Развитие демократии и гражданского общества в России неотделимо, во-первых, от процесса совершенствования действующего отечественного законодательства как всеобъемлющего фактора позитивного регулирования общественных отношений в соответствии с перманентными изменениями миропорядка в целом и, во-вторых, от объективно возросшей в последние годы активности российских граждан в части их «зрячей», компетентной вовлеченности во взаимодействие со структурами власти и управление государством. Эти глобальные течения затронули и предпринимательскую среду; бизнес все плотнее и эффективнее взаимодействует с государством, реализуя на практике основные принципы государственно-частного партнерства.

Наиболее ярко в России это проявляется в развитии института саморегулирования. Принятый в декабре 2007 года Федеральный закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» четко и однозначно определил поддержанную государством тенденцию в становлении направления по участию граждан в управлении определенными сегментами профессиональных и общественных отношений, а также стимулировал интенсивное формирование саморегулируемых организаций как новых субъектов гражданско-правовых и административно-правовых отношений в Российской Федерации. Так появились и уже достаточно успешно функционируют саморегулируемые организации аудиторов, оценщиков, адвокатов, нотариусов, арбитражных управляющих, участников рынка ценных бумаг, субъектов страхового дела различных сфер страховой деятельности и иных.

Что же такое саморегулирование? Почему у нас, участников негосударственной сферы безопасности, этот институт некоммерческой деятельности вызывает неподдельный интерес? Почему Координационный совет НСБ России ставит развитие саморегулирования в отрасли в первый ряд основных направлений своей деятельности?

В соответствии с действующим законодательством саморегулирование – это инициативная самостоятельная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательства или профессиональными структурами. Такая деятельность направлена на разработку и установление стандартов, правил этой деятельности и включает в себя контроль за соблюдением требований данных стандартов и правил.

Основные признаки саморегулирования определены федеральным законодательством.

К ним относится в первую очередь то, что деятельность субъектов является самостоятельной и инициативной. Это следует понимать таким образом, что саморегулирование осуществляется независимо от органов государственной власти и иных структур. А инициатива в отношении процедур саморегулирования исходит непосредственно от лиц, участвующих в этих процедурах.

Упомянутые лица, участвующие в процедурах саморегулирования, непосредственно связаны с его следующим признаком. Таковым является четко очерченный круг субъектного состава этой деятельности – предпринимательской или профессиональной.

По российскому законодательству под субъектами предпринимательской деятельности понимаются зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность юридические лица и индивидуальные предприниматели, а граждане, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую федеральными законами, считаются субъектами профессиональной деятельности. Упомянутые лица объединяются в саморегулируемые организации при соблюдении определенных условий. К таковым относятся объединение по принципу единства отрасли или рынка производимых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) или объединение субъектов одного вида профессиональной деятельности, а также свободное волеизъявление к объединению.

Если говорят о саморегулировании, то подразумевают содержание этой деятельности, выраженной в разработке и установлении стандартов и правил указанной деятельности, то есть обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации требований к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, а также в контроле за соблюдением этих требований. Это еще один признак саморегулирования.

В конечном счете квинтэссенция саморегулирования заключается в том, что государство делегирует саморегулируемой организации часть своих функций по установлению норм и правил поведения в определенной сфере предпринимательской или профессиональной деятельности. Это являет собой реализацию принципов государственно-частного партнерства на пути достижения в первую очередь целей всестороннего развития экономики страны.

Кроме этого, к целям, поставленным перед саморегулированием, необходимо отнести следование наивысшим стандартам качества при ведении бизнеса и деловой репутации в отраслях, в которых добровольно или институционально сформированы и осуществляют деятельность саморегулируемые организации.

Также в ряду таких целей следует назвать делегирование саморегулируемым организациям ряда функций органов государственного управления, снижение нагрузки на субъекты саморегулирования в части государственного регулирования их деятельности, организацию альтернативных вариантов разрешения споров, сторонами которых являются субъекты саморегулирования, государство и потребители товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) этими субъектами.

Таким образом, упомянутое выше в совокупности может представлять собой реализацию возможности разрешения споров в досудебном порядке, поскольку саморегулируемые организации вполне логично рассматривать в качестве универсального посредника между участниками рыночных отношений, а также между участниками рыночных отношений и государством.

Особый юридический статус саморегулируемые организации приобретают с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций. Несмотря на то, что действующее законодательство не рассматривает саморегулируемую организацию как самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческой организации, регистрация этих структур производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Анализ действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует, что в отдельных отраслях экономики страны действуют различные системы саморегулирования, отличающиеся степенью регламентированности, наличием обязывающих правовых норм либо, наоборот, предполагающие добровольную основу функционирования.

О негосударственной сфере безопасности как об отрасли экономики, в которой правила саморегулирования жестко урегулированы, пока не упоминает ни один нормативный акт. Однако общая отраслевая принадлежность структур, относящихся, к примеру, к частной охране, позволяет использовать юридические конструкции и действующие правовые нормы общего действия, закрепленные в Федеральном законе от 1.12.2007г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Председатель Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, заместитель председателя Координационного совета НСБ России, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин подчеркивает, что «сегодня в России активно развиваются саморегулируемые организации. Негосударственная сфера безопасности не стоит в стороне от этого поступательного процесса».

В результате выработанного годами взаимодействия между предприятиями негосударственной сферы безопасности в отрасли был создан и успешно выполняет свои уставные задачи ряд саморегулируемых организаций, объединенных общей отраслевой принадлежностью. Каждая из этих СРО выработала общую схему работы ее членов с заказчиками профильных услуг и единую методику взаимодействия с уполномоченными органами государственной власти. Экспертный состав ведущих саморегулируемых организаций – флагманов отрасли реализует интеллектуальный потенциал, участвуя в разработке и продвижении профессиональных отраслевых стандартов и правил.

Саморегулируемые организации негосударственной сферы безопасности стремятся к все более плотной вовлеченности в процесс формирования государственной политики, связанной с регулированием и совершенствованием профильного законодательства, с развитием различных направлений предпринимательства в отрасли. Кроме того, саморегулирование в НСБ стало основой для развития института деловой репутации отраслевых структур, защиты интересов предпринимателей, оказывающих охранные и иные услуги, в той или иной степени касающиеся обеспечения безопасности в частном секторе экономики, а также соблюдения ценовой политики и сбалансированности конкурентной среды внутри отрасли, гарантируя таким образом высокую степень инвестиционной привлекательности отечественного рынка услуг, оказываемых предприятиями негосударственной сферы безопасности.

С каждым годом возрастает роль саморегулируемых организаций НСБ в формировании политики обеспечения общественной безопасности в России. Деятельность саморегулируемых организаций отрасли в полной мере отражает общую эффективность взаимодействия негосударственной сферы безопасности с органами законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в части реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 31.12.2015г. №683, и Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 14.11.2013г. №Пр-2685.

Новым этапом развития негосударственной сферы безопасности стало создание в начале сентября 2014 года Союза саморегулируемых организаций НСБ России. Инициаторы создания Союза – лидеры отрасли, руководители наиболее авторитетных саморегулируемых организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области обеспечения безопасности в негосударственном секторе российской экономики. Создание структуры, основная миссия которой заключается в консолидации всех позитивных усилий любого участника государственно-частного партнерства между органами власти и управления Российской Федерации и сообществом негосударственной сферы безопасности, было целиком и полностью поддержано представителями государства и общественности НСБ.

Дмитрий Галочкин утверждает, что «один из посылов создания Союза саморегулируемых организаций негосударственной сферы безопасности – это координация их деятельности. Подчеркну, ни в коем случае не подмена деятельности самих СРО. Союз взаимодействует с ними и является их «лоббистским» органом, который представляет интересы отрасли, выстраивает взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти.

Фундаментом для наших действий являются организационные возможности наших команд, объединенных идеей Союза СРО».

По мнению председателя Комитета Торгово-промышленной палаты России по безопасности предпринимательской деятельности, заместителя председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, «объединение саморегулируемых организаций НСБ объективно ускоряет в отрасли процессы саморегулирования, придает им новое качество. Союз СРО НСБ позволяет не только унифицировать создаваемые саморегулируемыми организациями профессиональные стандарты оказания охранных услуг, но и оказывать помощь в их внедрении в повседневную практику деятельности частных охранных организаций, включая процесс обучения сотрудников и обмена опытом».

Являясь объединяющей экстерриториальной структурой для всех экспертов отрасли негосударственной сферы безопасности России, Союз СРО НСБ призван вести конструктивный диалог с государством в лице уполномоченных органов по любым вопросам, касающимся деятельности субъектов отрасли, причем как профессиональной, так и в части реализации социально значимых направлений. При этом, понятно, вопросы обеспечения безопасности в целом, а также стремление к достижению сбалансированности российского законодательства, регулирующего деятельность предпринимательских и общественных структур НСБ, являются одними из ключевых в этом диалоге, в котором Союз СРО НСБ, как общественное объединение, адресует органам государственной власти единое, сформированное на основе накопленного опыта и компетентного анализа мнение по тому или иному вопросу.

«Деятельность Союза СРО НСБ – это яркое свидетельство выхода отрасли на качественно новый уровень развития», – считает Анатолий Выборный. Сложившаяся практика в работе Союза СРО НСБ свидетельствует о том, что эффективное, обоюдонаправленное взаимодействие между объединившимися между собой в рамках закона предпринимательскими структурами НСБ, активно содействующими государству в обеспечении правопорядка, и уполномоченными государственными органами может служить ярким примером успешного функционирования механизма государственно-частного партнерства в России и представляет собой вершину саморегулирования в негосударственной сфере безопасности.

В заключение следует заметить, что, анализируя совокупность норм Федерального закона от 1.12.2007г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», мы вынуждены сделать вывод о наличии юридических ограничений в деятельности этих структур, которая волей законодателя сужена до рамок, в которых находятся исключительно процедуры, связанные с разработкой и установлением стандартов и правил указанной деятельности, а также с контролем за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Рассматривая данное суждение в аспекте деятельности саморегулируемых организаций отрасли НСБ, мы, очевидно, должны признать, что пока следует принимать упомянутое ограничение как данность. Миссия негосударственной сферы безопасности незримо переплетена с решением со стороны государства обширных стратегических задач по обеспечению национальной безопасности. Регулирование большинства функциональных особенностей структур, вовлеченных в работу по их решению, отнесено к прерогативе государства. Вряд ли данный постулат будет кем-то оспариваться. Поэтому на современном этапе развития общества, со всеми его плюсами и минусами, необходимо принимать саморегулирование в той сущности, которая определена законом. Не исключаю, что в перспективе с усилением в законодательстве норм, фиксирующих формирование общей воли по согласованию частных и публичных интересов и коллегиальную основу принятия решений, правила саморегулирования будут меняться в сторону расширения полномочий участников СРО, в том числе в сфере обеспечения негосударственной безопасности.

Из всего вышесказанного можно заключить, что саморегулирование на сегодняшний является одним из наиболее эффективных способов реализации общей стратегии, направленной на оптимизацию регламентации государством решения экономических проблем. Развитие института саморегулирования в будущем, в том числе в части расширения юридических дозволений при реализации этого вида корпоративного управления, несомненно, способствует дальнейшему становлению государственно-частного партнерства в России. Саморегулирование в НСБ – яркое тому подтверждение!