— Поздравляем со знаменательной датой, Александр Викторович! Довольны ли вы тем положением, которое занимает «СТАРК» спустя пятнадцать лет после основания?
— Плох был бы тот руководитель, который бы считал, что большего добиться его коллектив уже не сможет. Безусловно, сегодня наша группа компаний заняла достойное место на рынке. Нам доверяют не только крупные частные предприятия, но и государственный заказчик. Под охраной работников «СТАРК» находятся сотни объектов социальной сферы. С учетом ситуации в мире, к ним предъявляются особые требования по обеспечению безопасности, которые к тому же постоянно возрастают. Но мы всегда стараемся действовать с опережением, и еще более жесткие требования к охране предусматривают наши внутренние стандарты. Так что к безопасности охраняемых нами объектов не возникает вопросов.
Тем не менее, не сомневаюсь, что из года в год мы можем становиться еще лучше. Меняются технологии, методы обучения, появляются новые угрозы. Сказать в какой-то момент, что мы добились всего, чего хотели, — значит, отстать от времени. В охранной отрасли ни одна серьезная компания не имеет права себе этого позволить.
— Одна их крупнейших перемен, произошедших в отрасли в последние годы, — смена регулятора. Как живется частным охранным предприятиям при Росгвардии?
— Мое глубокое убеждение, что развитие охранного рынка должно происходить вне зависимости от того, какая структура является нашим регулятором и какого ее отношение к нам. За счет наших внутренних резервов, надлежащей работы с кадрами, внедрению новых технических средств. Как я уже сказал, мы не вправе отстать — мы должны всегда опережать возникающие угрозы, независимо от того, с какими трудностями сталкивается отрасль в целом.
Но, разумеется, мы хотели бы, чтобы Росгвардия видела в нас своих надежных союзников в деле обеспечения общественной безопасности и оказывала содействие развитию отрасли там, где это возможно. К счастью, нам удалось наладить достаточно конструктивный диалог. И хотя нам бы, конечно, хотелось более плотного взаимодействия, мы замечаем, что проблемы отрасли не игнорируют, что нас слышат. Это мы увидели на примере развития профессиональных квалификаций, когда Росгвардия не поддержала проекты, преследовавшие откровенно корыстные интересы, и высказалась в пользу тех профессиональных стандартов, которые реально могут вывести отрасль на новый уровень.
— Развитию системы профессиональных квалификаций в охранном сообществе в последнее время, кажется, уделяют особое внимание. Каков ваш взгляд на имеющиеся в этой области инициативы?
— Я говорю здесь как практик. Наши работники охраны должны четко понимать в каждой возможной ситуации, складывающейся на объекте, что, как и почему они должны предпринять. Разумеется, каждое добросовестное охранное предприятие обучает этому своих работников. Но такие правила должны быть сформулированы при участии всех структур, задействованных в обеспечении безопасности объекта. Они должны быть утверждены профильным для конкретной сферы ведомством, Росгвардией, Минтруда. Тогда никогда не возникнет надуманных претензий к охранному предприятию: «Почему ваш охранник действовал так, а не иначе?» Потому что это прописано в конкретном документе, который одобрил и наш регулирующий орган, и ваш регулирующий орган.
Подчеркну: это не досужие размышления, которые неизвестно как будут реализованы в действительности. После того как командой президента СРО Ассоциация «Школа без опасности», председателя Совета Союза ОСО Сергея Саминского был разработан первый профессиональный стандарт в охранной отрасли, это дало огромный толчок к развитию в той сфере, в которой он применялся — в охране объектов образования. На его основе в этом году были подготовлены свыше десяти тысяч работников охраны, в их числе и представители наших предприятий. Мы видим, насколько выросла эффективность частной охраны на объектах образования. В столице за последние два года из школ не украдено ни одной единицы компьютерной техники, в разы выросло число нарушителей, которых задерживают наши работники.
К сожалению, сейчас развитие системы профессиональных квалификаций проходит не так быстро, как хотелось бы.
— С чем это связано?
— Ее функционирование также подразумевает создание системы оценки квалификаций. Эту оценку можно проводить для работников охраны на платной основе. А там, где появляется возможность выгоды, там, к сожалению, появляются и лица, настроенные авантюрно, в малой степени заинтересованные в реальной пользе делу. Принципиальная позиция лидеров охранного сообщества, это Сергей Саминский, это глава объединения работодателей Александр Козлов, состоит в том, что охранника нельзя, что называется, «обобрать». Он не должен потерять финансово от внедрения этой системы, большинство из них и так не зарабатывает больших денег.
К сожалению, уже возникли предложения, которые экспертам представляются банальными бизнес-проектами. В то время как взвешенные, поддержанные рядом ведомств инициативы наталкиваются на странное сопротивление.
— Какие, например?
— Так произошло с проектом профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны медицинских организаций». Во главе его разработки встали опытные эксперты, составлявшие костяк команды разработчиков профстандарта для охраны образовательной сферы. Его поддержали медицинское сообщество, главы крупнейших больниц, он получил одобрительные отзывы в Минтруда и Росгвардии, но Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям отправил его на доработку. Причем некоторые из претензий вызвали в охранном сообществе определенное недоумение. Над профстандартом была проведена к настоящему времени большая дополнительная работа и, мы надеемся, в истории этого документа имевшаяся ситуация останется незначительным казусом. Во всяком случае, я, как представитель группы компаний, под охраной которых находится немало объектов медицины, весьма рассчитываю на скорое принятие этого профстандарта.
— Почему для отрасли столь важно развитие системы профессиональных квалификаций?
— Профстандарты — это фундамент для программ профессиональной переподготовки. На сегодняшний день, исходя из имеющихся возможностей, мы не видим другого столь же эффективного инструмента повышения качества охранных услуг. Все, в конечном счете, сводится к фигуре охранника на посту. То, как нас оценивают, насколько авторитетны наши организации, зависит в первую очередь от того, насколько хорошо подготовлен этот охранник. Никакие громкие заявления, никакие декларации о намерениях не имеют никакого смысла, если один человек в нужный момент не нажмет тревожную кнопку, не проведет эвакуацию, не задержит нарушителя.
Мне импонирует, что в последнее время охранник оказался в центре внимания лидеров отрасли. О них пишут, их награждают, они получают благодарности от депутата Государственной Думы Анатолия Выборного, от депутата Мосгордумы Инны Святенко и других уважаемых лиц. Это правильная практика. Думаю, всем следует ориентироваться также на пример СРО Ассоциация «Школа без опасности», которая недавно провела конкурс профессионального мастерства. Представители наших предприятий приняли в нем участие, достойно показав себя в этом соревновании.
— В год юбилея Группы компаний «СТАРК Безопасность», какие вы связываете надежды с будущим охранной отрасли?
— Уверен, нашему сообществу удастся поднять охранное дело на новый уровень. В нашей отрасли работают прекрасные эксперты, создан Научно-исследовательский центр «Безопасность», в котором их усилия будут реализованы в проектах новых, прогрессивных законов и столь нужных отрасли профессиональных стандартов. Мастерство охранников продолжит расти — в этом направлении уже, как я рассказал, ведется системная работа. Убежден, государство не оставит без внимания усилия сообщества и поддержит нас.
И я бы не стал называть это надеждами. Это то дело, которое мы способны совершить. Все, что для этого нужно, — оставаться профессиональными и ответственными. Как президент Группы компаний «СТАРК Безопасность», я говорю твердо: мы этим принципам будем следовать.