С 5 по 7 ноября 2008г. в Экспоцентре проходила II Биотехнологическая выставка-ярмарка «РосБиоТех-2008». Организаторы: Минобрнауки России, Роснаука, Биофак МГУ им. М.В.Ломоносова. В рамках выставки были проведены семинары, «круглые столы», где обсуждались последние тенденции мирового развития биотехнологий, фармакологии косметологии, достижения российской науки и перспективы продвижения российских разработок на мировой рынок. Участники выставки – наиболее перспективные российские компании и исследовательские центры – представили свои идеи и достижения в области биотехнологий.

Особый интерес вызывали стенды производителей оздоровительной косметики и биологически активных пищевых добавок, а также способы производства и добычи сырья для изготовления некоторых препаратов.

Отечественные производители представили как препараты, изготовленные на основе народных средств, так и основанные на последних достижениях биотехнологий. Привлекали внимание товары молодой компании Invistra, представлявшей косметические средства, изготовленные на основе бактериофагов, вирусов, добываемых из обычной воды и избирательно поражающих бактериальные клетки.

Косметический рынок в России активно развивается. По итогам продаж прошлого года объем российского косметического рынка составлял 8,5 млрд. долларов, а его потенциальный объем оценивается в 15 – 18 млрд. Темпы роста российского рынка косметологии, оцениваемые в 12 – 15% в год, на порядок опережают тенденции развития уже устоявшихся мировых рынков, расширяющихся со скоростью 2, максимум 4% в год.

Российский рынок наполнен как продукцией всех мировых лидеров в области косметологии, так и отечественной продукцией, объем которой постоянно растет и по итогам 2007 года составил около 47% процентов рынка, и если несколько лет назад рынком правили крупные транснациональные корпорации, сегодня потребитель все чаще обращается к отечественному производителю.

Закономерным явлением в развитии рынка здоровья на сегодняшний день является осознание потребителем того, что львиная доля российской косметической продукции изготовляется из сырья, производимого Францией, Германией, Италией, да и производственное оборудование покупается за рубежом. Российские компании закупают зарубежное сырье не по причине отсутствия его в России. Просто зарубежные технологии, позволяют выделять необходимые для производства косметики вещества в чистом виде, без примесей.

Таким образом, представление об иностранной косметике как более качественной, действенной постепенно уходит в прошлое. Иностранные компании скорее производят усредненную продукцию, часто не учитывая индивидуальные потребности и особенности потребителя. Российский же потребитель вправе требовать от своих производителей такой продукции, которая будет учитывать возрастные, климатические и другие факторы.

Однако на российском рынке косметологии остаются отдельные ниши, оккупированные иностранными компаниями только потому, что отечественные разработки по таким направлениям просто отсутствуют. Примером может служить отсутствие российского производителя в нише геронтологической (возрастной) косметики. Слабо развито подростковое направление. Успехи же связаны с детской косметикой, направлением, в котором наш производитель всегда отличался особыми достижениями, и косметическими средствами для мужчин, где темпы развития, можно сказать, опережают мировые.

Таким образом, для выживания в столь высокой конкурентной среде многие компании пришли к выводу о необходимости вводить в ассортимент продукцию с оздоровительными свойствами. Такая продукция получила название «космецевтика».

Официально термина «космецевтика» ни в одном языке не существует, однако специалисты пользуются им уже более двух лет. Космецевтикой называют продукцию, обладающую как обычными косметическими свойствами (например, увлажнение), так и свойствами оздоровительного либо профилактического характера.

Но на этом косметические компании не остановились. Многие из них, кроме обычных косметических средств, представили на рынок препараты для внутреннего применения. Связано это с тем, что здоровье кожи зависит не только и даже не столько от внешнего ухода, сколько от преодоления дефицита питательных веществ во всем организме. Большинство питательных веществ, получаемых организмом, расходуются на поддержание жизненно важных его функций. Кожа по пищевому приоритету располагается лишь на шестой позиции. Таким образом, дефицит питательных веществ негативно сказывается на внешнем виде кожи, ногтей, волос. Поэтому в таких условиях чрезвычайно актуальным является прием дополнительных препаратов, улучшающих состояние всего организма изнутри и внешнего состояния кожи. Такие препараты получили название нутрикосметика. Хотя нутрикосметика по сути - все те же биологически активные добавки, однако выделяют ее именно в связи с благоприятным воздействием на внешний вид. Одной из последних тенденций развития современной косметологии является привлечение к разработкам крупных пищевых компаний. Совсем недавно пищевой гигант Nestle и не менее крупная косметическая корпорация L’Oreal представили новую линейку косметики на основе различных продуктов питания, таких как шоколад, зеленый чай, пиво и т.д.

Сохранить здоровье в современном мире становится все сложнее. По подсчетам ученых современный житель мегаполиса вдыхает в среднем около 48 килограммов различных концерогеннных веществ в год. Естественно, последствия подобных факторов резко сказывается на внешнем виде, состоянии кожи, ногтей, волос, на процессе старения.

Лекарства от плохой экологии не существует, но человек может помогать организму справляться с агрессивной внешней средой при помощи биологически активных пищевых добавок – БАДов.

Биологически активные добавки (БАД) - композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона отдельными пищевыми или биологически активными веществами и их комплексами.

Одним из главных органов, по которым в первую очередь ударяют проблемы экологии, является печень - орган, как известно, очищающий наш организм не только от токсинов и шлаков, но также от излишних гормонов. Неправильная работа печени может привести к накоплению в организме эстрогенов - гормонов, отвечающих за репродуктивные функции женского организма. Такой профицит одних гормонов в комплексе с дефицитом других вызывает нарушение работы гормональной системы, что влечет за собой ожирение, различные заболевания молочных желез, вплоть до онкологии. Замечено, что у женщин, больных раком молочной желез, наблюдаются повышенное количество в крови свободного эстрадиола и острая недостаточность глобулина. Для профилактики таких случаев ученые разработали фитоэстрогенные комплексы – препараты на основе растительных веществ, содержащие вещества - заменители человеческих эстрогенов. И хотя биологическая активность фитоэстрогенов в сотни и тысячи раз ниже активности эндогенных эстрогенов, постоянное потребление человеком подобных препаратов может приводить к значительной концентрации фитоэстрогенов в организме.

Огромную пользу по предупреждению онкологий приносит употребление гинестеина, фитоэстрогена, добываемого из бобов сои.

На несколько вопросов относительно современных тенденций развития оздоровительной косметики и БАД в России ответила член организационного комитета РосБиоТех-2008, генеральный директор компании «Здоровье и Красота», доктор технических наук, профессор Авичева Пенкер Бабаевна.

О перспективах отечественных компаний

Безусловно, у отечественного производителя очень широкие перспективы, отечественный потребитель понимает, что котел, в котором варится как наша, так и зарубежная продукция, один и тот же. Сырье и оборудование закупается за рубежом. Но у нашего производителя есть преимущества. При разработке того или иного лечебного либо косметического средства учитываются конкретные особенности региона, учитываются условия питания, экология, специфика заболеваний жителей данной местности. Эти особенности в России, Китае или США совершенно разные. Поэтому жителю нашей страны просто бесполезно употреблять китайские биодобавки. У них другая пища, другая микрофлора желудочно-кишечного тракта, а 70% клеток иммунной системы располагается именно там. Другой пример, бесполезно итальянцу добавлять в биодобавку ликопин, потому как один из основных ингредиентов их пищи – томат, главный его источник. У нас же нехватка этого важного антиоксиданта, и вследствие этого распространены заболевания молочных желез, простатит и т.д.

Таким образом, если давать правильную информацию и в целом повышать образованность населения в области биотехнологий, я думаю, у нас большое будущее. Перспективы у нас большие, но без помощи государства мы еще долго будем топтаться на месте.

О БАДах как конкурентах фармацевтической продукции

Мне, как профессору, обсуждать данный вопрос смешно. БАД - это добавка к пище, а, как известно, генетически наш организм настроен на получении максимума веществ именно оттуда. Но БАД - не лекарство, и говорить о какой-либо конкуренции просто нелепо. Тем не менее некоторые фармацевтические компании видят в этом сегменте потенциальную угрозу и пытаются некоторой информацией отвратить покупателя от БАД. К сожалению, именно восприятие БАД как некой замены лекарствам приводит только к тому, что снижается потребление этого социально значимого продукта.

О контрафакте

Контрафактная продукция есть и среди биологически активных добавок, но гораздо в меньших количествах, чем среди лекарств. От этого не защищен никто. Любой продукт можно подделать. В защиту биодобавок можно сказать только то, что при употреблении поддельных БАДов риск нанесения непоправимого вреда здоровью значительно ниже, чем при употреблении контрафактных лекарств.

В целом это не проблема производителя, это государственная проблема, существующая во всем мире.

О сетевом маркетинге

К счастью, современный рынок БАДов постепенно отходит от традиции сетевого маркетинга. Сам потребитель на определенном этапе осознает, что продукцию, вызывающую его интерес, ему представляют не теми методами, какими хотелось бы. Для нас, разработчиков, странно наблюдать за тем, как наши разработки, в которые мы вкладываем огромное количество времени и интеллекта, грубо говоря, «впаривают» потребителям. Кроме того, стоит взглянуть на лица занимающихся распространением. На стенде моей компании - консультанты-врачи. Косметика, биодобавки - это прерогатива врачей, специалистов. А в сетевом маркетинге основная доля распространителей – пенсионеры. Они ведут активный образ жизни, у них есть стимул к развитию, и я рада за них. Но как они могут преподнести продукт с точки зрения механизма действия?

Таким образом, сегодня приходится выбирать между сиюминутной прибылью и имиджем компании. Но что же делать современным компаниям, если сегодня крайне трудно выйти на какие-либо рынки, войти в сети аптек? Везде есть свой входной билет, и это дорого. Я предпочту вложить средства в новую разработку и создам что-либо новое.

Путь российских разработчиков биотехнологичной продукции труден. Хотя, если говорить об идеях, наши технологии во многом превосходят технологии многих транснациональных корпораций. Но они обладают большими денежными средствами, да и в плане менеджмента они более опытны.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038