Сейчас много говорят о проблеме рейдерства. В данном контексте этот термин имеет  несколько значений: «недружественное поглощение», «передел собственности» и т.п., но суть одна: отобрать чужой актив. Но не просто так, а чтобы создалось впечатление легитимности, законности происходящего. Некоторые утверждают, что во всем виноваты ЧОПы, помогающие захватам собственности. А способствует этому коррупция различных эшелонов власти.

«Ежедневно в России происходит 4 рейдерских захвата собственности», – говорит Елена Валласк, сотрудница Санкт-Петербургского юридического института Генпрокуратуры РФ. По данным консалтинговых агентств, в России ежегодно совершается 60–70 тысяч рейдерских атак. И их количество постоянно увеличивается потому, что рейдеры находят поддержку у силовых структур и в органах власти, убежден заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, Виктор Илюхин: «Если бы власть и, в первую очередь, правоохранительные органы действительно резко и сразу пресекали действия рейдеров, то никто бы не посмел заниматься деяниями такого рода. Но правительство на это смотрит сквозь пальцы», – заявляет депутат. – «Рейдеры уходят от ответственности, и их безнаказанность в значительной мере способствовала увеличению количества захватов за последние годы».

Игорь Бунин, президент Центра политических технологий, в своем докладе определяет рейдерство как одну из основных проблем современной российской экономики. Оно подрывает уважение к правам собственности, резко ухудшает инвестиционный климат в стране и международный имидж отечественного бизнеса. Борьба с ним осложняется тем, что, по утверждениям специалистов Центра, переделом собственности в последние годы, «занимаются госчиновники и средний бизнес – те, которые не успели к первоначальному разделу пирога». Да и исконные причины рейдерства до сих пор не искоренены.

И. Бунин основными причинами считает «…коррупцию, слабость судов, демократических и рыночных институтов, правоохранительной системы, низкий уровень предпринимательской культуры». Понятно, почему рейдерство существует как направление бизнеса. Любой захват, даже небольшого предприятия, приносит как минимум 100% прибыли. Существуют примеры захватов бизнеса с прибылью в 1 000% и более. Ни один постепенно создаваемый бизнес такой доходности не приносит.

Нельзя не согласиться и с мнением экспертов о том, что рейдерство – сложнодоказуемый, «интеллектуальный» вид преступной деятельности, распространенный в самых различных странах и имеющий мощную лоббистскую поддержку во властных структурах. По их мнению, в государствах с развитой рыночной экономикой, стабильным законодательством, невысоким уровнем коррупции и цивилизованными предпринимательскими традициями рейдерство находится на периферии, не превращаясь в системную проблему. В странах же с «переходными» экономиками незаконный передел собственности носит системный характер и представляет значительную угрозу. По данным экспертов, в год совершаются тысячи рейдерских захватов, а количество обвинительных приговоров, вынесенных за это время рейдерам, не дотягивает и до сотни. На скамье подсудимых, как правило, оказываются подставные фигуры, организаторы и заказчики практически всегда уходят от ответственности. Исключением можно считать направление в суд уголовного дела в отношении известного уральского бизнесмена Павла Федулеева и бывшего руководителя частного охранного предприятия «Тайпан» Андрея Наймушина, обвиняемых в попытке рейдерского захвата рыночного комплекса «Оборонснабсбыт» (г.Екатеринбург).

Анализ работы правоохранительных органов и судебная практика показывают, что возбуждается только одно уголовное дело на 173 рейдерских захватов, из них до суда доходит одно на тысячу грабежей и попыток грабежа, а  приговор выносится на пять с половиной тысяч. В переводе на русский язык – рейдеров у нас не трогают.

Государство сегодня прекрасно понимает, что победа над рейдерством – залог успеха в борьбе с коррупцией. Не так давно было сказано: «…необходимо прекратить кошмарить бизнес». Образное и очень верное выражение. Наездам по коммерческим «наводкам» не должно быть места. Этот высказывание было адресовано, в том числе, и силовикам. Так уж сложилось, что использование «ресурса» правоохранительных органов является одним из самых излюбленных и очень эффективных методов рейдеров.

«Считаю необходимым скорейшее принятие антирейдерского пакета законов. Причем, в таком виде, чтобы это не было банальной декларацией, а реально создало инструменты для предотвращения рейдерства», – сказал Медведев, представляя свою экономическую программу на Красноярском экономическом форуме.

И могло показаться, что движение началось, но антирейдерский пакет законопроектов, внесенный правительством в Госдуму, смог пройти только первое чтение. Его рассмотрение во втором чтении переносилось несколько раз. Сейчас депутаты заявляют, что в осеннюю сессию он будет принят. Ранее это говорилось и про весеннюю сессию. Более того, депутаты собираются принять и свои поправки в законодательство, которые должны ужесточить наказание за получение криминального контроля над имуществом и денежными средствами предприятий различных форм собственности. Если закон будет принят, то в ближайшее время, согласно законопроекту, за мошенничество максимально можно будет получить 15 лет с конфискацией имущества, а за грабеж – 20 лет. В настоящее время российское корпоративное и уголовное право пока не содержат определения, что такое рейдерство. Поэтому депутаты решили подкрепить соответствующей формулировкой некоторые статьи Уголовного кодекса. На наш взгляд, это ошибка. Слово это не очень нужно не только в УК, но и вообще в обиходе. В начале девяностых мы точно так же ввели в оборот слово киллер, или наемный убийца, не прописывая его в Уголовном кодексе. Не ясно, зачем вводить теперь понятия рейдер, рейдерство, когда есть ст.330 «Самоуправство» и ст.159 «Мошенничество», есть и ст.210 «Организация преступного сообщества». Терминологически очень подходят ст.161 «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества» и ст.162 «Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества». Если бы нынешних «мастеров отъема чужой собственности» называли бы просто грабителями, то, возможно, их деятельность не представлялась бы в ореоле некоего интеллектуального сражения.

Рейдерство сегодня, считают представители власти, в сочетании с коррупционными проявлениями наносит вред государственным интересам, охраняемым законом правам отдельных юридических лиц и граждан, подрывает основы частной собственности и предпринимательства. Практически любой предприниматель в России живет под «дамокловым мечом», имя которому корпоративный захват. Общее количество корпоративных конфликтов и судебных споров по ним исчисляется тысячами. Немаловажную роль в этом вопросе играют недостатки судебной системы, коррупция в органах власти и существующие пробелы законодательства.

Геннадий Семенов, генеральный директор транспортной компании (г.Красноярск), справедливо полагает что, « ...проблема рейдерства вытекает из несовершенства законодательно-нормативной базы. Существует, по сути, институт рейдеров со своими отработанными технологиями. При этом понятие недружественного захвата и поглощения предприятий в действующем Уголовном кодексе отсутствует. В результате сложилась парадоксальная ситуация: термина нет, а в реальной жизни корпоративный шантаж, захват компаний приобретает все более возрастающие размеры. То, что сейчас этот вопрос находит понимание у руководства страны, не может не радовать».

Рейдерство в России, опираясь в своих методах на административный ресурс и высокий уровень коррупции, становится сегодня похожим «беловоротничковый» уголовный промысел, совершаемый организованными преступными группами. С одной стороны, подобные тенденции ведут к еще большей криминализации данного явления, что повышает его общественную опасность. С другой стороны, упрощение рейдерских схем облегчает борьбу с этим явлением, разумеется, при наличии достаточной политической воли. С утверждением Президентом страны Д.Медведевым, разработанного в особом порядке национального плана по борьбе с коррупцией, наступила новая фаза антирейдерской борьбы. В основе предпринимаемых усилий власти стоит создание действенного механизма по координации действий власти, общественных институтов и бизнеса в совместной борьбе с коррупцией и рейдерством.

А вот общественное мнение к этой борьбе не готово. По оценкам ВЦИОМ, на вопрос: «Как вы думаете, пересмотр результатов приватизации 90-х годов пошел бы сейчас в целом на пользу или во вред экономике России?», почти половина опрошенных (42% респондентов) посчитали, что такие действия оказались бы сейчас полезны отечественной экономике, 29% полагают, что такие действия были бы вредны, и 28% респондентов затруднились дать ответ на этот вопрос». Это свидетельствует, прежде всего, о том, что позиции институт частной собственности не так уж и незыблемы не только для простых граждан, но (что гораздо страшнее) – и для государственных чиновников, рассматривающих чужую собственность как инструмент быстрого личного обогащения.

По наблюдениям экспертов, раньше в основе многих корпоративных конфликтов часто лежала низкая просвещенность акционеров и руководителей предприятий в вопросах акционерного управления, незнание законодательства по рынку ценных бумаг. Сейчас компании стали вырабатывать защитные механизмы, позволяющие эффективно противостоять рейдерам, и корпоративные конфликты все чаще переходят в плоскость чисто юридического и информационного противодействия. Но все эти усилия могут оказаться напрасными, если коренным образом не изменить правоохранительную деятельность МВД, прокуратуры, судебных органов.

Более того, в самом МВД уверены, что наказание должны нести и те, кто помогает рейдерам изготавливать фальшивые печати, кто ввязывается в хозяйственные споры на стороне захватчиков, например, работники частных охранных предприятий, адвокаты, нотариусы и так далее. У них надо отбирать лицензии, лишать их права заниматься профессиональной деятельностью, привлекать к административной и уголовной ответственности. Кроме того, необходимо более жестко наказывать чиновников, лоббирующих интересы рейдеров.

Как пример можно привести попытку захвата Балаковского речного порта и Балаковского судоремонтного завода, в ходе которой  начальник ОБЭП Саратовского УВД на транспорте И.Демин настоятельно рекомендовал на судоремонтном заводе передать печать новому гендиректору, а заместитель прокурора Саратовской области Т.Маслов вдруг решил направить иск в местный арбитраж о признании недействительной одной из сделок, хотя подобные вопросы никак не входят в его обязанности.

Последние события в Туле, где под огнем рейдерского захвата оказалась местная телетрансляционная компания, еще раз наглядно показали, что в рейдерских захватах участвуют чиновники и представители правоохранительных органов города.

В столице вот уже несколько лет действует устное распоряжение для милиционеров - не ввязываться в «споры хозяйствующих субъектов». Милиционеры, естественно, выезжают на любой вызов, но если видят, что спорят адвокаты с кипами бумаг, а рядом грозно «давят на психику» своим присутствием бойцы ЧОПов – не вмешиваются. Эта порочная практика перекочевала и в регионы. Уже стрельба в центре города из огнестрельного оружия не является предметом для реагирования сотрудников милиции, все ждут решения руководства по этому вопросу.

Эксперты полагают, что такое развитие ситуации неизбежно, потому что компании растут и нуждаются в дополнительных площадях. «Выгодных» свободных помещений в крупных городах страны практически не осталось. А так как выкупить старое здание или построить новое гораздо дороже, чем просто захватить имеющееся, местный бизнес будет прибегать к услугам профессиональных рейдеров. Это связано еще и с тем, что в регионы начинают уходить столичные компании. В регионах же рейдеры в средствах не стесняются. Член Общественной палаты адвокат Павел Астахов говорит, что российские спецслужбы обеспокоены возможным захватом рейдерами ряда оборонных предприятий страны, выпускающих уникальное оборудование для Вооруженных Сил.

Поэтому решение проблем защиты бизнеса от посягательств корпоративных рейдеров, захватывающих чужой бизнес путем коррумпирования власти и злоупотребления несовершенством законодательства, должно стать приоритетной задачей для всех ветвей власти.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038