Первое, на что хотелось бы обратить внимание, - это требование к соискателю лицензии о соответствии руководителей, специалистов, служащих и иных работников лицензиата требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим негосударственную (частную) охранную деятельность, содержащимся в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утвержденном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Все наши попытки найти в квалификационном справочнике вводимые специальности оказались безуспешными. Но нам удалось выяснить, что в ОКПДТРприсутствуют должности, сходные с вводимыми, например инструктор-методист по техническим и военно-прикладным видам спорта, инструктор по организации службы отряда военизированной, пожарной и сторожевой охраны, инструктор по основной деятельности, инструктор учебно-тренировочного пункта, инспектор по учебной, воспитательной, методической работе, производственному обучению и начальной военной подготовке, инженер средств радио и телевидения. Может быть, не стоит изобретать велосипед, а следует называть вводимые должности в соответствии с существующим перечнем? Ведь квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. С другой стороны, при необходимости обязанности, свойственные определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

И самое интересное – это то, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Получается, что можно совместить должности юриста и юрисконсульта, тем более что в справочнике нет должности юриста, а функциональные характеристики указанных должностей близки. Возможно ли совмещение и совместительство по остальным штатным единицам, ведь содержать специалиста на каждой должности достаточно затратно, тем более если предприятие не сможет обеспечить квалифицированному сотруднику полную нагрузку?

Сложнее обстоят дела с должностями технического специалиста по техническим средствам охраны, инструкторов по подготовке персонала по обеспечению антитеррористической защиты и и обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий. Мы попытались определить квалификацию специалистов по названным направлениям из имеющегося у нас штата сотрудников. В отношении технического специалиста по ТСО рассмотрим инженера-радиотехника по эксплуатации радиоприемных и радиопередающих устройств. Кто может ответить на вопрос: достаточна ли его квалификация? Один скажет: «Более чем», а другой ответит, что это разные области знаний.

Главной кузницей кадров для вневедомственной охраны по всем этим специальностям является Воронежский институт МВД РФ, который готовит специалистов по направлениям: юриспруденция, правоохранительная деятельность, информационная безопасность телекоммуникационных систем, радиотехника, защищенные каналы связи. Очевидно, нашей специализации соответствует специальность «Радиотехника», следовательно, каждый специалист, обладающий аналогичным дипломом, может претендовать на эту вакансию. Отметим, что Воронежский институт ежегодно выпускает всего 100 человек по интересующей нас специальности, а в базах московских бюро по трудоустройству мы не нашли ни одного резюме кандидата, претендующего на данную позицию. Можно предположить, что введением этой специальности (как обязательной для 2 тысяч московских ЧОПов) МВД сразу не только создаст ажиотаж на рынке труда, но и значительно усложнит деятельность охранных предприятий.

Кто может претендовать на должности инструкторов по антитеррористической защите и обеспечению порядка в местах массовых мероприятий? Всем нам хорошо известны отношения среди людей, претендующих на звание специалистов по данным направлениям. Коротко эти отношения можно охарактеризовать так: сколько спецов столько и мнений, при этом одна группа не признает методики и практику второй и все они вместе выступают против третьей. В частных охранных организациях работает большое количество людей, прошедших специальную подготовку в различных подразделениях, в том числе и в знаменитом подразделении антитеррора «Альфа», но все эти сотрудники не имеют официальных документов, подтверждающих их уровень специальной подготовки, а следовательно, не могут рассматриваться кандидатами на эти должности.

Что делать, спросите вы. Готовить специалистов по данным специальностям. Где и как? Открываем приказ МВД от 8 апреля 2008г. №330 и узнаем для себя, что не предусматривается подготовка данных специалистов, а следовательно, нет и единых критериев их профессионального мастерства. Практически каждый может именовать себя спецом, прослужив в правоохранительных органах или иных подразделениях 2 года. А согласится ли с такой постановкой инспектор ЛРР при проверке предприятия? Наши обращения к инспекторскому составу показывают, что они в большей мере доверяют руководящим документам, в которых с достаточной долей ясности прописаны требования, чем логике при рассмотрении любого вопроса. Поэтому «полупрозрачные» положения директивы или постановления будут для них необязательными.

Еще на одну новацию хотелось бы обратить ваше внимание, а именно: на пункты «в», «г», «е» Общих условий лицензирования:

 в) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции и контроль за их исполнением, соответствующей квалификации и специальной подготовки;

г) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции и контроль за их исполнением, удостоверения частного охранника и личной карточки охранника;

е) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции или контроль за их организацией, форменной спецодежды (Выделено авт.).

Кто может сказать, как поведет себя инспектор ЛРР при проверке ЧОПа, если выяснится, что главный бухгалтер не имеет удостоверения личности частного охранника и форменной спецодежды, а генеральный директор встретит его на пороге предприятия не в униформе с бейджиком на груди?

Мы бы на его месте стали готовить документы на приостановление действия лицензии, так как согласно Общим условиям лицензирования и директор, и главный бухгалтер, и юрисконсульт осуществляют различные виды контроля за исполнением и организацией охранной деятельности, а в некоторых случаях принимают активное в ней участие на различных стадиях работы.

Генеральный директор руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Главный бухгалтер организует работу и контролирует исполнение по постановке и ведению бухгалтерского учета организации. Аналогичные требования по контролю за организацией и деятельностью персонала можно обнаружить и у кадровика, и у иных специалистов. Следовательно, весь технический персонал ЧОПа должен иметь в кармане удостоверение частного охранника и находиться на работе в форменной спецодежде.

Может быть, следует отделить тех, кто непосредственно оказывает охранные услуги, от тех, кто является техническими исполнителями (даже если их профессиональная деятельность связана с контролем за работой охранников), или четко прописать, кто должен иметь удостоверение и форменную спецодежду?

 

Незаметно мы подошли к контрольным мероприятиям, или, иными словами, к тем самым проверкам, которые выдают на гора тысячи правонарушений, и в том числе замечания по хранению и использованию оружия.

Мы уже выяснили, что «обеспечение доступа должностных лиц лицензирующего органа в ходе проведения ими проверочных мероприятий в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации» является обязанностью директора ЧОПа, поэтому все документы должны быть перенесены из бухгалтерии и кассы в другое помещение. Например, кассовая книга, в которой отражается приход-расход наличных средств, должна храниться в кассе. Но как быть, если инспектор захочет на нее взглянуть, а кассир, согласно инструкции ЦБ, его в кассу не допустит?

Может быть, надо проводить первую проверку в течение первых трех месяцев со дня открытия предприятия? А то некоторые политики считают, что малые и средние предприятия не стоит вообще проверять первые три года с момента начала деятельности, – это явная ошибка. Неважно, что при оформлении, переоформлении, продлении лицензии предприятие проверяют, необходимо еще глубоко и всесторонне проверить соблюдение охранным предприятием лицензионных условий и требований непосредственно в офисе организации и на охраняемых объектах. А дальше что и как проверять? Все просто - как инспектор решит, так на практике и будет. Нет порядка уведомления, проведения, оформления результатов в рассматриваемых документах.

Премьер-министр В.Путин недавно подчеркнул, что плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в три года на основании предоставленных документов и без посещения предприятия. В то же время внеплановый контроль может проводиться только в тех случаях, когда деятельность предприятия угрожает жизни людей и окружающей среде, и только с согласия прокурора. Говорил он и том, что должны значительно сократиться и внепроцессуальные права милиционеров, которые, согласно внутриведомственным актам МВД, могли проводить собственные проверки на предприятии и изымать неограниченное число документов. Сегодня это касается в основном малых и средних предприятий, но мы надеемся, что в результате усиливающейся борьбы с коррупцией и мздоимством среди чиновников это станет общепринятой практикой.

Премьер сказал и о замене лицензирования страховой ответственностью, например на транспорте. По его мнению, такая практика неплохо себя зарекомендовала в туристическом бизнесе. Может быть, стоит рассмотреть в качестве пробного шага страхование ответственности сторожевых подразделений, которые скоро начнут, по нашим предположениям, активно появляться на охранном рынке в связи с ужесточением лицензирования и контроля со стороны МВД за частной охраной.

 

Подводя итог, можно с большой долей уверенности сказать, что предлагаемые меры не согласуются с действующими нормативами и сложившейся практикой, их введение потребует дополнительных затрат на разработку и внесение в Общероссийские классификаторы новых должностей рабочих и служащих.

Планируемые меры по ужесточению лицензионных требований имеют явно неправовые дефиниции, так, например, документ предполагает введение практики двойного лицензирования, когда получение разрешения на один вид деятельности требует дополнительных разрешений по ее составляющим, при этом вводятся «непрозрачные» требования, одним из которых является должная репутация на рынке.

Репутация и отсутствие грубых нарушений в течение года – далеко не идентичные понятия. И нормативно отразить репутацию невозможно по причине исключительной субъективности критерия.

Не прописаны и сами нарушения, которые можно отнести к грубым, порядок их установления и документирования. Обеспечение круглосуточного контроля за охранниками – требование ненормативного характера. Не понятно, какие конкретно мероприятия по контролю должны осуществляться для выполнения требований. Уровень подготовки персонала определяется на сегодняшний день наличием удостоверения частного охранника и разрешения РСЛа. Других критериев нет, поэтому вводить в обиход не подкрепленные нормативно понятия по меньшей мере нецелесообразно. Предложенный порядок лицензирования не предполагает прозрачности, включается коррупционный механизм, основанный на субъективном подходе при выполнении государственных функций контроля. Это, на наш взгляд, недопустимо.

В следующем материале мы постараемся рассмотреть вопросы правового регулирования использования технических средств на негосударственных предприятиях охраны.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038