Этой аналитической справкой ИАЦ НАСТ заканчивает годичный цикл публикаций ежемесячных отчетов в рамках проекта «Рынок-2020». Что же   собой представлял уходящий в историю семнадцатый год частной охранной деятельности в России с точки зрения ИАЦ НАСТ России? Итоговый годовой аналитический материал основывается на девяти ежемесячных отчетах и двух крупных прошедших в октябре этого года мероприятиях – расширенном заседании Президиума КС при ДООП МВД РФ и открытом общем собрании Гильдии НСБ МТПП. До конца года остается еще два месяца, но сроки сдачи материала в печать ограничены серединой ноября. 

По итогам уходящего года можно сказать уверенно, что вероятность возникновения в стране криминального взрыва и социальных бунтов сохраняется. Это не страшилка, но вполне обоснованная, по мнению экспертов ИАЦ НАСТ, оценка происходящего. Вынужденная корыстная общеуголовная преступность не падает, а растет в разных формах. Центр не применяет косвенные маркеры и латентные коэффиценты, отслеживая лишь тенденции или, как модно сейчас говорить, общие тренды общественного фона, на котором происходят последние жаркие события, связанные со скорым вступлением в силу Федерального закона № 272 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности».  

Дух и буква принятого закона напрямую связаны с теми проблемами, проявления которых ожидаются в ближайшем будущем. Закон был принят с учетом интересов прежде всего государства, а не 30 000 ЧОПов. Аналитические группы различных правоохранительных органов имеют четкую картину происходящего и не питают иллюзий на радужные перспективы.

Дело в том, что главными угрозами в общественном сознании уже являются сформированные СМИ образы террористов, организованного криминала и коррупционеров. Борьба с коррупцией вышла на приоритетный уровень решения не прогнозируемых, а реальных угроз. О ней много говорят, и госорганы прилагают значительные усилия по борьбе с ней.  На самом деле, по мнению экспертов не только ИАЦ НАСТ, взяточники и коррупционеры, мигранты, террористы, бандиты –  для решения общегосударственных задач обеспечения безопасности общества это, безусловно, реальные и существенные угрозы, однако в достаточной мере ложные или несущественные объекты приоритетного направления противодействия. Есть главная составляющая масштабного социального напряжения, которое с осени этого года балансирует на грани срыва.

В России за истекший период 2009 года  преступления мигрантов составляют 2,8 %. Но при этом миграция, кризис и преступность жестко связаны и поэтому взаимозависимы. Современные криминальные технологии, в том числе и применения прямого насилия,  изменились. Последние расстрелы в Москве ярко демонстрируют эту тенденцию.

Если криминальный взрыв последует, то его генератором будут не мигранты или коррумпированные чиновники, а собственное население. Террористические проявления, особенно в кавказских регионах, очень сложно квалифицировать с точки зрения аналитики. Каждый акт имеет свои мотивы, и в общей картине это выглядит как систематические действия, у которых социальное происхождение разное, но форма похожа. Однако   народу эти нюансы без особой разницы. Для аккумуляции общественной энергии СМИ подают эту информацию в достаточно общей форме, не вдаваясь в подробности.

У аналитиков есть такое понятие: «социально-правовая сетка удержания социального взрыва». Собственно, это понятие описывает состояние государственной системы обеспечения безопасности. Какими силами и средствами государство обладает и планирует управляться с этой угрозой? Ресурс обеспечения госбезопасности в текущей ситуации тает, как свежий ноябрьский снег.

Существует расхожая народная мудрость: ФСБ – это часть государства, а вот МВД – это часть народа. ЧОО – это сам народ. Но ментальность военных и спецслужб – действия по команде. Какова ментальность в армии, МВД, СКП, ФСБ и других ведомствах, среднестатистическому обывателю  легко «считать» со страниц СМИ. Разобраться, что же там происходит на самом деле – удел аналитиков. То, что происходит в частной охранной сфере, не имеет адекватного освещения по причине устойчивого представления журналистов об этой сфере как о коммерческом сервисе, ориентированном на прибыль, но не на решение общегосударственных задач. То есть  в представлении обывателя ЧОП работает в интересах тех, кто платит деньги. Социально значимая функция частной охранной деятельности в представлении не только населения, но и государственного аппарата, отвечающего за согласование общественных интересов, не обозначена. Поэтому правовое поле этой деятельности является предметом обсуждения самих ЧОПов и контролирующего их деятельность госоргана, а точнее МВД, чья сфера деятельности все больше и больше пересекается с интересами частной охраны.  

При всем при этом «Преступность в МВД в 2009 году выросла на 16 процентов по сравнению с прошлым годом. Всего выявлено 69,1 тысячи преступлений. Число милицейских руководителей, привлеченных к ответственности, выросло на 22 процента, составив более 6,5 тысячи. К дисциплинарной ответственности привлечены 65,307 тысячи сотрудников ОВД и ФМС России», – заявила в октябре этого года официальный представитель Департамента собственной безопасности МВД России Лидия Лагуткина.

На этом фоне обращение к премьер-министру майора из Новороссийска и самоубийство из наградного пистолета подполковника в Санкт-Петербурге, произошедшие с разницей всего в один день, заставляют понимать, что реально происходит в рядах правоохранителей.

Учитывая тенденции в методах руководства в целом по стране за последние шесть месяцев, можно констатировать, что происходит существенное сжатие легального поля общих управленческих технологий, особенно силовых. Легальные или легитимные технологии заменяются на теневые, и предпочтение отдается жестким, коротким и эффективным решениям. Огромная бюрократическая госмашина просто не в состоянии оперативно реагировать на динамичные социальные  изменения. Не говоря уже о внутренних межведомственных отношениях. Поэтому все решения происходят в значительной степени на волевых руководящих началах. То, что теперь называется «ручным управлением». Иначе процесс управления в наступающие бюджетодефицитные для страны годы рискует сорваться в катастрофический штопор. Это лишь одна из сторон криминального аспекта кризиса. Напомним, что документы, призванные регламентировать правовое поле, «272», сейчас находятся в стадии ведомственного согласования, и иллюзии по поводу «либерализации» вопросов, касающихся оборота оружия в стране в подобной ситуации, выглядят просто наивными.

При этом существующее форматирование сознания российского обывателя весьма конъюнктурно. Не нужно удивляться остросюжетным публикациям и телевизионным программам о частной охране. Их общий посыл достаточно верен – быстро набирает обороты «приватизация» насилия. Тень криминальных технологий начала девяностых прошлого века достаточно реально маячит на горизонте года 2010-го. Неплатежи, сокращение бизнес-пространства, невозврат долгов и борьба за бизнес-ресурсы – все это требует быстрых и эффективных решений. И это Россия уже проходила на заре 1992 года, когда и появилась частная охрана.

Сегодня можно легко получить представление о формах и масштабах этого процесса оказания платных услуг с оружием в секторе частных охранных услуг.

На 1 марта 2009 г. в органах внутренних дел состояло на учете примерно 30 000 ЧОО с общим личным составом свыше 745 000 частных охранников. Количественный рост не снизился, хотя динамика роста продемонстрировала существенное снижение. На  вооружении ЧОО (на 1 января 2009 г.) находилось 110 тыс. единиц огнестрельного оружия.

По материалам пресс-службы ГУВД по Московской области, на 5 октября этого года  на территории Московской области зарегистрировано 1 518 негосударственных (частных) охранных предприятий (примерно столько же в Санкт-Петербурге) и служб безопасности, в пользовании которых находится 4 293 единицы огнестрельного оружия.

При проведении проверок на объектах разрешительной системы было выявлено 5 600 нарушений правил оборота оружия и лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности. Это примерно по 3 нарушения на каждый ЧОП. По результатам проверок вынесено 435 – то есть каждому четвертому ЧОПу – письменных предупреждений, 1 306 сотрудников охранно-сыскных структур привлечены к административной ответственности.

На 1 июля 2009 г. в России ЧОО охранялось более 390 000 объектов. В том числе 13 000 промышленных предприятий, 9 000 объектов кредитно-финансовой сферы, 72 000 торгово-развлекательных комплексов и предприятий торговли, 14 000 образовательных учреждений, 5 000 объектов здравоохранения и около 500 – спортивных.

А то, что за первое полугодие 2009 г. частные охранники успешно отразили 79 вооруженных преступных нападений на охраняемые объекты, и то, что с участием частных охранников только в течение первого полугодия 2009 г. задержано более 103 000 правонарушителей, среднестатистическое сознание россиянина просто не воспринимает. Этого нет на экранах телевизоров. Это можно найти только на специализированных страницах профильных СМИ, которые имеют «цеховую» направленность и рассчитаны на узкий круг читателей.

А тем временем правительство России уточнило перечень объектов, подлежащих государственной охране. В  обновленный перечень вошло больше 20 видов объектов. В их числе здания судов, прокуратуры, государственных телевизионных и радиовещательных организаций, посольств и консульств. Кроме этого, в списке также все объекты электроэнергетики, коллекторы водохранилищ и водопроводные станции, заводы по производству госнаград и денежных знаков, музеи, библиотеки, архивы, особо ценные заповедники, архитектурно-мемориальные комплексы и т. д.

Примечательно, что до сих пор под государственную охрану попадали только международные аэропорты. Теперь это распространяется на любые аэровокзалы, метрополитен, железнодорожные станции и  порты, а также на объекты их инфраструктур. Уточнено, что государственной охране подлежат не только здания органов власти и местного самоуправления, но и любые занятые ими строения. На этих объектах частных охранников быть не должно. В связи с этим можно вспомнить о традиционной конференции «Охрана культурных ценностей» форума «Технологии безопасности»: многолетние чаяния ее организаторов увенчались частичным успехом. На проблему обратили внимание. Но что из этого получится, покажет время. Сегодня же можно уверенно сказать, что законодательно рынок для ЧОО сужен, и это является еще одним аспектом наступающей «эры-272». 

Еще об одной проблеме, на фоне которой развивается процесс обретения нового правового поля ЧОО и которая не получила должного освещения в СМИ. Одна из современных управленческих технологий – это продвижение легких наркотиков с целью подавления социальной активности. Примерно такая же роль отводится и алкоголизации. В результате  продвижения подобных методов управления население в состоянии легкого наркотического или алкогольного опьянения в принципе становится недееспособным. Диагноз и прогноз 

«Число наркоманов в Российской Федерации увеличилось в десять раз за последние десять лет, при этом объем потребления ими афганского героина колеблется от 75 до 80 тонн в год. От наркотиков в России умирает людей больше (в настоящее время, по оценкам правительства, от 30 000 до 40 000 человек ежегодно), чем погибло советских солдат во время  всей семилетней военной кампании в Афганистане. Российская Федерация, будучи самым большим национальным героиновым рынком, потребляет более 20 % героиновой продукции из Афганистана (этот объем составляет 900 тонн в год), но при этом перехватывает весьма скудные 4 % от всего потока, достигающего ее территории» (Доклад ООН, октябрь 2009 г.) При этом затраты правоохранительных органов на захват одного грамма героина в Кабуле составляют $ 3, а в Лондоне, Милане и Москве – более $ 100. Каждые сутки в России от употребления героина умирают 82 человека призывного возраста.

«Сегодня на учете 550 000 человек (это только те, кто обратился добровольно за помощью), а фактически у нас 2-2,5 миллиона наркоманов. Таким образом, за последние 16 лет количество наркозависимых увеличилось в 20 раз» (Иванов, директор ФС по обороту наркотиков, сентябрь 2009 г.) Что это означает для обеспечения должного порядка в государстве, объяснять специалистам не нужно.

В настоящих условиях в государстве развивается архаизация управленческих решений. Вполне вероятно, что в следующем году страну ждут тяжелые архаичные и в какой-то мере даже брутальные решения. Ситуация с моногородами станет индикатором подобных действий. Наиболее наглядный пример – Тольятти.

Опасения, что милиция без приказа стрелять не будет, со стороны народа вполне совместима с опасением государственных структур, что и по приказу она этого не сделает, что уже показал Владивосток. Но вот частные охранные предприятия не являются госструктурами. Если воюют частные вооруженные структуры, то они и будут охранять интересы тех, кто платит.

Координационный совет (КС)

Основной средой формирования возможной рыночной стратегии для ОСС становится сообщество КС. При этом в состав различных КС при ОВД различных уровней входят представители 6 467 ЧОО, что составляет почти 22 % от официальной цифры в 30 тысяч. При этом  если учесть, что по минимум 15 % от зарегистрированных ЧОО не работают, то этот процент составит уже почти 26 %. То есть четверть от всех «живых» ЧОО.

Если в середине года профильную политическую активность проявляли порядка 7 % от живых ЧОО, то к концу года профильную административно-направленную активность проявил каждый четвертый ЧОП. Это абсолютный рекорд по рациональному ориентированию в рыночных условиях за 17 лет!

Соответственно, в первый год «эры-272» рынок вступит с конкретными цифрами по «идеологической расстановке» сил в стане ЧОО. Вполне вероятно, что конференции в шестьсот человек перестанут походить на митинги по обличению «сырого» закона, а станут похожи на учебу коммерческого актива. Но при этом именно они могут послужить локомотивом новых идей, которые не предусмотрены решением КС от 23 октября, чей текст мы рассмотрим более подробно.

Эти цифры и вытекающие комментарии материализовались благодаря завершению в Москве 23 октября расширенного заседания Президиума КС при ДООП МВД РФ. Это заседание, по мнению ИАЦ НАСТ, стало самым знаковым событием уходящего года. Буква и дух его решения, выполненного в достаточно уверенной прогностической модели, могут подсказать аналитикам, чего ожидать не просто в следующем году, но уже в новой «эпохе-272» частного охранного бизнеса.

Итак, абсолютно точно, что «...за прошедший период Координационным советом проделана значительная работа по реализации стоящих перед ним целей и задач... В то же время ситуация, складывающаяся с реализацией требований законодательства... требует дополнительных усилий всех членов Совета... Особенно это касается норм прямого действия, вступающих в силу с 1 января вне зависимости от времени принятия подзаконных нормативных документов». Что, собственно, и происходит. Требовать от КС большего бессмысленно и наивно. Структура четко следует своим уставным целям и задачам.

Ключевая, или стратегическая, идея отражена в пункте 2 этого документа:    «Руководствуясь основной целью деятельности Координационных советов, которой является создание и обеспечение эффективного функционирования системы привлечения потенциала частных охранных организаций к обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью, одобрить принципиальные положения проекта наставления по организации взаимодействия и поручить комиссиям № 1 и 4 доработать наставление с учетом высказанных замечаний и предложений и вынести его на обсуждение Координационных советов по взаимодействию в регионах».

То есть ЧОО будут всеми правдами и неправдами, но целенаправленно и последовательно вовлекаться в решение общегосударственных задач. Хотят они того или нет. «Не хочешь – заставим, не можешь – не нужен». А при наличии якобы «сырого» закона и соответствующего правового пространства после 01.01.10 этот принцип может заработать весьма эффективно. 

Курьез, заложенный в пункте 3, остается курьезом для тех, кто прошел обучение в разрекламированной кампании повышения квалификации руководителей ЧОП: «...По получению из Минобрнауки России утверждения типовых требований к данным программам, сформированным в период апробации, в сжатые сроки развернуть работу по согласованию и реализации программ повышения квалификации руководителей (ЧОП – ИАЦ НАСТ) по всем субъектам РФ». Это значит, что если Минобрнауки утвердит программы, то повторно этим руководителям «повышаться» не нужно. А если нет, то определение их статуса остается на усмотрение локальных контролирующих организаций. Закон нужно выполнять всем. 

Пункт 4 Решения призывает актив КС к продолжению работы в заданном ритме и направлении: «...Рекомендовать Координационным советам регионов использовать для этого разнообразные пути и методы (подписка на специализированные издания, выступления на семинарах, распространение методической литературы, размещение информации в сети Интернет и т. д.). Комиссии № 7 организовать в ноябре-декабре публикации в СМИ, посвященные данному вопросу». 

То есть сразу после новогодних каникул, с февраля 2010-го, мероприятия, посвященные продвижению толкования формирующегося правового поля «эпохи-272», продолжатся с большей интенсивностью, так как правоприменительная практика будет постоянно вносить коррективы в их повестку и ставить все новые вопросы, требующие немедленного осмысления. Это абсолютно нормальное явление, и подобного следовало бы ожидать. В связи с этим будут создаваться условия для обретения форм рыночных стратегий, которые так или иначе будут рождаться в стане КС и в стане ЧОО. Эффективность этих стратегий будет зависеть от тех, кто их станет формировать. Иными словами: «Есть идея – барабан в руки, нет идеи – крутись как хочешь». 

Пункт 7 коснулся структурных изменений в КС: «Для повышения эффективности деятельности рабочих органов Координационного совета сформировать под руководством ответственного секретаря (Климочкин О.В.) внештатный орган – секретариат Координационного совета в составе исполнительных секретарей, сотрудников ЛРУ и штатных сотрудников НП «КЦ РОСС».  

Очевидно, что КС растет, и объем работы на следующий год потребует новых сил и средств, при этом руководство просто будет не в состоянии выполнять некую рутинную работу, например, по проведению плановых, но формальных заседаний. Обращает на себя внимание термин «внештатный», не руководящий и не контрольный, а именно «внештатный». То, что его функция при такой постановке вопроса превратится в полицейскую, сомнений нет. Это значит, что при количественном росте членов КС качество их работы не должно понижаться. Для того чтобы справляться с такой армией, нужен штаб. Что, в частности, и отражает пункт 8: «Обратить внимание членов Координационного совета – представителей Координационных советов регионов на недостаточную работу по представлению информации о деятельности региональных советов в секретариат и неполное выполнение ими утвержденных Координационным советом обязанностей». Вот секретариат КС и будет спрашивать с региональных структур за работу. Если будет плохо спрашивать – будет работать сам. 

Но вот если кто-то упорно не будет работать, выгонят его из КС или нет, решать будет тоже этот «внештатный» орган. О чем прямо говорит пункт 9: «Поручить секретариату проанализировать деятельность региональных представителей, провести рабочие совещания с ними и в случае необходимости подготовить предложения по изменению персонального состава КС при ДООП МВД России и критериях оценки эффективности деятельности регионального Координационного совета».  

Ну и, конечно, как же без информационного обеспечения? Великолепно выстроенный пункт 10 прямо об этом и говорит: «Поручить секретариату и 7-й Комиссии организовать эту деятельность через активизацию работы региональных страниц на портале «ГардИнфо» и самостоятельных региональных сайтов, развитие официального сайта ks-mvd.ru, инициирование публикаций в СМИ, проведение конкурса среди публикаций о частной охране и сыске в общеполитических и экономических СМИ, издание полиграфической продукции, в том числе календаря Координационного совета на 2010 г.».  

Все по пунктам, все по уму. Есть генеральная линия, есть краткосрочные и среднесрочные цели и задачи, определены ответственные, представлены силы и средства. Но самое главное – стратегия. Смотри пункт первый. Остальное – как решат сами ЧОО. 

Никоим образом КС не затрагивает тему рынка. Она – между строк. Тот, кто поймет, –  будет работать, кто нет – будет выживать. Как и в каких условиях, написано в пункте 11: «Провести очередное заседание Координационного совета в феврале 2010 года». 

Частная охранная организация (ЧОО) 

На вышеизложенные перспективы частные охранные организации в Москве  немедленно отреагировали  двумя мероприятиями. 27 октября состоялось открытое собрание гильдии НСБ Московской ТПП (председательствующий – Карабанов Е.П.), а 3 ноября в ТПП РФ  состоялось заседание ее Комитета по безопасности предпринимательской деятельности (ведущий – Гудков Г.В.). Оба заседания с разницей проведения в пять дней посвящались обсуждению одних и тех же правовых и практических проблем охранно-сыскной деятельности в свете грядущих законодательных изменений. Участников совещания в ТПП РФ весьма огорчило, что были приглашены, но не пришли на это заседание представители МВД, в то время как в Московской ТПП ее резюме было выстроено практически на выступлении заместителя начальника УОЛРР и КЧДОД ГУВД по г. Москве, члена Президиума КС при ДООП МВД России полковника милиции М.А. Потапова. Вопрос, почему нельзя было организовать одно мероприятие, остается риторическим... 

Резюмируя настроение и подачу проблемы, а главное – способов ее решения на обоих мероприятиях, итоговый текст можно свести к следующему: 

Закон № 272 принят, а закон нужно исполнять. Всем и в полном соответствии. Разговоры о подзаконных актах и решениях, которые будут приняты во исполнение  Закона № 272, остаются разговорами лишь о технической стороне ситуации. Они важны, но не имеют определяющего значения. Так или иначе, но они будут приняты. Что от этого изменится, каждый решит для себя сам. И лазейки в будущем правовом поле будет искать для себя, исходя из конкретно складывающейся ситуации. 

Пока можно сказать, что реально изменится количество ЧОП в «переходный период – 2010». Увеличится демпинговая окраска рыночных отношений, которая будет выступать основным способом удержания прибыли, а кому-то и элементарного выживания. Приватизация насилия продолжится, обостряясь пропорционально социальному напряжению. Тень методов ведения бизнеса начала девяностых реально может замаячить весной 2010 года, если нефтяная конъюкнтура даст заметную слабину. 

Принятие в принципе эволюционного закона привело практически к революционной ситуации в отношении ЧОО. В середине этого года на рынке обрела конкретные формы новая идеология  – Консультационный совет. В состав  КС при ОВД различных уровней входят представители 6 467 ЧОО, что составляет почти 22 % от официальной цифры в 30 тысяч. При этом, если учесть, что  минимум 15 % от зарегистрированных ЧОО не работают, то этот процент составит уже почти 26 %. То есть четверть от всех «живых» ЧОО. Если в середине года профильную политическую активность проявляли порядка 7 % от «живых» ЧОО, то к концу года профильную административно-направленную активность проявил каждый четвертый ЧОП. Это абсолютный рекорд по рациональному ориентированию в рыночных условиях за 17 лет! И если четверть ЧОО приняла «новую веру», то три четверти «ортодоксов» нет. Но при этом остаются «язычниками», так как своей идеологии у них за семнадцать лет не сформировалось. Каждый думает за себя. За последние полгода количество совещаний, семинаров и прочих мероприятий превысило несколько десятков. Общий посыл этих собраний один: как жить в новую эру? Но пока никто не ставил вопроса: а как бы мы хотели ее устроить для самих себя? Разнонаправленные инициативы тонут в панических метаниях вокруг прогнозов правоприменительной практики Закона № 272, который вступит в силу сразу же после Нового года. Многие ЧОО думают о том, как выжить, но кто-то рассчитывает, как сохранить прибыль и организовать свое развитие в новых условиях.  

Так вот идеология КС не создана для этого. У КС четкая установка о привлечении потенциала ЧОО к решению собственных задач. Какие это задачи в ближайшее время, уже было сказано. Готовы ли члены КС к такой роли, если этого потребует ситуация? Каков их интерес принятия этой идеологии? Что станет с теми, кто в следующем ее не примет? Двусмысленная ситуация с обучением руководителей ЧОП очень образно представляет то, что сейчас творится на рынке. То, что закон пока не совершенен в силу объективных причин, создает огромные юридические и административные люфты в его толковании и применении. Вопрос «Душить или не душить ЧОО?» – для государства звучит прямо по Шекспиру.  

Есть ли новая идеология? Да, есть. Профессиональный подход к обеспечению безопасности никогда не был тайной. Просто он был не столь выгодным в гламурные годы. Сейчас другая ситуация. Но готовы ли лидеры рынка сориентироваться в новой ситуации и установить правила не повального объединения, а профессиональной интеграции? Эти правила хорошо известны. В былые годы их применению мешали отсутствие интереса и субъективные амбиции. То, что работало раньше, уже не работает. Тот, кто первый совместит профессиональный подход и коммерческий интерес, встанет у руля политики в новую эру охранного бизнеса. Остается лишь ждать инициативных решений, которые срезонируют с сознанием тех, кто планирует успешно миновать «переходной период–2010». 

Соответственно, в первый год «эры-272» рынок вступит с конкретными цифрами по «идеологической расстановке» сил в стане ЧОО. Реликтовые конференции в шестьсот человек, весьма вероятно,  станут похожи на учебу коммерческого актива. Но при этом  именно они могут послужить локомотивом новых идей. Идей, которых ждет не только ЧОО, но и потребитель, решений, которые выстроят  рынок-2020.

ИАЦ «НАСТ»

Продолжение читайте в журнале «Вопросы безопасности. Калининград» № 15-2009.