Сегодня 1 марта вступает в силу Федеральный закон «О полиции», направленный, как говорится в его концепции, на модернизацию российских органов правопорядка. А вчера в книжном магазине я купил Закон Российской федерации «О полиции», официальный текст с комментариями полковника полиции А.И.Бочарова, М.. Книжный мир 2011. Увидев это издание на полке, я немного опешил, закон еще не вступил в силу,  а комментатор уже присвоил себе специальное звание полковник полиции. Неужели у него нет никаких сомнений (или что-то иное отсутствует)?

По новому закону, милиция уходит в прошлое, а вместо нее появляется полиция, по внешним признакам очень напоминающая американские органы правопорядка. При этом большинство опрошенных (63%) полагают, что переименование ни к чему ни приведет, и все останется по-прежнему. Улучшение ситуации после переименования ожидает лишь каждый десятый респондент, а 15% россиян уверены в обратном. Однако глава МВД Рашид Нургалиев убежден в том, что полицейские не будут вызывать негативную реакцию в обществе, как это сейчас происходит в отношении милиционеров. "Система МВД в современной России должна быть принципиально иной, и главный вектор нацелен на человека, на защиту его прав, безопасности жизни и здоровья, и это станет приоритетным для полиции", - заявил журналистам Нургалиев. При этом он уклонился от ответа на вопрос, сколько времени должно пройти для того, чтобы полицейских россияне начали воспринимали позитивно.  Однако за внешней атрибутикой, «полицейскими жетонами» с указанием фамилии и личного номера, предоставления права задержанному на один телефонный звонок, зачитыванием прав задержанному, и единым полицейским call-центром и т. д. Что привносит закон в нашу неспокойную жизнь?

Внимательное изучение текста Закона, участие в общенародном обсуждении, изучение комментариев граждан и ответов руководителей МВД РФ убедили, что до достижения желаемого результата  (американской полицейской модели, принятой у нас за эталон) нам еще далеко.
Российские органы правопорядка, по-прежнему, остаются раздутыми, и весьма далекими от обеспечения задач модернизации страны.
При численности населения РФ в 143,2 млн. чел., количество сотрудников МВД у нас в настоящее время составляет около 1,3 млн. чел. (или 0,9% от численности населения), для сравнения в США на 309,2 млн. чел. населения приходится всего 1 млн. полицейских (0,32%). С учетом других правоохранительных органов и специальных служб (ФСБ, СВР, ФСО, ФСКН, ФССП, СКП и др.), в которых по разным данным насчитывается более 350 тыс. сотрудников, российские налогоплательщики содержат в настоящее время 12 «силовиков» на 1000 чел. населения, на фоне 3 «правоохранителей» в США.
Безусловно, в абсолютных значениях бюджет российского МВД (даже после его увеличения на 2011 г. до 523,8 млрд. руб.) более чем в 3 раз проигрывает финансированию, например, полиции США (17,7 против 51 млрд. долл. в год). Официальные зарплаты наших полицейских даже после их повышения (с 2012 г. продекларированная зарплата лейтенанта полиции должна будет составить не менее 33 тыс. руб. в месяц) также будут сильно уступать зарплатам их американских коллег (13 и 40 тыс. долл. в год, соответственно). Однако если вспомнить, что ВВП России отстает от ВВП Америки более чем 11 раз (1,229 и 14,632 трл. долл., соответственно), а средняя заработная плата в стране составляет сегодня 650 долл. (по официальным данным Росстата за 2010 г. – это 19 160 руб.), то ответ на вопрос: «Насколько новая полиция соответствует провозглашенным президентом задачам модернизации страны?» — окажется риторическим.
И если по Марксу, экономика это фундамент, то, как изменится надстройка? Какие изменения произойдут в кадровом составе, как изменится инспектор милиции став сегодня инспектором полиции?  Стоп. Он еще не стал, в отличие от упомянутого полковника, моему участковому инспектору необходимо пройти до 1 мая аттестацию, а сегодня он сидит на опорном пункте и не знает как подписать документ об освидетельствовании помещения, уже не милиции но еще не полиции. И он  не одинок. Значительная часть из зарезервированных на реформу МВД 327 млрд. руб. в ближайшее время пойдет на «реставрацию фасада» ведомства – замену служебных удостоверений, изготовление полицейских жетонов, «кутюр от Юдашкина» новой форменной одежды.

На этом фоне ожидать кардинального обновления качественного состава «полисменов» не приходится. Имидж нельзя сформировать на пустом месте, сколько бы денег и усилий самых лучших модельеров и пиарщиков не вкладывать. Нужны реальные дела. Тогда и вопрос о формировании имиджа отпадет сам собой.

Вместе с тем в МВД РФ рассчитывают, что даже само название "полиция" поможет поднять престиж и эффективность ведомства. "Возвращение исторического названия "полиция" дает всем нам уникальный шанс вернуть отечественным органам правопорядка славу одного из самых эффективных в Европе правоохранительных ведомств, вернуть партнерские взаимоотношения между органами внутренних дел и гражданами", - убежден замглавы ведомства Сергей Булавин.  По его мнению, 2011 год должен стать годом возрождения лучших традиций российской полиции. "С этого названия собственно началась история отечественных органов правопорядка, полицией они назывались более двух столетий", - сказал Булавин. По его словам, на сегодняшний день отрицание названия остается только исходя из политических установок. "Но полиция будет вне политики, она призвана защищать всех, в том числе и тех, кто в ней сомневается. В этом состоит ее социальное предназначение", - говорит он.

Замглавы ведомства отметил, что данные опросов общественного мнения, анализ ожиданий граждан "позволяют увидеть черты образа российского полицейского: это, прежде всего, профессионально подготовленный и уважаемый в обществе защитник прав и свобод гражданина, его жизни и здоровья, имущества, готовый первым прийти на помощь человеку и его близким в любых обстоятельствах". Но это только пожелания милицейского чиновника.

Наша милиция настолько хорошо приспособлена к современным российским реалиям и так основательно выстроила эту жизнь под себя, что для преображения органов правопорядка мало законов, указов и новых нашивок. Неизменной остается главная проблематика - полиция у нас заточена, в первую очередь, как инструмент охранения «вертикали власти», а отнюдь не как механизм, способствующий свободному развитию общества и экономики. Следовательно, полицейский, как ощущал себя карательным оружием государства, так и сохранит свой антиобщественный облик.
Отсюда и разница в подходах к населению «обслуживаемой территории» и выполняемым функциям. При всей не идеальности западной полицейской модели (в которой также происходят коррупционные скандалы) она «работает», и граждане в полицию там обращаться не боятся, более того, делают это весьма часто. В российские же органы правоохраны граждане откровенно не верят – непрофессионализм, равнодушие, использование своего служебного положения для дополнительного заработка, поборы с бизнеса, взятки на дорогах, «крышевание» теневого сектора, участие в рейдерстве – основные характеристики сегодняшнего отношения общества к «своему» МВД известны.

А то что проделали правоохранительные органы и частным охранным бизнесом и его работниками за прошедший год не поддается никаким литературным описаниям.

Говорить о том, что Президент Дмитрий Медведев за последнее время по различным причинам отправил в отставку два десятка высших офицеров,  сменена почти половина руководителей региональных УВД, активизировалось борьба с «коррупционерами в погонах» (только в 2010 г. к уголовной ответственности было привлечено более 15 тыс. сотрудников МВД), значит за частным не видеть главного. Целевая функция МВД РФ остается прежней. Полиция так и не стала более «открытой» для граждан. Несмотря на содержащийся в законе посыл о «партнерской модели взаимоотношений полиции и общества», реальный механизм гражданского контроля за правоохранительным ведомством в нем отсутствует. Полиция сохранила свою коммерческую деятельность. Продолжает курировать дочернее предприятие ФГУП «Охрана». В обязанностях полиции, по-прежнему, остается прием экзаменов на право управления автотранспортом, выдача водительских удостоверений, регистрация автотранспортных средств, выдача лицензий на оружие и лицензирование частной детективной и охранной деятельности – то есть значительный объем лицензионно-разрешительных полномочий, обладающих большим коррупционным потенциалом.
В работе российской полиции, по-прежнему, доминирует репрессивный уклон. Критерием «продуктивности» работы правоохранительного ведомства, по замечанию премьер-министра страны (после которого началась, кстати, история с ликвидацией Черкизона), является количество реальных «посадок». В итоге по абсолютной численности заключенных (890 тыс. чел.) Россия сегодня уступает только США и Китаю (2,3 и 1,6 млн. чел., соответственно). «Сидят» у нас в большей степени за преступления средней тяжести, тяжкие неумышленные преступления, а также за экономические «составы» — то есть преступления, по которым реальное лишение свободы не является безальтернативным видом наказания. Сегодня многие не удовлетворены работой органов внутренних дел. Страшно представить себе, что началось бы на улицах российских городов и сел, если бы действительно наступил последний день милиции: ликвидация, мягко говоря, непопулярной царской полиции в 1917-м привела к валу криминального насилия. Прекрасно понимая всю пагубность российского бунта бессмысленного и кровавого, хотелось бы, чтобы новый закон способствовал повышению профессионализма полиции и росту авторитета среди граждан.  Полиция, прежде всего, должна защищать граждан — за рубежом так оно и есть. Там люди действительно доверяют полицейским и с готовностью обращаются к ним за помощью. Быть может, и наши силовые структуры, освободившись от не свойственных им функций, больше будут думать о защите наших интересов. Только время покажет, как изменится полиция, какие новые сюрпризы преподнесут нам вчерашние «милиционеры».

… До тех пор пока власть не будет готова доверить обществу реальные рычаги контроля за собой, либо само общество не окажется в состоянии овладеть ими,  будет происходить подмена реальных изменений «отделкой» фасада..