Появление и развитие структур негосударственной системы обеспечения национальной безопасности явилось закономерным этапом становления социальных структур гражданского общества и отношений в сфере негосударственной экономики. С конца 80-х годов прошлого века в нашей стране произошли значительные экономические, социальные и политические преобразования, изменившие вектор развития общества и приведшие к формированию качественно новых структур и отношений. Этот же период характеризовался тем, что возникли соответствующие условия, способствующие становлению и развитию соответствующих элементов негосударственной системы безопасности, таких как частные охранные предприятия, частные детективные агентства и службы безопасности. К числу этих условий мы считаем необходимым, отнести следующие.

         Во-первых, появление и легализация частной собственности.

         Появление и легализация частной собственности способствовали возрождению, актуализации и агрегации интересов личности, связанных с охраной этой собственности и других интересов собственника и предпринимателя. В тот же период резко увеличилось количество преступлений против собственности и жизни граждан.

В то же время неудачная реформа государственных правоохранительных органов привела к тому, что государственные службы безопасности не смогли предпринять организованных и эффективных действий и мер, которые бы помогли защитить граждан и их собственность от посягательств криминальных структур. Соответственно гражданское общество оказалось незащищенным перед лицом реальной опасности в лице криминала, в связи с чем граждане вынуждены были искать новые формы защиты своей безопасности, своего здоровья, собственности. Этот граждански обусловленный и соответственно организованный поиск предложения в ответ на спрос привел к распространению частной детективной и охранной деятельности и развитию частных охранных и детективных предприятий, а также служб безопасности. Как очевидно следует из такой зависимости, развитие негосударственной системы обеспечения безопасности непосредственно связано с гражданскими интересами, связями и отношениями.

Во-вторых, отказ от монополизма и развитие конкуренции в области частной собственности и предпринимательства.

Этот фактор оказал бинарное влияние на развитие негосударственных структур охраны безопасности. С одной стороны, отказ от монополизма, развитие рыночных отношений, здоровой экономической конкуренции актуализировали интересы, связанные с охраной собственности и других имущественных интересов, что в свою очередь способствовало развитию частных охранных предприятий и служб безопасности.

С другой стороны, и в сферу обеспечения безопасности монополизм вносит негативные тенденции: негибкость, высокую стоимость услуг, немобильность, отсутствие личной заинтересованности в эффективности трудовой деятельности. С момента появления частная детективная и охранная деятельность развивались в рамках предпринимательской сферы, являясь возмездным оказанием услуг гражданам и организациям. Благодаря реализации в такой деятельности именно предпринимательской, рыночной сущности своего рода катализатором развития негосударственной системы обеспечения безопасности стал отказ от монополизма, что привело к повышению качества оказываемых охранных и сыскных услуг, понижению их стоимости.

В-третьих, ухудшение криминогенного состояния в стране в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

На фоне обострения и ухудшения криминогенного состояния в стране, начала криминальной войны, криминального передела собственности и сфер влияния, роста финансового благополучия криминальных группировок, улучшения технической оснащенности и организации преступной деятельности простые законопослушные граждане оказались перед лицом довольно серьезной угрозы. Криминогенная ситуация того периода характеризовалась следующими переменными. В 1991 году было зарегистрировано 2 миллиона 173 тысячи преступлений. В 1992 году - более 2 миллионов 760 тысяч, а в 1993 – около 2 миллионов 800 тысяч. С 1976 по 1993 год преступность возросла на 293%.

.В стране происходили негативные события, которые в публицистике тех лет получили название «криминальная революция».

В то же время, как отмечалось, государственные правоохранительные органы не смогли взять под контроль и остановить все эти негативные тенденции. Эти явления, а также наличие постоянной угрозы жизни и имуществу собственников способствовали созданию частных охранных и детективных предприятий.

На первом этапе формирования частных предприятий основным направлением их деятельности являлась охрана складов, учреждений, территорий, однако с появлением рэкета, расцвета коррупции, возникновением организованной преступности в области экономики у предпринимателей возникла необходимость целенаправленной и постоянной защиты личности и источников дохода от преступных посягательств. Соответственно в эти годы частные охранные предприятия и службы безопасности создавались как инструмент борьбы с преступностью. В данном случае имеет место парадокс: возникновение и развитие частных охранных и детективных предприятий явилось порождением самого криминала. Но, будучи созданными для борьбы и предупреждения преступности, эти структуры с момента появления оказались вписанными в государственную систему предупреждения преступности и борьбы с ней.

Ряд авторов высказывают предположение, что частные охранные предприятия и собственные службы безопасности заняли нишу, освободившуюся в результате прекращения деятельности таких общественных формирований, как добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Действительно, в советское время в систему предупреждения преступности в качестве составных элементов входили различные специализированные общественные субъекты. К их числу относили, в частности, общественные пункты охраны порядка; товарищеские суды; добровольные народные дружины (рабочие отряды) по охране общественного порядка; комиссии предприятий по борьбе с пьянством; советы профилактики трудовых коллективов; общественных помощников прокуроров, следователей; внештатных сотрудников милиции и некоторых других.

С одной стороны, действительно, если в советское время партнером государства по охране общественного порядка и предупреждению преступности были такие общественные субъекты, как народные дружины, то в настоящее время этим партнером являются службы и структуры негосударственной системы обеспечения национальной безопасности. В то же время между общественными дружинами и частными охранными предприятиями и службами безопасности наличествуют существенные различия. Первые (общественные дружины) действуют непрофессионально, не являются вооруженными, ограничены в полномочиях, и суть их деятельности - общественная, поэтому она осуществляется на добровольной безвозмездной основе. Вторые – частные охранные предприятия и службы безопасности - лучше организованы, вооружены, в них работают профессионалы в области охраны и безопасности, и суть их деятельности - предпринимательская, она состоит в возмездном оказании услуг юридическим и физическим лицам.

Главное же отличие народных дружин от современных негосударственных служб по охране и обеспечению безопасности и правопорядка и предупреждению преступности состоит в том, что природа первых восходит к государству, а вторых - к гражданскому обществу. Инициатива создания народных дружин принадлежала государственному субъекту, и участие в них отдельных граждан обусловливалось не столько их добровольным и осознанным желанием помочь государству в деле охраны правопорядка, сколько боязнью быть исключенным из профсоюза и расчетом на получение прибавки к отпуску, отгула, повышение премиальных. Более чем закономерно, что эти формирования не были эффективны и прекратили свою деятельность вместе с крушением авторитарного режима в государстве и расформированием командно-административного аппарата управления экономикой и обществом, который также осуществлял координацию деятельности этих формирований. В то же время природа современных негосударственных служб охраны безопасности и правопорядка восходит к гражданскому обществу. Их создание явилось реализацией гражданской социальной и экономической инициативы, что делает их деятельность более эффективной, в том числе при осуществлении партнерства с государством в сфере предупреждения преступности и охраны общественного порядка.

Еще одним фактором становления и развития негосударственной системы обеспечения национальной безопасности явилась так называемая денежная приватизация. В экономический оборот в результате этой приватизации попали огромные денежные суммы, постепенно превратившиеся в финансовые потоки. В тот же период в стране начали свою деятельность совместные предприятия и иностранные предприниматели, которые, считая российский рынок перспективным для инвестирования средств, все же оценивали его как рискованное поле для финансовой деятельности. В результате возникла необходимость в серьезных аналитических исследованиях факторов риска российского рынка. Соответственно спросу появилось предложение такого рода услуг аналитического характера, возникли фирмы, готовые не только подготовить единовременный отчет, но и осуществлять комплексные мониторинги регионов, отраслей промышленности и т.д. В связи с этим в свою очередь возникла потребность в защите информации, коммерческой тайны и т.д., то есть всех сведений, на использование которых накладываются ограничения их собственником. Это в свою очередь усилило спрос на услуги частных охранных и детективных предприятий и способствовало их становлению и развитию.

Еще одним фактором, оказавшим влияние на становление и развитие структур негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, стала следующая тенденция. В начале 90-х годов прошлого века на фоне процесса «первоначального накопления капитала» в России значительное распространение получили недобросовестные, а порой неправовые и даже преступные методы ведения частного бизнеса. Соответственно у предпринимателей возникла потребность в получении информации о финансовой и правовой благонадежности своих партнеров и конкурентов. В результате возник спрос на доскональную проверку материальной и финансовой состоятельности партнеров по бизнесу. Частные детективные и охранные структуры оказались тем инструментом, который позволил удовлетворить такой спрос, что в свою очередь способствовало развитию частных предприятий, оказывающих такие услуги.

Существенным фактором развития негосударственной системы обеспечения безопасности российского общества стали также имущественная дифференциация населения и массовая безработица (явившаяся прежде всего результатом сокращений и увольнений в рядах Вооруженных Сил, КГБ и МВД России). Частные охранные предприятия не только предоставили рабочие места бывшим работникам служб государственной безопасности, но и стали важным субъектом предупреждения преступности.

Как отмечалось, первым на начало формирования рыночных отношений в России среагировал криминалитет. Появление на этом рынке легитимных предприятий было связано с массовым увольнением и уходом из правоохранительных органов и спецслужб профессионалов, абсолютное большинство которых занялось фактически своей же профессиональной деятельностью в новых для них условиях. Причем становление, укрепление, развитие и функционирование легитимных охранных предприятий происходило и продолжает происходить в жесткой борьбе с криминальными структурами.

В то же время в системе негосударственных предприятий безопасности сегодня насчитывается около одного миллиона человек, многие из которых являются профессионалами в области безопасности и служили в государственных органах обеспечения безопасности. Иными словами, в настоящее время практически сложился новый социально-профессиональный слой. Сегодня одна из основных целей развития негосударственной системы обеспечения национальной безопасности состоит в том, чтобы этот слой, его профессиональный, людской, материально-технический потенциал, был востребован обществом и государством.

Политическая нестабильность, отсутствие законодательных и других гарантий сохранения собственности и финансовых вложений также стали в 1990-е годы существенным фактором становления и развития негосударственной системы обеспечения безопасности.

По опросам общественного мнения, одним из доминирующих настроений, пронизывающих все общественные отношения в конце 1980-х – 1990-е годы в России, было чувство тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Люди жили с ощущением крушения привычного мира, в состоянии надвигающейся непрерывной катастрофы, прежде всего экономической. Безработица, гиперинфляция, политический кризис, кризис культурной идентичности не позволяли людям комфортно себя чувствовать в настоящем и спокойно и уверенно смотреть в завтрашний день. Эти настроения и чувства в не меньшей степени были свойственны и предпринимателям и сопровождали первый этап либерализации экономики и первоначального накопления капитала. Закономерно, что у людей в таких условиях обострилось желание застраховаться, усилить чувство защищенности, уверенности в сохранности своей жизни, своих денег, своего бизнеса. В этой ситуации оказались востребованными услуги тех структур, которые казались более близкими, надежными, профессиональными и управляемыми – охранников и детективов, работавших в частных охранных и детективных агентствах, тем более что в них работали бывшие профессионалы спецназа, МВД, Вооруженных Сил.

В последнее время одним из существенных факторов развития негосударственных охранных и детективных структур стало качественное изменение спроса на охранные и сыскные услуги. Под качественным изменением спроса мы подразумеваем прежде всего повышение потребительской культуры клиентов охранных и детективных предприятий, а также предпринимателей – хозяев собственных служб безопасности.

В последнее время потребители услуг частных охранных и сыскных предприятий и служб безопасности проявляют все большую заинтересованность в получении комплекса охранных услуг у одной охранной фирмы. Помимо физической охраны офиса или иного объекта, может потребоваться личная охрана первых лиц предприятия, охрана денежных средств при их перевозке из банка или, наоборот, в банк, оборудование объекта средствами охранно-пожарной сигнализации, системами видеонаблюдения, ограничения доступа, охрана объектов с помощью пульта централизованного наблюдения и пр. Поэтому, чтобы занимать лидирующие позиции, охранной фирме необходимо постоянно расширять спектр предлагаемых услуг, повышать их качество, а также удерживать цены на уровне, привлекательном для клиентов. В свете данных объективных изменений условий деятельности стали необходимы адекватные изменения форм, методов и акцентов частной охранной и сыскной деятельности, что в целом позитивно сказалось на развитии негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

Кроме того, в 1992 году начал формироваться качественно новый правовой базис развития негосударственной системы обеспечения безопасности российского общества. Правовая база частной детективной и охранной деятельности с самого своего возникновения требовала усовершенствования, а в настоящее время она является уже отчасти устаревшей и, не отвечая современным условиям развития негосударственных охранных и детективных предприятий, требует пересмотра и модернизации. В то же время на определенном этапе принятие и вступление в силу Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» явилось катализатором, оказавшим значительное стимулирующее воздействие на развитие негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, основными политическими и социально-экономическими факторами, оказавшими влияние на становление и развитие негосударственной системы обеспечения безопасности российского общества, являлись следующие:

·        появление и легализация частной собственности;

·        отказ от монополизма и развитие конкуренции в области собственности и предпринимательства;

·        ухудшение криминогенного состояния в стране в конце 1980-х - начале 1990-х годов;

·        денежная приватизация;

·        значительное распространение получили недобросовестные, а порой неправовые и даже преступные методы ведения частного бизнеса;

·        имущественная дифференциация населения и массовая безработица;

·        политическая нестабильность, отсутствие законодательных и других гарантий сохранения собственности и финансовых вложений.

Эти факторы оказывали наиболее существенное влияние на становление негосударственной системы обеспечения национальной безопасности в период конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века. Однако в последнее время одним из существенных факторов развития негосударственных охранных и детективных структур стало качественное изменение спроса на охранные и сыскные услуги, планы, касающиеся вступления России во Всемирную торговую организацию, то есть факторы в большей степени экономического, нежели социального характера.