Предвижу те сложности, с которыми придется столкнуться органам внутренних дел, когда без увеличения численности, финансирования, без достаточного количества комнат хранения оружия им придется принять в оперативное управление при безвозмездной передаче в федеральную государственную собственность более 120 тысяч единиц огнестрельного оружия, которое сейчас принадлежит частным охранным предприятиям.

– Дамы и господа, перефразируя французскую поговорку, мы можем сказать: «Закон умер. Да здравствует Закон!» В своем выступлении я не ставлю задачу давать оценку новому Закону, а хочу лишь представить объективную картину некоторых проблем, с которыми столкнется охранно-сыскное сообщество при реализации изменений отдельных актов Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в частной охранной и детективной деятельности.

Федеральный закон №272 принят в конце 2008 года. Тогда, когда наша страна переживает не самые лучшие времена – практически все отрасли экономики испытывают финансовые трудности, грозящие привести к серьезным социальным проблемам. По оценкам ведущих экономистов страны, кризис еще не достиг своего дна, а выход из него может начаться именно тогда, когда вступят в действие основные положения настоящего Закона.

Негативное влияние кризисных явлений на экономику страны, по различным прогнозам, продлится еще 2-3 года, то есть именно в этот период и будет происходить отладка механизма действия нового Закона. Любые изменения, переход на другие рельсы – это непростой процесс, он требует внимания и усилий как от частных охранных предприятий, так и соответствующих органов исполнительной власти. Предвижу те сложности, с которыми придется столкнуться органам внутренних дел, когда без увеличения численности, финансирования, без достаточного количества комнат хранения оружия им придется принять в оперативное управление при безвозмездной передаче в федеральную государственную собственность более 120 тысяч единиц огнестрельного оружия, которое сейчас принадлежит частным охранным предприятиям.

В кратчайшие сроки им придется оформить и выдать обратно это же количество оружия этим же предприятиям, а затем им придется организовать закупку оружия, патронов к нему для выдачи во временное пользование юридическим и физическим лицам – огромная работа. Сейчас, на мой взгляд, основная задача, стоящая перед охранным сообществом и Министерством внутренних дел – это грамотный, сбалансированный подход к реализации нового Закона.

Совместная кропотливая и скрупулезная работа по насыщению жизнью и смыслом каждого положения необходимо с обеих сторон. Согласитесь, требование приложить к договорам на охрану копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право на владение и использование имущества или пользование имуществом, подлежащего охране, может быть доведено при желании до абсурда.

Попробуйте перечислить все реальные материальные активы и остановиться где-то, не дойдя до стульев, столов и карандашей, лежащих на этих столах. А что делать в случае охраны объектов с многими заказчиками? Например, огромные склады, логистические центры с сотнями владельцев грузов, которые меняются ежесуточно. А ломбарды, где количество собственников охраняемых ценностей измеряется уже тысячами? А депозитарии без описи хранения?

В данной ситуации становится очевидно, что подразделения лицензионной и разрешительной работы на местах должны в первую очередь выполнять роль не слепого карающего меча, а органа направляющего, координирующего и консультирующего. На мой взгляд, было бы целесообразно на базе разрешительной системы проводить ежемесячные семинары для руководителей охранных предприятий с целью выработки совместных методик и рекомендаций по проведению в жизнь фундаментального законодательного акта - Федерального закона №272. Возрастающую роль в этом процессе приобретают Экспертный совет Комитета по безопасности Госдумы Российской Федерации, Комитет по безопасности Торгово-промышленной палаты России, координационные советы при органах внутренних дел, Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности.

Сложность настоящего Закона – это объективная реальность сегодняшнего дня, и надо направить все усилия заинтересованных сторон на его правильную реализацию. Охранный бизнес как неотъемлемая часть малого и среднего бизнеса в России должен получить достойную поддержку со стороны Торгово-промышленной палаты. Сегодня в отрасли работают более 750 тысяч человек – в большей степени это хорошо подготовленная и организованная часть мужского населения страны. Нельзя допустить ситуацию, когда из-за экономических неурядиц в стране, многократно усиленных отдельными неадекватными блюстителями закона, многие охранные предприятия будут закрыты.

На улице без средств к существованию окажутся тысячи хорошо подготовленных дееспособных сотрудников, большинство из них прошли школу Министерства обороны, правоохранительных органов. Куда могут пойти эти люди, какие структуры усилят своим присутствием? Мы, руководители негосударственных предприятий безопасности, отдаем себе отчет о нашей социальной ответственности за стабильность в стране. Принятие неотложных мер по государственной поддержке охранного бизнеса – это задача государственного уровня. Я выражаю уверенность, что совместными усилиями эти задачи будут решены. Всем удачи! Спасибо за внимание.

Андрей ГРИГОРЬЕВ, председатель совета директоров ЗАО «Секьюрикоп-Охрана». (Из выступления на VIII Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы»)