В конце 80-х годов прошлого века количество тяжких преступлений в США достигло самого низкого уровня. На это повлиял и экономический бум в США, когда зарплаты выросли, а безработица сократилась, и повышение ответственности за совершенные преступления. Но одним из главных факторов называют повышение организации и эффективности управления правоохранительными органами. Передача части правоохранительных функций частным охранным организациям позволила высвободить профессионалов для борьбы с преступностью.

Сегодня вопрос передачи части полномочий правоохранительных органов приобретает особое значение. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон), вступающим в силу с 1 января 2009г., функции организации охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа будет выполнять муниципальная милиция. Задача снижения уровня преступности, причем с наименьшими материальными затратами, остается главной. Правоохранительные органы могут выполнить эту задачу, вступая в партнерские отношения с частными охранными предприятиями, как это делается сегодня в США.

 История

 Идея передачи части функций правоохранительных органов не нова. Практически единовластно государство занимается проблемами безопасности лишь последние век-два, да и то не во всех странах. Например, в Англии охрана правопорядка находилась в частных руках чуть ли не до середины XIX века. В США в это же время полицейские функции в городах постепенно перешли к государству, но частная правоохранительная деятельность практически никогда не прекращалась. Отдельные штаты начали вводить организованную полицию только в начале XX века, а правительство всей страны еще лет на десять позже. И если в 60-е годы к частным охранным предприятиям относились довольно равнодушно, а в 70-е появилось некоторое недоверие к ним, то 80-е и 90-е годы, скорее всего, будут считаться временем сотрудничества полиции с «частниками» (частными охранными предприятиями). Граждане и организации, пользующиеся услугами официальной правоохранительной системы, все охотнее становились клиентами частных охранных предприятий. Число корпораций, нанимающих частных охранников, значительно выросло.

 Преступность ниже — расходы выше

 В США вероятность того, что преступник будет наказан и что ему придется отбывать более длительный срок сейчас выше, чем за все последние 30 лет. Наказания за преступления тоже ужесточились. По сравнению с 80-ми годами средние сроки наказания увеличились для всех категорий заключенных, совершивших тяжкие преступления, а вслед за этим появилась проблема размещения заключенных. За 20 лет (с 1980 по 2000гг.) только в штате Нью-Йорк открыто 38 тюрем, что больше, чем за предыдущие 150 лет.

Преступность идет на убыль, когда правоохранительные органы ужесточают наказание. Но увеличение количества привлеченных к ответственности за совершенные преступления требует больших затрат (зарплата полицейским, содержание тюрем, процессуальные действия и т.д.).

 Пришло время распределения обязанностей

 Общество США хочет, а полиция стремится к тому, чтобы преступность шла на убыль. Однако это требует больших усилий по охране порядка и больших затрат как раз в тот период, когда правоохранительные органы сталкиваются с дефицитом кадров. Расходы на снаряжение и оборудование растут, налоговые поступления снижаются, а законодательные ограничения не дают доступа к дополнительным источникам финансирования. Во многих городах и округах власти испытывают недостаток средств из-за законодательных ограничений на сбор и расходование налогов, недостаточности поступлений от выпуска облигаций и нежелания граждан приобретать спецзаймы и т.п.

К счастью, передача некоторых полицейских полномочий охранным предприятиям оказалась отличным решением проблемы. Неуклонное снижение финансовых ресурсов в распоряжении правительства и все более лихорадочные поиски путей оказания услуг, которых требуют граждане, без повышения налогов стимулируют процесс приватизации. Некоторые федеральные органы экономят до половины расходов, нанимая контрактников, представляющих свои услуги.

В нынешних условиях полиция обычно тратит менее 20 % времени на работу, связанную с преступлениями. В Калифорнии один полицейский вполне может обходиться штату в сто тысяч долларов в год, считая его зарплату, премии, пособия и такие накладные расходы (например, патрульные автомобили). Учитывая растущий спрос общества на правоохранительные услуги, дороговато получается для таких операций, как конвоирование заключенных, обеспечение безопасности в судах, регулирование дорожного движения и вручение повесток. Все идет к тому, что для исполнения функций, не связанных с преступностью или чрезвычайными ситуациями, лучше привлекать людей для работы по контракту.

Так, управление шерифа в городе Фресно в Калифорнии сэкономило массу денег, передав в частные руки перевозку заключенных. Управлению перевозка одного заключенного из Сан-Диего во Фресно частной фирмой обходится в 284 доллара. Такая же перевозка с персоналом и матчастью самого управления полиции стоила бы в три раза дороже.

Полиция в 18 штатах в настоящее время прибегает или планирует прибегать к услугам частных охранников для выполнения вспомогательных работ. Одна фирма обеспечивает безопасность шести крупных систем поездок в общественном транспорте по всей стране, перевозит заключенных, бронирует места, охраняет порядок в Центре реабилитации несовершеннолетних и обеспечивает безопасность в судах 40 штатов. Такого рода государственно-частные партнерства действуют по всей стране.

Подобно тому, как корпорации передают ряд услуг в другие руки, чтобы сосредоточиться на основных направлениях своей деятельности, использование частных фирм правоохранительными органами дает им возможность сконцентрировать усилия на том, что могут и должны выполнять только специально обученные полицейские. За последние десятилетия передача ряда функций, в частные руки в правоохранительной системе достигла таких масштабов, что практически любая из их функций, включая охрану, тюрьмы и услуги, связанные с судами, передается контрактникам в той или иной точке США. Использование частных охранников в зданиях фирм, во время спортивных соревнований, в торговых комплексах практикуется давно. Но органы могут делегировать «частникам» и другие свои обязанности, не требующие полномочий для задержания или применения оружия на поражение. Сюда входят регулировка движения, охрана заключенных, помощь в следственных действиях на месте преступления, перевозка заключенных, обработка донесений и расследование несчастных случаев.

 Подход к партнерству полиции с частным сектором

Партнерство между государством и частным охранными предприятиями может быть весьма полезным и привлекательным (например, для экономии муниципальных средств). Решая вопрос о таком партнерстве, следует учитывать несколько рекомендаций.

•В частные руки могут быть переданы только те услуги, на которые можно установить цены.

• Чтобы сэкономить деньги и высвободить полицейских для задач, которые только они способны выполнить, органам правопорядка следует передать функции, не требующие в полной мере полицейской квалификации.

• Частные компании могут выполнять такую работу, как выезд на сработавшую охранную сигнализацию; и те, у кого такая сигнализация установлена, должны платить за эту услугу.

• Передача отдельных правоохранительных функций осуществляется органами власти только частным охранным предприятиям высокой квалификации.

• Органы власти обязаны следить за тем, чтобы стоимость услуг в соответствии с контрактом не превышала экономию от передачи этих услуг в частные руки.

• В обязанность муниципалитетов входит обращение законодателей своего штата пересмотреть законы и правила, относящиеся к частной охранной деятельности, если они затрудняют выполнение той миссии, которую общество от них ожидает (например, работа при чрезвычайных ситуациях или расширенные полномочия для задержания правонарушителей).

• Проблемно-ориентированная правоохранительная деятельность открывает перспективы для более эффективного партнерства между полицией и «частниками» при решении конкретных проблем преступности.

• Организация патрулирования микрорайонов самими жителями могла бы улучшить качество работы полицейских. Как и передача других функций, патрулирование силами жителей помогает обществу лучше распределить явно недостаточные полицейские ресурсы. К тому же это «повернуло» бы полицию к избирателям. Успешное патрулирование жилых микрорайонов — это именно то, чего хотят жители.

 Опыт одного муниципалитета 

Город Лейквуд в штате Колорадо являет собой пример преимуществ передачи части функций правоохранительных органов частным фирмам. Городок с населением в 145 тыс. жителей, он является «спутником» Денвера. Свидетельство его передового подхода к государственно-частному партнерству в правоохранительной области — успехи города за последние 10 лет, в течение которых городская полиция привлекает частные фирмы себе в помощь. Теперь полицейское управление Лейквуда считает такое сотрудничество выгодным. Так легче и дешевле поддерживать порядок в городе. Частный охранник на почасовой оплате за охрану высвобождает штатных полицейских. Таким образом, нет необходимости вызывать полицейского на сверхурочную работу или снимать кого-то с патрулирования.

Использование в Лейквуде для административной работы в полиции (например, снятие отпечатков пальцев, выписывание штрафов за неправильную парковку) специально обученных добровольцев, прошедших специальный курс полицейской подготовки, помогает бороться с различными правонарушениями (например, разрисовывание стен). Гражданские технические следователи отслеживают результаты следствия, допрашивают потерпевших и подозреваемых и обрабатывают тексты письменных показаний, данных под присягой.

Также полицейское управление Лейквуда нанимает частные фирмы для охраны заключенных в больницах Денвера и для помощи в оцеплении места преступления. Такие частные полицейские специально отбираются для выезда на место преступления на основании их опыта, и они нередко присутствуют на перекличке личного состава с целью обучения (профессиональные полицейские Лейквуда присутствуют на перекличке у частников). На каждого такого помощника собирается подробное досье.

Такие работники частных охранных фирм знакомы с правилами сбора показаний, и многие из них даже имеют полицейские удостоверения штата Колорадо. Они оказывают помощь круглосуточно и обычно прибывают по требованию управления в течение четырех часов.

В Лейквуде агент полиции обходится в 37 долларов в час (сюда входит содержание автомобиля). Нередко осмотр места преступления занимает в среднем два дня. Поскольку там требуется круглосуточная охрана, а частные охранники за 29 долларов в час экономят полиции почти 22 %, налицо очевидная выгода. К тому же партнерство укрепляет связи и доверие между полицией и работниками частных фирм. Здесь все выигрывают. Полицейское управление сокращает свои финансовые траты, а частные охранные предприятия развивают свой бизнес, что дает дополнительные рабочие места и полезно для экономики страны.

Статистика подтверждает эту тенденцию. В стране частных охранников в три раза больше, чем штатных полицейских, а в Калифорнии — в четыре раза. И так не только в США. В Канаде, Великобритании и Австралии примерно в два раза больше частных охранников, чем полицейских.

 Заключение

В настоящее время правоохранительные органы США располагают меньшими ресурсами для выполнения своих задач. Управления полиции могут вступать в партнерские отношения с частными охранными фирмами, экономя средства и высвобождая профессиональных полицейских для выполнения функций, с которыми могут справиться только они.

Государственные правоохранительные органы могут таким образом повысить эффективность использования средств и персонала, увеличивая к тому же эффективность и сферу воздействия. При правильном определении функций и правильном руководстве, партнерство с частной фирмой может сделать работу полиции более эффективной и плодотворной, а ее результаты, доведенные до избирателей, создадут позитивную атмосферу для дальнейшей совместной работы и взаимопонимания.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038