• ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Указ Президента РФ от 17.02.2010 N 201
"Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций"

Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан преобразовано в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций

В соответствии с утвержденным Положением Управление является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Основными задачами Управления, в частности, являются: обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту РФ и Администрации Президента РФ; информационно-статистическое, аналитическое и методическое обеспечение деятельности Президента РФ, Администрации Президента РФ и ее самостоятельных подразделений по рассмотрению обращений и запросов; анализ обращений, результатов их рассмотрения и принятых по ним мер; обеспечение деятельности Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

Указ Президента РФ от 18.02.2010 N 208
"О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации"

Президентом РФ подписан Указ, направленный на реформирование МВД РФ

Правительству РФ поручено, в частности: разработать проект федерального закона о милиции, определяющего основные цели деятельности милиции - противодействие преступности и обеспечение общественного порядка, а также предусматривающего исключение дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций; подготовить предложения: о передаче ФМС РФ функций МВД РФ по осуществлению административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории РФ; о передаче медицинских вытрезвителей при органах внутренних дел РФ в ведение органов управления здравоохранением; о передаче полномочий по проведению технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, сохранив за ГИБДД МВД РФ полномочия по осуществлению государственного контроля за его проведением; в ходе исполнения федерального бюджета на 2010 год предусмотреть МВД РФ дополнительные бюджетные ассигнования на увеличение стимулирующих выплат сотрудникам органов внутренних дел и формир! ование специализированного жилищного фонда. Министру внутренних дел РФ поручено, в числе прочего, оптимизировать структуру и численность работников центрального аппарата МВД РФ и непосредственно подчиненных ему подразделений, предусмотрев сокращение их общей штатной численности с 19970 до 10000 единиц. Также внесены изменения в некоторые Указы Президента РФ, касающиеся деятельности органов внутренних дел РФ.

• ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 16.02.2010 N 12-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"

Увеличен срок кредитования Внешэкономбанком ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 13 октября 2008 года N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", Внешэкономбанк со дня вступления в силу названного Федерального закона до 1 июня 2010 года вправе предоставлять открытому акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" кредиты (займы) по ставке 9,5 процента годовых на срок до 1 июня 2020 года (ранее - до 1 июня 2015 года). При этом предусмотрено, что средства Фонда национального благосостояния на общую сумму не более 40 миллиардов рублей по ставке 8,5 процента годовых могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты также сроком до 1 июня 2020 года (ранее - до 1 июня 2015 года) в порядке, установленном Правительством РФ.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2010 N 5н
"Об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2010 N 16400.

Утверждена форма решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки (задолженности) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды

Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам принимается Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования РФ (в пределах установленной компетенции) в случаях ликвидации организации, признания банкротом индивидуального предпринимателя, смерти (объявлении умершим) физического лица.

• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 11.02.2010 N 65
"Об утверждении технического регламента о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе"

Установлены требования безопасности и энергетической эффективности аппаратов, работающих на газообразном топливе

Вступающий в силу с 1 января 2011 года технический регламент устанавливает требования к следующему оборудованию, работающему на газообразном топливе: а) оборудованию, предназначенному для приготовления пищи, отопления и горячего водоснабжения; б) блочным автоматическим горелкам и газоиспользующему оборудованию с такими горелками, предназначенному для приготовления пищи, отопления и горячего водоснабжения; в) устройствам, предназначенным для встраивания в оборудование и находящимся в обращении отдельно от оборудования, предназначенного для приготовления пищи, отопления и горячего водоснабжения, в том числе устройствам управления, регулирования и безопасности.

В приложении к техническому регламенту приводится подробный перечень газоиспользующего оборудования, в отношении которого устанавливаются требования о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе, с указанием формы подтверждения соответствия того или иного оборудования (обязательная сертификация, принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, а также доказательств, полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории, принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств).

Приказ Минпромторга РФ от 18.01.2010 N 23
"Об утверждении порядка представления федеральными органами исполнительной власти информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и ее опубликования"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2010 N 16396.

Определена процедура представления федеральными органами исполнительной власти информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

В соответствии с утвержденным Порядком представляемая информация должна включать сведения о нормативных правовых актах и нормативных документах, устанавливающих обязательные требования к продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Информация представляется в целях формирования единого документа, содержащего сведения о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия до вступления в силу соответствующих технических регламентов, и о требованиях, проверяемых при подтверждении соответствия этой продукции. Информация направляется федеральным органом исполнительной власти в Ростехрегулирование в электронном виде и на бумажном носителе. Единый документ формируется Ростехрегулированием на основе представленной информации, публикуется в печатном издании Ростехрегулирования и размещается на сайте да! нного ведомства - www.gost.ru.

• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Приказ Минспорттуризма РФ от 25.01.2010 N 27
"Об утверждении Порядка разработки правил военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 N 16288.

Определены общие требования к содержанию правил военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта

В соответствии с утвержденным Порядком, с учетом специфики конкретного вида спорта Правила содержат, в частности, следующие сведения: предмет и суть спортивного соревнования; требования к оборудованию места соревнований; характер и система проведения соревнований; принципы определения победителя; требования к участникам спортивного соревнования; меры по обеспечению безопасности участников и зрителей. Правила утверждаются Минспорттуризмом РФ на определенный срок или без ограничения этого срока.

• БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 N 134-р

Разработана Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года

Концепция определяет базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществление военно-патриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта, признанных в установленном порядке в РФ, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе. Целями новой системы подготовки граждан к военной службе являются: создание условий для обеспечения гарантированного комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов физически и морально-психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, получившими подготовку по основам военной службы и военно-учетным специально! стям; снижение количества граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, а также увеличение показателя годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии. Реализацию Концепции предусматривается осуществить в 4 этапа. На первом этапе (2009 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на создание условий для формирования федеральной системы подготовки граждан к военной службе; на втором этапе (2011 - 2012 годы) - продолжено осуществление мероприятий по совершенствованию федеральной системы подготовки граждан к военной службе; на третьем этапе - (2013 - 2015 годы) предусматривается создание единой системы учета подготовки призывных ресурсов (электронный паспорт) и проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможные негативные тенденции; на четвертом этапе - (2016 - 2020 годы) - предусматривается реформирование существующей системы определения годности к военной службе и создание эффе! ктивной системы лечебно-оздоровительных мероприятий.

Приказ МВД РФ от 24.12.2009 N 998
"О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов МВД России"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.02.2010 N 16410.

МВД РФ упорядочивает свою нормативную правовую базу

Признан утратившим силу Приказ МВД РФ от 28.12.2006 N 1105 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" с изменениями, внесенными Приказом МВД РФ от 11.01.2008 N 24.

Приказ МВД РФ от 13.01.2010 N 8
"О внесении изменений в Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденный Приказом МВД России от 29 января 2008 г. N 80"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 N 16291.

Уточнен порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности

В частности, изменениями, внесенными в Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденный Приказом МВД РФ от 29.01.2008 N 80, установлено, что оперативное управление нарядами патрульно-постовой службы милиции, задействованными в охране общественного порядка по планам комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка, осуществляют дежурные части органов внутренних дел.

Приказ МВД РФ N 996, Минздравсоцразвития РФ N 1025Н от 24.12.2009
"О внесении изменений в Приказ МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 г. N 1115/475 "Об утверждении Инструкции о Порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.02.2010 N 16370.

Внесены уточнения в Инструкцию о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел

Установлено, что при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), медицинский работник ИВС (в случае его отсутствия - дежурный по ИВС, дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) немедленно вызывает бригаду скорой медицинской помощи. До момента прибытия бригады скорой медицинской помощи медицинский работник ИВС обязан проводить реанимационные и иные необходимые мероприятия, направленные на сохранение жизни больного. В случае отсутствия медицинского работника дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел обязан оказывать первую помощь до момента прибытия бригады скорой медицинской помощи.

Приказ Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245
"Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.02.2010 N 16330.

Регламентированы процедуры представления финансовыми организациями информации в Росфинмониторинг

В соответствии с утвержденной инструкцией финансовые организации, адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в виде электронного формализованного сообщения; по согласованию с Росфинмониторингом информация может представляться в виде формализованного сообщения на бумажных носителях. Подготовка и отправка электронного сообщения должна осуществляться с помощью автоматизированного комплекса программных средств с криптографической защитой информации, предоставляемого организациям (лицам) Росфинмониторингом.

Инструкция устанавливает форму кодирования информации, перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при ее представлении, а также регламентирует делопроизводство, связанное с получением и хранением представленной информации. Приказ Росфинмониторинга от 07.06.2005 N 86, которым была утверждена действовавшая ранее аналогичная инструкция, признан утратившим силу.

Приказ Минтранса РФ от 22.12.2009 N 247
"Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2010 N 16401.

Определена последовательность осуществления основных контрольных действий в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу РФ

В соответствии с утвержденной Типовой схемой контрольные действия в пунктах пропуска осуществляются в отношении морских и речных судов, перемещаемых на них грузовых автомобилей, автобусов, легковых автомобилей, железнодорожных вагонов, контейнеров, членов экипажа судна, водителей транспортных средств, экспедиторов и других лиц, сопровождающих транспортное средство, грузов, товаров и животных. Действие Типовой схемы распространяется на смешанные пункты пропуска, через которые осуществляется международное морское (речное) сообщение. На основании Типовой схемы с учетом местных условий для каждого пункта пропуска разрабатывается технологическая схема организации пропуска через государственную границу РФ. В технологическую схему могут включаться сведения: о видах государственного контроля, осуществляемых в пункте пропуска; распорядке работы пункта пропуска; отдельных участках пункта пропуска с указанием наименований терминалов, причалов, рейдов, якорных стоянок и иные необ! ходимые сведения. В приложениях к Типовой схеме приведена последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий при контроле лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, прибывающих на территорию РФ и убывающих с территории РФ.

Новости

1. ФСС России рекомендовал форму уведомления об открытии (закрытии) счетов в банке

Письмо ФСС России от 28.12.2009 N 02-10/05-13656 <О форме уведомления об открытии и закрытии счета страхователя в банке>

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов должны сообщать об открытии (закрытии) счета в орган контроля за уплатой таких взносов (ПФР и ФСС). Эту обязанность они исполняют в течение се! ми дней. В рассматриваемом Письме приведена форма уведомления об открытии (закрытии) счета для представления в территориальный орган фонда. Данная форма носит рекомендательный характер.

Кроме того, об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя в ПФР и ФСС должны сообщать и банки (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Соответствующий документ п! редставляется на бумажном носителе или в электронной форме в течение пяти дней с момента открытия, закрытия или изменения реквизитов счета. При этом порядок сообщения банком указанных сведений в электронной форме устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с ПФР и ФСС России. Так, ФСС России разработала примерные формы уведомлений банка об открытии (закрытии) счета, изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя). Они направлены для утверждения в Банк России, и после этого информация будет доведена до кредитных организаций.

2. С 2010 г. детские пособия индексируются на коэффициент 1,10

Письмо ФСС России от 10.12.2009 N 02-10/07-12722 <О порядке индексации пособий в 2010 году>

Некоторые государственные пособия гражданам, имеющим детей, индексируются в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Так, ст. 10 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ с 1 января 2010 г. размеры детских пособий, предусмотренных ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", определяются с коэффициентом 1,10. ФСС России разъяснила, что проиндексировать необходимо пособия в размере, установленном на 01.01.2009 с учетом коэффициента 1,13. Так, например, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с текущего года составляет 412,08 руб., единовременное пособие при рождении ребенка (1 января 2010 г. и позднее) - 10 988,85 руб., минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком 2060,41 руб., за вторым и последующими детьми - 4120,82 руб. Причем суммы пособий до полных рублей не округляются.

В рассматриваемом Письме отмечается, что максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2010 г. составляет 13 833,33 руб. (34 583,33 / 100 x 40). Применение коэффициента индексации к этой предельной сумме, а также в случае исчисления указанного пособия из заработной платы застрахованного лица (в размере 40 процентов среднего заработка) не предусмотрено.

3. В поле "Статус плательщика" платежного поручения ФСС России рекомендует указывать код 08

Письмо ФСС России от 15.01.2010 N 02-13/08-13157 <О порядке заполнения платежных поручений на перечисление страховых взносов>

В связи с заменой ЕСН страховыми взносами перед плательщиками взносов возник вопрос о правильности заполнения поля 101 платежного поручения. В этом поле указывается код статуса плательщика в соответствии с Правилами, установленными Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н. ФСС России рекомендовал проставлять код 08. Напомним, что Фонд социального страхования РФ осуществляет контроль за исчислением и уплатой взносов на обяз! ательное социальное страхование, Пенсионный фонд РФ администрирует взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. В Письме от 08.12.2009 N 30/187 ПФР привел образцы заполнения расчетных документов и в поле 101 прост! авлены коды 01 (для организаций) и 09 (для предпринимателей). То есть к единому мнению фонды не пришли.

Согласно Правилам (утв. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н) код 01 предусмотрен для налогоплательщика (плательщика сборов) - юридического лица, а код 09 - для налогоплательщика (плательщика сборов) - индивидуального предпринимателя. Код 08 соответствует статусу "плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами)". Очевидно, что из перечисленных кодов для плательщиков страховых взносов более подходит именно код 08. Поэтому при заполнении платежных поручений на перечисление взносов во внебюджетные фонды лучше использовать этот код. Отметим, что неправильное указание в расчетном документе кода плательщика не влечет неуплаты взносов.

4. Копии документов для инспекции делать на "черновиках" нельзя

Письмо Минфина России от 01.02.2010 N 03-02-07/1-35

Инспектор при проведении налоговой проверки вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы. Их копии заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) или иного уполномоченного лица и печатью организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Вправе ли налогоплательщик изготавливать копии документов на "черновиках", т.е. листах, оборотная сторона которых содержит информацию?

Согласно Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 477) копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника и его внешние признаки. Для придания копии юридической силы на ней проставляются необходимые реквизиты. Пунктом 3.27 ГОСТ Р 6.30-2003 установлено, что на оборотной стороне последнего листа должны располагаться инициалы, фамилия и номер телефона исполнителя этого документа.

Исходя из этого, финансовое ведомство указало, что на представляемых копиях должна быть отражена только та информация, которая необходима для целей налогового контроля. Следовательно, копии документов для инспекции нужно делать на чистой бумаге.

5. Для лизингодателя моментом ввода в эксплуатацию предмета лизинга считается дата его передачи лизингополучателю

Письмо Минфина России от 26.01.2010 N 03-03-06/1/24

Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, а значит, данное лицо будет амортизировать данное имущество (п. 10 ст. 258 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. Финансовое ведомство разъяснило, какой момент для лизингодателя является датой ввода предмета лизинга в эксплуатацию. В рассматриваемом Письме указано, что целью приобретения имущества лизингодателем является передача его в лизинг лизингополучателю. Следовательно, в данной ситуации момент ввода предмета лизинга в эксплуатацию лизингодателем определяется по дате передачи имущества лизингополучателю. При этом неважно, совпадает или нет в договоре дата начала уплаты лизинговых платежей с моментом принятия основного средства к учету лизингополучателем.

Однако ранее Минфин России в Письме от 27.04.2009 N 03-03-06/1/281 отмечал, что в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования им предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. Поэтому если лизингополучатель в соответствии с договором уплачивает лизинговые платежи за пользование имуществом, которое не введено в эксплуатацию, то обстоятельств, ограничивающих право лизингодателя амортизировать эт! от предмет лизинга в налоговом учете, нет. Амортизация начисляется с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем передачи предмета лизинга лизингополучателю, если в договоре лизинга есть условие об обязательстве последнего по уплате лизинговых платежей с момента такой передачи. Если же такого условия нет, лизингодатель начисляет амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода предмета лизинга лизингополучателем в эксплуатацию.

6. ФНС России разъяснила порядок составления счетов-фактур на сумму предоплаты по договорам поручения, комиссии или агентским договорам

Письмо ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@ "По вопросу составления счетов-фактур по оплате, частичной оплате, полученной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, и применения налоговых вычетов при осуществлении посреднических операций в соответствии с положениями Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В 2009 г. в Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 внесены изменения, которые, в частности, коснулись порядка составления счетов-фактур при оказании посреднических услуг по договору комиссии (агентскому договору). В рассматриваемом Письме ФНС России разъяснила правила заполнения счетов-фактур в общеустановленном порядке и при п! олучении предварительной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (р абот, услуг, имущественных прав) в двух ситуациях:

1) при реализации комитентом (принципалом) товаров, работ, услуг, имущественных прав от имени комиссионера (агента);

2) при приобретении для комитента (принципала) товаров, работ, услуг, имущественных прав от имени комиссионера (агента).

В Письме подробно изложено, какие графы счета-фактуры необходимо заполнить каждой из сторон договора комиссии (агентского договора), а в каких поставить прочерки. Кроме того, отмечено, что указанным порядком заполнения счетов-фактур при реализации (приобретении) товаров (работ, услуг, имущественных прав) от имени комиссионера (агента) также следует руководствоваться и в том случае, если комиссионер (агент) не является плательщиком НДС или освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

7. Организация может применять УСН, если до 01.01.2010 доля участия других компаний в ее уставном капитале уменьшена до требуемого предела

Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-11-06/2/10

Организации и индивидуальные предприниматели, которые пожелали перейти на УСН с 2010 г., должны были в период с 1 октября по 30 ноября 2009 г. подать в инспекцию соответствующее заявление (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). При этом в Налоговом кодексе РФ есть ограничения для применения данного спецрежима. Одно из них заключается в том, что организации, в которых доля участия других компаний составляет более 25 процентов, не вправе применять указанный спецрежим (пп. 14 п. 3 ст. 346.12< /a> НК РФ). Если на момент подачи заявления о переходе на применение УСН данное условие не соблюдается, то организация получит из инспекции уведомление о невозможности применения УСН. Однако Минфин разъяснил, что если до 1 января 2010 г. в учредительные документы внесены изменения и соотношение доли участников приведено в соответствие с требованиями Налогового кодекса РФ, то организация вправе применять УСН с 2010 г.

Напомним, что аналогичное разъяснение финансовое ведомство дало также в отношении соблюдения предела численности работников для целей применения УСН.

Комментарии

1. Когда организация прекращает начислять налог на имущество на проданную недвижимость?

Письмо Минфина России от 28.01.2010 N 03-0! 5-05-01/02

При осуществлении хозяйственной деятельности компаниям может понадобиться продать свое недвижимое имущество. Обычно в таком случае после подписания акта приема-передачи помещение поступает в пользование покупателя. Но до государственной регистрации перехода права данный объект остается в собственности продавца (п. 2 ст. 223, п. 1 ст. 551 ГК РФ). Данная процедура может затянуться на длительное время, и тогда перед продавцом возникает вопрос: уплачивать ли налог на имущество и после подписания акта приема-передачи, дожидаясь госрегистрации права собственности на недвижимость за покупателем?

В комментируемом письме Минфин разъяснил, когда организация прекращает уплачивать налог на имущество в случае продажи объекта недвижимости. По мнению финансового ведомства, это происходит только после государственной регистрации перехода права собственности. Обосновывается данная точка зрения следующим. В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ налогом на имущество организаций облагается недвижимость, которая учитывается на балансе по правилам бухгалтерского учета как основное! средство. В бухучете доход от продажи основных средств признается в п орядке, установленном для признания выручки (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Одним из условий для признания выручки является переход права собственности на товар к покупателю. Следовательно, продавец не может списать с баланса основное средство (недвижимость) до признания выручки от его реализации. Поскольку согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ права на недвижимость подлежат госрегистрации, организация должна уплачивать налог на имущество в отношении проданной недвижимости до момента получения покупателем свидетельства о праве собственности на этот объект. Данная точка зрения уже неоднократно высказывалась Минфином России (Письма от 10.06.2009 N 03-05-05-01/32, от 26.12.2008 N 03-05-05-01/75).

Однако такой подход не является единственно возможным. После передачи недвижимости покупателю по акту приема-передачи продавец может не уплачивать налог на имущество. В подтверждение этой точки зрения можно привести следующие аргументы. В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) имущество принимается к у! чету как основное средство, если одновременно выполняются условия: во-первых, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг; во-вторых, срок использования объекта должен составлять свыше 12 месяцев; в-третьих, перепродажа этого объекта не планируется; в-четвертых, объект способен приносить доход в будущем. Согласно п. 1 ст. 556 ГК РФ со дня подписания акта обязанность продавца по передаче недвижимости считается выполненной. Следовательно, с этого момента объект недвижимости выбывает из владения п! родавца и, соответственно, уже не отвечает перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01 признакам основного средства, среди которых госрегистрация права собственности не указана. При этом стоимость основного средства списывается с бухгалтерского учета в случае его выбытия или неспособности приносить доход в будущем (п. 29 ПБУ 6/01). Данные обстоятельства также имеют место в рассматриваемой ситуации.

Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество прекращается у продавца после подписания акта приема-передачи объекта недвижимости. Дожидаться государственной регистрации перехода права собственности необязательно. Однако в данном случае могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов.

2. Облагается ли ЕНВД размещение рекламы в салоне транспортного средства?

Минфина РФ от 25.01.2010 N 03-11-09/03)">Письмо ФНС Ро! ссии от 04.02.2010 N ШС-17-3/21@ "О направлении письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-09/03 по вопросу о возможности отнесения предпринимательской деятельности в сфере размещения рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств к предпринимательской деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах, предусмотренной пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ" (вместе с <Письмом> Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-09/03)

Нередко рекламу товаров, работ, услуг можно увидеть в салонах автобусов, маршрутных такси. До 1 января 2009 г. согласно пп. 11 п. 2 ст. 346.26, абз. 36 ст. 346.27 НК РФ единым налогом на вмененный доход облагались размещение рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов транспортных средств, а также установка на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы. Финансовое ведомство разъясняло, что расположение рекламной информации внутри салонов автобусов, автомобилей не облагается данным налогом (Письма Минфина России от 19.08.2008 N 03-11-05/199, от 17.03.2006 N 03-11-04/3/140). Действующая редакция указанной нормы не содержит такого четкого определения данного вида деятельности, как было ранее.

Федеральная налоговая служба направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе Минфина РФ от 25.01.2010 N 03-11-09/03)">Письмо Минфина России от 25.01.2010 N 03-11-09/03, в котором разъяснено, что размещение рекламы внутри транспортного средства облагается ЕНВД. В обоснование данной точки зрения приведены следующие аргументы. В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ единым налогом облагается размещение рекламы на транспортных средствах. При этом данная предприн! имательская деятельность должна осуществляться с соблюдением требовани й Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (абз. 36 ст. 346.27 НК РФ). Поскольку данный Закон (ст. 20) не предусматривает разделения рекламы на распространяемую внутри и снаружи транспортных средств, это означает, что он регулирует оба вида данной деятельности. Следовательно, размещение рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств облагается ЕНВД.

Такие разъяснения могут быть выгодны тем организациям, которые занимаются нанесением рекламы как внутри транспорта, так и снаружи, потому что им не нужно в этом случае вести раздельный учет и уплачивать обязательные платежи в соответствии с общей системой налогообложения (п. 4, п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, налоговая база определяется как количество транспортных средств с размещенной на них рекламой (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Следовательно, сумма ЕНВД в отношении деятельности по размещению рекламы как внутри, так и снаружи транспорта та же, что и в отношении размещения рекламы только снаружи. Данный порядок логично было бы применять уже с 1 января 2009 г., так как именно тогда вступила в силу новая редакция абз. 36 ст. 346.27 НК РФ, в которой не уточняется вопрос расположения рекламной информации на транспорте. Однако в конце 2008 г. Минфин давал следующие разъяснения по этому вопросу: размещение рекламы внутри транспо! ртного средства не облагается ЕНВД и после 1 января 2009 г., поскольку такой вид деятельности не предусмотрен гл. 26.3 НК РФ (Письмо от 19.11.2008 N 03-11-03/25). Поэтому с учетом комментируемого Минфина РФ от 25.01.2010 N 03-11-09/03)">Письма к рекламным компаниям, которые в 2009 г. к размещению рекламы в салоне транспортных средств применяли общий режим налогообложения могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов.

В связи с этим отметим, что обосновать правомерность применения общего режима в отношении деятельности по размещению рекламной информации внутри транспортных средств можно следующим образом. Формулировка нормы пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ звучит так: единым налогом облагается размещение рекламы на транспортных средствах. Действительно, ни Налоговый кодекс РФ, ни Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ни другие нормативные акты не позволяют о! днозначно ответить на вопрос, подпадает ли под обложение ЕНВД размещен ие рекламы внутри автобуса, такси и т.п. Тогда обратимся к лексическому толкованию нормы. Для определения значения предлога "на" можно использовать толковый словарь русского языка, согласно которому предлог "на" употребляется при обозначении поверхности, на которой сверху располагается что-нибудь. При этом слово "поверхность" обозначает наружную сторону чего-нибудь (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 373, 528). Получается, что под размещением рекламы на транспортном средстве следует понимать нанесение ее на наружную сторону автобуса, такси и пр. Значит, при размещении рекламной информации в салоне автобуса налогоплательщику не нужно платить ЕНВД, а он должен применять в отношении данной деятельности общий режим налогообложения. Отметим также, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, компаниям, которые размещают рекламу как внутри, так и снаружи транспортных средств, выгоднее уплачивать ЕНВД. Если к данным организациям возникнут претензии со стороны налоговых органов по вопросу уплаты единого налога при распространении рекламной информации внутри транспорта за 2009 г., то налогоплательщики могут воспользоваться указанными выше рекомендациями.

Судебное решение недели

Отказ в применении вычетов НДС не влечет ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов

(Постановление ФАС Поволжского округа от 20.11.2009 N А06-116/2009)

В ходе выездной проверки компания не исполнила требования инспекции о представлении документов, подтверждающих вычеты НДС. Поэтому контрольное мероприятие было проведено только на основании налоговых деклараций. Инспекция посчитала, что организация неправомерно приняла "входной" НДС к вычету. По ее мнению, это повлекло занижение налоговой базы. По итогам проверки было вынесено решение о привлечении компании к ответственности по п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Организация обратилась за защитой своих прав в суд.

Суд признал решение инспекции недействительным, так как в ходе разбирательства налогоплательщик представил подтверждающие вычеты документы. Замечаний к их содержанию налоговым органом высказано не было. Кроме того, суд указал, что п. 3 ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов ил! и объектов налогообложения, если такие действия совершены в течение одного налогового периода и повлекли занижение налоговой базы. Однако из решения инспекции не следовало, что в ходе проверки было установлено занижение налоговой базы. Напротив, сведения компании и данные контролирующего органа, касающиеся базы для исчисления налога, полностью совпадали. Учитывая такие обстоятельства, суд указал, что принятие НДС к вычету приводит к изменению исчисленной суммы налога, а не налоговой базы. Поэтому отказ в его применении автоматически не влечет ответственности по п. 3 ст. 120 НК РФ, если нет доказательств занижения базы для расчета обязательного платежа.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 04.08.2006 N А11-18184/2005-К2-22/723.