А.К.ЛУГОВОЙ, депутат Государственной Думы, член Комитета по безопасности:

– Добрый день, уважаемые коллеги. Принимая Федеральный закон №272-ФЗ «О внесении изменений…», мы столкнулись со многими трудностями. Тем не менее, понимая, что существует множество проблем как для государственных организаций, так и для руководителей частных охранных структур, мы пришли к общему знаменателю. Процесс был очень трудный, очень много спорили, проделали огромную работу, понимая, как он важен не только для частного охранного бизнеса, но и для государства в целом. Нам, конечно, придется доработать много положений в этом законе, не все он отражает.

И, как уже сказал Геннадий Владимирович, на сегодняшний день в Государственной Думе находятся на рассмотрении еще несколько законопроектов: о правах и обязанностях охранника, о телохранительстве. Принципиальное соглашение с МВД по этому вопросу есть. Мы все понимаем, что требования к телохранителям должны быть куда строже, чем к обычным охранникам. Это совсем другой уровень профессиональной подготовки, и, зная не понаслышке о телохранителях, понимаю, что для телохранителя должны быть разработаны отдельные требования, а им выдаваться отдельные лицензии.

Подготовка телохранителей должна осуществляться в школах, которые имеют опыт подготовки такого рода сотрудников, а в комиссию, принимающую экзамены, безусловно, должны входить сотрудники личной охраны Федеральной службы охраны, а также руководители охранных структур, прошедшие курсы телохранителей как у нас в стране, так и за рубежом и имеющие опыт работы в этой области.

И еще хотел сказать и, может быть, предложить тему для дискуссии – это участие наших специалистов на международном рынке охранных услуг. Мы все прекрасно знаем, что наше законодательство регламентирует работу частных охранных структур только на территории Российской Федерации. Вместе с тем мы наблюдаем практику работы западных компаний в области охранных услуг по всему миру. Американские, английские, израильские специалисты не только охраняют объекты в Ираке, Нигерии и других странах, но и занимаются подготовкой охранников на их территории.

Хочу отметить, что наши специалисты очень высоко котируются на международной арене, и надо сказать, все чаще они появляются за границей, но, к сожалению, либо в составе частных охранных компаний и организаций зарубежных стран, либо в составе работников российских промышленных компаний в качестве администраторов, контролеров и всевозможных специалистов. Вследствие этого они никоим образом не защищены со стороны государства, не имеют никаких социальных гарантий.

Я знаю, что периодически поступают запросы со стороны зарубежных стран на услуги наших сотрудников. Здесь речь идет не только об охране объектов, но и о подготовке сотрудников охраны этих стран. Наши спецподразделения – сотрудники бывшего 9-го Управления КГБ СССР – всегда имели высокий уровень профессиональной подготовки. К нам приезжали на показательные занятия из разных стран мира. Не так давно поступали предложения со стороны Марокко по охране высших государственных деятелей этой страны, со стороны Нигерии - по охране крупного объекта на ее территории, со стороны Индии - на подготовку охранников.

Как юридическое лицо, мы не можем с ними заключать договоры и взять под охрану зарубежные объекты официально. Зная это, наш рынок заполнили разного рода посредники, которые ставят наших специалистов в заведомо невыгодные условия: предлагают приехать за свой счет как обыкновенным гражданам, работать, обучать, а потом, мол, «расплатимся и договоримся на месте». Все это непрофессионально и кустарно, более того, унизительно для наших специалистов. Уверен, что назрел вопрос о нормативной регламентации возможности легальной работы за рубежом российских частных структур, тем более что потребность в этом есть. Особенно актуально это становится в условиях всемирного экономического кризиса при сокращении в России охраняемых объектов и, следовательно, высвобождении специалистов. Это один из путей получения работы, у нас много профессионалов не хуже, а, может быть, даже лучше, чем на Западе.

Приведу еще один пример. Профессионалы, прошедшие Афганистан, Чечню, не найдя работы, вынуждены подаваться в разные криминальные структуры. А сколько специалистов смогли бы найти себе работу за рубежом! В современном мире все больше возрастает роль частных охранных структур. Возьмите Сомали. Сколько за последнее время было захвачено кораблей пиратами? Военные, к сожалению, не всегда могут помочь, выполняя несвойственные им функции охраны. Тут появляются англичане, американцы, которые заключают баснословные контракты по охране гражданских судов различных стран мира. И это они уже делают. Нас там нет. Я думаю, наши специалисты справились бы с этой миссией не хуже.

Следующий пример – Ирак. Деятельность международных частных фирм на территории Ирака началась вскоре после окончания войны в 2003 году. Сначала они обеспечивали охрану американских компаний на территории Ирака, приступивших к работам по восстановлению страны. Сейчас английские и американские частные компании занимаются охраной дипломатов, руководящих работников организаций, компаний, ведущих работы на иранских месторождениях нефти и газа, объектах электроэнергетики и водоснабжения. Международные аэропорты, нефтяные месторождения и многие другие объекты страны охраняют западные компании. Здесь мы могли бы использовать наших специалистов. Я знаю, что десятки российских граждан в качестве охранников работают на территории Ирака, причем либо кустарным образом, либо нелегально. Можно бесконечно перечислять страны, где востребован охранный бизнес, где наши специалисты сыграли бы не последнюю роль в обеспечении безопасности объектов, видных деятелей, бизнесменов.

Кроме того, мы все говорим о восстановлении наших российских интересов на территории других государств, в том числе в развивающемся блоке. Думаю, что присутствие частных охранных предприятий за рубежом позволит поднять престиж российского бизнеса и усилить влияние России. Конечно, право работы будет предоставляться не каждой охранной структуре. Эти структуры должны быть согласованы на уровне межведомственной комиссии, в состав которой должны войти представители Министерства иностранных дел, лицензирующие органы, а также другие заинтересованные государственные структуры, но только все это должно быть закреплено законодательно на самом высоком уровне. Уже дано поручение по разработке соответствующего законопроекта с привлечением специалистов в этой области. Приглашаю к данной работе всех желающих и понимающих значение данного вопроса. Все конструктивные предложения будут учтены. Спасибо за внимание.