• СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 14.02.2009 N 125
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 СЕНТЯБРЯ 1993 Г. N 941"

Уточнен порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, и их семьям

Внесены дополнения в "Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий...", утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941. С 6 сентября 2008 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел РФ, в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы засчитываются один месяц службы за один и одну треть месяца в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму.

• ГОСУДАРСТВО

ПРИКАЗ ФСБ РФ ОТ 25.12.2008 N 635
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ, ПРОИЗВОДСТВУ, РЕАЛИЗАЦИИ И ПРИОБРЕТЕНИЮ В ЦЕЛЯХ ПРОДАЖИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2009 N 13306.

Разработан Регламент, определяющий последовательность действий ФСБ РФ при исполнении государственной функции по лицензированию деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств

В соответствии с утвержденным Регламентом, государственная функция исполняется Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ РФ, а также территориальными органами безопасности, за исключением УФСБ РФ по городу Москве и Московской области. Результатом исполнения государственной функции является, в частности, предоставление лицензии, продление срока действия выданной лицензии, ее аннулирование, ведение реестра лицензий. В приложениях к Регламенту приведен перечень лицензирующих органов и образцы используемых документов.

• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 24.02.2009 N 160
"О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ОХРАННЫХ ЗОН ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА И ОСОБЫХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГРАНИЦАХ ТАКИХ ЗОН"

Определен порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования расположенных в границах таких зон земельных участков

Утвержденными Правилами установлены особые условия использования земельных участков, входящих в охранные зоны, в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, в частности, предусмотрен подробный перечень действий, которые в охранных зонах осуществлять запрещено. Определены процедуры установления охранных зон - границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании, и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим технический контроль и надзор в электроэнергетике.

Признаны не действующими на территории РФ "Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт", утвержденные Постановлением Совмина СССР от 26.03.1984 N 255, и "Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт", утвержденные Постановлением Совмина СССР от 11.09.1972 N 667.

ПИСЬМО Минфина РФ от 13.02.2009 № 03-05-05-01/10 

Дорогостоящее имущество, принятое в уставный капитал ООО, учитывается по стоимости, определенной независимым оценщиком, а не решением общего собрания участников.

 

 





При исчислении налога на имущество организаций основные средства учитываются по стоимости, отраженной в балансе налогоплательщика по правилам ведения бухгалтерского учета.

Согласно этим правилам первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный  капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.

Уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимости долей его участников. Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал утверждается единогласно решением общего собрания участников общества.

Кроме того, если номинальная стоимость доли, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 МРОТ, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. При этом номинальная стоимость доли, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму его оценки, определенную независимым оценщиком.

Минфин РФ также предлагает учитывать рекомендации Президиума ВАС РФ по этому вопросу. В Информационном письме от 30.05.2005 № 92 сказано, что если по закону объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика, то сделка, совершенная по решению органа управления юридического лица по цене, не соответствующей стоимости, указанной в отчете, должна признаваться не действительной. А решение - не имеющим юридической силы.

• БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 28.02.2009 N 124-рп
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ, НАДЕЛЯЕМЫХ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОТНЕСЕНИЮ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ, УТВЕРЖДЕННЫЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 АПРЕЛЯ 2005 Г. N 151-РП"

В перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, включен директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

Соответствующее изменение внесено в распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне".

ПРИКАЗ МВД РФ ОТ 08.01.2009 N 12
"О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МВД РОССИИ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.02.2009 N 13446.

МВД РФ упорядочивает свою нормативную правовую базу

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" признаны утратившими силу Приказы МВД РФ: от 16.03.2004 N 177 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", от 02.08.2005 N 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности" - и приказы о внесении изменений в названные нормативные правовые акты.

ПРИКАЗ МЧС РФ ОТ 27.01.2009 N 35
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ", УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МЧС РОССИИ ОТ 12.12.2007 N 645"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.02.2009 N 13429.

Уточнены требования к организациям, осуществляющим обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства

Установлено, что обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС РФ, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС РФ, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности (ранее - в организациях, имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров).

• ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

ПРИКАЗ МИНЮСТА РФ ОТ 16.02.2009 N 49
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 АПРЕЛЯ 2002 Г. N 99"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.02.2009 N 13431.

Внесены изменения в формы нотариальных документов

Формы нотариальных свидетельств дополнены примечаниями, предписывающими при оформлении этих свидетельств указывать в определенных случаях сведения о совершении нотариального действия лицом, временно исполняющим обязанности нотариуса, сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме, сведения о владельцах инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, а также сведения о переходе права собственности на жилое помещение муниципальному образованию или субъекту РФ.

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Постановление Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» №2 от 10.02.2009г
    
Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» №2 от 10.02.2009г. В данном Постановлении содержится ряд интересных разъяснений, которые кардинальным образом меняют сложившиеся в некоторых судах подходы и вносят необходимое единообразие и упорядоченность в судебную практику применения г. 25 ГПК РФ.

Среди наиболее принципиальных новелл можно отметить следующие правовые позиции ВС РФ:

 1.          ВС РФ указал на недопустимость утверждения судом по делам данной категории мирового соглашения между заявителем и заинтересованным лицом, поскольку «в этом случае судом проверяется законность оспариваемых решений, совершенных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и на решение этого вопроса не могут повлиять те или иные договоренности между заявителем и заинтересованным лицом» (п. 27 Постановления). 

Отметим, что ранее ВС РФ косвенно допускал заключение и утверждение судами общей юрисдикции подобного рода соглашений. Так, в Обзоре судебной практики Верховного суда от 03.12.2003, 24.12.2003г. "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 года" на вопрос о применимости нормы ст. 101 ГПК РФ о порядке распределения судебных расходов при отказе от иска и заключении мирового соглашения при рассмотрении гражданских дел, возникающих из публичных правоотношений, например, при оспаривании нормативного правового акта ВС РФ отвечает утвердительно.

Более того, практика некоторых судов общей юрисдикции также исходила из возможности утверждения судом мировых соглашений в порядке гл.25 ГПК РФ.               В АПК РФ такая возможность прямо предусмотрена в ст.190, в силу которой «экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 настоящего Кодекса, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом».

2.      ВС РФ также указал на то, что судья не вправе отказать в принятии заявления, если установит, что поданное заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином виде гражданского судопроизводства. В этом случае судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления заявления с соблюдением требований ГПК РФ, предъявляемых в отношении соответствующего вида гражданского судопроизводства, при условии, что этим не нарушаются правила подсудности рассмотрения дела (ч.1 ст. 246, ч. 3 ст. 247, ч. 1 ст.136 ГПК РФ). Такая ситуация может сложиться, например, при подаче заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением принятых (совершенных) при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. В этом случае суд должен оставить заявление без движения и разъяснить заявителю возможность оспаривания соответствующих действий (бездействий) или решений в порядке искового производства. Конституционность ст. 245 ГПК РФ, ограничивающей круг лиц, действия (бездействия) и решения которых могут оспариваться в порядке процедуры рассмотрения гражданских дел, возникающих из публичных правоотношений, подтверждена также Определением КС РФ от 20 октября 2005 г. N 352-О.

В Постановлении Пленума ВС РФ содержатся также иные разъяснения, которые имеют прецедентный характер и подлежат учету судами и заинтересованными лицами при рассмотрении и разрешении соответствующей категории дел.

Затраты на проезд и проживание аудиторов, присланных контрагентом для обязательного аудита, можно признать расходом по налогу на прибыль

(Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2009 N Ф09-10311/08-С3)

Инспекция пришла к следующему выводу: организация необоснованно отнесла к расходам экономически неоправданные затраты на проживание и проезд аудиторов, поскольку указанные расходы не были направлены на получение прибыли. Налоговый орган сослался на то, что аудиторы не являются сотрудниками налогоплательщика, соответственно, их командировочные расходы должен был возмещать их работодатель, оказывавший аудиторские услуги. При этом по условиям договора налогоплательщик обязан компенсировать аудиторской фирме командировочные расходы. Организация указала, что спорные суммы являются оплатой услуг аудиторской фирмы в рамках гражданско-правового договора, а не командировочных расходов лицам, не являющимся работниками налогоплательщика.

Суд пришел к выводу о том, что указанные расходы обоснованны, так как обязательный аудит проводится ежегодно в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ. Кроме того, расходы документально подтверждены актом сдачи-приемки выполненной работы по аудиторской проверке достоверности бухгалтерской отчетности, проездными билетами, счетами на проживание и командировочными удостоверениями. Суд исходил из того, что затраты, связанные с проездом и проживанием аудиторов, налогоплательщиком фактически понесены и соответствуют критериям, установленным пп. 17, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Поволжского округа от 07.09.2004 N А65-20830/03-СА1-32 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2005 N А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1.

Источник: Консультант+

ВАС разрешил вычесть «коммуналку»

Право арендаторов на вычет НДС по коммунальным платежам признано Высшим арбитражным судом.

Компания-арендатор («Офис-Центр») предъявила к вычету НДС по коммунальным платежам, которые были перечислены арендодателю наряду с арендной платой. В ответ налоговики начислили штраф за занижение НДС, указав, что компания не вправе включать в счет-фактуру по «коммуналке» и электроэнергии соответствующую сумму НДС, поскольку сам арендодатель непосредственно не оказывает ему услуги по снабжению электричеством, водой и теплом. Компания с этими доводами не согласилась и обратилась в суд. В обоснование своей позиции, организация ссылалась на то, что пользование нежилым помещением возможно, только если оно обеспечено теплом, светом и водой. Все коммунальные блага потребляет непосредственно компания-арендатор. И самое главное, у компании имеются счета-фактуры, выставленные арендодателем, в которых суммы НДС выделены отдельной строкой. Все три судебные инстанции поддержали налогоплательщика. Окончательное решение в пользу компании на днях вынесли судьи Высшего арбитражного суда (номер постановлению еще не присвоен).

     Источник: «Учет. Налоги. Право» 

«Мобильные» расходы

 Для подтверждения обоснованности расходов на услуги сотовой связи детализация счета не обязательна.

Налоговики отказались признать затраты предпринимателя на мобильную связь обоснованными. Однако судьи приняли сторону налогоплательщика, признав, что услуги сотовой связи были вызваны производственной необходимостью и в отсутствие стационарного телефона позволяли обеспечивать непрерывный рабочий процесс. В подтверждение этого предприниматель представил договоры с оператором на оказание услуг сотовой связи, платежные документы и приказы по личному составу об использовании его сотрудниками сотовых телефонов. Довод инспекции о необходимости представления детализированного счета по каждому числящемуся за предпринимателем абонентскому номеру, а также сведений о номерах телефонов абонентов судьи отклонили со ссылкой на то, что такое требование не предусмотрено Налоговым кодексом.

     ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 15 января 2009 г. № А56-6560/2008.

     Источник: ФАФИ 

 Аргумент в пользу вычета

То, что налоговики не нашли компанию, которая выставила счет-фактуру, не может служить причиной отказа в вычете по НДС. Ведь на момент совершения сделки поставщик мог и находиться по адресу, указанному в счете-фактуре – сославшись на этот аргумент в суде, компания с большей долей вероятности сможет отстоять свой вычет.

Если раньше суды соглашались с налоговиками, которые отказывали в вычете, если поставщика не оказывалось по названному в счете-фактуре адресу, то теперь судебная практика коренным образом изменилась. Сейчас суды обращают внимание именно на дату проверки контрагента. Специалисты отмечают: проверить адрес контрагента на день совершения сделки очень сложно. По крайней мере, такой практики в налоговых инспекциях пока нет. Так что шансов переубедить инспекторов в суде теперь значительно больше.

(см. постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского округа от 14.01.09 № Ф08-8171/2008, Северо-Западного округа от 15.01.09 № А42-7532/2007).

     Источник: «Учет. Налоги. Право»

НОВОСТИ

Год без проверяющих

Премьер-министр РФ Владимир Путин поддержал идею освобождения малого бизнеса от проверок сроком на 1 год. «По проверкам я в целом разделяю, самому импонирует эта идея - освободить малый бизнес от проверок на один год. Единственное, что останавливает - это качество товаров. Давайте подумаем, чтобы граждане не сказали - «что вы натворили?», - подчеркнул глава Правительства.

Кроме того, премьер заявил о возможности расширения видов предпринимательской деятельности, налогообложение которых происходит на основе патентов. Одновременно спикер Госдумы Борис Грызлов предложил увеличить до 60 млн. с 20 млн. рублей оборот, который позволяет применять УСН.

     Источник: Клерк.Ру, Российский налоговый портал 

Ответ кредиторам

     Заемщики придумали как отсрочить возврат кредитов – подайте в суд на свой банк и время у вас в кармане.

Суды начали фиксировать ответные иски от акционеров или учредителей корпоративных заемщиков с намерением оспорить заключенные кредитные договоры. Основание: нарушение заемщиком корпоративных процедур при получении кредита или оформлении обеспечения по нему. Цель таких исков — максимально затянуть процесс взыскания банками долгов. Специалисты отмечают: подача ответного иска к банку, пытающемуся взыскать долги или залоги с корпоративных заемщиков через суд, может оттянуть решения по основному иску на шесть-семь месяцев, а в отдельных случаях фактически на неограниченный срок. Кроме того, если суд все-таки признает сделку недействительной, стороны обяжут вернуть все в исходное состояние, то есть заемщика вернуть полученные деньги, а банк — проценты, начисленные заемщику за пользование кредитом, и штрафы за просрочку. Таким образом, в конечном итоге проигравшим оказывается банк.

Представители банковского сообщества отмечают: если раньше такие дела были единичными, то сейчас их становится все больше.

Источник: газета «Коммерсантъ»

Взыскать по-быстрому

Кризис продолжает множить число должников и неплательщиков. Увеличивается количество судебных тяжб, а, следовательно, и нагрузка на приставов, которые уже не справляются с обрушившейся на них работой. А между тем, есть значительно более быстрый и удобный способ взыскания долгов. Получить «свои кровные» компания может, минуя службу приставов, - достаточно обратиться напрямую в банк, в котором есть счета должника.

Обычно лист на взыскание денежных сумм передается в подразделение Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Получив соответствующие документы, приставы запускают сложную и длительную процедуру: возбуждают исполнительное производство, предлагают должнику добровольно уплатить долг, ищут его банковские счета, списывают средства на специальный депозитный счет и т.д. При этом срок исполнения составляет до двух месяцев и далеко не всегда соблюдается. Вместе с тем, никто не лишает самого взыскателя права забрать лист и передать его непосредственно в банк. В этом случае взыскатель пишет заявление в свободной форме и вместе с исполнительным листом относит его в банк, где открыт счет должника. Кредитная организация обязана принять такое заявление и в течение трех дней провести соответствующее списание, переведя всю сумму на указанный самим заявителем счет.

     Источник: Фонтанка.ру

Намечаются антикризисные облавы

Компании, сокращающие работников, а также перешедшие на неполный рабочий день, станут объектом пристального внимания прокуратуры. На днях Президент Дмитрий Медведев распорядился усилить прокурорский надзор за действиями руководства предприятий, испытывающих трудности в связи с кризисом. Кроме того, в фирмы имеющие задолженность по зарплате, нагрянут с проверкой трудовые инспекторы. Проверять сотрудники Роструда будут и те организации, в чей адрес наиболее часто поступают жалобы от работников, считающих, что нарушены их трудовые права. Неминуемо в поле зрения трудовиков попадут работодатели, использующие наемный труд иностранных рабочих.

     Источник: «Учет. Налоги. Право», Российский налоговый портал 

Фискалам волю – бизнесу план

Чиновники намерены ужесточить налоговое законодательство. Минфин объявил о создании рабочей группы по внесению соответствующих поправок в законодательство о налоговом администрировании. Позицию ведомства вице-премьер Алексей Кудрин объяснил тем, что из-за кризиса Минфин будет "поджимать" ФНС, требуя от нее повышения собираемости налогов. В связи с этим Кудрин допустил расширение полномочий налоговиков при проверках.

Предприниматели, в свою очередь, заявили, что если налоговые инспекторы получат полномочия для выполнения плана любой ценой, то в последующие годы собирать платежи будет не с кого. Уже сейчас наблюдается тревожная практика. Так, по словам представителя «Деловой России» Бориса Титова, в октябре 2008 года российская налоговая инспекция приняла приказ, в котором установила новые отраслевые ориентиры для повышения эффективности налоговых проверок. «То есть служба расписала: кто, в какой отрасли и сколько должен платить налоги. Например, пищевой сектор платит 15%-ый налог», – отметил Титов. В итоге, налоговые инспекторы приходят на предприятие и требуют менять показатели прибыли с тем, чтобы обеспечить нужный результат для отчета. В случае отказа фискалы угрожают разборками.

Представители «Деловой России» уже направили официальное письмо в ФНС России по этому поводу и надеются на скорое решение проблемы.

     Источник: Российский налоговый портал

Малый подрастет

Совет Федерации разрабатывает пакет законопроектов по дополнительной поддержке малого и среднего бизнеса. Рассматриваются варианты временного (на два года) увеличения предельных значений средней численности работников для малого и среднего бизнеса. В частности, предлагается повысить планку кадровой численности для микробизнеса до 20 человек, малого бизнеса - до 120, среднего - до 270. Это во многом поможет решить проблему занятости населения, считают парламентарии.

Также для малых предприятий могут создать "налоговые коридоры". Например, на год снизить ставку налога на добавленную стоимость, освободить от налогов на прибыль, на имущество и земельного налога. Обсуждается возможность предоставления малому и среднему бизнесу госгарантий для получения кредита в зависимости от результатов деятельности предприятия в 2008 году.

     Источник: «Российская газета» 

Может договоримся?

Бизнес согласен платить налог на прибыль по ставке 24% в обмен на отказ Правительства РФ реформировать ЕСН и возврат инвестиционной льготы. С таким предложением на днях выступил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Напомним, что Минздравсоцразвития настаивает на замене ЕСН страховыми взносами с 2010 года. При этом максимальная ставка платежа может увеличиться с 26 до 34% от фонда оплаты труда. «Из оборота предприятий будет выведена очень существенная часть средств», — сетует глава РСПП.

По словам Шохина, если правительство согласится заморозить реформу ЕСН, то бизнес готов согласиться платить налог на прибыль по ставке 24%. Правда, и тут есть условие: предприниматели настаивают на возвращении 50-процентной инвестльготы.

Вместе с тем, эксперты отмечают, что вероятность такой рокировки близка к нулю. Повышение страховых взносов гарантирует поступление дополнительных средств в бюджет, в то время как наполнить казну за счет увеличения ставки налога на прибыль вряд ли удастся. В период кризиса прибыль компаний ощутимо снизилась, и налог уже собирается с большим трудом.

     Источник: Audit-it, «Учет. Налоги. Право»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Компенсация задержанной зарплаты

Мария Лоскутова

Целью исполнения работниками трудовых обязанностей, в конечном счете, является получение вознаграждения в денежном эквиваленте, то есть заработной платы. Неудивительно, что подобный принцип нашел отражение и в законодательстве . как право работника и обязанность работодателя. Причем несвоевременная реализация последним установленных требований чревата денежными расходами, а именно, необходимостью компенсировать сотруднику задержку зарплаты.

Зарплатные обязательства
Согласно трудовому законодательству заработная плата должна выдаваться не реже, чем каждые полмесяца в установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором день (ст. 136 ТК). Нарушения прописанных в Трудовом кодексе норм чреваты различными неприятностями.
Итак, задержка зарплаты влечет за собой привлечение нерадивых работодателей к административной ответственности и соответствующие санкции, предусмотренные статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. А именно наложение штрафов:
на должностных лиц . в размере от одной до пяти тысяч рублей;
на работодателя-предпринимателя . также от одной до пяти тысяч рублей или приостановление его деятельности на срок до девяноста суток;
на юридические лица . от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление бизнеса на срок до девяноста суток.
Мало того, если в течение двенадцати месяцев должностное лицо неоднократно уличат в задержке выплат сотрудникам, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет (п. 3 ст. 4.5 и п. 2 ст. 5.27 КоАП).
От административной ответственности не спасет даже зафиксированное на бумаге согласие сотрудника получать зарплату один раз в месяц. В письме от 1 марта 2007 г. № 472-6-0 специалисты Роструда разъяснили, что подобный образ действий все равно расценивается как нарушение трудового законодательства, а значит, никаких поблажек при наложении ответственности за подобное поведение работодателю не будет.
Необходимо отметить, что если работодатель хоть и затянул перечисления работникам, но все-таки погасил свою задолженность, то административная ответственность может быть наложена на него только в том случае, если с момента совершения подобного проступка не прошло двух месяцев (п. 1 ст. 4.5 КоАП).
Помимо административной, на работодателя может быть наложена также и уголовная ответственность. Эта неприятность грозит тем руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, которые умудрились задержать выплаты более чем на два месяца. В силу статьи 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» Уголовного кодекса подобная провинность карается штрафом до ста двадцати тысяч рублей (в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года), либо лишением права занимать конкретные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет, а то в вовсе лишением свободы на срок до двух лет.
Если же столь долгая задержка выплат повлекла тяжкие последствия (например, покушение сотрудника на самоубийство или хронические заболевания, которые могут быть квалифицированы как тяжкий вред здоровью), то виновные работодатели будут наказаны штрафом в размере от ста до пятисот тысяч рублей (заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет) либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с запретом занимать определенные должности или осуществлять указанную деятельность до трех лет.
Однако не все так страшно, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что упомянутая норма Уголовного кодекса может применяться к руководителям лишь в том случае, если промедление с оплатой за труд (свыше двух месяцев) было вызвано корыстной или иной личной заинтересованностью.
Наличие или отсутствие вины работодателей не имеет никакого значения, когда разговор заходит о еще одном последствии затягивания расчетов с персоналом . необходимости выплатить помимо задолженных сумм оклада (равно как и оплаты отпуска, выплат при увольнении и т.д.) еще и денежную компенсацию. Эта обязанность предписывается статьей 236 Трудового кодекса. Причем никаких уважительных причин подобному поведению трудовое законодательство не находит.
Кстати говоря, несвоевременная выплата компенсации за задержку зарплаты также может расцениваться как нарушение трудового законодательства. А значит, является поводом для наложения на работодателя ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. При этом по смыслу статьи 236 главного трудового закона уплата процентов (денежной компенсации) осуществляется одновременно с погашением задолженности перед работниками.
Бухгалтерии подобная кара определенно прибавляет работы, ведь суммы компенсаций необходимо рассчитать и отразить в учете, о чем и пойдет речь.

Расчетные моменты
Итак, сумма компенсации за проволочку в расчетах с персоналом не должна быть меньше законодательно установленного минимума. В качестве такового статья 236 Трудового кодекса предполагает 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Напомним, что с 1 декабря 2008 года значение ставки рефинансирования равняется 13 процентам (указание ЦБ РФ от 28 ноября 2008 г. № 2135-У).
Исчисление необходимо начинать со следующего дня после установленного срока выплаты по дату фактического расчета включительно. Таким образом, необходимо учитывать как рабочие, так и праздничные, и выходные дни. Не следует также забывать, что при совпадении даты перечисления с выходным или праздником выплата заработной платы производится накануне этого дня (ст. 136 ТК).

Пример 1
Согласно нормам трудового распорядка ООО ќРадиус› зарплата сотрудникам выплачивается 20-го числа текущего месяца . аванс, 5-го числа следующего месяца . окончательный расчет за месяц.

Иванову А.И. установлена заработная плата в размере
15 000 руб. (с учетом уже удержанного НДФЛ). При этом 20-го числа перечисляется 7000 руб., а оставшиеся 8000 руб. . 5-го числа.

По причине финансовых затруднений руководство ООО ќРадиус› задержало выдачу зарплаты. Как результат . перечисление за декабрь 2008 года (и аванс, и заработная плата) было произведено 11 января 2009 года.

20 декабря 2008 года приходится на субботу (выходной день). Соответственно, 7000 руб. (аванс) необходимо было произвести 19 декабря, а расчет компенсации . на следующий после установленного для перечисления срока, то есть с 20 декабря.

5 января . праздничный день (перенос с 1 января, приходящегося на воскресенье). Значит, перечисление 8000 рублей (оставшаяся часть зарплаты за декабрь) необходимо было осуществлять 31 декабря 2008 года, а расчет компенсации . начиная с 1 января 2009 года.

Таким образом, компенсация за задержку зарплаты Иванову А.И. составит:

7000 руб. х 23 дн. х 1/300 х 13% + 8000 руб. х 11 дн. х 1/300 х 13% = 107 руб. 90 коп.

В пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции от 28 декабря 2006 г.) указано, что начисление процентов в связи с несвоевременным перечислением зарплаты не исключает права сотрудников на индексацию задолженных ему сумм в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.
По совести говоря, вряд ли каждый работодатель проявит подобную инициативу. Другое дело, что ему не стоить отказывать в индексации тем сотрудникам, которые обратились с соответствующей просьбой. В противном случае нужно быть готовым к тому, что если трудовой спор дойдет до суда, служители Фемиды весьма определенно обяжут работодателя удовлетворить «индексационные» чаяния персонала.
Согласно букве закона работодатель может выплатить компенсацию и в «ином размере», разумеется, превышающем установленный Трудовым кодексом минимум, отразив подобное увеличение в трудовом или коллективном договоре. При этом максимальный размер законодательно не устанавливается.

Зарплатное налогообложение
Говоря о компенсации за пропущенные сроки по уплате сотрудникам гонорара, необходимо вспомнить о так называемых зарплатных налогах.
Исходя из норм налогового законодательства суммы, подлежащие выплате в виде компенсации работнику за задержку заработной платы, не подпадают под обложение НДФЛ как компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством›. Иными словами, на них распространяется действие пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса.
Из приведенной в Кодексе формулировки представляется, что от обложения налогом на доходы физлиц освобождаются не только компенсации, рассчитанные исходя из 1/300 ставки рефинансирования, но и превышающие этот минимум. Дело в том, что буквальное прочтение статьи 236 главного закона о труде приводит к такому выводу: размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным или трудовым договором (что само по себе может рассматриваться как законодательное требование), главное, чтобы он не оказался ниже законодательного минимума. Таким образом, если компенсация, превышающая установленное Трудовым кодексом наименьшее значение, прописана в трудовом или коллективном договоре, то суммы данных выплат являются не чем иным, как реализацией требования законодательства. Подобная логика автоматически освобождает компенсации за задержку зарплаты от обложения НДФЛ.
Помимо логики у столичных налогоплательщиков в качестве козыря есть письмо УФНС по г. Москве от 6 августа 2007 г. № 28-11/074572. Данное разъяснение, посвященное применяющим УСН налогоплательщикам (что в целом значения не имеет, ведь они, как и общережимники, являются налоговыми агентами по НДФЛ), содержит следующую формулировку: на компенсацию, установленную в статье 236 Трудового кодекса, конкретный размер которой определен коллективным договором, распространяется пункт 1 статьи 217 Налогового кодекса при условии, что она выплачивается работникам в пределах, предусмотренных коллективным договором.
Отсутствие необходимости облагать НДФЛ суммы компенсаций, рассчитанных как из ставки рефинансирования, так и в превышающем законодательный минимум размере согласно трудовому договору, одобрило и Министерство финансов в письме от 28 ноября 2008 г. № 03-04-05-01/450. В качестве основания финансисты признают пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса, полагая, что данные выплаты относятся к поименованному в данной норме исполнению налогоплательщиком трудовых обязанностей. Прежде подобная законодательная причина освобождения от налогообложения признавалась столичными и подмосковными налоговиками (например, письмо УФНС по г. Москве от 21 сентября 2005 г. � 28-10/67159 и УМНС по Московской области от 25 марта 2004 г. № 08-03/б-н).
Каким бы ни было основание, облагать компенсации, рассчитанные как из законодательно установленного минимума, так и из превышающих его процентов, предполагаемых трудовым договором, не требуется.
Несколько иначе ситуация складывается, когда работодатель выплачивает компенсацию свыше законодательно установленного минимума, рассчитываемого исходя из 1/300 ставки рефинансирования, однако ни в коллективном, ни в трудовом договорах подобной особенности исчислений не прописано. По мнению Министерства финансов, высказанного в письме от 6 августа 2007 г. № 03-04-05-01/261, при отсутствии указания о порядке расчета денежной компенсации в коллективном или трудовом договоре доходом, освобождаемым от налогообложения, будет являться только сумма, рассчитанная исходя из действующей ставки рефинансирования, а часть «возмещения», превышающая указанный размер, будет подлежать обложению НДФЛ в установленном порядке. Такую же позицию финансовое ведомство занимало и раньше (письмо Минфина от 26 июля 2007 г. № 03-04-05-01/247).
Следовательно, работодатель должен будет удержать НДФЛ с превышающей части компенсации и перечислить его в бюджет (ст. 226 НК).
Что касается ЕСН, то в данном случае действуют положения подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса: обложению данным налогом не подлежат все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах установленных норм), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Из данного положения следует, что рассчитанные исходя из 1/300 ставки рефинансирования суммы уж точно не подлежат налогообложению. Аналогичным образом ситуация складывается и со взносами в ПФР и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 ст. 10 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС, утвержденного постановлением Правительства от 7 июля 1999 г. № 765).
Логично предположить, что выплаты, которые согласно трудовому или коллективному договору устанавливаются в большем размере, нежели рассчитываемые исходя из 1/300 ставки рефинансирования, также не облагается ЕСН и взносами. Ведь в данном случае компенсация за задержку зарплату соответствует условиям, предусмотренным законодательством.
Мало того, в отличие от налога на доходы физических лиц облагать ЕСН не потребуется даже такие завышенные суммы компенсаций, о которых умалчивается в договорах с персоналом. По крайней мере в том случае, если организация не умудрилась списать компенсации в расходы при исчислении налога на прибыль (п. 3 ст. 236 НК). Поскольку нет необходимости уплачивать ЕСН, не возникает и объекта обложения по взносам в ПФР. А вот с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев в части не предусмотренных договором, но завышенных компенсаций все-таки придется рассчитаться.

Прибыльное обложение
Как известно, издержки организаций, связанные с выплатами персоналу, снижают базу по налогу на прибыль как расходы на оплату труда. Среди таковых в статье 255 Налогового кодекса названы, в частности, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда. Однако, по мнению чиновников, задержка заработной платы не имеет никакого отношения ни к режиму работы, ни к условиям труда, на к содержанию персонала. Значит, под данную норму израсходованные на компенсацию задержанных выплат суммы не подпадают, в связи с чем не подлежат списанию при расчете налога на прибыль. Об этом Минфин говорил хоть и давно, зато неоднократно (например, письмо от 7 октября 2003 г. № 04-04-04/115 и согласованное с МНС России письмо Минфина от 12 ноября 2003 г. № 04-04-04/131). О своем отношении к подобному маневру финансовое ведомство напомнило и в письме от 17 апреля 2008 г. № 03-03-05/38.
Подобное количество запрещающих комментариев от финансового ведомства фактически вынудило искать иные способы снижения базы по налогу на прибыль. Например, в составе внереализационных расходов, как затраты в виде признанных должником или подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК). И действительно, в данной норме нет указаний, о каких договорах идет речь: трудовых или гражданско-правовых.
Однако и на эту попытку Минфин наложил вето. В том же письме от 17 апреля 2008 г. № 03-03-05/38 финансисты указали на невозможность применения к данным затратам подпункта 1 пункта 13 статьи 265 Налогового кодекса, поскольку данная норма (почему-то) распространяется на нарушение именно гражданско-правовых договоров.
Рассчитывать на то, что, рассматривая возможность списания издержек организации на выплату компенсаций за задержанную зарплату, налоговики на местах пойдут наперекор Министерству финансов, не приходится. Посему пожелавшим рискнуть фирмам необходимо быть готовыми отстаивать свои права в суде. Благо положительные для налогоплательщиков решения есть, правда, и не московские (Постановление ФАС Уральского округа от 14 апреля 2008 г. № Ф09-2239/08-С3).

Бухгалтерский учет
В отличие от налогового бухгалтерский учет признает в качестве расходов выплату сумм, компенсирующих задержку перечисления заработной платы. Согласно пункту 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н, данные затраты относятся к прочим расходам (как штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров).
Суммы компенсаций отражаются по кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н).
Кроме того, если фирма все-таки не стала рисковать, списывая суммы выплаченных компенсаций за задержку зарплаты при налогообложении прибыли, то в ее бухучете возникают так называемая постоянная разница и, соответственно, постоянное налоговое обязательство (п. 4 и п. 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н в редакции приказа от 11 февраля 2008 г. № 23н).
Отражение постоянного налогового обязательства следует производить по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Инструкция по применению Плана счетов).

Важно
Согласно статье 142 Трудового кодекса в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет полное право, известив начальство в письменной форме, приостановить работу на весь период вплоть до перечисления задержанных сумм. Причем в это время сотрудник может и вовсе не являться на свое рабочее место.
К сведению
Если выплата зарплаты сотрудникам задержалась из-за несвоевременного перечисления средств дебиторами организации, работодателю все равно придется уплатить персоналу компенсацию. Однако, опираясь на статьи 15 и 395 Гражданского кодекса, фирма-работодатель может потребовать от должников возмещения убытков на компенсирование зарплатных задержек.

Полностью материал опубликован в журнале "Московский бухгалтер"