«Рынок-кладбище - экономическая ситуация, при которой

участники рынка не могут его покинуть, а другие игроки

не хотят выходить на рынок».

(Экономическая энциклопедия)

 

В декабре 2007 года в московском Президент Отеле состоялся первый на рынке безопасности саммит руководителей отрасли и инвесторов – конференция «Security Invest-2007». Следует отметить участие в мероприятии нескольких российских и иностранных инвестиционных фондов, которые с большим интересом и вниманием изучали состояние российской индустрии безопасности. Атмосферу мероприятия по его итогам емко охарактеризовал партнер Скандинавского фонда «MintCapital» Глеб Давидюк: «У меня сложилось впечатление, что рынок большой и капиталоемкий, сильно фрагментированный (что создает потенциал для слияний, поглощений, инвестиций) и растущий неплохими темпами. Если объединить данные факторы с присутствием на рынке профессиональных игроков (и я увидел их на конференции), то в этом рецепт успешной сделки для любого фонда прямых инвестиций». В тот момент казалось, что у нас появляется надежда на серьезные перемены, что нас всех ждут новые времена!

Прошло полтора года. Все кардинально изменилось. Второй саммит руководителей «SecurityInvest–2009», запланированный на апрель 2009 года, не состоялся. Экономический кризис приостановил все ведущиеся переговоры об инвестировании в охранный рынок, а принятый Федеральный закон №272 прекратил их вовсе. Не просто прекратил переговоры, а лишил отрасль главных докризисных достижений: инвестиционной открытости, перспектив роста и капитализации. Законодатели, вместо того чтобы в кризисные времена стимулировать и поддерживать предпринимательство, ввели новые ограничения. Произошла, говоря экономическим языком, редукция охранной отрасли, т.е. осуществлен переход от сложной и разнообразной структуры развития к более простой и, как следствие, более управляемой.

Рыночное пространство сузилось

Федеральным законом №272 введены ограничения в части лишения частных охранных организаций права оказывать услуги по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения. Несложно предположить, что Правительство РФ установит такие критерии и порядок утверждения перечня указанных объектов и имущества, от которых выиграет только вневедомственная охрана. Уже известно, что практически всю работу предполагается передать в антитеррористические комиссии регионов, куда частные охранные предприятия и их представители не входят. Начальнику ГУВД региона будет делегировано право выходить с инициативой по включению в упомянутый перечень тех объектов, которые он посчитает «особо важными». Таким образом, к уже имеющемуся законодательно ограниченному перечню объектов, подлежащих государственной охране, УВО дополнительно получает неограниченные возможности взять под охрану любой супермаркет, стадион, банковское отделение, дискотеку и т.д. и т.п. Все будет зависеть исключительно от аппетитов «коммерсантов в погонах» и возможностей их рыночного игрока – ФГУП «Охрана». В этой связи в 2010-2011 годах вполне вероятно снижение доли частных охранных предприятий в общем обороте индустрии безопасности на 8%-10%.

Потеряна инвестиционная привлекательность

Федеральным законом №272 установлено, что учредителями частной охранной организации не могут являться иностранные граждане, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации. Также установлен запрет на отчуждение долей в уставном капитале охранной организации, повлекшее за собой появление в нем иностранного капитала. Можно с уверенностью предсказать, что крупные международные охранные холдинги не станут ломиться в закрытую дверь и искать лазейки в нашем законодательстве. Они просто проигнорируют наш рынок. Аналогичным образом поступят и иностранные инвестиционные фонды. Российские компании, имеющие иностранный капитал, вынуждены будут расстаться со своими зарубежными партнерами. Поменяют участников ООО ЧОП «Арес-Групп» (долю в компании имеет US Investments Luxembourg SA из Люксембурга), ООО ЧОП «А-Н Холдинг» (приобретено швейцарской компанией Nestex AG), «ТУРВАТИИМИ-БАЛТИКА» - совместный проект финских компаний «Turvatiimi Pbl», «Urmas Rinne Security Consulting Ltd», «ArgoSec Consulting Group Ltd» и Российской охранно-сыскной ассоциации «Балтика» и другие менее известные предприятия. Вынуждено будет закрыться российское дочернее предприятие международной охранной компании «Group4Securicor».

Но рынок закрыли не только для иностранцев. Фактический запрет также наложен на инвестирование в отрасль и российских денег. Корпоративные инвестиции в охранный бизнес будут регулироваться Правительством Российской Федерации. Кабинет министров установит исчерпывающий перечень юридических лиц, имеющих право учреждать (быть участниками) частные охранные организации. Не секрет, что привилегию иметь своих частныхохранников планируется предоставить в основном государственным организациям и предприятиям, а именно: отдельным федеральным государственным унитарным предприятиям, стратегическим ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности, организациям нефтяной, газовой промышленности и метрополитенам. Ограничены и частные инвестиции. Частные лица могут открыть свое охранное предприятие или купить действующее только при условии, что данный вид деятельности для них в дальнейшем будет основным. Такое ограничение снижает стоимость наших охранных предприятий фактически до нуля. В отличие от России в странах Восточной Европы сделки купли/продажи проходят очень активно и с выгодой для участвующих сторон. По аналитическим отчетам компании «Blumberg», в 2008 году продажи охранных предприятий осуществлялись с мультипликатором от 0,5 до 1,5 годовой выручки (для открытых компаний) и 4-5 EBIDTA - для закрытых компаний.

Снижение кадрового потенциала

В последние годы в охранный бизнес стали приходить молодые и амбициозные менеджеры. Отрасль приобретала черты цивилизованного бизнеса. Я уже упоминал о ранее имеющихся, но свернутых планах некоторых инвестиционных фондов заняться процедурами слияний и поглощений на рынке с целью создания сильного частного федерального предприятия. Но Федеральный закон №272, кроме вышеперечисленных ограничений, ввел новые требования и к высшему менеджменту - руководителям частной охранной организации. К ранее имеющимся требованиям (высшее образование, удостоверение частного охранника) введены дополнительные - сдача квалификационного экзамена и запрет вступать в трудовые отношения в качестве работника с другими организациями. Легко спрогнозировать, что при всей совокупности ограничений высококлассные управленцы в охранный бизнес работать не пойдут. Теперь здесь серьезных денег не заработать, федеральную карьеру не сделать, да и удачный переход в другую сферу (при такой записи в резюме) становится весьма затруднителен. Охрана вновь, как это было при ее зарождении, становится бизнесом отставных силовиков и военных. Не случайно законодатели именно для них ввели послабление, предоставив право оставаться участниками частной охранной организации при выходе на пенсию по старости. Оно и понятно, ведь доходы, которые получает подавляющее большинство руководителей ЧОПов, могут рассматриваться как приличный заработок только вместе с пенсией.

Бизнес закончился. Осталось ремесло

Принимая благое решение по усилению контроля за частной охранной деятельностью, государство не стало советоваться с участниками рынка, все было решено так, как представляли себе «люди в погонах». В итоге охранное сообщество критически оценило законодательные нововведения. И государственные чиновники в таком случае не должны удивляться, что около 70% опрошенных порталом «www.Guardinfo.ru» увидели в новом законе не столько усиление административного влияния, сколько увеличение документооборота и рост коррупции в контактах с милицией.

Следует констатировать, что ФЗ №272 решительно уничтожил в сфере охранного предпринимательства основополагающие инструменты рыночного развития и лишил его будущего. Нет будущего у отрасли, в которой постоянно происходит сужение рыночного пространства, в которую не идут инвестиции, в которой, в конце концов, не можешь продать то, чем владеешь, и не можешь купить то, что представляет коммерческую ценность. Теперь такую отрасль рыночной можно называть с очень большим допущением, скорее всего, ее следует называть ремеслом, а частные охранные организации признать городскими ремесленническими конторами, оказывающими охранные услуги рынку. А из истории нашей страны мы знаем, что на определенном этапе всех ремесленников объединили в промысловую кооперацию и заставили работать на государство. Вполне вероятно, что разработчики 272-го закона именно эту цель и поставили перед собой. Если так, то тогда в самое ближайшее время оказание содействия МВД РФ в обеспечении правопорядка и профилактики правонарушений станет не правом, а профессиональной обязанностью частных охранных организаций.