Начиная разговор о правах и обязанностях субъектов охранной деятельности, необходимо, в первую очередь, четко понимать, что под ними понимается. Согласно ст. 1 Закона Украины «Об охранной деятельности» (далее - Закон) к таковым относятся субъекты хозяйствования любой формы собственности, созданные и зарегистрированные на территории Украины, осуществляющие охранную деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии.

Соответственно, под субъектами охранной деятельности мы понимаем именно юридических лиц, а не его персонал. Работники лицензированных фирм, оказывающих услуги по охране, являются персоналом охраны, то есть согласно той же статье Закона это работники, непосредственно выполняющие функции по охране имущества или физических лиц в соответствии со своим квалификационным уровнем. О компетенции последних мы и поговорим в этой статье.

Закон является первым нормативным актом такого уровня в сфере услуг по охране. До этого регламентация прав и обязанностей персонала охраны определялась ведомственным нормативным актом - Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по охране собственности и граждан (далее - Лицензионные условия). Данные условия утверждены приказом МВД Украины № 505 от 01.12.2009 года.

При сравнении Закона и Лицензионных условий нетрудно заметить, что большинство терминов и положений Закона перекочевало в него именно из Лицензионных условий. Это вполне логичный шаг - использование уже имеющихся и отработанных на практике положений и формулировок.

Следует обратить внимание, что Закон в большинстве своем закрепил нормативно права, активно используемые персоналом охраны достаточно долгое время.

До принятия Закона «Об охранной деятельности» права и обязанности персонала охраны регламентировались Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по охране собственности и граждан

В Лицензионных условиях права персонала охраны отдельным пунктом не прописаны. Поэтому эти права в Лицензионных условиях можно определять только косвенно, исходя из применяемых мер охраны, понятия охраны и ограничений на действия персонала охраны.

Ниже мы проанализируем права персонала охраны, появившиеся у них согласно Закону, одновременно сравнивая их с Лицензионными условиями.

В Законе права персонала охраны выделены в отдельную статью 12. К таковым относятся:

1. Право требовать от лиц прекращения противоправных действий, соблюдения законности и правопорядка. В Лицензионных условиях это право можно определить из обязанности, указанной в п. 4.1: прекращение противоправных действий относительно объектов охраны осуществляется с соблюдением требований законодательства Украины.

2. Право требовать от служебных лиц объектов охраны и других лиц соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов. В п. 1.4.1 Лицензионных условий это право можно выделить из права контроля за прохождением на объект охраны, передвижением его территорией, а также оставлением его лицами, перемещением предметов в соответствии с порядком, установленным владельцем охраняемого имущества.

3. Право не допускать проникновения лиц на объект охраны и право задержания пытающихся проникнуть (проникнувших) на объект охраны или оставляющих его с нарушением установленных правил, с обязательным немедленным уведомлением об этом территориального органа внутренних дел. В Лицензионных условиях это право подразумевается в понятии физической охраны (п. 1.4.2), под которой понимаются непосредственные действия персонала охраны, направленные на выявление, предотвращение и прекращение несанкционированных проникновений на объект охраны, нахождений лиц на этом объекте, противоправного завладения имуществом, его использование, причинение убытков имуществу. Одновременно предусмотрена обязанность немедленного уведомления органов милиции, поскольку дальнейшее разбирательство с нарушителем - это уже компетенция правоохранительных органов.

4. Право противодействовать правонарушителям и немедленно уведомлять органы внутренних дел о совершении этими лицами преступления или административного правонарушения. Корреспондирует вышеописанному п. 4.1 Лицензионных условий, позволяющий прекращение противоправных действий. Вместе с тем добавлена обязанность немедленного уведомления органов внутренних дел о неправомерных действиях. Такая конкретизация позволит, с одной стороны, ставить персонал охраны в рамки закона, ссылаясь на то, что в случае противодействия они обязаны сообщать об этом в милицию, и незаконное противодействие для персонала охраны будет чревато негативными последствиями. С другой стороны, лица, действительно совершающие неправомерные действия, должны понимать, что в случае противостояния с персоналом охраны последние будут обязаны сообщить об инциденте в милицию и для нарушителя это повлечет совершенно другие последствия.

К праву субъектов охранной деятельности противодействовать правонарушителям Закон добавил обязанность немедленного уведомления органов внутренних дел о неправомерных действиях

5. Право применять меры физического воздействия, специальные средства и использовать служебных собак в соответствии с этим Законом. Данное право было у персонала охраны и ранее (п. 1.4.1 Лицензионных условий). При этом следует обратить внимание, что данному праву в Законе корреспондирует обязанность не использовать имущество, предназначенное для исключительного пользования военными формированиями и правоохранительными органами (ст. 10 Закона). Соответственно, огнестрельное оружие и иные атрибуты исключительно военных и силовиков частной охране не видать.

6. Право во время осуществления пропускного режима на объектах охраны проводить осмотр вещей физических лиц (по их добровольному согласию), транспортных средств, изъятие вещей и документов, являющихся орудиями или предметами правонарушения, проверку документов, удостоверяющих личность, дающих право на вход (выход) лиц, внесение (вынесение), ввоз (вывоз) имущества, въезд (выезд) транспортных средств, в частности относительно их соответствия составу материальных ценностей, перемещаемых на объекты охраны (с объектов охраны). Данное право в Лицензионных условиях вытекало из п. 1.4.1, описанного ранее. Следует обратить особое внимание, что осмотр вещей физических лиц возможен только с их добровольного согласия. Соответственно, при отсутствии такового охрана проводить осмотр не может. Хотя Закон и не требует подтверждения такого согласия, но оформление этого согласия письменным документом или с помощью технических средств (видеосъемка) очень желательно. В случае жалоб на неправомерные действия охраны это позволит опровергнуть доводы жалобщика. В противной ситуации, при действительно неправомерных действиях охраны, видеозапись этих действий позволит привлечь виновных охранников к ответственности.

7. Право проводить открытую видео- и фотосъемку событий как вспомогательное средство предотвращения противоправных действий с обязательным обнародованием на охраняемом объекте информации об осуществлении таких мер. Здесь законодатель также вводит дополнительную гарантию от произвола охраны, обязывая субъекта охранной деятельности хранить материалы этих записей с соблюдением следующих условий:

- надлежащим образом, т. е. с обеспечением сохранности материалов и информации;

- на протяжении одного года с момента получения (читай «изготовления») материалов субъект охранной деятельности должен хранить эти материалы и только по истечении этого срока может уничтожить комиссионно, в составе трех человек, с составлением соответствующего акта уничтожения.

Необходимо акцентировать внимание на обязанности уведомления всех попадающих на охраняемый объект о наличии съемки путем размещения соответствующего уведомления. Желательно, чтобы такое уведомление было на видном месте при входе (входах) на объект и располагалось таким образом, чтобы не заметить его было нельзя. Прохождение мимо такого уведомления на объект (вход на объект) означает принятие съемки как условия входа и пребывания на объекте. Такое размещение уведомления делает несостоятельными возможные ссылки виновных лиц на то, что уведомление просто не было замечено.

Охранные структуры могут проводить только открытую видео- и фотосъемку, а потому при входе на объект охраны желательно разместить уведомление о наличии съемки

В Лицензионных условиях (п. 1.4.1) такое право отдельно не выделялось и охватывалось правом использовать технические средства охранного назначения (сигнализации, теле-, видеонаблюдение, контроль доступа).

Что касается обязанностей персонала охраны, то их в ст. 13 Закона гораздо меньше, всего четыре пункта, а именно:

1. Обязанность обеспечения целостности охраняемого имущества, объектов охраны, неприкосновенности охраняемых физических лиц;

2. Обязанность прекращения путем осуществления мер реагирования правонарушения против собственности, физических лиц, нарушений режима работы объектов;

3. Обязанность немедленного уведомления правоохранительных органов о незаконных действиях, имеющих признаки преступления, в местах осуществления мер охраны;

4. Обязанность сохранения конфиденциальности и/или секретности информации, ставшей известной в связи с выполнением служебных обязанностей. Сразу же здесь сделана оговорка: кроме случаев, предусмотренных законодательством. Законодатель делает исключения для правоохранительных органов, судов и других уполномоченных субъектов государства.

Помимо вышеуказанных прямых обязанностей персонала охраны, есть и иные, указанные в ст. 10 Закона и касающиеся как субъектов охранной деятельности в целом, так и персонала охраны. К таким относятся:

1. Вышеописанная обязанность не использовать имущество, предназначенное исключительно для военных и правоохранителей.

2. Обязанность не использовать знаки принадлежности к военным, правоохранительным, контролирующим и иным органам исполнительной власти, их специальным подразделениям, в том числе в названии субъекта охранной деятельности, на одежде, транспорте реагирования, строениях, документации;

3. Обязанность не препятствовать представителям правоохранительных и иных органов государственной власти, местного самоуправления, их должностным лицам, а также гражданам в осуществлении ими полномочий, предоставленных законами и иными нормативно-правовыми актами. Тем самым установлено ограничение на вмешательство частных охранных структур в конфликты с государственными органами.

4. Обязанность не разглашать сведения о принятых мерах охраны, информацию с ограниченным доступом и конфиденциальную информацию. Корреспондирует с обязанностью, закрепленной в ст. 13 Закона.

5. Обязанность не скрывать факты о готовящихся и совершаемых преступлениях, независимо от интересов заказчика услуг по охране. Выполнение данной обязанности в некоторых случаях очень маловероятно, поскольку с уверенностью можно сказать, что невыполнение охранником требований заказчика повлечет отказ от услуг этого охранника. Соответственно, охранник встает перед выбором: стать соучастником преступления или потерять клиента. Выбор в данном случае будет сугубо индивидуален и обусловлен обстоятельствами. В идеале хотелось, чтобы все-таки интересы клиента не выходили за рамки закона и охрана была для клиента сдерживающим от преступления механизмом.

6. Обязанность не охранять лицо, совершающее административное правонарушение или преступление либо пытающееся их совершить. Развивает предыдущую обязанность и дает прямой запрет на охрану нарушителя.

7. Обязанность не осуществлять действия, посягающие на права, свободы и собственность физических лиц, а также ставящие под угрозу их жизнь, здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию.

8. Обязанность не использовать средства радиосвязи без разрешения на их использование на предоставленных частотах.

9. Обязанность не проводить мероприятия, относящиеся к оперативно-розыскным. Здесь идет прямая отсылка к Закону Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» как к перечню мероприятий.

10. Обязанность не принимать участия в исполнении судебных решений во время исполнительного производства. Тем самым пресекается сложившаяся тенденция привлечения частных охранных структур к исполнению судебных решений, в том числе к «рейдерским захватам».

11. Обязанность не вступать в силовое противостояние с персоналом охраны других субъектов хозяйствования. Иными словами, запрещено охранникам одной охранной фирмы проводить силовые действия против охранников другой охранной фирмы. В этом случае в конфликт должны вмешиваться и разрешать его представители государства.

При этом следует отметить, что несоблюдение п. 1, 3, 5 и 11 влечет для субъекта охранной деятельности аннулирование лицензии.

ВЫВОД:

Подытоживая, хотелось бы отметить, что конкретизация прав и обязанностей персонала охраны на уровне Закона позволит четче определять правомерность или неправомерность их действий. С одной стороны, это защитит обывателя от произвола частной охраны, дав возможность ограничить действия охранников рамками Закона. С другой стороны, наличие и четкое определение прав охранников даст добропорядочным представителям этой профессии действенные механизмы для выполнения своих функций. В любом случае, данный нормативный акт, как и все другие, будет преломляться через призму правоприменения. Именно от последнего и зависит адекватность и действенность Закона в реалиях.

Об авторе Кирилл Казак, партнер ЮФ «КПД Консалтинг»