Вчера «Комсомольская правда» опубликовала статью Евгении Супрычевой «Охранник: вооружен и очень напрасен...» На сайте «Хранитель» в дайджесте прессы можно найти изложение данного материала, как он представлен на NEWSru.com (http://www.psj.ru/djs/detail.php?ID=11554).

Автор статьи (такая милая девушка) сразу все поняла: несмотря на то, что рынок охранных услуг в столице растет очень быстрыми темпами и спрос на услуги не снижается, по «мигрантскому паспорту» и без дополнительного образования можно работать журналистом «КП», а в охране магазина - нельзя. Обидно, понимаешь…

Зато нескрываемая любовь журналистки к милиции мгновенно сделала полковника Михаила Потапова заместителем начальника Управления организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД России. Можно, конечно, было и заместителем министра назначить, ведь вся статья – это пересказ его откровений по данной проблеме.

Фактические ошибки, несоответствие действительности и ляпы в статье – это не главное, на это не надо обращать внимание, если журналист написал, значит, будет М.Потапов работать в центральном аппарате МВД!

Главное, что автору удалось легко и в достаточно популярной форме показать важную социальную и общественную роль, которую играют ЧОПы в жизни страны. Дорогого стоит рассказ о том, как у города на милицейскую охрану денег не нашлось, а когда криминальная и террористическая угрозы стали повседневной реальностью, правительство обратилось к негосударственным охранным организациям. Уже четыре года они охраняют школы. «" Охранки" размножались, как бактерии», - пишет милая журналистка, а М.Потапов ей вторит (хотя скорее наоборот, это она пишет то, что ей сказали): «Зачастую директора "охранок", получив срочный заказ, набирают людей с улиц. Доходит до того, что вербуют привокзальных бродяг. Помоют, форму наденут, рацию в зубы - и вперед!..» Что ж, надо думать, что М.Потапов понимает, о чем говорит. По статистике, свыше 60% сотрудников ЧОПов – это ветераны Вооруженных Сил, офицеры правоохранительных органов, в том числе легендарных подразделений «Альфа» и «Вымпел».

Именно ЧОПы смогли оказать помощь в психологической и социальной адаптации многим сотням парней, вернувшихся из окопов необъявленной войны на Кавказе. Тем, кого государство со школьной скамьи бросило в пламя контртеррористической операции и о ком сразу же забыло после увольнения в запас.

Надо полагать, что литературные изыски о «саранче» и «забившихся в угол крупных ЧОПах», о том, что «зачастую охранники вообще с трудом соображают», – это цитирование полковника М.Потапова – крупного знатока охранного бизнеса.

Конечно, милиционеры «соображают» гораздо быстрей, поэтому их пачками отлавливают за превышение служебных полномочий, вымогательство, взяточничество, пренебрежение служебным долгом. Читаем «Российскую газету» от 23 июля 2008 года: «В Москве произошла массовая драка, более 20 человек схлестнулись ночью у метро «Сокол». К началу столкновения "стенка на стенку" милиция не успела. Когда стражи порядка прибыли к месту боя, то нападавшие убежали. Уголовное дело возбудили по статье "Хулиганство". Милиционерам не удалось даже точно установить количество участников драки. Кстати, массовые драки в Москве происходят не в первый раз. Более того, в последнее время они стали регулярными и более частыми».

Может быть, и здесь частные охранники виноваты, как и в случае массового разбоя в Елисеевском гастрономе? Конечно, автор статьи может и не знать, для чего существует милиция в городе, но мы-то взрослые люди и прекрасно понимаем, как проявляется «милицейская сообразительность» и какими действиями она сопровождается. Кто пропустил в международном аэропорту на борт самолета террористок? Сотрудники милиции. А кого в этом обвинили? Правильно, частные охранные предприятия.

Да, как только у города появились деньги, которые необходимо, как раньше говорили, освоить, взгляд людей, их распределяющих, сразу упал на охраняемые ЧОПами объекты. В казне появились деньги на охрану школ, и принимается решение «заменить на всех социальных объектах сотрудников ЧОПов на вневедомственную охрану ГУВД». Правильно, бюджетные средства должны идти в надежный милицейский карман.

Только маленькая неувязочка получается. Мэр Москвы поставил задачу заменить негосударственную охрану в школах на милицейскую уже в этом году. Судя по статье, в ГУВД подумали и для выполнения задачи взяли два года. За год тут ну никак не справиться: надо найти более 7 000 сотрудников, а где их взять? Кто пойдет работать сегодня в милицию за 15 000 рублей в месяц? Да еще с московской пропиской? Это ЧОПы «размножаются» за счет регионов, а в милицию сегодня принимают исключительно коренных москвичей, состоящих в родстве с Юрием Долгоруким.

Школы - это только начало, говорит автор статьи и продолжает: «В ближайшие два года мэрия планирует заменить на всех социальных объектах сотрудников ЧОПов на вневедомственную охрану ГУВД (хоть это и дороже). А еще в Госдуму направлен новый законопроект. Если примут - половина ЧОПов разорится (уставный фонд повысят с тысячи рублей до 500 тысяч). У тех, что останутся, отберут оружие (останутся дубинки и рации)». Все понятно. Дай Бог милиции справиться с выросшим количеством объектов!

Автор пишет: «…охранники не только зачастую ничего не умеют, но ничего не гарантируют. По факту бизнесмены платят за декорацию у дверей». Но, по данным ГУВД по городу Москве, «в течение предыдущего года совершено более 40 нападений на объекты охраны различных охранных предприятий. В большинстве случаях при нападении использовалось оружие. В результате нападений 18 охранников получили ранения различной степени тяжести, 3 охранника погибли».

Так, 28 февраля 2007 года в 20.07 в торговый зал ювелирного центра «Аркада» вошел неизвестный гражданин и под угрозой пистолета попытался похитить ювелирные изделия на общую сумму 24 млн. 419 тыс. рублей, но благодаря умелым действиям работника ООО ЧОП «Марта Групп» Зуйкова В.В., он был обезоружен и задержан.

28 декабря 2006 года охранник ООО ЧОП «Гарант Безопасности XXI» Кабартов В.Ф., сопровождая кассира по залу игровых автоматов в кассу, преградил путь неизвестному гражданину в маске, угрожавшему кассиру ножом и требовавшему деньги. От полученных ножевых ранений Кабартов В.Ф. скончался.

Ранним утром 21 июля 2008 года пять человек проникли в ангар на Электролитном проезде, предварительно избив и связав под угрозой пистолетом охранников. Загрузив похищенное в свою машину, преступники скрылись в неизвестном направлении. Из-за полученной травмы головы охранника пришлось госпитализировать.

Вот последний пример: всю ночь с 22 на 23 июля этого года на Бутовском рынке продолжалось противостояние охранников рынка группе людей, пытавшихся его захватить. Во вторник вечером не менее 40 человек ворвались на территорию рынка и пытались проникнуть в административные помещения. Руководство рынка по факту захвата намерено обратиться в прокуратуру. А где же были сотрудники милиции?

Таких примеров можно привести множество. Практически ежедневно охранники встают на пути преступников, они рискуют жизнью не только на работе. Охранно-сыскными структурами в 2007 году осуществлено 263 912 человеко-выходов по охране общественного порядка на улицах и площадях города, в том числе на проведение массовых мероприятий 30 092. С участием работников охранно-сыскных структур задержано 23 239 правонарушителей (в 2006г. - 24 091), из них 2 300 по подозрению в совершении преступлений (в 2006г. – 2 344).

Иностранные журналисты иногда называют наше государство полицейским, оценивая политический режим, но оно реально может стать милицейским, если МВД не прекратит выполнять несвойственнее ему функции. Охрана социальных объектов и иных мест массового посещения горожан – это не задача милиции. Общественный порядок на улицах и площадях, борьба с преступностью – вот куда МВД надо направлять свои взоры.

Автор пишет: «Количество ЧОПов – 5 184, лицензированных охранников – 185 000, на руках 24 000 стволов оружия». По данным ГУВД по г.Москве, на конец 2007 года в городе зарегистрировано частных охранных предприятий – 5 085, служб безопасности – 313. Всего 5 398 охранных структур, но это по состоянию на декабрь прошлого года. Сейчас их стала больше.

В охранных предприятиях работают 178 267 (идет снижение на 8 708) работников, имеющих правовой статус «частный охранник». На вооружении предприятий с особыми уставными задачами состоит 24 876 (увеличилось на 997) единиц нарезного короткоствольного, гладкоствольного охотничьего и газового оружия.

Предприятия осуществляют свою уставную деятельность на 41 064 (рост 3 590) объектах, на сегодняшний день под охраной ЧОПов и СБ находятся более 12 тысяч жилых домов, 2240 объектов образования и 630 объектов здравоохранения, 79 спортивных объектов, более 2 тысяч объектов потребительского рынка, 800 объектов финансово-кредитной сферы и другие социально значимые объекты.

Далее в статье: «…3 раза применялось оружие, охранник случайно ранил напарника, еще два случая самоубийства». По данным ГУВД: «В 3 случаях работники охранных предприятий использовали служебное оружие. Фактов неправомерного его применения не зарегистрировано».

Автор: «Привлечено к уголовной ответственности 190 охранников (в основном за грабежи, незаконные операции с наркотиками, использование поддельных документов)». Наша справка. По данным ГУВД, в 2007 году зарегистрировано 230 630 преступлений. В среднем в столице ежесуточно фиксировалось не менее 630 преступных деяний, в том числе до трех убийств. Один раз в 6 минут происходит кража, каждые 30 минут – грабеж, каждые полчаса – мошенничество, раз в полтора часа – разбой. Имущественные преступления составили более половины всех зарегистрированных (50,9%).

Возьмем на себя смелость утверждать, что 190 преступлений людей, которые работали охранниками (а находились ли они в момент совершения преступления на службе?) – это всего лишь 0,08% от всех совершенных преступлений. А как обстоят дела у водопроводчиков, плотников, у сотрудников милиции? Ведь данные – это не абсолютная величина, они становятся понятны, когда есть с чем их сравнить.

Вот и с данными по оружию у автора «вообще полная ерунда». Она пишет: «Во-первых, получить разрешение проще простого (в милиции надо показать корочку и сдать зачет по стрельбе). Во-вторых, охранника с оружием никто не контролирует». Для девушки, не обремененной осознанием написанного, действительно все просто. А для охранника получение разрешения на оружие – это специальная процедура, установленная приказом МВД РФ, этим же ведомством оно и выдается, но не охраннику лично, а организации с особыми уставными задачами. И контролируют эти организации Лицензионно-разрешительное Управление департамента охраны общественного порядка МВД России, Управление организации лицензионно-разрешительной работы по г.Москве (в т.ч. и Потапов Михаил Анатольевич) и отделы лицензионно-разрешительной работы на местах.

По статистике МВД, в настоящее время в России зарегистрировано около 28 тысяч негосударственных охранных и сыскных структур, в которых трудятся свыше 750 тысяч квалифицированных работников, имеющих в пользовании около 118 тысяч единиц огнестрельного оружия. Под их охраной находится более 278 тысяч объектов различных форм собственности.

А в России почти 4,5 млн. человек владеют личным оружием. На хранении у населения находится 6 млн. единиц оружия. 

Иные результаты приведены в отчете специалистов из Института международных исследований (Женева). Этот отчет составляется на основе правительственных данных, сообщений СМИ и частных исследований. По их мнению, на руках у россиян 13 млн. единиц огнестрельного оружия, т.е. почти каждый десятый житель Российской Федерации является владельцем огнестрельного оружия.Как сообщается в отчете, в России оружие есть у девяти из каждых 100 человек. Если каждый год населению будут продавать по 300 тысяч единиц гражданского оружия, то, согласно статистическим данным в 20020 году Россия выйдет на первое место в мире по количеству различного оружия, находящегося на руках населения, обогнав США. Сейчас по суммарному количеству оружия Россия находится на девятом месте в мире. Из всего мирового огнестрельного оружия 225 млн. единиц находится на вооружении армии и сил правопорядка, а 650 млн. – в руках частных владельцев. При этом лишь 12% оружия официально зарегистрировано.

Хочется спросить у автора статьи, а кто и как контролирует все это оружие?

Из материалов в СМИ следует, что только за 9 месяцев 2007 года из незаконного оборота изъято более 1,6 тыс. единиц различного огнестрельного оружия, почти 8,5 тыс. боеприпасов взрывного действия, более полумиллиона патронов, 1,4 тонны взрывчатых веществ, 127 взрывных устройств.

Только 2-4 октября 2007 года из незаконного оборота изъято 474 пистолета, 381 винтовка, 25 автоматов, 9 гранатометов, 8 пулеметов, свыше 174 тыс. патронов различного калибра, почти 287,5 кг взрывчатых веществ, 2 406 взрывных устройств, среди которых 1051 мина, 986 гранат, 236 снарядов и 5 самодельных взрывных устройств. Интересно, против кого был нацелен весь этот арсенал?

Опыт штатного комментатора многих СМИ, психолога-криминалиста Михаила Виноградова, составлявшего психологические портреты «битцевского» маньяка, поджигателя машин, определявшего психологическое состояние Земфиры по татуировке, позволяет ему точно установить, что в охране нормальных людей нет, как нет их в органах милиции и в армии. Да оно и понятно: профессиональная деформация, поневоле везде будешь видеть только отклонения. Психолог-криминалист М.Виноградов – не исключение.

Денис Куповский, швейцарский русский, забыл упомянуть о том, что западные руководители охранных предприятий с большим удовольствием принимают на работу русских секьюрити по одной простой причине – стоимость работы швейцарца от 4 до 8 тысяч евро, а русские работают от 2 до 4. Не знаем, стоят истуканами или изображают барменов и кассиров, «открывая огонь на поражение», - это вопросы технологии, но и в Европе так работают далеко не все, а спрос на россиян постоянно растет, так как ценится их профессионализм, преданность делу, обучаемость, умение принимать правильное решение в критической ситуации и неизбалованность.

А может быть, вся проблема не в журналисте, не умеющей анализировать и тупо, но литературно излагающей этот бред, а в чиновниках МВД, курирующих эту область и рассказывающих журналистам о своей нелегкой доле?

Может быть, все дело в российской «правящей элите», утратившей понимание служения Отечеству, поставившей перед собой единственную цель – набивание собственных карманов и не терпящей рядом с собой мыслящих и неангажированных журналистов, адвокатов, депутатов всех уровней? Все необходимо подвергать критическому сомнению. Именно об этом с горечью говорил вчера Президент Д.Медведев.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038