Добрый день, уважаемые читатели!

Поздравляем Вас с наступившим Новым годом и желаем Вам в наступающем году всего самого лучшего – счастья, здоровья, удачи, успехов в делах. Сегодня Вас ждёт очередной выпуск правового обзора СМИ за последнюю неделю ушедшего года. Пусть в наступившем 2010 году у вас будет море оптимизма, и каждое начинание обязательно станет правовым и успешным!

Экономические итоги года

Дмитрий БУТРИН

В новейшей истории России еще не было года, в котором случалось столь многое — и по итогу не произошло ровным счетом ничего. По большинству показателей экономика РФ в 2009 году либо отыграла "в нуль" обвал конца 2008 года, либо законсервировала проблемы. О чем бы ни шла речь — от судьбы АвтоВАЗа до ставок налогов, от реформы МВД до курса доллара, от будущего правительства до рейтинга президента — ответы на все вопросы будут получены в лучшем случае в 2010 году.

Лучшей иллюстрацией к происходящему может служить тема, которая в начале 2009 года беспокоила практически всех — девальвация российского рубля. Она стала неизбежной после быстрого сокращения международных резервов ЦБ в августе—декабре 2008 года. В первый рабочий день нового года курс рубля к доллару составлял (см. график на стр. 2) 30,53 руб./$, к евро — 41,13 руб./€. Аналитики инвестбанков соревновались в прогнозах падения национальной валюты — к осени 2009 года предсказывались курсы и в 40, и в 50, и в 70 руб./$. Уже 7 февраля доллар стоил 36,37 руб./$, в марте курс подбирался к тем же значениям, резервы продолжали падать, и казалось, что вот-вот и случится худшее. Не случилось. Резервы, в январе 2009 года опустившиеся ниже $400 млрд, в конце мая превысили этот уровень. Драматические колебания курсов валют, неустойчивая смена притока и оттока капитала из РФ, неоднократные "атаки на рубль" — все это уже к осени 2009 года закончилось лишь восстановлением резервов до уровня декабря 2008 года. К концу 2009 года резервы вернулись к состоянию на ноябрь 2008 года, валютные курсы на 25 декабря (29,5 руб./$; 42,99 руб./€) от курсов на начало 2009 года тоже принципиально не отличаются. Почти во всем, что происходило в российской экономике последние 12 месяцев, этот сценарий повторялся без принципиальных отступлений. Отдельные "отрезки" 2009 года имели вполне определенное сюжетное наполнение — однако в годовом измерении оно неизменно исчезает. Так, одним из самых важных вопросов для правительства РФ была в 2009 году проблема безработицы, в конце 2008 года превысившей 6,5 млн человек (методология МОТ) — на ее обуздание регионам через Минздрав выделялось 77,4 млрд руб. Однако к лету 2009 года стала очевидна не сама проблема, а избыточная эффективность борьбы с безработицей: вопреки всем мировым трендам, безработица в РФ устойчиво снижалась до осени 2009 года, несмотря на то что к ноябрю на борьбу с ней израсходовано было лишь 55% ассигнований. С начала зимы она вновь начала расти — и с большой вероятностью в январе 2010 года уровень безработицы в РФ составит те же 6,5 млн человек, что и год назад. Экономические дискуссии 2009 года почти целиком были посвящены на первый взгляд простой проблеме — будет ли рецессия в РФ, объявленная по итогам первого квартала официально (два квартала падения), V-образной, U-образной или W-образной. Речь идет о форме графика падения ВВП и промышленного производства в РФ — обрушение последнего произошло еще в конце 2008 года. По сути, дискутировалось, будет ли восстановление экономики по итогам кризиса быстрым или медленным, велик ли будет период "стагнационной паузы" и стоит ли ожидать "второй волны" кризиса. Особенно активно "вторую волну", еще в феврале 2009 года прогнозировавшуюся на август-сентябрь, ждали в банковском секторе. Прогнозы главы Альфа-банка Петра Авена о том, что объем "плохих долгов" в банковской системе может превысить 20%, оспаривались на официальном уровне лишь ЦБ и Минфином, старательно избегавшими в первом полугодии цифр. "Вторая волна" должна была привести к тому, к чему не привела первая, по итогам которой ЦБ и Агентству по страхованию вкладов пришлось санировать 15 банков из более 1 тыс. существующих. Новый раунд "банковской паники" мог сократить список на 10-15% — по крайней мере, в ЦБ и крупных розничных банках такой сценарий не отрицали, а во многом к нему и готовились. Готовилось ко "второй волне" и правительство — пожалуй, еще никогда Белый дом не готовился к худшему так основательно. Уже в феврале 2009 года по инициативе Минфина, правившего текущий нереалистичный бюджет в "антикризисном" ключе, были сняты все ограничения Бюджетного кодекса, сокращавшие возможности правительства оперативно реагировать на кризис. В сумме Белый дом зарезервировал порядка 1 трлн руб. на возможную поддержку промышленности и банковской системы. Комиссия по поддержанию устойчивости российской экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова героически боролась с набегами владельцев промпредприятий, настаивавших на включении своих компаний в "список Шувалова" — реестр компаний, которые могут претендовать на прямую поддержку правительства, в том числе через механизм госгарантий, на которые выделялось более 200 млрд руб. (казалось, что этого мало — но к октябрю 2009 года выяснилось, что избыточно). Однако к апрелю 2009 года стало ясно — список будет к концу года забыт, а госгарантии — востребованы лишь отдельными предприятиями военно-промышленного комплекса. Деньги, выделенные ВЭБу в конце 2008 года на выкуп внешних долгов российских компаний, по большому счету потребовались лишь "Русалу" — распределение средств ВЭБ закрыл уже в феврале, а "Роснефть", например, возвращала их уже в 2009 году. В самом ВПК не было ни крупных банкротств, ни больших приобретений, несмотря на визиты туда премьер-министра Владимира Путина. В итоге премьер-министру пришлось спасать Олега Дерипаску — но не столько в "Русале", который в 2009 году так и не решил проблем с кредиторами выходом на IPO в Гонконге (соответственно, не получив и ожидавшихся вливаний ВЭБа и госбанков через биржу), сколько в локальном конфликте в Пикалево, где господин Дерипаска и "Апатит" не смогли решить проблему некрупного цементного производства. Проблемы похожего свойства, отметим, были характерны для всех развитых стран — недаром ни заседания G8 и G20, ни конференция по "глобальному потеплению", ни дискуссии вокруг громких реформ нового президента США Барака Обамы не закончились какими-либо потрясениями. Неудивительно, что почти все, что обсуждалось как резкие, но необходимые меры по борьбе с финансовым кризисом, в России либо не реализовалось (как, например, идея создания "банка плохих активов", отказ от повышения ЕСН в 2011 году), либо потеряло актуальность в процессе реализации. Так, уже в декабре 2009 года ВЭБ вернул государству 175 млрд руб., предоставленных ему на поддержку фондового рынка. Идея такой поддержки вызывала у либерально настроенных экономистов ужас — тем не менее ВЭБ получил пятилетний кредит, но уже к концу года предпочел вернуть деньги, а приобретенные на них акции оставил у себя на балансе, поскольку стоимость портфеля с момента инвестирования выросла на 60%. Индексы РТС, в январе 2009 года фиксировавшие исторические минимумы, начали расти уже в феврале — и к концу года вернулись к значениям сентября 2008 года. Разумеется, бесследно сильнейший за десятилетие экономический спад не смог не отразиться на экономике вообще — осенью 2009 года вместо дискуссии о V-, U- или W-образном росте уже обсуждали сценарий L-образной стагнации. Наследие промышленно-экономического обвала 2008 года, затронувшего все сектора экономики, не преодолено в значительной части секторов экономики — а там, где 2009 год свел все к "нулевому результату", неочевидны причины, по которой рост возобновится в следующие годы. Так, крупнейшей проблемой Белого дома стал АвтоВАЗ, получивший беспрецедентную, более чем на 50 млрд руб., поддержку бюджета. Но в 2009 году так и не было решено, что будет с компанией в среднесрочной перспективе — тем более что по состоянию на декабрь 2009 года падение во всем автомобильном секторе, несмотря на все меры поддержки автопрома правительством, не остановилось. Весь год продолжалась торговля Белого дома и крупных предпринимателей из-за посткризисной конфигурации собственников в металлургии РФ. Но, как и многие иные торги, эти не закончились пока ничем. Тем же закончились и разговоры о кадровых перестановках в правительстве и администрации президента, о грядущих потрясениях в структуре власти — если не считать того, что правительственная комиссия по устойчивости развития экономики укрупнилась и стала комиссией по экономическому развитию. По большому счету не случилось ничего даже с рейтингами президента Дмитрия Медведева и Владимира Путина — в год, когда ВВП России после многих лет роста упал более чем на 8%, а цена на нефть Urals выросла с $32 до $73 за баррель. Конечно же, так не бывает — скорее, речь идет о том, что большинство угрожающих процессов в экономике РФ удалось остановить, а большинство позитивных моментов не было реализовано. На конец 2009 года сценарий развития ситуации в 2010 году почти никто не предсказывал в деталях. Что именно произошло в 2009 году, придется узнавать из новостей 2010 года.


Проверка в офисах

В 2010 году привлечение к работе иностранных работников, и в том числе топ–менеджеров, может стать более сложным, чем в уходящем 2009 году.

Основная причина — это почти двукратное снижение квот на выдачу разрешений на привлечение иностранных работников (именно этот документ дает иностранному руководителю право работать на территории России).
Если в 2009 г. максимальное число всех иностранных работников было ограничено цифрой 4 млн, то в 2010 г. — 1,3 млн (на прошлой неделе президент РФ подписал постановление о сокращении первоначальной квоты в 2 млн человек на 700 тыс.).
Из них гражданам дальнего зарубежья, которым для въезда требуется виза, будет выдано не более 611 тыс. разрешений.

В списке не значится

Но привлечение руководителей высшего звена возможно и вне установленной квоты.
Для этого необходимо, чтобы должность, на которую нанимается руководитель, была включена в специальный перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития.

На 2010 г. такой перечень еще не принят, поэтому использовать упрощенный порядок пока невозможно (перечень на 2009 г. был утвержден только в марте). Наименования должностей, которые будут включены в перечень–2010, пока неизвестны, руководители миграционного ведомства не торопятся раскрывать эту информацию. В 2009 г. список состоял из 17 позиций, 15 из которых — должности руководителей, например, генеральный директор предприятия и директор представительства.
Вряд ли стоит ожидать резкого уменьшения числа, а тем более и полного исключения руководящих должностей из нового перечня.

Дорогой топ

Другой неприятной тенденцией является увеличение числа проверок компаний органами Федеральной миграционной службы (ФМС), а также рост числа совместных проверок ФМС с другими органами (трудовая инспекция, налоговые органы, милиция).
Внимание к соблюдению миграционного законодательства сейчас повышенное, а цена ошибки велика: нарушение может повлечь наложение крупных (до 800 тыс. рублей) штрафов, аннулирование разрешения на работу и даже административное выдворение самого руководителя.
Поэтому оформлять документы на работу иностранного топ–менеджера нужно предельно внимательно.

Источник: Деловой Петербург

Для компаний утверждены новые формы расчетов по страховым взносам в ПФР

Утверждены две новые формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФОМС - форма РСВ-1 ПФР и форма РСВ-2 ПФР (приказы Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 № 894н и от 12 .11.2009 г. № 895н).

Новые формы плательщики взносов, должны будут применять, начиная с представления расчетов за I квартал 2010 года.

Источник: "Главбух"

В каких случаях инспекторы смогут отказать в применении уведомительного порядка возмещения НДС

Налоговики могут отказать компании в применении заявительного порядка возмещения НДС.

Как разъяснила «Главбуху» начальник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ольга Цибизова, в этом случае инспекторы должны направить налогоплательщику письменный отказ с обоснованием причин. Например, банковская гарантия представлена не на тот срок, либо не от того банка и т.д.

Однако такой отказ не значит, что НДС налогоплательщику вообще не возместят. Просто в этом случае решение о возврате будет приниматься в обычном порядке, после проведения камеральной проверки.

Источник: "Главбух"

Система регистрации прав на недвижимость изменена

Президент РФ подписал Федеральный закон от 21.12.2009 № 334−ФЗ, которым предусмотрено изменение системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения кадастрового учёта, а также режима взимания платы за предоставление некоторых сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, дополнен перечень лиц, имеющих право на получение соответствующей информации без взимания платы. Федеральным законом предусматривается возможность передачи функций органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственным бюджетным учреждениям. ФЗ предъявляются дополнительные требования к направляемым для государственной регистрации прав документам и порядку их представления в регистрирующий орган.

В Федеральном законе содержатся также изменения в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», касающиеся в том числе порядка представления документов и требований к ним, особенностей постановки на учёт некоторых видов объектов недвижимости.

Источник: РНК

По мнению МинФина налоговики могут потребовать документы за любой период времени

Налоговым кодексом не установлено ограничений по периоду времени, за который налоговики могут затребовать документы (информацию) по деятельности проверяемой организации.

Следовательно, они могут быть истребованы за любое время. К такому выводу пришли чиновники Минфина России в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519.

Источник: "Главбух"

Госдума подняла размеры госпошлин Госдума приняла в итоговом третьем чтении закон о минимум двукратном увеличении размеров государственных пошлин, собираемых с компаний и граждан при совершении юридически значимых действий — при получении разнообразных документов, при обращении в суды, при госрегистрации организаций, объектов имущества и т. д. Дополнительно на контактах налогоплательщика с государством правительство планирует заработать в 2010 году $1 млрд. Идея заметно поднять не индексировавшиеся с 2002 года размеры госпошлин родилась у Минфина в ходе трудного поиска источников покрытия дефицита бюджета-2010 летом этого года. До этого Минфин хотел лишь "уточнить" размеры некоторых видов этого платежа. По словам замглавы Минфина Сергея Шаталова, сейчас его ведомство рассчитывает, что от повышения госпошлин бюджеты различных уровней в 2010 году получат 30 млрд руб. Примерно половина этой суммы достанется федеральному бюджету. Всего увеличиваются более двухсот видов госпошлины. Из популярных поборов заметнее других дорожает выдача талона техосмотра — с 30 до 300 руб., выдача техпаспорта — с 100 до 500 руб. Госрегистрация автомобиля с выдачей номеров будет стоить 1,5 тыс. руб. вместо нынешних 400 руб. Выдача водительских бумажных прав обойдется в 400 руб. вместо 100 руб., прав в виде пластиковой карточки — 800 руб. вместо 200 руб. За выдачу обычного загранпаспорта размер госпошлины увеличивается с 400 руб. до 1 тыс. руб., биометрического — с 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. На выдачу внутреннего паспорта гражданина РФ размер пошлины увеличивается с 100 до 200 руб. При этом при потере или краже паспорта сумма платежа составит 500 руб. вместо 150 руб. Регистрация брака дорожает со 100 до 200 руб., развода — с 200 до 400 руб. Не обошли правительство с Госдумой вниманием и предпринимателей. Госпошлина за регистрацию юридического лица и физлица в качестве индивидуального предпринимателя удваивается и составит 4 тыс. руб. и 800 руб. соответственно. С 60 тыс. руб. до 120 тыс. повышается платеж за аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории РФ. Изменяется сложная система уплаты госпошлины за рассмотрение дел в арбитражных судах. К примеру, сейчас при сумме иска свыше 1 млн руб. размер этого платежа составляет 16,5 тыс. руб. плюс 0,5% от суммы, превышающей 1 млн, но не более 100 тыс. руб. Новые ставки — 23 тыс. руб. плюс 1% от суммы, превышающей 1 млн. Размеры платежа удваиваются при подаче исков в суды общей юрисдикции. В отличие от большинства поправок, вносимых в Налоговый кодекс, никаких иных кроме фискальных целей принятый вчера закон не преследует — государство стремится окупить свои расходы на оказание услуг гражданам и организациям и по возможности заработать на них. Отметим, что по крайней мере в случае с повышениями ставок госпошлин с физлиц средний рост ставки госпошлины значительно превышает значение накопленного с 2002 года индекса потребительских цен.

Источник: Газета «Коммерсантъ»