«Если у меня немножко кц есть, я имею право носить желтые штаны и передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много кц есть, я имею право носить малиновые штаны и передо мной и пацак должен два раза приседать, а чатланин ку делать…» Эти слова из кинофильма «Кин-дза-дза» приходят ко мне на память каждый раз, когда я слышу разговоры и вижу, как разворачиваются политические баталии вокруг негосударственной охранной деятельности. Периодичность повторения одного и того же сценария говорит о скудном репертуаре, недостаточности разноплановых актеров и о том, что режиссер всего один.

Сегодня мы в очередной раз наблюдаем, как набирает обороты движение, направленное на перенос срока вступления в действие 272-го Федерального закона.

Чем вызван такой ажиотаж на политическом поле, примыкающем к частной охранной деятельности?

Кому нужны эти «пустые хлопоты», возбуждающие бурю в стакане воды?

Можно еще понять, когда знамя «переноса» выдвигают политики, для них любое массовое волнение – политический капитал, но совсем непонятно, когда в бой идут профессиональные юристы, для которых толкование закона – хлеб насущный.

Вот и на нашем портале появился материал профессора Валерия Шестакова, в котором автор видит только один законный способ разрешения правовой коллизии -  «изменение срока вступления в силу указанного Федерального закона в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Конечно, мне спорить с профессиональным правоведом, уважаемым экспертом Государственной Думы, членом профильного комитета Торгово-промышленной палаты России - дело практически безнадежное, но, как человек, проработавший в отрасли более 15 лет, считаю возможным высказать свое мнение.

Да, я не согласен. 

Рассмотрим ситуацию по порядку. Какие проблемы, связанные со сроками вступления Закона, видит Валерий Иннокентьевич?

Он полагает, что «…к настоящему времени предписания указанного Федерального закона относительно двух первых этапов вступления его в силу (действие) не выполнены, под угрозой срыва находится и третий этап, когда указанный закон вступает в действие в полном объеме».  

Можно согласиться с тем, что процесс подготовки и принятия нормативно-правовых актов необоснованно затягивается, при этом уважаемый профессор не хуже меня знает, что на сегодняшний день в России уже принятые и вступившие в силу законы (количеством 91) требуют издания большого количества соответствующих постановлений и распоряжений кабинета министров. Больше 200 законов до сих пор не готовы.В этом списке есть законы, ждущие нормативно-правового закрепления уже более 7 лет, поэтому перенос сроков вступления закона не изменит никоем образом ситуацию.

Я возьму на себя ответственность сказать больше: 272-ФЗ находится в лучшем  положении, так как нормативно-правовая база практически подготовлена (о чем профессор Шестаков знает не хуже меня, так как сам принимал участие в этой работе). Сегодня проблема другая - провести эти нормы через тернии бюрократических преград.

Не хотелось писать дифирамбы МВД, но если быть точным, законопроект будущего 272-ФЗ был внесен в это же время (ноябрь 2008г.) и 22 декабря уже принят Думой.

Что мешает такими же темпами провести и нормативно-правовые акты?

Не меньше удивления вызвало второе основание перенесение сроков, а именно: «…Наиболее серьезные правовые последствия для частных охранников и частной охранной деятельности в целом могут наступить в связи с несоблюдением срока вступления в силу статьи 11.1 Закона». Наверное, многие уже забыли, что более 3 лет выдача удостоверений частного охранника производилась нелегитимно (не было постановления Правительства, регламентирующего эту процедуру). Сегодня мы имеем постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009г. №629, регламентирующее эти процедуры. Вопрос, который всех очень интересует, – когда будут приняты приказы МВД, уже готовые, но не зарегистрированные Минюстом по ряду причин, которые мог бы объяснить уважаемый профессор правоведения и другие авторы. Разве не это поле деятельности для настоящих практикующих юристов?

Профессор В.Шестаков пишет: «Имеются серьезные сомнения и в том, что к моменту вступления в силу Федерального закона №272 (к 1 января 2010г.) в целом будут приняты подзаконные акты и по другим вопросам частной охранной деятельности».

Но, раскрывая эти сомнения, он предлагает исключить ст.10 ФЗ №272, которая выводит частную детективную и охранную деятельности из сферы действия ФЗ-134 от 8.08.2001г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Лично у меня есть серьезные сомнения, что эти документы будут приняты и через год, и через два, и через десять лет. Постановка вопроса должна быть проста: или мы работаем и делаем все для того, что бы документы были приняты, либо занимаемся переносом сроков.

Что касается принятия Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», то, на мой взгляд, это благо для частной охранной деятельности. Вот это именно тот нормативный акт, который ставит преграду коррупции, протекционизму, любым попыткам использования правоохранительных органов для конкурентной борьбы.

Сегодня российский бизнес работает над тем, чтобы распространить действие этого закона на все сегменты экономики (а не только на малый и средний бизнес), а нам предлагают вносить изменения в 272-ФЗ, чтобы ограничить действие этого закона?

Уважаемые коллеги! Можно продолжать спорить до бесконечности, приводить различные аргументы, но если мы не хотим, чтобы нами управляли как марионетками, то не стоит откладывать введение в действие закона, необходимо самим влиять на разработку и принятие нормативно-правовых актов.  

И ярким примером неучастия представителей охранного сообщества в этой работе стало постановление Правительства РФ от 2 ноября 2009г. №886 «Перечень объектов, подлежащих государственной охране».  

Решение остается за нами.