Евгений Ясин - руководитель Высшей школы экономики

«Будущий год будет тяжелым. У нынешнего кризиса несколько аспектов. Прежде всего, финансовый.

Хотя сообщения о разорении банков и списании огромных убытков пошли на спад, это не значит, что банковский кризис, в том числе в России, уже закончился. А ведь именно из-за него банки резко снизили кредитование промышленности, в результате чего она тоже стала испытывать трудности».
При нынешнем валютном курсе банкам гораздо выгоднее обменивать рубли на доллары, чем давать кредиты заводам. Я полагаю, что ЦБ не станет делать резких движений, а будет плавно девальвировать рубль, и к марту–маю, наконец, курс установится, и кредитование восстановится. Хотя оно и не достигнет докризисных масштабов.
Кроме того, кризис затронул наши экспортные отрасли. Хотя падение спроса на экспортируемую Россией продукцию еще далеко от завершения, но, по крайней мере, уже видны его масштабы. Нас ждут еще несколько падений и взлетов, пока цены наконец-то установятся. Думаю, это произойдет к концу года.
В связи с кризисом широко обсуждается возможность народных волнений в 2009 году из-за ухудшения экономической ситуации. Я считаю, что масштабные и опасные волнения маловероятны. Наши граждане все-таки более склонны искать свои личные способы выхода из затруднений, чем присоединяться к политическим движениям, подавляющему большинству из которых они, кстати, не доверяют.
Основная опасность в том, что власти могут нервно среагировать на народные волнения, если они все-таки начнутся. Если проводить аналогию с Новочеркасскими событиями 1962 года, то они были опасны не самим выступлением людей, а ответной жесткой реакцией властей, за чем и последовало возмущение народа.


Сергей Арутюнов - член-корреспондент РАН, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН

2009 год будет, несомненно, трудным. Антикризисные меры изобретать не надо, их уже изобрел и осуществил в свое время Ф.Д.Рузвельт, и остается только следовать его примеру. Захотят ли и смогут ли российские руководители пойти по этому пути, покажет время.

Социальные протесты, не подрывающие основ власти в целом, но влияющие на ее дискредитацию, вполне возможны. Реагировать на них можно либо дубинками, либо открытым диалогом с оппозицией. Второе продуктивнее, но вопрос, захотят ли и смогут ли, остается. По уму было бы дать оппозиции возможность провести свои программы на практике не только в кировской области, но и в нескольких других регионах, а затем продемонстрировать их плачевные результаты. Что неплачевных не будет, я готов ручаться. Однако вопрос всё тот же, а именно, хватит ли ума действовать по уму.

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО)

Новый год изменит, если не всё, то главное. Говоря коротко, существующая в России модель «управляемой демократии» несовместима с экономическим кризисом. С одной стороны, в основе стабильности лежала способность власти удовлетворять все конкурирующие интересы в обществе (пусть и неравномерно), не принимая, по сути, никаких обязывающих решений. Это была система всеобщего компромисса, основанного на избытке средств. Соответственно, в сферу конфликта вытеснялись только маргиналы. И наоборот, те, кто готов был к политическому конфликту воспринимались обществом как маргиналы. Что бы оппозиционеры ни говорили про «кровавый режим», суть «управляемой демократии» состояла именно в способности поддерживать стабильность и сохранять почти полный контроль над ситуацией без серьезных репрессий. В условиях. Когда средств на удовлетворение конкурирующих интересов больше нет, а одни интересы могут быть удовлетворены только за счет других, конфликт неминуем и неизбежен. Больше того, он становится основным содержанием общественной жизни. Политика возвращается.

С другой стороны, общественные структуры, на которые опиралась политическая система, разрушаются или трансформируются, экономические отношения меняются, неолиберальная модель капитализма уходит в прошлое, вообще капитализм в кризисе. Ясно, что это не обойдется без политических потрясений — глобальных и локальных. Кризис носит системный характер, он меняет весь наш мир, образ жизни, ценности и т.д.

В сложившихся условиях мы наверняка можем предсказывать не только массовые выступления протеста, но и крупные перестановки в самой власти (причем первое не обязательно связано со вторым, по крайней мере, на первом этапе). Министры будут меняться, правительства уходить в отставку. Перспективы Путина, по крайней мере, в качестве премьера, мрачные — им могут легко пожертвовать. Премьер — крайне уязвимая фигура. И то, что Путин ещё и бывший президент — повышает его уязвимость. Выживание Медведева в новой политической обстановке будет зависеть от его способности жертвовать значимыми фигурами. А какая фигура для этого более подходит, чем фигура Путина? Наивно думать, будто в условиях катаклизмов «Единая Россия» или другие элементы старой системы управления смогут кого-то от чего-то защитить. Другое дело, что и оппозиция сама по себе ничего не добьется, если только какие-то фракции власти не захотят её в своих играх использовать. Короче, прогноз сводится к простой и типичной для России схеме: под влиянием кризиса «монолит» власти расколется на группировки и фракции. Именно это и спровоцирует новый виток политического конфликта на фоне социальных протестов.

Сергей Смирнов - директора Института социальной политики и социально-экономических программ

В новом году мы еще столкнемся с различными проявлениями кризиса, которые отразятся на рынке труда. Вместе с тем, мы вряд ли перешагнем уровень безработицы в 10%. Скорее она будет держаться на уровне 8,5–9%. Кроме того, к весне будущего года на отечественный рынок труда придет некоторая стабильность, которую даст «сезонный фактор» – начало посевной кампании, ремонтных работ.
Однако я не сторонник идеи, что люди, оставшиеся без работы, смогут занять места трудовых мигрантов.  Жители крупных городов вряд ли согласятся выполнять тяжелые работы, например, в строительстве, которыми традиционно занимаются гастарбайтеры. Но если уровень безработицы все-таки приблизится к 10%, россияне скорее отправятся на общественные работы, которые власти обещают организовать. Понятно, что это временная занятость, но уровень оплаты труда на них должен быть не ниже прожиточного минимума. Надеюсь, конечно, что до раздачи чечевичной похлебки, как во времена Великой депрессии в США, дело не дойдет.
Если же говорить всерьез, то властям необходимо проработать реальную потребность в той или иной услуге и четко решить, из регионального или федерального бюджета будут финансироваться работы. Развитие общественных работ, к примеру, может быть одним из вариантов улучшения состояния ЖКХ, скажем, теплосетей.
Здесь, на мой взгляд, тоже все должно быть продумано с учетом специфики производства. Что же касается «белых воротничков», то работа менеджеров всегда была сопряжена с рисками. До кризиса их зарплата была в целом выше, чем средняя по стране, но, я считаю, что еще как минимум полгода офисным работникам придется «отдыхать». С другой стороны, к весне или осени начнется подъем, и в их услугах вновь возникнет потребность.

 

 

Гаврил Угаров (Эhээ Дьыл (Эхе Джил) - доктор биологических наук, профессор, писатель, изобретатель и просто якутский Дед Мороз.

Если все народы встречают год восточного желтого быка, то в Якутии будут встречать год «морозного быка», он уже показал свой нрав и дает нам небольшую передышку перед новогодними праздниками. Зима в Якутии будет очень холодной — лютые морозы будут стоять до 12 февраля, когда, по поверьям якутов, ломается первый рог быка. Окончательно морозы отступят после 24 февраля — когда упадет второй рог. Весной же, в отличие от уходящего года, паводков не будет. Я настоятельно прошу спасателей не вмешиваться в природные процессы — все эти взрывы, распиливания, насыпи, наоборот, ведут к заторам. Все ресурсы лучше направить на строительство береговых укреплений. Несмотря на то, что лето будет жарким и сухим, урожай будет очень хорошим благодаря влажной почве. Особенно он проявится у дикорастущих растений — брусники, земляники, красной смородины. Вместе с тем, из-за чрезвычайно сухой погоды возрастет возможность возникновения лесных пожаров, а на некоторых возвышенностях южных районов республики может появиться саранча.

Год будет немного сложный, годом кризиса. Многие мелкие предприятия обанкротятся, падение рубля, задержка зарплаты, безработица, увольнения — все это будет. Подорожает импорт. Дойдет до того, что правительство заморозит цены на продукты первой необходимости.

Однако, в этом есть и положительные моменты: уменьшится количество выпиваемого алкоголя на 10% — люди поймут, что в такие трудные времена лучше отказаться от вредных привычек. Еще одна особенность будущего года — необычно возрастет количество заключаемых браков, что приведет к увеличению числа рождаемости.

Алексей Улюкаев - первый заместитель председателя Центрального Банка

Мы считаем правильной политику постепенного изменения соотношения курсов, она наименее болезненна для участников рынка, домохозяйств. У нас нет оснований, чтобы менять курсовую политику, делать выбор в пользу резких скачков и колебаний. Мы предполагаем, что 10-12% - это тот коридор, весьма вероятный, в котором инфляция окажется по итогам следующего года.

Правительство обеспечило кредитами банковскую систему. Мы очень сильно увеличили свое присутствие на денежно-кредитном рынке за последние три месяца. Чистый кредит порядка 2 триллионов рублей мы даем банковской системе, валовой кредит - порядка 3 триллионов рублей. И нам нужно думать о том, чтобы в следующем году эта цифра удвоилась. Весьма вероятно, что мы удлиним сроки и по кредитам, предоставляемым под обеспечение. Будем осуществлять некоторые технические изменения, упрощать процедуры, изменять требования к залогам и т.д., что позволит в единицу времени пропускать больше ликвидности через нашу систему.
Золотовалютные резервы России выросли из-за переоценки стоимости валют, входящих в их состав, и поступления средств банков на валютные счета в Банк России. Часть прироста золотовалютных резервов в $15 миллиардов - это позитивная переоценка, а вторая часть, даже большая - это механизм корреспондентских счетов в Банке России для коммерческих банков, открытых в долларах и евро.

Андрей Пионтковский - Политолог, ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН

Несостоятельность и нежизнеспособность сложившейся в России и губительной для её будущего экономической и политической системы – путинской клептократии – уже очевидна всем российским экспертам, независимо от их идеологических пристрастий.

Исторически она обречена, но уходить с политической сцены она может очень по-разному. 2009-ый год станет в этом отношении ключевой развилкой. В обстановке старательно выжженной путинизмом политической пустыни и полного отсутствия институтов гражданского общества исход будет определяться соотношением сил внутри правящей бизнес-бюрократии. К началу 2009-го года в ней наметился раскол на две группировки, которые я в ряде своих статей обозначил как национал-клептократы и глобоклептократы. Соответственно в традиционном жанре новогоднего прогноза просматриваются два основных сценария - 2009.

I. Победа национал-клептократов, чекистского "бункера" во главе с Путиным и его непосредственным бизнес-окружением (Сечин, В.Иванов, Чемезов).

Сохранение в неприкосновенности воровской системы "капитализма для друзей". Беспощадное подавление социального протеста. Добровольно-принудительное исчезновение Медведева и возвращение Путина на пост президента (досрочные выборы или введение чрезвычайного положения). Зачистка всех потенциальных оппонентов с использованием новой безразмерной редакции статей УК о шпионаже и измене Родины. Фашизация идеологического поля. Атмосфера осаждённой крепости. Дальнейшее "вставание с колен" и попытки "собирания земель русских" на постсоветском пространстве.

Историческая перспектива - крах максимум через 1-2 года, сопровождаемый распадом Российской Федерации…

Вероятность реализации - 70%.
(Прим. 28.11 я давал н-клептократам 95%)

II. Победа глобоклептократов. В качестве их ключевых теневых фигур угадываются – Абрамович, Волошин, Чубайс. Между прочим, те же самые персонажи, которые "изобрели" Путина и привели его к власти. Им почему-то тогда казалось, что чекисты будут за щедрые чаевые служить их охранниками, "защищая их от ярости народной". Сегодня на их знамени написано "как при дедушке".

В политической плоскости – добровольно-принудительное подписание президентом Медведевым указа об отставке премьера.

Идеологически – осторожное блеяние в духе доклада Института Современного Развития об "импульсе сверху" в направлении "увеличения элементов состязательности и конкурентности как в экономике, так и в политике".

Но и этого уже в обстановке кризиса будет достаточно для взрыва социальной и политической активности, контролировать которую "импульсами сверху" глобоклептократы окажутся не в состоянии и исчезнут с политической арены…

В стране де-факто устанавливаются свобода слова и многопартийность, де-юре гарантированные действующей Конституцией.

Медведев добровольно-принудительно распускает Думу и объявляет выборы в Учредительное собрание, после которых обещает уйти в отставку.

Стремительно растёт влияние левых, среди которых выдвигаются новые рабочие лидеры из регионов.

В день созыва Учредительного собрания сценарий II расщепляется на две траектории.

II.1. Вооружённая группа крайне левых, получивших на выборах около 20% голосов и оказавшихся в меньшинстве, разгоняет Учредительное собрание и провозглашает Великую Декабрьскую Социалистическую Революцию 2009-го года. Россия возвращается в ту же петлю своего исторического времени. Новый цикл длится, разумеется, не 92 года, а значительно меньше и завершается распадом Российской Федерации.

Вероятность реализации - 15%.

II.2. Учредительное собрание формирует коалиционное лево-либеральное правительство, пользующееся доверием значительного большинства населения страны. Начинается медленный и трудный путь демократического Возрождения России.

Вероятность реализации -15%.

С Новым 2009-ым Годом! С Новым Счастьем!