От того, насколько тщательно будут проработаны механизмы реализации Закона №272, во многом зависит и само существование негосударственных структур безопасности. Зачем уничтожать социально нужную, важную для страны и граждан сферу негосударственной безопасности, являющуюся одним из гарантов поддержания стабильности, а заодно с этой сферой и бизнес, который дает тысячи рабочих мест и ветеранам, и пенсионерам правоохранительных и силовых ведомств?

– Уважаемые товарищи. Я человек все-таки старорежимный и в обращении использую слово «товарищи». Хочу сказать несколько слов о необходимости государственной поддержки частной охраны и сыска в современных условиях. Обеспечение безопасности граждан и собственности всегда являлось основой жизнеспособности общества, государства, одним из главных факторов общественных настроений. Вы сейчас видите, как очень остро встает этот вопрос. Не вызывает сомнения и тот факт, что в условиях роста преступности роль частных охранно-сыскных структур в системе обеспечения общественной безопасности и в правоохранительной системе в целом возрастает. Без надежной защиты прав, жизни и здоровья, имущественных интересов граждан и предпринимательства невозможно цивилизованное развитие общества. Обеспечение гарантий безопасности граждан, предприятий и всех форм собственности, законной деловой активности, гарантии социально-психологического комфорта граждан в современных условиях - это общегосударственная задача, в том числе и негосударственных служб безопасности, которые вносят достойный вклад в профилактику правонарушений, в процессы поддержания стабильности общества.

Ежегодно не менее 400 тысяч частных охранников на безвозмездной основе участвуют в охране правопорядка. На их счету задержание и передача в милицию около 100 тысяч правонарушителей, в том числе около 10 тысяч подозреваемых в совершении преступлений. Это только за год. Постоянно возрастают и объемы финансовой и иной материальной помощи, оказываемой негосударственными структурами безопасности правоохранительным органам. Сегодня уже невозможно представить себе российскую экономику без устойчивого, финансово независимого и обладающего достаточной ресурсной базой сектора негосударственных услуг безопасности. Начиная с кризисного 1998 года частные структуры безопасности успешно развивались, росли активы, собственные капиталы, суммарная прибыль. Опережающие темпы роста потребительского спроса по сравнению с увеличением реальных доходов населения сформировали высокий спрос на услуги безопасности, что стало одной из главных движущих сил развития всей системы НСБ. Столь же успешное развитие ожидалось и в последующие годы, если бы не кризис. К сожалению, у российских негосударственных структур безопасности есть и иные проблемы.

В течение 2006-2008 годов отмечались не только стремительный рост этих структур, но и активизация, упорядочение нормативно-правового регулирования российской индустрии безопасности. Сложившаяся практика предопределила возникновение у частной охраны и сыска целого ряда проблем, во многом связанных с изменением правового поля в связи с принятием Закона №272.

Руководители многих негосударственных структур безопасности особенно указывают на то, что внесенные в законодательство изменения необходимо применять на практике дифференцированно, чтобы они не ударили по добросовестным законопослушным структурам. Не сомневаюсь, что разработчики закона предполагали благоприятно воздействовать на развитие нашего сектора путем упорядочения законодательства. Однако в условиях кризиса внесенные изменения на деле приносят больше проблем, я хотел бы даже сказать, больший вред, чем улучшение. По-моему, ни у кого нет сомнения в том, что успешное развитие возможно лишь в условиях стабильности, а столь резкое изменение правового поля в условиях кризиса может породить (и уже порождает) сумятицу, неразбериху у руководителей и работников негосударственных структур безопасности.

Общеизвестно, что российские частные структуры безопасности пока не обладают достаточно устойчивой ресурсной базой, а по размерам на порядок уступают зарубежным коллегам. Налицо и инфраструктурные проблемы сектора. Это низкая степень доверия со стороны клиентов, контрагентов, общества, да и государства в целом, ограниченная доступность охранных услуг для жителей регионов и недостаточный набор предлагаемых услуг. Негосударственные службы безопасности недостаточно капитализированы, их прибыли не носят устойчивого характера. По-прежнему недостаточны резервы на покрытие потерь. В настоящее время перед валютными рисками уязвимы не только СБ, но и их клиенты. В условиях нестабильной макроэкономической ситуации в России на плечи негосударственных структур безопасности тяжким грузом легли рост инфляции, безработица, падение денежных доходов, кризис неплатежей. Это все реальность настоящего времени. Негосударственная сфера производства товаров и оказания услуг безопасности, и без того попавшая в очень тяжелое положение, с такими изменениями закона фактически поставлена сейчас на грань выживания. Что, такова была цель законодателей? Будущее покажет.

Представляется, что сегодня одним из реальных выходов из сложившейся ситуации могла бы стать разработка и реализация государственной программы поддержки деятельности законопослушных негосударственных структур безопасности с привлечением для этого заинтересованных сторон Комитета Государственной Думы по безопасности, государственных правоохранительных органов, Торгово-промышленной палаты и широкого круга общественных и некоммерческих организаций охраны и сыскной сферы. Организатором составления такой программы мог бы стать обновленный Комитет Государственной Думы, Комитет Торгово-промышленной палаты России по безопасности предпринимательской деятельности.

Важна роль и Лицензионно-разрешительного управления МВД. Ведь от того, насколько тщательно будут проработаны механизмы реализации Закона №272, во многом зависит и само существование негосударственных структур безопасности. Зачем уничтожать социально нужную, важную для страны и граждан сферу негосударственной безопасности, являющуюся одним из гарантов поддержания стабильности, а заодно с этой сферой и бизнес, который дает тысячи рабочих мест и ветеранам, и пенсионерам правоохранительных и силовых ведомств?

Семнадцатилетняя история частной охраны и сыска уже убедительно доказала, что ни в одной другой сфере бизнеса, социальной прослойке нет такого высокого уровня правосознания, желания помочь государству, как среди частных охранников и детективов. А несколько десятков совершаемых ежегодно преступлений при фактически миллионном составе работников со статусом частного охранника и детектива - это ничтожно мало. Что говорить серьезно о какой-то угрозе общественной или государственной безопасности со стороны НСБ?

Здоровая и эффективно работающая российская отрасль оказания услуг безопасности, безусловно, не является единственной гарантией экономической стабилизации. Но объективно роль негосударственных структур безопасности в поддержании стабильности в стране возрастает. И это неоспоримый факт. Вместе с тем без государственной, общественной поддержки развития этой отрасли оптимальное развитие экономики России, на наш взгляд, становится труднодостижимой задачей. Поэтому предлагаю внести соответствующий пункт в проект резолюции нашего сегодняшнего собрания и обсудить данный вопрос на ближайшем заседании комитета Торгово-промышленной палаты по безопасности предпринимательской деятельности, после чего приступить к разработке комплекса практических мер по улучшению функционирования и развития негосударственных структур безопасности нашей Родины. Спасибо за внимание.

(Из доклада на VIII Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы»)