Не так давно закончилась очередная выставка безопасности «MIPS-2009». Ей на смену пришла выставка «Комплексная безопасность». Если взглянуть на сайты этих выставок, почитать отзывы в СМИ, то вроде бы у нас все в порядке. Выставки стали ежегодными, экспозиции совершенствуются, учреждаются различные номинации и т.д.

Но за всей этой красивой шумихой профессионалы отмечают ряд существенных моментов, которые фактически говорят об обратном – выставки стали хуже.

Так что же на самом деле стоит за победными реляциями отечественных выставок? Похоже, ничего хорошего.

Для начала давайте посмотрим статистику, которая официально публиковалась на сайтах наиболее известных организаторов выставок.

«Технологии безопасности»

В 2005г.:

количество участников – 562 компании;

количество посетителей – более 28000 человек.

В 2009г.:

количество участников – более 350 компаний;

количество посетителей – более 20000 человек.

«MIPS»

В 2005г.:

количество участников – 300 компаний;

количество посетителей – 31150 чел.

В 2009г.:

количество участников – 315 компаний;

количество посетителей –12800 человек.

Посмотрите, что произошло за последние четыре года. Форум «Технологии безопасности» потерял почти половину участников и почти треть посетителей. Не отстает и MIPS. Хотя и наблюдается незначительный рост участников, но что толку? Количество посетителей выставки снизилось почти на 60%. Если подобная тенденция будет продолжаться, то уже к 2012г. умрут и MIPS, и ТБ. На первую выставку просто никто не придет, а во второй никто не захочет участвовать.

Согласитесь, такая вот простенькая статистика рушит все дутые победы данных выставок. Но ведь еще несколько лет назад все было иначе. Почему специалисты безопасности перестали посещать выставки по своему же профильному направлению? Почему многие участники не хотят представлять свою продукцию? Не могло же это произойти просто так, беспричинно. Тогда что это за причины такие? Или нашей стране с некоторых пор безопасность, особенно коммерческая, стала не нужна?

Попробуем разобраться в этих хитросплетениях.

Первоначальный ответ, что естественно, вполне прост. Если люди на выставки не идут, значит, им там неинтересно. Куда же делся интерес? Чтобы это понять, пойдем от обратного вопроса. А откуда интерес брался? Вернее, зачем народ ходит на выставки? Догадаться, думаю, несложно. Выставка – это демонстрация всего, что есть в настоящий момент в области обеспечения безопасности. И прежде всего новинок. Именно они заставляют людей идти на выставку. А если их нет, то интерес к выставке ослабевает. Что и произошло в настоящий момент. Большинство известных мне специалистов, посещавших выставки в прошлом и нынешнем году, едины во мнении – показывают одно старье. И какой смысл туда идти? В очередной раз увидеть одно и то же? Никому это не нужно. И то, что еще хоть кто-то на выставки идет, – это некая инерция. Люди каждый раз надеются, что все изменится в лучшую сторону, а в итоге ничего не меняется. Отсюда и пропажа интереса.

Получается, что участникам выставки нечего показывать. Нет у нас новейших разработок. Но так ли это на самом деле? Конечно же, нет. Уж чего-чего, а мозгов в России всегда хватало. А в области безопасности - особенно. Но наши «мозги», как правило, слабо обеспечены финансово. Как пел в свое время Высоцкий, кто без страха и упрека - тот всегда не при деньгах. В связи с этим мы упираемся в другой вопрос: кто они, участники выставки? Получается, что авторы разработок, не имеющие достаточно средств для участия в выставке, никому не интересны. Экспозиции заполняют крупные компании, которые могут себе позволить такую роскошь. Но беда в том, что крупные компании знают друг друга и знают, что новых конкурентов у них не будет. Вывод напрашивается сам собой: зачем стараться? Вот отсюда и идет тенденция топтаться на месте, то есть показывать старье, на которое и сетуют посетители.

Следующий фактор, который, на мой взгляд, серьезно подкосил выставочный бизнес, – это то, что техника «забила» тактику. Частная охранная и детективная деятельность, подготовка кадров для служб безопасности, инкассация и сопровождение грузов – эти экспозиции безвозвратно исчезли из программ выставок. И это сейчас, в эпоху кадрового голода. Но получается, что проблемы подготовки кадров для безопасности организаторов не интересуют. А раз до кадров, которые должны в дальнейшем эксплуатировать технику, представленную на выставках, никому нет дела, то стоит ли удивляться, что и этим кадрам не интересна ни техника, ни в конечном итоге сами выставки. Налицо «эффект бумеранга».

Но почему выставки по безопасности перестали интересовать кадры безопасности? То есть все ЧОПы, НОУ, СБ организаторам не нужны? Вот цирк-то. Непосредственные потребители не нужны производителям. Не бред ли? Такой поворот событий возможен лишь в одном случае – есть иной покупатель. И он действительно есть. Это государство. Явный или мнимый госзаказ – манна небесная, вот что беспокоит производителей. Подсесть на золотую государственную жилу – вот мечта нынешних участников выставки. Отсюда и проблемы. Те, кто госзаказ получил, сразу накручивают цены и… перестают развиваться. Цель достигнута - чего напрягаться-то! Так, не далее как в этом году компания «Таск-Т», один из постоянных участников выставок, получила госзаказ на прибор для поиска приводящих механизмов взрывных устройств «Анкер». И что? Правильно. Для начала увеличилась цена с 56 тысяч рублей до 96 тысяч. И все. А то, что заявленные характеристики прибора не соответствуют реальной действительности, производителя мало волнует. Прибор хороший, спору нет, но искать механические часовые механизмы в городских условиях им невозможно, несмотря на все заверения разработчиков. Кто об этом может сказать производителю? И снова правильно. Потребители. Причем не государство. Государственные структуры вряд ли задним числом понесут какую-нибудь информацию. Кто главный пользователь аппаратуры? В основном солдаты. Если угодно, люди бесправные да и мало заинтересованные в своем снаряжении. Родина хоть что-то дала - и то ладно. Поэтому самым ценным потребителем с этой точки зрения выступают ЧОПы и СБ. За плохой прибор там враз накажут рублем того, кто посоветовал и купил. А фирме выскажут претензии. Казалось бы, обратная связь налицо, но нужна ли она фирмам-производителям? Похоже, нет. Зачем? Имиджу повредит. А поскольку на рынке все равно ничего больше нет, то и это купят. Получается, как в том анекдоте: у нас пчелы против меда.

Так что каждый уважающий себя «безопасник» сегодня ищет новые разработки сам, через десятые руки, и находит, потому что Кулибиных в России хватает. Но поскольку первые на выставку попасть не могут, вторым там тоже делать нечего. Какой вывод? А все тот же – выставки умирают.

Еще одна проблема, сделавшая выставки неинтересными, - банальная жадность организаторов, которая приводит сегодня к двум вещам:

  1. С выставок, как было отмечено выше, напрочь вымели школы подготовки и авторов-одиночек. Вымели литературу и видео по безопасности и подготовке сотрудников охраны. А где всем этим категориям взять денег? Например, 96 тысяч рублей для участия в «Технологиях безопасности» хотя бы на необорудованной площади? Конечно, негде. Удастся ли «отбить» эту сумму продажами на выставке - вопрос, а потерять деньги можно. А у них каждый рубль на счету. Вот и не идут они на выставки. Рады бы, да не идут. В итоге каждый год одни и те же фирмы награждают по очереди друг друга различными призами «за воздух». Очень напоминает «рашидовщину», когда овец из одного колхоза гнали в другой, чтобы председатель его получил Звезду Героя Социалистического Труда, и так каждый год с другими колхозами. В итоге куча героев... и упадок в животноводстве. Вот и на выставках сегодня пир во время чумы.
  2. Модно стало подтягивать в партнеры иностранцев. Так дешевле организаторам. И что мы имеем? С приходом англичан на ТБ они тут же ввернули свои правила, например запретили экспозиции антиснайперской техники. Казалось бы, зачем? А затем, что им тоже конкуренты не нужны. Вот они и прикрывают области, в которых Россия наиболее конкурентоспособна. Вы, кстати, заметили, как много появилось иностранцев на выставках в последние годы? Организаторы рады. Выставки стали международными. Да нет, мои милые. Вашими чаяниями с выставок выдавливаются отечественные производители, а те, кому позволили остаться, дабы иностранцев не заподозрили в монополизме, не представляют для них опасности. Это вышеупомянутые «старьевщики».

И какой смысл посещать такие «выставки развала российской безопасности»? Разве что поддержать отечественных саботажников. Ну а если говорить серьезно, то, мне кажется, организаторам стоило бы подумать о своем будущем, и чтобы не вымереть как мамонтам принять некоторые меры по улучшению обстановки, например такие:

1) ввести обязательные экспозиции – «Предприятия безопасности», «Школы охраны», «Учебная литература и наглядные пособия в обучении охраны». Причем ввести серьезные скидки для школ охраны, малых охранных предприятий и авторов-одиночек;

2) организовать конкурсы «Лучшая обучающая программа», «Индивидуальный проект», «Лучшая книга (видео) по безопасности»;

3) создавать независимый экспертный совет «одного дня» из желающих опробовать новую технику и сделать свое заключение. Можно даже организовать конкурс на лучшую методичку по правилам использования прибора, которую напишут именно пользователи, а не производители;

4) запретить в рамках выставки любые ограничения для технических средств охраны. А то сегодня, кроме видео и датчиков движения, уже на выставках вообще ничего нет.

Полагаю, что найдутся специалисты, которые внесут массу и других предложений, которые поднимут выставочное дело в сфере безопасности на новые высоты.

Все-таки хочется надеяться, что разум возобладает и в следующий раз мы все будем с большим удовольствием вспоминать посещение наших выставок, взахлеб рассказывая друг другу об увиденных новинках.