стране действовало двадцать СРО, в том числе в Москве – одиннадцать, в Санкт-Петербурге и области – шесть, в Астрахани – две, в Нижнем Новгороде – одна.
2. В силу своей малочисленности и неравномерного распределения по регионам СРО пока не значительно влияют на общую ситуацию на рынке частных охранных услуг.
3. В условиях широкого распространения демпинга члены СРО, с учетом относительно высокой себестоимости оказываемых ими услуг (так как их качество определяется строгими, а значит дорогими в реализации, внутренними стандартами) в реалиях нынешнего рынка рискуют оказаться в невыгодной ситуации.
Теперь о структуре региональных профильных омбудсменов, возглавляемой Представителем Уполномоченного при Президенте РФ по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере негосударственной безопасности Е.Г.Лыкиным.
Это новый, на наш взгляд, положительный фактор в частном охранном сообществе страны и регионов.
Его несомненные «плюсы»:
1. Это федеральная структура, которой предоставлен широкий круг полномочий.
2. Очень важно то, что все эти полномочия профильных омбудсменов в прямой постановке нацелены на защиту интересов частного охранного сообщества как в центре, так и в регионах.
Поэтому члены Нижегородского РООР видят свою главную задачу в том, чтобы задействовать в решение максимального круга проблем частного охранного сообщества сильные стороны действующих профильных общественных организаций региона.