Наш корреспондент Екатерина Полукарова взяла интервью у  президента Ассоциации индустрии безопасности, исполнительного директора Международного форума «Технологии безопасности», исполнительного директора программы «Российские технологии за рубежом» Игоря Филоненко.

- Игорь Константинович, расскажите, пожалуйста, каким вы представляете дальнейшее развитие рынка негосударственной безопасности в России.

- Давайте сразу решим, что, говоря о рынке безопасности, мы говорим и о рынке охранных предприятий, и о рынке технических средств. И еще один огромный сектор, который сейчас развивается очень быстрыми темпами, – это рынок информационной безопасности, рынок коммуникации. Все эти рынки очень молодые, находятся на подъеме, и темпы их роста вселяют оптимизм. Есть сектора, например контроль доступа, где в течение последних трех-пяти лет мы видим от 30 до 45-50% роста. В охранно-пожарной сигнализации рост тоже больше 20%.

И количество ЧОПов растет. Интересно, что в последние два года наблюдается очень серьезное и, может быть, в чем-то революционное изменение в структуре рынка. Впервые за весь период развития начиная с 1991 года прирост ведомственной охраны замедлился и даже пошел на убыль по количеству вновь устанавливаемых объектов под охрану, а количество объектов под охраной ЧОПов вырвалось вперед. Может, с этим и связаны изменения в законодательстве, ведомственная охрана наконец-то почувствовала конкуренцию со стороны частной охраны. Реальную, а не формальную конкуренцию, какой она была на протяжении последних 15 лет. В то же время то, что в бизнесе называется «входной билет на рынок», продолжает бурно и стремительно расти в цене. И поскольку мы становимся все в большей степени частью глобальных процессов, в том числе в области безопасности, то и требования к профессионализму резко возрастают.

А как, по вашему мнению, будут развиваться охранные предприятия?

– Посмотрите, сегодня рынок ЧОПов – это, может быть, самый крупный и самый недооцененный сегмент по всем направлениям. Его развитие очень отличается от того, как развивается западный рынок в этом направлении. Понятно, что это происходит по целому ряду причин как субъективного, так и объективного характера. Если, например, мы возьмем нашу средних размеров компанию, работающую в области охранной сигнализации либо охранного телевидения, либо интегрированную, то она не сильно будет отличаться от подобной итальянской или немецкой компании по подходам, структуре и т.п. Или торговый дом, например. Они еще больше похожи. Если же мы возьмем охранное предприятие, то оно очень сильно будет отличаться своими подходами, услугами, решением возникающих проблем.

Да, в сфере охранных услуг много проблем. Я согласен с МВД, что ЧОПов у нас слишком много. Я считаю, что нужно увеличивать уставной капитал для того, чтобы количество ЧОПов сократилось до 5-6 тысяч с 26-28 тысяч сегодня. Это надо делать и для того, чтобы рынок был более эффективным. На рынке услуг безопасности должны просто быть нормальные большие компании. На самом деле и 5-6 тысяч много, но потом потихонечку их станет меньше, и так до тех пор, пока пять-шесть крупных компаний будут фактически контролировать 80% рынка. И это нормальная ситуация.

Ведь если мы посмотрим, разным видам бизнеса присущи свои особые организационные формы. У таких простых, или, как говорят специалисты по менеджменту, плоских, услуг не очень много составляющих. Это относится и к ЧОПам. Сегодня во всем мире самый распространенный способ работы – это сетевой. Как это выглядит применительно к ЧОПам? Компания имеет какое-то количество охранных предприятий в разных регионах, на разных площадках, которые работают по одним стандартам. Небольшие компании, так называемые нишевые компании, заполнят специфические ниши, например оказание детективных услуг, услуг по охране при транспортировке грузов либо еще какие-то услуги. Мне кажется, что со временем мы все больше будем сдвигаться в эту сторону.

Скажите, могут ли выставки повлиять на продвижение услуг охранных предприятий?

– Для всех компаний выставки – это серьезный фактор продвижения собственных услуг, особенно если они понимают, что для них – это рынок, а не способ жизни. Многие руководители ЧОПов – бывшие офицеры воинских подразделений, силовых структур или правоохранительных органов. Раньше они служили стране, теперь они служат людям. Это очень ответственная миссия, но только частью своей соприкасающаяся с рынком, с законами рыночной экономики.

Действительно, о какой рекламе может идти речь, если в ЧОПе, например, 100 сотрудников? Зачем булочной у перекрестка участвовать в выставке «Продэкспо»? Что ей там делать? Есть директор, есть два зама, секретарь, бухгалтер и уборщица. А чтобы расширять рынок, нужно увеличить количество людей, предпринять определенные шаги по менеджменту, маркетингу. Эти люди не имеют представления о предпринимательских рисках, выстраивании стратегии продаж услуг и т.д.

Даже крупные ЧОПы тоже не всегда видят себя в рыночной среде. Они знают свое место во взаимодействии с МВД, с лицензионными органами. А в МВД антирыночные настроения (а следовательно, и античоповские) совершенно естественны. Ведь эти люди очень хорошо понимают, что такое правопорядок, что такое безопасность, у них есть понимание, как контролировать ЧОПы. Но как действует экономика, о чем нужно постоянно помнить, они не знают. Они служат, а не зарабатывают деньги. В то, что они делают, сил может быть вложено больше, чем вкладывает иной предприниматель в свое дело… Но их никто не учил зарабатывать… И эта ментальность распространяется и на весь сектор, который они контролируют.

Поэтому я хочу сказать, что очень многие вещи, которые мы воспринимаем как элемент недобросовестной конкуренции, - на самом деле это искренняя позиция.

Если можно поставить милиционера, то зачем нам ставить охранника? Милиционера же легко контролировать. Да нелегко его контролировать! Милиционер пропустил двух террористок на борт самолета, после чего с аэропортов убрали-то ЧОПы….

Есть проблема в понимании сути вопроса, да и других предостаточно. Но я не вижу здесь каких-то таких суперсерьезных противоречий, потому что мы и с одной, и с другой сторон баррикад, в общем-то, видим, примерно одних и тех же людей. А их позиционирование на самом деле связано с разной социальной ролью. Один считает, что так правильно, а другой при этом еще и решает конкретные задачи по охране этого человека, его семьи, по охране этого предприятия, этих людей. Кроме того, он еще ответственен за судьбы собственных бойцов, за то, чтобы они регулярно получали зарплату и кормили свои семьи и так далее, и так далее…

Это тот вопрос, который для многих чиновников отходит на второй план. Это мы тут, государство, а вы что здесь ходите? Хотя, строго говоря, все ровно наоборот. Государство как раз те, кто здесь ходят-бродят, а МВД – это слуги народные. И, может быть, им имеет смысл немножко прислушаться к пожеланиям этих людей, многие из которых по 20-30 лет отдали службе, любят свою Родину и хотят ей добра не меньше, чем чиновники.

Что вы думаете о возможности частного государственного партнерства в вопросах безопасности?

– Вы знаете, здесь выдумывать ничего особо не надо. Мы (я имею в виду Ассоциацию индустрии безопасности, которую я представляю) уже предложили и Московской городской думе и Комитету по безопасности Государственной Думы рассмотреть этот вопрос. Например, в ЕС существуют рекомендации, в том числе и по проведению тендеров, в области частного государственного партнерства, есть определенный опыт, и мы хотим этот опыт распространить на Россию. У нас сейчас, скажем так, частная охрана и в целом безопасность – та редкая отрасль, та редкая сфера, где мы идем против течения.

Если в области бизнеса, связанного с полезными ископаемыми, с перерабатывающей промышленностью, мы более-менее в мировых трендах присутствуем, то в охранном бизнесе мы поперек тренда. Я имею в виду Россию.

Мы видим европейский опыт работы частных охранных предприятий, мы видим американский опыт, мы видим даже китайский опыт – и везде частной охране дают все больше и больше полномочий, доверяя этому бизнесу сектор за сектором. Например, в ЕС существует программа о переходе под частную охрану всех исправительно-трудовых учреждений. То есть тюрьмы в большом количестве государств охраняют частные охранные предприятия.

Все, что может регулироваться рынком, регулируется рынком и продолжает регулироваться рынком. А у нас под разными, подчас нелепыми предлогами сфера работы ЧОПов сужается. Посмотрим, что произойдет, когда будет принят новый закон.

Правда, всегда можно найти тысячи причин, отчего то или другое не делается. Частное государственное партнерство? Хорошо! А как это? И ФСБ, и МВД, и МИД начали искать формы частного государственного партнерства.

Мы спросили в Американской ассоциации, в чем заключается частное государственное партнерство, например, в США. Они говорят: «Все очень просто. Эксперты накидывают для президента темы, в которых нам нужен прорыв. Дальше проводится собрание, президент (или министр торговли, или чиновник высокого уровня) говорит: «Пожалуйста, нам нужно в этой сфере, еще вот здесь и там такие-то вопросы решить. И на это есть деньги».

Получается, что государство является и политическим, и социальным, и финансовым заказчиком. В этом и заключается смысл госпартнерства.

Конечно, очень много идет от частной инициативы тоже. И я думаю, государство могло бы быть более лояльным на деле к своим гражданам и к рынкам. Не только к рынку охранных услуг, но и к другим. Знаете, мы в 1996 году провели конференцию по взаимодействию МВД и ЧОПов. И была эйфория: «Да, мы вместе, мы будем жить дружно!» Потом в 1997-м провели. Опять: «Надо дружить!» В 1998-м мы уже говорили: «Давайте от слов перейдем к делам, хоть что-нибудь сделаем!» Но и сегодня все осталось точно так же.

Есть масса причин для того, чтобы что-либо не сделать, хотя на рынке существуют крупные игроки, которые могли бы решить целый ряд вопросов. Но у нас как получается? У компании оборот 250 миллионов долларов, а денег на рекламу и маркетинг – 200 тысяч. И кто ее знает, кто о ней слышал, кто захочет с ней работать и кто будет прислушиваться к ее предложениям? Гораздо проще вопить: «Те задушили, се задушили, лезут на наш рынок, сволочи!» Конечно, они в ответ что услышат? «Мы реформируем рынок так, чтобы туда ни один иностранец не пробрался». И не важно, что вы на этом рынке тоже работать не сможете. А у рынка сегодня нет ни национальности, ни границ. Чем раньше госкорпорация, чиновники, менеджеры наших компаний поймут, что все зависит от них, тем быстрее мы реально вольемся в эту большую рыночную семью.

Спасибо вам за интересное интервью, будем рады встретиться с вами еще ни один раз!

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038