Что такое два десятилетия в истории России? С исторической точки зрения отрезок времени совсем небольшой, но в жизни страны за это время произошли грандиозные изменения.

Ровно 20 лет назад еще в РСФСР был принят закон, названный «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» - первый законодательный акт в России, который открыл дорогу частной собственности. И если сегодня в любом поисковике набрать "частная собственность в России" вашему взору откроется перечень статей о приватизации. Понятно, что фундаментом всех кардинальных изменений стало право частной собственности, пришедшее в нашу страну с приватизацией и именем Чубайс. Недаром Чубайс удостоен звания регента и серого кардинала. Мастер заговора и политической интриги, он не боялся выйти "из сумрака" и встать во весь рост под удары критиков. Он умело сражался и в теледебатах, силен был и в закулисной борьбе.

А потом он выбыл из основного политического состава. От государства не отделился. Ушел сначала на ниву электрификации всей страны, затем погрузился в нанотехнологии, понимая, что если умело манипулировать отдельными атомами и молекулами, то откаты и распилы невооруженным глазом видны не будут. Но всегда, когда его спрашивают об основных заслугах, он откровенно говорит: установление частной собственности в России - и это правда.

Частная собственность породила и новые социально-экономические отношения, и новые правила игры. Одним из правил стала защита частной собственности от противоправных посягательств. С этой целью в далеком 1992 году был спешно принят закон «О частной детективной и частной охраной деятельности в Российской Федерации». Была сформирована новая отрасль экономической деятельности, ориентированная на предоставление специфических услуг по защите предпринимательства.

20 лет частный бизнес и негосударственная сфера безопасности идут рука об руку. Но накануне празднования очередного десятилетия все чаще звучат предложения пересмотреть роль и место негосударственной безопасности в нашей стране, «начать честный, взыскательный и открытый разговор о том, что мешает полноценному развитию отрасли», как это предложил в открытом письме Дмитрий Каплин http://org20.ru/events/events_16246.html.

Честно признаюсь, не хотел даже затрагивать эту тему (полагая, что должен последовать ответ от Ф.Клинцевича), но неожиданно получил предложение принять участие в качестве эксперта в передаче «Пусть говорят» Первого канала (эфир состоялся 13 октября с.г.). Выпуск назывался "Попасть в "Пятерочку", и в нем рассказывали, как охранники становятся нарушителями общественного порядка и чем это угрожает посетителям магазинов. Показывали и кадры "работы" частных охранников в торговых предприятиях.

И здесь в очередной раз встал вопрос о будущем частной охраны в России. Вне всякого сомнения, главным недостатком программы были ее тенденциозность и отсутствие на передаче второй стороны (представителей частной охраны). На мой взгляд, разговор не получился, и поэтому сегодня хотелось бы обозначить некоторые проблемы нашего бизнес-сообщества (если таковое есть).

Мне и самому не раз приходится осаживать чересчур ретивых секьюрити, благо есть опыт работы с этим контингентом. И от друзей и знакомых неоднократно слышал жалобы на противоправные действия частных охранников. Самое интересное, что претензии часто носили обоснованный характер, и высказывались мне, как человеку, имеющему прямое отношение к сфере негосударственной безопасности. По мнению граждан, я мог бы исправить такое положение дел.

Зададим себе главный, на мой взгляд, вопрос: каким образом за последнее десятилетие частный охранник превратился в ненавистного обывателям «вертухая» (прошу прощение за жаргон, но в студии телецентра звучали куда более резкие высказывания).

Сначала о том, что на виду, об экономическом базисе чуть позже. Почему сегодня человек в униформе, вооруженный служебным оружием и специальными средствами, предстает как «вселенская власть». Мы уже начали привыкать к тому, что, входя в офис, магазин, подземный переход можно услышать «куда прешь, не видишь охраняемая территория». Каждый молодой человек в форме охранника полагает, что он должен общаться с окружающими только на "ТЫ".  Признайтесь честно, как часто вы встречали охранника, который ко всем обращался на "ВЫ", независимо от возраста, пола и социального положения? Как часто, столкнувшись с сотрудником охраны при исполнении служебных обязанностей, вы встречали вежливость и доброжелательность? Увы, боюсь, что не очень часто. Стереотип давно известен - по отдельному охраннику обыватель судит даже не об отдельной охранной фирме, а обо всех представителях профессии. И как бы высокопарно это не звучало, каждый охранник - лицо бизнеса.

В конце прошлого века, мне довелось охранять торговый комплекс «Охотный ряд». Честно признаюсь, объект сложный, оставивший на моем сердце немало рубцов. В 1998 году в составе охраны было 80% людей с высшим образованием, более половины имели опыт работы в государственных правоохранительных органах, каждый руководитель был в звании не ниже подполковника, с должности начальника отдела (отделения милиции). Это действительно была элита охранного бизнеса и зарабатывали они достойно (по тем временам более 500 долларов США).

Обстановка стала резко меняться после всем известного дефолта. Вот мы подошли и к "базису". Кризис – слово, которым многие объясняют свои неудачи, финансовые проблемы, банкротство. Люди ищут виноватых на стороне, пытаются объяснить все сложности своего положения тяжелыми временами, которые просто нужно пережить, немножко обождать, и все обязательно наладится. Время проходит, но проблемы остаются. Да остаются, но только у тех, кто не понимает, что мир изменился, и если не измениться вместе с ним, то неприятности неизбежны. Многие мои коллеги (я говорю о руководителях частных охранных организаций) остановились с своем развитии.

Алгоритмом работы стал треугольник: собрал деньги за охрану, заплатил налоги, выдал зарплату и опять на поборы… Творить, выдумывать, пробовать, экспериментировать – уже невыгодно. Ушла былая гибкость, прогнозов развития рынка нет, желающих рисковать всем становится все меньше. В бизнесе рулят консерватизм, прагматизм, серость, тупость и дешевые амбиции. Хорошо помню как сопротивлялись  руководители курсам повышения квалификации, какие речи звучали со всех сторон: "Чему там научат", "Я уже десятки лет руковожу" и т.д. Некоторые даже переплачивали, только чтобы не посещать занятия (или записывались в хорошо известную ШББ, где занятия никогда не проводились). И что ж, теперь самое время вспомнить русскую пословицу, приведенную Н.В.Гоголем в качестве эпиграфа к "Ревизору": На зеркало неча пенять, коли рожа крива" - результат налицо.

Но полуобразованные охранники и руководители это только полпроблемы. По мнению Михаила Делягина (http://www.vzsar.ru/news/2011/03/28/mihail_delyagin__k_revolyucii_v_rf_privedet_etnicheskiy_banditizm.html), нынешнее устройство российского государства кризисно по своей сути. "Нынешнее устройство государства будет изменено, поскольку несовместимо с жизнью. Есть обычное государство: когда чиновники и политические лидеры пытаются решать проблемы общества. По дороге они немножко подворовывают, немножко развлекаются, как, например, товарищ Берлускони. Не пойман – не вор; пойман – до свидания: они стремятся достичь общественного блага. У нас сложилась уникальная модель государства: когда его элементы верят, что государство – это машинка для их личного обогащения и ничего больше. Для них страна – это территория, покрытая биомассой, которую по праздникам условно именуют населением. И эту биомассу им нужно переработать в личное богатство, которое, естественно, находится в фешенебельных странах, потому что смысл жизни – это потребление". Полностью соответствуют этому и наши доблестные кураторы из МВД.

Серьезного пересмотра требуют принципы негосударственной безопасности, их нормативно правовое закрепление. На повестку дня встает вопрос: «Что делать?»

Перечислю основные первопричины всех наших бед, а также конспективно обрисую текущую ситуацию в бизнесе.

1. Что бы ни говорили великие теоретики-экономисты, рынок уже поделен и новых ниш и объемов нет и не предвидится, в этих условиях экономической стагнации рассчитывать на демпинг цен - самоубийство. Отрасль демпингует с 1998 года и находится «у последней черты». Радикальных изменений требует ценообразование. Оплата по человеко/часам - тормоз развития отрасли. Работодатель не заинтересован в научно-техническом перевооружении, для него охранник – основное богатство и чем больше охранников, тем выше его доход. В этой парадигме никто не думает о качестве охранных услуг, о культуре охранных услуг.

2. За годы существования не создана отраслевая наука. Изучение существующих фундаментальных учений и практического опыта организации работы охранной организации требует рефлексии, формирования инновационной среды обеспечения безопасности. А если нет среды приложения – то нет знаний и навыков применения. Данный замкнутый круг можно разорвать только путем создания нового научного подразделения.

3. Современный бизнес безопасности уже давно не содержит сложных абстракций. Руководители умеют читать, но не умеют мыслить. Сформированные в годы государственной службы понятия давно перестали работать. Кухонная логика – «зачем учиться готовить, если есть наработки-полуфабрикаты» формирует класс потребителей-кустарей. Мыслить шаблонно легче и дешевле.

4. Рынок услуг негосударственной безопасности законсервирован. Творить, выдумывать, пробовать, экспериментально проверяя рынок, изучая его реакцию – уже невыгодно. Ушла былая гибкость, риски минимальны, прогнозов развития рынка нет. Активные герои постепенно отошли в сторону, уступив место у кормила власти серой посредственности. Рулят консерватизм, прагматизм, серость, тупость и дешевые амбиции – что очень печально.

5. Игнорируются изменения рынка (конкурентов, клиентов), не производится сбор и обработка новых данных, поиск новых подходов, создание новых продуктов (последним "всплеском" была пультовая охрана, которую почти уже похоронили), забыты процедуры сегментирования рынка и позиционирования продукта (услуги). Усиливается акцент на психологию дружеских и административных связей. Будущее же – за серьезным анализом, постоянным мониторингом рынка в сочетании с эффективными коммуникациями, знанием потребностей и психологии клиента.

6. Система профессионального образования абсолютно не помогает человеку найти свое призвание, а дает минимум знаний, которые кто-то посчитал необходимыми для решения практических задач. Введенная практика квалификационного экзамена полностью провалена коррупционными схемами. Сама система образования – это своего рода система социализации и индикатор состояния отрасли. Какая отрасль (политика, экономика, культура и т.п.) – такое и образование.

7. Серьезного пересмотра требует система мотивации кадров, управление с помощью идеологии  "кнута" изжило себя полностью. В современном мире большего добились компании, давшие работникам условия, мотивацию и перспективу. Без системного изменения отношения человека к работе (выполнению функционала), его активного участия в увеличении дохода организации, невозможно изменить общественное отношение к отрасли в целом.

8. В основе всего происходящего – деградация и пассивность – точнее, коррупционная деградация и, как следствие, гражданская пассивность. «Эпоха 272» пронизана коррупцией. Людей переполняет бессильная ярость, сменяющаяся апатией. Они больше не верят правильным словам и красивым обещаниям властей. Будущие перспективы туманны и неопределенны. "Перемен! - требуют наши сердца./ Перемен! - требуют наши глаза".

Вне всякого сомнения, данные записки трудно назвать праздничным рапортом, но без серьезного анализа положения дел в отрасли, разработки концептуальных подходов ее дальнейшего развития дальнейшее движение не возможно. Уже давно пришло время думать, как вести бизнес в изменившихся условиях. Приглашаю всех заинтересованных лиц к серьезному обсуждению вопросов состояния и развития НСБ.