- Уважаемый Президиум Совета, уважаемые участники заседания. Сегодня мы проводим уже третье расширенное заседание Координационного совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при Департаменте охраны общественного порядка. Это говорит о значимости Совета и о той роли в организации взаимодействия с охранными предприятиями, которая ему отводится руководством министерства.
Наша встреча обусловлена необходимостью подведения промежуточных итогов, необходимо обозначить остающиеся проблемы, определить первоочередные мероприятия по ряду вопросов, в том числе по реализации положений Федерального закона №272 от 22 декабря 2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охраной и детективной деятельности». Собственно говоря, мы с вами уже обсуждали на предыдущих заседаниях КС эти вопросы, но поскольку ещё не все они решены, выполнение их является одной из первоочередных задач на сегодняшний день.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что подготовка ряда подзаконных актов, несмотря на все наши усилия, затянулась. Мы понимаем, что это вызывает законные вопросы как у сотрудников лицензионных подразделений, так и у руководителей частных охранных структур. Мы озабочены сложившейся ситуацией и предпринимаем все необходимые действия для разрешения данных проблемных вопросов.
Как протекает работа по подготовке нормативно-правовых актов, вам подробно расскажет заместитель начальника отдела по работе с ЧОПами Д.Сарычев, он позже выступит и доложит детализировано, что, как, в каком состоянии находится. Мне бы хотелось подчеркнуть, что мы знаем реальную ситуацию на местах, которая возникает при реализации положений федерального закона, и делаем максимально от нас зависящее, чтобы разрешать эти негативные проблемы. Когда-то нам удаётся это сделать оперативно и успешно, когда-то происходит несколько в затяжном режиме.
Полагаю, что в этой работе должны принять участие все члены КС и представители Совета региона. Я уверен мы найдём варианты решения сложившейся ситуации, чтобы процесс осуществления охранными организациями своих уставных задач и договорных обязательств, независимо от того, как будет формироваться или развиваться соответствующая нормативно-правовая база, в том числе касающаяся и вопросов оборота служебного оружия, не прервалась после 1 января 2011 года. Я имею в виду, чтобы деятельность охранных предприятий шла без ущерба для их финансово-экономических и иных задач, которые перед ними стоят.
Разумеется, всех интересует реформа органов внутренних дел, в том числе лицензионных подразделений, принятие нового закона «О полиции», новые обязанности сотрудников внутренних дел применительно к нашему направлению деятельности. Хочу подчеркнуть, что практически ни в одном из проектов, ни в дискуссиях закона «О полиции» не ставится под сомнение обязанности органов внутренних дел осуществлять контроль за оборотом оружия. Лицензионная служба была, есть и будет. Вопрос о структуре будущего лицензионного управления и его месте в структуре МВД в настоящее время преждевременно обсуждать, этот законопроект находится в стадии разработки. По тем данным, которые у меня есть, буквально в ближайшие дни он будет докладываться Президенту, и последнее слово будет за ним. Но он, так сказать, примет командирское решение, мы его будем выполнять. Наша задача, я в первую очередь обращаюсь к руководителям наших подразделений, не ссылаться на неясную ситуацию, мы не видим здесь никаких неясностей, в части направления лицензионно-разрешительной работы, а добросовестно энергично выполнять служебные обязанности, возложенные на нас законодательством.
Напомню, что основной стратегической целью Советов в министерстве и на местах была и остаётся эффективное использование потенциала ЧОПов по обеспечению безопасности на территории России. Выработка совместно с участниками охранной деятельности рекомендаций по её совершенствованию и по установлению положительного опыта такой работы. Особую актуальность этому направлению придаёт сокращение в ближайшее время численности милицейских подразделений. Тем более, что обеспечение безопасности граждан с органов внутренних дел никто не снимал и снимать не будет. Даже при сокращении на 20% никто не позволит ослабить ситуацию с правопорядком на улицах и в других местах. В этой связи Советам необходимо активизировать свою работу и стать реально влиятельным органом её координации по участию негосударственных структур безопасности в оказании содействия органам внутренних дел по обеспечению общественного порядка. Это зависит не только от работы в Советах представителей ЧОПов, но и наших подразделений.
Мы вчера обсуждали проблемы, когда руководители наших подразделений относятся, мягко говоря, спустя рукава, к организации этой работы. От этого страдает дело. Это недопустимо. Мы считаем, что ключевыми подразделениями по организации данной работы могут быть только подразделения лицензионной службы, которые имеют конкретную полную информацию о работе охранных структур, осуществляющих ежедневное взаимодействие в рамках лицензионного контроля. Если кто-то полагает из наших сотрудников, что эта работа будет снята с них, то они ошибаются.
По инициативе центрального аппарата, введена новая форма отчётности 2 РС, направленная на объективное и полное отражение деятельности лицензионных подразделений по организации взаимодействия с ЧОПами. Хочу отметить, что в подготовке этой официальной формы отчётности принимали активное участие члены Президиума КС, пытаясь выработать наиболее оптимальные критерии, которые бы могли отражать это взаимодействие. Это один из критериев, по которому будет оцениваться работа подразделения, - привлечение ЧОПов к обеспечению охраны общественного порядка.
Два критерия оценки - количество частных охранников, привлечённых суточно к обеспечению общественного порядка. Речь идёт не только и не столько о тех, кто оказывает безвозмездную помощь ОВД, но и о тех, кто оказывает содействие ОВД в процессе осуществления своих обязанностей. Мы предполагаем, что это является основной формой участия ЧОПов по обеспечению охраны общественного порядка, поэтому на сегодняшнем заседании мы вынесли вопрос об эффективности такой формы работы, как организация совместного патрулирования, включение в состав групп быстрого реагирования ЧОПов сотрудников ОВД.
Второй критерий, заложенный в оценку деятельности лицензионных подразделений – это количество выявленных правонарушений работниками охранно-сыскных организаций, учтённых в системе единой дислокации ОВД. Ну что сегодня происходит с лицами, задержанными чоповцами? Их передают в ОВД, в лучшем случае охранники получают справку о том, что они их сдали, но официальную статистику пресечения нарушений с участием ЧОПов попадает в лучшем случае десятая часть или меньше. Теперь именно на сотрудников лицензионных подразделений возлагается обязанность проконтролировать, чтобы реальный вклад ЧОПов в обеспечение общественного порядка не потерялся при оформлении материалов на нарушителей.
Полагаем, что эта мера окажет существенное влияние на оценку вклада как ЧОПа, так и лицензионных подразделений в осуществлении обеспечения правопорядка граждан. Повторюсь, что это актуально в связи с реформированием ОВД. Я полагаю, что для руководителей охранных структур тоже очень важно, они должны понимать реально тот вклад, который вносится ими в решение этой задачи.
Если для МВД участие охранных предприятий происходит на безвозмездной основе, мы практически не платим за эту деятельность, то руководитель ЧОПа в полной мере оплачивает труд своих работников. И если уж они выходят на улицу, они должны реально видеть проделанную работу. И вот эти показатели позволят это осуществлять. И вы сможете с математической точностью получать сведения, отражающие ваше участие в этой работе и заявлять об этом там, где посчитаете необходимым.
На сегодняшний день картина взаимодействия выглядит следующим образом. В 2010 году частными охранниками совместно с ОВД задержано 115 тысяч правонарушителей. Их них 9 тысяч по подозрению в осуществлении преступления. По итогам 2009 года более 30%, а это почти 130 тысяч объектов, охраняемые ЧОПами, включены в систему единой дислокации сил и средств ОВД, что превышает предыдущий показатель 2008 года почти на 20%. Принимаемые меры способствуют увеличению показателя задерживаемых охранниками граждан за различные правонарушения. По сравнению с 2008 годом этот показатель увеличился почти на 60%. Надеюсь, подводя итоги по этому году, мы будем иметь ещё более впечатляющий результат.
Наряду с этими вопросами хочется поднять ещё один. Участие в деятельности КС не только не является индульгенцией на совершение правонарушений, а наоборот предъявляет к членам КС повышенные требования. Членство в КС должно стать признаком качества работы охранных предприятий. Несмотря на все наши усилия, в деятельности некоторых ЧОПов, в том числе и входящих в состав Совета, прокурорской проверкой были выявлены серьёзные нарушения в сфере оборота оружия, находящегося в пользовании ЧОПа. По результатам проверки лица, допустившие нарушения, привлечены к ответственности. И мы, со своей стороны, будем принимать меры без всякого снисхождения к прошлым заслугам, в том числе и к членству в Совете. Я призываю всех этим членством дорожить и поднимать авторитет данного органа.
Я не буду останавливаться на ряде конкретных проблем, перейду к вопросам, которые стоят перед нами. Собственно говоря, четвертый квартал уже начался, кстати, в феврале 2011 года у нас планируется очередная встреча. Сегодня в условиях, складывающихся в связи с принятием нормативно-правовых актов по реализации 272-го закона, особенно в вопросах передачи служебного оружия, необходимо не допустить панических настроений. Это зависит от всех присутствующих в зале. После издания соответствующего приказа, а он сейчас находится у нас в завершающей стадии, понятно, что до конца года времени остается мало. 1 января 2011 года должна начать работать в полном объёме схема по оружию.
Как приказ будет издан, будет развёрнута энергичная работа по его реализации. Планируется выпустить необходимый методический материал в форме брошюр с рекомендациями. Будут приняты меры по их широкому распространению среди руководителей охранных структур. И мы готовы сформировать форму нашей деятельности таким образом, чтобы не нанести вред основной организационной деятельности охранных структур. Заверяю, что без всестороннего обсуждения эта работа проводиться не будет.
В настоящее время почти вся нормативная база по обучению охранников, детективов, а также по повышению квалификации руководителей создана и необходимо развернуть плановую регулярную работу, ввести её в рабочий режим. Главное, не допускать монополизма. Вы все здесь присутствующие знаете, что проводилась серьёзная проверочная работа, как прокуратурой, так и федеральной антимонопольной службой, и этот вопрос выносился на рассмотрение в Комитет по безопасности.
Я говорю об организации работы по приёму и сдаче квалификационных экзаменов. Об этом говорил первый заместитель министра весной этого года. Так вот, эта задача по демонополизации должна быть решена, особенно там, где эти процессы ещё остаются. Это вызывает серьёзные нарекания и недовольство. Должен сказать, что одна из организаций, которая занималась осуществлением этого процесса в Московском регионе, «Школа безопасности бизнеса», прекратила своё существование, т.е. мы прекратили её существование, поскольку методы и форма её работы дискредитировали все те положительные содержательные моменты, которые были в осуществлении приёма и сдачи квалификационного экзамена.
Вот чтобы такого дальше не происходило, мы вместе с вами должны выстраивать свою работу. Нельзя забывать и об основных целях функционирования КС. Не ослаблять усилий по организации привлечения потенциала охранно-сыскных структур к обеспечению правопорядка. Активизировать работу по информированию широкой общественности о положительном значении данной работы и обеспечению охраны общественного порядка, профилактики раскрытия преступлений. Мы с вами всегда говорили о необходимости разворачивания информативной работы в полном объёме. Вот и сейчас обсуждали, готовясь к сегодняшней встрече, те вопросы, которые связаны с участием работников охранных предприятий по оказанию содействия ОВД по обеспечению общественного порядка. Мы единодушно пришли к пониманию того, что на сегодняшний день с точки зрения объёма, наверное, мы вышли на рабочую составляющую. Конечно, желательно повышать его, но, наверное, главная задача это качество – качество оказываемых услуг.
То, что я скажу, имеет отношение скорей к работникам ОВД. Когда руководители ЧОПов направляют своих охранников на взаимодействие с сотрудниками ОВД для обеспечения общественного порядка, наши работники, в свою очередь, должны должным образом её организовать, чтобы те деньги и то время, которое вами тратится на эту работу, не пропадало вхолостую.
Итак, свое выступление я на этом заканчиваю, у нас подготовлены предметные выступления и других товарищей. Я займу своё место ведущего, чтобы предоставить слово следующему выступающему.