«Что посеешь, то и пожнешь». (Народная мудрость)

В современном мире, где события сменяются подчас с космической скоростью, где ежедневно закрываются тысячи предприятий и организаций, а на смену им приходят тысячи вновь образованных с громкими названиями, еще, к счастью, существует такое понятие, как деловая репутация конкретного человека или юридического лица. Не имея явного физического проявления, деловая репутация играет существенную роль в повседневной жизни общества, особенно в сфере экономики, ведении бизнеса. Это в полной мере относится и к организациям, работающим в негосударственной сфере безопасности.

Есть множество определений понятия «деловая репутация». И юридических, и экономических, а также социологических, политических, психологических и т.д. Так, в «Энциклопедии права» написано, что «деловая репутация – это приобретенная в процессе профессиональной или предпринимательской деятельности общественная оценка, общее или распространенное мнение о деловых качествах, достоинствах человека или юридического лица». Здесь следует уточнить, что общественная оценка и мнение о деловой репутации определенного субъекта касаются не всех, а лишь заинтересованных или связанных с ним лиц. Так, например, деловая репутация организации НСБ вряд ли будет интересовать человека или юридическое лицо, далекого от специфики ее деятельности, области применения. И, напротив, государственные органы, общественные организации, напрямую связанные с обеспечением безопасности общества и государства, обратят пристальное внимание на деловую репутацию предприятия негосударственной сферы безопасности. В каждом конкретном случае это будет иметь свои последствия, причем как положительные, так и негативные. Все будет зависеть от репутации предприятия: положительной или отрицательной. Об этом мы поговорим ниже более конкретно.

Говоря о важности положительной деловой репутации организации, следует отметить ее выгодные стороны. К ним можно отнести:

– большая эффективность при достижении поставленных целей;

– возможность привлечения дополнительных партнеров, заказчиков услуг и в то же время надежное удерживание в сфере своего влияния тех партнеров, заказчиков, которые уже завоеваны;

– прибавка к стоимости оказываемых услуг;

– способность более эффективно управлять людьми не только через материальные рычаги, но и с помощью убеждений, влияния авторитетом, созданием положительной психологической обстановке в коллективе и т.д.

К сожалению, отрицательная деловая репутация юридического лица связана зачастую с низким качеством оказываемых услуг, слабыми деловыми связями, малым опытом управления, отсутствием достаточного уровня квалификации персонала, и, как правило, с нехваткой постоянных заказчиков. Еще хуже, если организация (руководители, владельцы) допускают противозаконные, неэтичные поступки и действия. Все это приводит не только к ощутимой потере финансовых выгод, но и зачастую к разрушению бизнеса, самой организации, к отрицательным последствиям для жизни членов коллектива. В качестве примера можно привести ушедшие в прошлое события, связанные с охранными структурами «Мост», «Оскордъ».

В связи с важностью для любой организации такого понятия, как «деловая репутация», особое внимание должно уделяться правильному формированию положительного образа. Проделывая эту работу, главное - не свести создание деловой репутации предприятия к поверхностному образу, заменяя ее сущность понятием «имидж». Не вдаваясь в анализ имиджа организации, можно кратко отметить, что он кардинально отличается от деловой репутации, легко формируется рекламными публикациями, но так же легко меняется, не приводя к глубинным изменениям. Это отдельная тема для разговора.

Предприятия, организации, связанные с частной охранной и детективной деятельностью в Российской Федерации (сейчас их принято называть структурами негосударственной сферы безопасности), прошли нелегкий путь своего становления и развития, совершенствования деятельности, повышения качества оказываемых услуг. Почти четверть века работы сделали предприятия НСБ частью экономики государства.

С ростом авторитета этих организаций, с повышением роли в социально-политической среде постепенно создавалась их деловая репутация, которая, безусловно, играет существенную роль в их успешности.

Однако так было не всегда. Вначале 1990-х, в «эпоху малиновых пиджаков», охранные и детективные предприятия, службы безопасности и подобные им росли как грибы. И часто они были мало похожи на законопослушные организации. Бывало, что сами становились предметом криминальных хроник. Так складывалось негативное мнение об этих структурах, формировалось отрицательное к ним отношение. Ни о какой деловой репутации речь не шла.

Принятый в 1992 году Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», нормативные правительственные документы позволили начать настоящую работу по формированию положительной деловой репутации организаций, сейчас входящих в сферу негосударственной безопасности. А массовый приход в этот частный бизнес бывших сотрудников государственных силовых структур позволил не только постепенно очистить этот бизнес от криминала, но и изменить мнение о частных предприятиях безопасности, увидеть в них организации, вносящие значительный вклад в безопасность личности, общества и государства.

Не все проходило гладко на этом пути. Криминал пытался «перекраситься» под законные формирования, желание любой ценой развить бизнес, жажда больших денег оказывали медвежью услугу отдельным владельцам и руководителям охранных предприятий. «Деньги любой ценой», «нравственные ценности устарели», «людям нужны только материальные стимулы», «мы все конкуренты, и если не я, то меня сожрут»…

И все это на фоне не всегда обоснованного давления со стороны государственных структур: МВД, налоговых и других органов, что вызывало у представителей НСБ болезненные, а подчас негативные реакции. Все это не помогало совместной работе, не добавляло уважительного отношения к организациям.

К сожалению, не все вышеназванные негативные моменты преодолены и сегодня. До сих пор не создана здоровая конкурентная среда для частного детективного и охранного бизнеса со стороны государства. И сейчас продолжает бытовать в отдельных государственных органах предвзятое мнение к ним в отношении лояльности к власти, существует недоверие к их потенциалу в деле обеспечения безопасности в стране, что, однако, не мешает безвозмездно использовать возможности частных охранных предприятий при охране общественного порядка и т.п. Существующее законодательство в сфере негосударственной безопасности не отвечает современным требованиям.

Но все равно надо отметить, что, несмотря на все трудности в работе организаций НСБ, они своей повседневной деятельностью доказывают свою необходимость, вносят достойный вклад в социальную жизнь страны, став по праву отдельной отраслью государства. Эта работа не проходит бесследно. Она формирует положительную деловую репутацию всех предприятий, входящих в сферу НСБ. Создание в свое время Координационного совета при МВД РФ, Общероссийского профсоюза НСБ, средств массовой информации, формирование Координационного совета негосударственной сферы безопасности, работа по объединению предприятий в единую общность – все это вносит вклад в развитие НСБ.

Продолжая разговор о деловой репутации, хочется выделить ряд реальных показателей, которые, на мой взгляд, будут характеризовать это понятие. Как ни странно, эта нематериальная субстанция имеет конкретные характеристики, а именно:

- ответственность ООО за производимые товары, услуги, их качество;

- точность и полнота выполнения взятых обязательств по соответствующему договору;

- отсутствие срывов в деятельности, провалов в работе, которые приводили бы к нарушению предмета договора, сроков услуг;

- длительность практики по оказанию этих услуг;

- конфиденциальность при оказании услуг;

- возможность наращивать усилия для решения дополнительных задач по требованию заказчика;

- успешность, эффективность деятельности.

Вышеназванные условия приводят к успеху и процветанию организации, что позволяет ей накапливать ресурсы (финансовые, людские, материальные и другие), формировать прочную базу. Это в конечном счете будет сказываться в дальнейшем на эффективности ее работы, что обязательно положительно скажется на деловой репутации организации.

Немаловажными являются следующие признаки:

- уровень подготовленности руководства, его авторитет. Это очень серьезный показатель деловой репутации любой организации. Личность руководителя играет немаловажную роль. Влияние профессиональной подготовленности руководителя, его авторитета на деловую репутацию организации связаны с еще одной социально-психологической реальностью, которая пронизывает жизнь коллектива. Речь идет о стиле руководства, то есть о сложившемся и утвердившемся порядке действия руководителя, его умении соответствовать целям деятельности и реальным возможностям организации. Выбранный стиль руководства должен позволять успешно выполнять стоящие перед предприятием задачи, повышать эффективность работы, тем самым обеспечивая неуклонный рост деловой репутации руководителя и организации в целом;

- законопослушность. Прошли времена «дикого рынка», произошла выработка основных правил игры. Хорошие или плохие - другое дело! Но их надо выполнять. Практика показывает, что если у организации имеются проблемы с законом, то это сразу отражается на ДР и снижает доверие к ООО. За примерами далеко ходить не надо. И такая характеристика, как законопослушность, в настоящее время ценится все больше;

- этичность поведения, в том числе и во взаимоотношениях с партнерами по деятельности, внимание к требованиям заказчика;

- выработка своего кодекса этики, стиля поведения и неуклонное ему следование;

- дружественное отношение с партнерами, отказ от нечестной конкуренции, демпинга;

- при необходимости объединение усилий с партнерами, коллегами для решения конкретных общих задач, участие в союзах, ассоциациях и т.п.;

- бережное отношение к заказчикам услуг, повышенное внимание к их пожеланиям и в то же время принципиальность при выполнении своего профессиональных обязанностей.

Должны быть также упомянуты признаки финансовой и иных видов безопасности:

- стабильное финансовое положение, отсутствие долгов, плохих кредитных историй;

- наличие материальной базы, в том числе и для дальнейшего развития;

- отсутствие претензий со стороны государственных органов;

- внутренняя устойчивость организации, правильный подбор и структурное наполнение персоналом, его количество, качество.

Таковы, на мой взгляд, основные показатели деловой репутации организации, в том числе входящих в структуру НСБ. Но деловая репутация не приходит сама собой. Это не является постоянным показателем. Деловую репутацию необходимо создавать, управлять ею и защищать.

Древнеиндийская мудрость гласит: «Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за ними подобно тени».

Если мы говорим о задачах по созданию (управлению) деловой репутации, то нужно отметить следующее.

Во-первых, поддержание эффективной и постоянной связей с общественностью, гласность и публичность деятельности.

Максимальная открытость в деятельности структур НСБ, недопустимость замалчивания своих организационных, правовых и хозяйственных проблем, снятие информационных барьеров со своей сферы деятельности – все это не сразу стало возможным в силу тех причин, о которых говорилось выше. Однако здоровые силы негосударственной сферы безопасности с самого начала становления старались следовать этим принципам в своей работе. Они понимали: чтобы стать полноправной частью современного общества, бизнеса, невозможно закрыться от общественно значимых процессов и процедур, происходящих в стране. Созданные в самом начале развития частной охраны и детективной деятельности средства массовой информации, такие как электронная газета «Охрана.ру», журналы «Мир и безопасность», «Бизнес и безопасность в России», «Мир безопасности», внесли свой вклад в становление деловой репутации НСБ. Позже их работа была подхвачена и продолжена журналом «Охранная деятельность», медиасредствами, такими как «Гардинфо», «Хранитель». Начало новому этапу по работе с общественным мнением, кампании за открытость в своей деятельности положили Общероссийский профсоюз НСБ и медиапортал «Хранитель», который на IV Всероссийском совещании НСБ был упомянут как национальный.

И сейчас функционирование профильных, интегрированных в НСБ средств массовой информации продолжает оставаться важным условием для укрепления деловой репутации организаций, продолжающих оказывать социально ответственное и патриотическое воздействие на широкие слои населения страны.

Но данная работа не может ограничиться только деятельностью средств массовой информации. Важной частью борьбы за укрепление деловой репутации организаций НСБ должна быть работа в государственных и общественных органах и организациях, работа с партнерами и заинтересованными лицами.

Во-вторых, формирование правильного ожидания партнеров по деятельности, бизнесу, построение здоровых взаимоотношений между ними, создание и укрепление институтов государственно-частного и государственно-общественного партнерства.

Конструктивное взаимодействие профессиональных и общественных структур негосударственной сферы безопасности с органами власти и общественными организациями становится в настоящее время реальностью, которую необходимо постоянно совершенствовать. Важную работу в этом направлении проводит  Координационный совет НСБ России, Гильдия НСБ МТПП, КЦ РОСС, советы при органах МВД на местах и экспертное сообщество негосударственной сферы безопасности.

В настоящее время субъекты НСБ активно вовлекаются в правотворческую деятельность, в деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности в местах массового пребывания людей, объектов здравоохранения, образовательных организаций, в систему переподготовки кадров и социальной адаптации уволенных сотрудников силовых структур, воспитание подрастающего поколения.

Создаваемые общественные объединения в частной сфере безопасности, саморегулируемые организации позволяют формировать здоровую конкурентную среду среди участников рынка, повышать качество услуг, ответственность за результаты труда, противостоять демпингу и другим негативным моментам.

Все это создает механизм социального контроля в сообществе, формирует общественное мнение, которое постепенно проявляется в общественном сознании, что в конечном итоге выражается в оценках, требованиях, суждениях о той или иной организации. Социальный контроль выступает как способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов для достижения положительных результатов. Это и формирует деловую репутацию организаций НСБ в целом.

В-третьих, отдельно хотелось выделить заботу о построении деловых отношений с заказчиками услуг.

Не развивая эту тему, можно лишь сказать, что успех в этом деле будет способствовать увеличению прибыли организации при минимуме затрат с одновременным повышением эффективности и качества производимой работы. Это также будет работать на повышение авторитета организации и привлечение новых заказчиков.

В-четвертых, совершенствование механизмов внутреннего регулирования деловой репутации. К таким механизмам можно отнести:

- социальную ответственность организации;

- формирование авторитета первых лиц и руководства («человек слова и дела»);

- создание кодекса (правил) поведения, который позволяет регулировать отношения между членами коллектива, внутренние механизмы всей организации, что обеспечивает стабильность ее функционирования;

- развитие системы управления организацией для повышения эффективности ее работы, бережное отношение к сотрудникам и т.п.

Теперь рассмотрим эти составляющие чуть подробнее.

Социальная ответственность организаций НСБ - это добровольный вклад субъектов бизнеса в развитие общества в социальной, экономической, правовой и иной сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Как, например, безвозмездное участие ЧОПов в оказание помощи МВД по поддержанию общественного порядка и безопасности, как трудоустройство населения, как участие в патриотических акциях и т.п. Эти действия оказывают существенное влияние на качество жизни отдельных регионов, социальных групп и общества в целом. Осуществляя принцип социальной ответственности, организации НСБ получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль.

Ответственность наступает в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требованиям и запросам общества и проявляется в снижении интереса к ним со стороны государства и общества, утрате авторитета и деловой репутации, замедлении базы роста бизнеса, свертывании его.

Говоря о формировании авторитета первых лиц и руководства как людей слова и дела, надо отметить, что в основе авторитета руководителя лежат его личные достоинства и практические дела. Об этом никогда не надо забывать самим руководителям. Кроме этого, необходимо разъяснять сотрудникам, членам коллектива значимость действий руководителя, его опыта, знаний, создавать в коллективе здоровый эмоциональный отклик на начинания и распоряжения начальства, предупреждать негативные реакции отдельных лиц или коллективное осуждение действий руководителя, своевременно корректировать работу первого лица организации в зависимости от положения дел и решаемых задач.

Не менее важной задачей по формированию деловой репутации организации является создание в ней кодекса (правил) поведения, который позволяет регулировать отношения между членами коллектива, формировать внутренние механизмы всей организации, что обеспечивает стабильность ее функционирования, оказывает опосредованное влияние на дела и поступки сотрудников.

И, наконец, развитие системы управления предприятием для его эффективной работы, в том числе по бережному отношению к сотрудникам, совершенствованию их профессиональных и человеческих качеств и т.п.

Современные предприятия вынуждены приспосабливаться к условиям рыночных отношений и конкуренции. Поэтому факторы, определяющие успех, одновременно являются и факторами выживания организации. Организация, в том числе и негосударственной сферы безопасности, вынуждена быть динамичной и способной адаптироваться не только к самим изменениям внешней среды, но и к скорости этих изменений.

В этом случае организация должна представлять собой не застывшую систему, а мобильный организм постоянного обновления и непрерывного развития как в области инноваций, логистики, так и в системе управления, в повышении квалификации сотрудников предприятия, совершенствовании их деятельности.

Рассмотрев вопросы формирования деловой репутации организаций НСБ, необходимо подчеркнуть, что это лишь первая часть работы. Немаловажным фактором для положительной деловой репутации будет иметь ее защита. Данная работа должна вестись постоянно и кропотливо, иначе все успехи по формированию деловой репутации будут сведены на нет.

Что же, на мой взгляд, должна представлять собой эта защита?

1. Защита от форс-мажорных обстоятельств.

Нет, не защита от стихийных бедствий или военных действий. Построение защиты в этом случае должно представлять собой сведение к минимуму потерь от непродуманных действий государства, общества, чиновников, недобросовестных заказчиков. Только в рамках конструктивного диалога и постоянного сотрудничества между органами законодательной и исполнительной ветвей власти и сообществом НСБ возможно предотвращение форс-мажорных обстоятельств.

2. Постоянная работа самой организации по недопущению явных ошибок в своей деятельности и предотвращению их негативных последствий.

К сожалению, это очень болезненная тема для разговора. Но сегодня не будем на ней акцентировать внимание.

3. Грамотная нейтрализация намеренных враждебных действий конкурентов («подстава», недобросовестная реклама, демпинг и т.п.). Совершенствование методов этой работы, опора на общественное мнение, социальная ответственность за работу будут гарантией успеха в этом направлении.

4. Юридическая защита деловой репутации.

В среде НСБ это малоразвитая сфера, которая очень сильно зависит от несовершенства законодательства, качества юридической помощи, давлениия административных ресурсов. Но эта работа постепенно набирает обороты и в будущем будет главной силой в борьбе за защиту деловой репутации организаций НСБ.

Таким образом, мы рассмотрели актуальные вопросы деловой репутации организаций НСБ. Выполнение организациями НСБ задач по защите жизни и здоровья, собственности, личных и имущественных интересов юридических и физических лиц, по достижению своего коммерческого успеха сегодня невозможно без постоянной заботы о совершенствовании деловой репутации организаций, повышения их авторитета в глазах общества, государственных органов власти.

Владимир ЧЕРНЯЕВ, эксперт КС НСБ, член редколлегии журнала «Охранная деятельность»