«Через двадцать лет вы будете больше сожалеть

о несделанном, чем о сделанном».

Марк Твен

 

Бизнес в России, хотя и подчинен власти, но выстроен таким способом, по сути своей часто является неупорядоченным. Поэтому приходится делать для себя заметки: на что обратить внимание, что не сделано, как организовать работу, а следовательно, и свою жизнь. Можно ли жить и работать в неупорядоченном мире? Наверное, можно. Но нам хочется порядка и организованности. Законы, правила, постановления, словом, все то, что именуется нормативно-правовой базой государства, служит для решения этой проблемы.

Профильные СМИ порадовали охранное сообщества новым (или старым) откровением Лицензионно-разрешительного управления ДООП МВД России под интригующим названием «Комментарии по положениям нормативных правовых актов, разрабатываемых в развитие проекта федерального закона».

У читателя может сложиться мнение, что нормативно-правовые акты уже приняты, а нормотворцы решили их еще и прокомментировать, т.е. раскрыть и дополнить ссылками на другие действующие нормы и правила. Впечатление, что на обозрение будет представлен документ (полностью подготовленная нормативная база), раскрывающий все положения законопроекта, не соответствует действительности. На самом деле это не более чем подробный пересказ некоторых положений, которые не только не вписываются в существующий нормопорядок, но противоречат сами себе.

Коллеги могут обвинить меня в излишней придирчивости и нежелании принимать на веру предлагаемые документы. Да и сам я неоднократно задумывался: зачем подвергаю сомнению каждую норму, каждый словесный пассаж? Но разработчики неоднократно заявляли, что это минимальные требования, которые уже применяются на практике.

Не могу успокоиться по двум основным причинам: с одной стороны, в памяти еще свежо воспоминание о недавнем прошлом охранного бизнеса, когда на очередное требование сверху «усилить и привлечь» инспекторский состав просто вздрогнул.

Что можно усилить и за что привлечь, если все уже проверено, перепроверено. Чистотой стволов и толщиной прута в КХО сегодня уже никого не достанешь, руководители ЧОПов научились не только проходить проверки, но и активно защищать свои права в суде в случаях неправомерных претензий в ходе проверок их деятельности.

Счастье пришло, откуда его никто не ждал. При очередном глубинном погружении в приказ МВД РФ от 12 апреля 1999г. №288 некий ушлый инспектор обнаружил пассаж в п.153 раздела «Порядок проведения инвентаризации оружия и патронов юридическими лицами», который звучал как мелодия набата: «В проверенные сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и укупорки комиссией вкладываются ярлычки, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки».

Ярлычок - это не просто бумажка, а документальное подтверждение проведенной инвентаризации. Вот и будем смотреть: а есть ли он в каждом сейфе, ящике, укупорке КХО проверяемого ЧОПа?

Следует заметить, что практика вкладывать ярлыки в проверенные единицы хранения применяется давно, и не только у оружейников при проведении сверок и инвентаризаций крупных складов, хранилищ, где проверочные мероприятия проходят не один день. Комиссия делает свои метки на уже проверенных упаковках и стеллажах, чтобы не возвращаться к ним и не проверять одну упаковку дважды. Но в КХО с одним-двумя сейфами внутри, которые проверяются при инвентаризации в течение пары часов, ярлыковая методика как-то не приживалась. Никто не обратил внимание на то, что ярлыки теряют свое смысловое значение, как только подписывается итоговый документ – акт инвентаризации.

Семь лет - с 1999 по 2006 год - никто никогда не вспоминал об этом. Но времена меняются и на команды «Усилить», «Вскрыть» и «Наказать» инспекторский состав ответил дружным «Есть».

По всей Руси пошли гулять проверки наличия ярлыков. Трудно сказать, сколько протоколов и актов было составлено по этой теме, но совсем недавно это была самая актуальная из проверок ЧОПа. Нам не известно, какой процент «ярлыковых» недостатков в 40-50 (по разным источникам) нарушениях в деятельности негосударственных охранных организаций, которые недавно выступали основным аргументом при лишении этих предприятий права владения оружием.

Недостатки вскрывались и устранялись в строго установленные сроки. Да, внимательный читатель, устранялись без всяких дополнительных инвентаризаций - простым вложением бумажек в сейфы КХО. А что руководители ЛРУ, как они отнеслись к этому факту?

Как и должно было быть. Формальный недостаток, формальное устранение, тут главное результат - резко возросло количество вскрытых недостатков в хранении оружия, выполнен план по административным правонарушениям. Были в этом соревновании и передовики – те, кто успел в кратчайшие сроки окучить максимальное количество предприятий. Были и отстающие, так как охранное сообщество быстро отреагировало на ситуацию и во всех шкафах и сейфах появились ярлычки.

Я согласен с опасениями заместителя начальника Департамента охраны общественного порядка - начальника Лицензионно-разрешительного управления МВД России генерал-майора милиции Л. Веденова, который откровенно заявил в интервью обозревателю ИТАР-ТАСС: «Знаете, любой законопроект, усиливающий контроль в любой сфере, может быть назван коррупционным, так как он вводит дополнительные ограничения и полномочия для проверяющих органов. Но если документ прозрачен по сути, если все нормы четко прописаны, то о какой коррупционной составляющей может идти речь? Она появляется там, где есть некая недосказанность, двоякость толкования, подводные камни, а здесь все четко и прозрачно». Совершенно согласен: все нормы должны быть прозрачны, иметь единое понимание и толкование, не давать возможности и исполнителю, и проверяющему злоупотреблять своим положением.

И последний аргумент, который не дает мне покоя, - это выход негосударственной охранной деятельности из единого правового поля и формирование по сути новой отрасли права. Полагаю, нет необходимости напоминать читателю, что отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно новый вид общественных отношений (так, нормы права, регулирующие финансовые отношения, составляют отрасль финансового права). Важным признаком для выделения отрасли права является наличие у нее специфического метода правового регулирования. В зависимости от предмета и метода правового регулирования сегодня складывается отрасль, которую можно условно назвать «охранное право».

И в этом формируемом правовом поле должны присутствовать как минимум две вещи: описание сложившихся норм, правил и традиций и прогнозирование возможной правоприменительной практики и последствий для государства и общества в результате ее внедрения. А ведь частная охранная деятельность - это элемент, затрагивающий вопрос национальной безопасности. Не секрет, что ЧОПы осуществляют охрану объектов военно-промышленного комплекса, энергетики, муниципальных учреждений. И все это накладывает свой отпечаток на необходимость более детальной проработки нормативных актов для исключения возможных негативных последствий для государства и общества.

Постараемся рассмотреть предлагаемые нормы по группам и разделам, как они изложены в упомянутом мной комментарии.

Одними из важнейших являются лицензионные требования, так как они не только выводят отрасль из действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», но и привносят достаточно много элементов новизны, которые не описаны в действующем законодательстве. Поэтому они должны пройти как минимум общественную экспертизу, а как максимум – быть апробированы в локальных условиях.

У нас нет возможности провести анализ общих требований, изложенных в предлагаемом законопроекте, так как нет подготовленного ко второму чтению текста. Основное внимание уделим дополнительным требованиям, которые и составляют сущность нормативов, закрепляемых постановлением правительства.

Общими условиями осуществления охранной деятельности являются:

а) заключение письменного договора с каждым клиентом на оказание услуг, предусмотренных ст.3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; договор должен быть оформлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и ст.9 указанного закона;

б) предварительное уведомление лицензиатом органов внутренних дел о начале и окончании оказания охранных услуг в письменной форме в порядке, предусмотренном п.9 настоящего Положения;

в) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции и контроль за их исполнением, соответствующей квалификации и специальной подготовки;

г) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции и контроль за их исполнением, удостоверения частного охранника и личной карточки охранника;

д) соответствие руководителей, специалистов, служащих и иных работников лицензиата требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим негосударственную (частную) охранную деятельность, содержащимся в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, и утвержденном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

е) уведомление лицензиатом в письменной форме органов внутренних дел по месту нахождения учетного дела в случае изменения состава учредителей, замены руководителя охранной организации, изменения места нахождения охранной организации;

ж) соблюдение лицензиатом и его работниками требований, регламентирующих охранную деятельность, а также оборот оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации;

з) обеспечение доступа должностных лиц лицензирующего органа в ходе проведения ими проверочных мероприятий в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации;

и) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции или контроль за их организацией, форменной спецодежды.

 

Одной из главных новаций в лицензировании является то, что лицензируется не вид деятельности как цельная составляющая, а происходит дробление на виды услуг, каждый из которых имеет свои лицензионные требования и ограничения.

Для простоты рассмотрения этого вопроса составим типовое штатное расписание ЧОПа (по минимуму штатных единиц), имеющего сегодня лицензию и оказывающего весь спектр услуг.

Естественно, взяты не все разделы штатного расписания, а только те, которые позволяют нам проследить динамику изменений.

 

Структурное подразделение

Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации

Кол-во штатных единиц

Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.

Наименование

Код

Управление

20560

Генеральный директор предприятия

1

 

 

 

Заместитель генерального директора

1

 

 

20656

Главный бухгалтер

1

 

 

 

Бухгалтер

2

 

 

 

Зам. по работе с персоналом (психолог)

1

 

 

22956

Инспектор по кадрам

1

 

 

 

Специалист по ТСО

1

 

 

27931

Юрисконсульт

1

 

 

 

Юрист

1

 

 

 

Инструктор по подготовке персонала («массовик»)

1

 

 

 

Инструктор по подготовке персонала («антитеррор»)

1

 

 

22659 (22990)

Инженер (инспектор) по охране труда и ТБ

1

 

 

 

Инструктор по огневой подготовке

1

 

 

 

Секретарь

1

 

Дежурная часть

 

Руководитель деж. части

1

 

 

 

Дежурные

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдел охраны

25416

Охранники

20

 

 

 

 

 

 

 

Подведем краткий итог: для обеспечения работы 20 частных охранников потребуется 20 руководителей и специалистов. А в следующей статье рассмотрим более подробно, какие профессиональные требования предъявляются к этим специалистам, кто может занимать эти должности?

Продолжение следует.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038