Рынок средств безопасности успешно развивается. Выставки и ярмарки технических средств и услуг в сфере безопасности, состоявшиеся в этом году во многих странах мира, неизменно подтверждают это вывод. Может быть, активное развитие технических средств обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества, минимизация участия человеческого фактора в этих процессах и заставили разработчиков новых законодательных и нормативных актов включить новые положения в Закон о негосударственной (частной) охранной деятельности?

Читая предлагаемые нормы, невольно приходишь к неутешительному выводу: узок круг этих людей, страшно далеки они от реалий отрасли и жизни.

Первое, что вызывает по меньшей мере недоумение, - это отнесение к видам охранной деятельности (ст.3 п.3 законопроекта №495510-4)объектов, где осуществляются работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, так как в единое целое объединено три самостоятельных вида деятельности имеющих различные лицензирующие органы. Так, проектирование слаботочных систем при строительстве, ремонте и реконструкции общественных объектов и монтаж этих систем лицензируются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а вопросы эксплуатации и использования ТСО для нужд охраны могут рассматриваться в рамках профильного законодательства. Все вопросы противопожарной профилактике, а именно к ним относятся системы предупреждения и тушения пожаров, отнесены в ведение МЧС. При этом выполнение всех этих работ тесным образом увязано с охраной объекта, следовательно, на других объектах проводить проектные, монтажные и эксплуатационные работы ЧОПы уже не будут иметь права. В этой связи не понятно, что лицензируется с учетом дополнительных требований МВД? Какое правовое значение будет иметь эта лицензия и кто будет отвечать за последствия, возможность наступления которых не гарантирована никем? Например, пожар на объекте, где была спроектирована, смонтирована и обслуживалась пожарная сигнализация по лицензии ДООП МВД.

Поэтому важно правильно понять сущность и назначение разрабатываемого перечня видов технических средств охраны и правил их использования в частной охранной деятельности.

Согласно действующим нормативным документам «техническое средство охраны - конструктивно законченное, выполняющее самостоятельные функции устройство, входящее в состав систем охранной, тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта».

Сразу отмечаем, что на сегодняшний день в нормативно-правовых актах термин «виды технических средств охраны» не используется и является не определенным с точки зрения терминологии. По мнению одного из разработчиков данного документа полковника милиции О.Климочкина, перечень видов технических средств охраны, используемых в частной охранной деятельности, будет следующим:

а) сертифицированные в установленном порядке средства аудиовидеонаблюдения отечественного и иностранного производства;

б) сертифицированные в установленном порядке технические средства охранной сигнализации, в том числе охранно-пожарной сигнализации, отечественного и иностранного производства;

в) сертифицированные в установленном порядке сигнальные охранные устройства, снаряженные красящими веществами, разрешенными к применению компетентным федеральным органом исполнительной власти.

В этой связи необходимо заметить, что в ближайшее время планируется заменить обязательную сертификацию уведомлением о качестве продукции, поэтому все три новеллы выглядят по меньшей мере как отмирающий анахронизм.

С точки зрения нормотворчества будет правильно уже сегодня использовать категории и определения, внесенные в проект закона «О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества», определяющего технические средства обеспечения противокриминальной защиты, которые могут быть объединены в системы, предназначенные для обеспечения криминальной безопасности объектов и имущества (объектов защиты):

1) средства инженерно-технической укрепленности;

2) системы охранной сигнализации:

·        средства обнаружения проникновения – автоматические и неавтоматические (тревожная сигнализация) охранные извещатели;

·        средства сбора и обработки информации – приборы приемно-контрольные, блоки, устройства и модули в составе комплексных (интегрированных) систем;

·        системы передачи извещений;

·        пульты централизованного наблюдения;

3) системы контроля и управления доступом;

4) системы охранного телевидения и телевизионные системы видеонаблюдения;

5) системы оповещения о тревоге;

6) системы оперативной связи;

7) системы досмотра;

8) средства и системы защиты от краж отдельных предметов;

9) системы охраны и мониторинга транспортных средств;

10) другие технические средства и системы, которые могут использоваться в целях настоящего Федерального закона.

Этот перечень технических средств является наиболее полным и соответствует заявленным требованиям невключения конкретных моделей и производителей, наоборот, он открыт и в него могут входить как существующие образцы, так и перспективные разработки, которые появились уже на рынке или могут появиться в ближайшее время. Наиболее перспективными охранными системами являются: системы охранного телевидения, биометрические системы контроля, детекторы взрывчатых веществ, металлодетекторы, детекторы радиоактивных материалов, комплексные системы сигнализации, многоканальные системы передачи сигналов. В ближайшее время ожидается появление анализаторов звука и плотности жидкостей, в более отдаленной перспективе - биоанализаторов и средств защиты, созданных на основе нанотехнологий. Еще недавно установленные в общественных местах системы идентификации человека по отпечаткам пальцев, радужной оболочке глаза, голосу или внешности представлялись чем-то фантастическим и даже зловещим — символом наступающего тоталитарного будущего. Сегодня это будничная реальность, которая никого не пугает, в том числе и в России.

Не менее важными и более спорным выглядят разработанные правила использования технических средстввидео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, иных технических устройств. Читаем  примерный вариант правил:

«Не допускается использование в частной охранной и детективной деятельности технических средств:

- не прошедших в установленном порядке сертификацию для использования в Российской Федерации;

- в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц в целях сбора, использования или распространения конфиденциальной информации о физическом или юридическом лице без его согласия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- включенных в Перечень специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996г. №770.

Мы уже упоминали о том, что касается сертификации, но и требование об обязательном письменном согласии на проведение видеозаписи и фотосъемки выглядит не совсем понятно. Что может означать обязательное требование получения письменного согласия от всех должностных или частных лиц на проведение видеозаписи в служебном помещении? Если в отношении должностных лиц этот пункт может быть включен в трудовой договор, то частные лица, посещающие офис туристической компании или массажный салон, например, как они должны подтверждать свое согласие?

Нормотворцы предупреждают нас о том, что использование частными охранными предприятиями и детективами технических средств, предназначенных для негласного получения информации, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законодательством. И эти вопросы будут проверяться при осуществлении органами внутренних дел мероприятий по контролю, наряду с материалами видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки проверке подлежат сами технические средства, используемые при оказании охранных услуг. При этом юридически не прояснено, какое оборудование может быть отнесено к негласному получению информации. Вспоминается случай, когда было возбуждено уголовное дело за вмонтированную в дверной глазок видеокамеру. Сегодня подобное оборудование можно приобрести в любом киоске, но кто скажет, к какому оборудованию оно может быть отнесено?

Также планируется включение норм, которые будут обязывать частные охранные предприятия, использующие технические средства видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, сохранять видео- или аудиозаписи в течение определенного времени в случаях, если в обзор такой аппаратуры будут попадать места общественного пользования, расположенные рядом с объектом охраны либо внутри него.

Постараемся более подробно рассмотреть данный вопрос. Первым, что подлежит рассмотрению, - определение мест общественного пользования. В нормативно-правовом обороте под местами общественного пользования понимаются «крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие железной дороге и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, багажа, грузобагажа» (ст.3 Федерального закона от 8.01.1998г. №2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации»). В общественном сознании это прежде всего лестницы, коридоры, туалетные комнаты.

Что имели в виду авторы новых норм, нам понять трудно. Поэтому исчезает необходимость хранения любой информации, кроме отснятой в сортире.

А если применить данную норму, то на каждом объекте охраны необходимо создавать дополнительные мощности для обеспечения сохранности материалов. Если используется аналоговый видеорегистратор, то хранению подлежат как минимум 93 видеокассеты. Если осуществляется хранение цифровой информации, то встает проблема: или устанавливать дополнительный сервер, или значительно снизить качество записываемого и хранимого материала, что в итоге приведет к бессмысленности всей затеи, так как воспользоваться картинкой в оперативной работе, а тем более доказать в суде факт совершаемого действия, будет невозможно.

Не менее важным остается вопрос подготовки технических специалистов для ЧОПов. Сегодня Учебно-методологический экспертный центр (УМЭЦ) ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России проводит занятия по курсу «Проектирование, монтаж и эксплуатация технических средств охраны, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, систем дымоудаления, молниезащиты, оповещения и эвакуации при пожаре» - 108 учебных часов за 12 календарных дней с выдачей свидетельства о повышении квалификации. Нам представляется, что это именно тот курс переподготовки специалистов, который в полном объеме может удовлетворить первичную потребность НСБ в кадрах, однако учебно-материальная база НИЦ «Охрана» не позволяет одновременно провести переподготовку большого количества специалистов. Выход может быть только один – активное использование системы дистанционного обучения с итоговой аттестацией непосредственно в центре.

Для устранения перекосов и несуразиц в разрабатываемых нормативных актах по вопросам использования технических средств охраны представляется целесообразным привести их содержанием в полное соответствие с общепринятым в законодательстве и нормотворчестве понятийным аппаратом. Предлагается разработчикам отказаться от включения в документы собственных суждений и пожеланий, согласовав каждое предложение с техническими специалистами и представителями негосударственных структур безопасности, активно использующих в работе данные средства.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038