Не все депутаты представляют реальные последствия принятия законопроекта и будущие проблемы. Что такое «профильное законодательство», никто не знает. У нас законодательство одно – российское. Я первый раз за свою практику слышу про профильное законодательство.

В прошлый раз, когда мы собирались в ТПП, я уже охарактеризовал основные положения предлагаемого законопроекта. Но мне кажется, что не все депутаты представляют реальные последствия его принятия и будущие проблемы. Постараюсь кратко сказать об основных недочетах в данном законопроекте. Прежде всего организационно-правовая форма – как для детективов, так и для охранников. Почему детектив может быть только индивидуальным предпринимателем, а охранные предприятия могут существовать как общества с ограниченной ответственностью, остается загадкой. Понятного объяснения этой норме я нигде не нашел. А ограничение выбора организационно-правовой формы предпринимательства нарушает требования ст. 34 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Согласно же п.1 ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица сами, по своему усмотрению, осуществляют принадлежащие им гражданские права. А в ч.2 ст.3 нормы гражданского права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу, чего мы в данном законопроекте, к сожалению, не наблюдаем. Особое внимание хочу обратить на обоснование суммы уставного капитала для охранных предприятий. В своей пояснительной записке разработчики указывают, что это, мол, гарантия прав заказчика. Хочу напомнить присутствующим, что уставный капитал – это денежная масса, сегодня внесенная в банк, а завтра деньги могут быть сняты и потрачены на любые нужды. И гарантии здесь никакой нет. Я думаю, что создание института страхования охранного бизнеса сможет дать в дальнейшем какие-либо гарантии.

В пояснительной записке не ясно, что такое «профильное законодательство». Что это такое, никто не знает. У нас законодательство одно – российское. Что такое профильное? Я первый раз за свою практику слышу.

Еще раз хочу обратить внимание присутствующих на отсутствие в законе норм саморегулирования. Данные нормы уже действуют более полугода и призваны обеспечить гарантии как исполнителя услуг (будь то детективное или охранное агентство), так и заказчика этих услуг. Надо устанавливать не «профильное законодательство», а профильный контроль за работой коллег, что наряду с государственным контролем будет более эффективной гарантией качества предоставляемых услуг.

Опыт зарубежных стран по формированию негосударственных структур безопасности не применяется, что может негативно повлиять в вопросе вступления России в ВТО. Как мы видим, вносятся существенные изменения в ныне действующий закон, что значительно ухудшает правовое положение как частных детективов, так и частных охранников. Данный акт грубо нарушает Конституцию Российской Федерации, в частности статью 55, в которой четко определено: «Перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». В ч.2 ст.55 сказано: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». И, наконец, в ч.3: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Данные положения ограничения прав и свобод не применимы в частной детективной и охранной деятельности. Более того, настоящий законопроект противоречит указу Президента России от 15 мая сего года «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», где предусмотрено заменить лицензирование и исключить внепроцессуальные проверки органами внутренних дел субъектов малого и среднего бизнеса. А во второй части данного указа выдвинуто требование о применении нормативных актов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует помнить, что нарушение норм действующего законодательства является основой для создания благоприятных условия для процветания коррупции, что не отвечает опять же требованиям указа президента.

Как человек, который в свое время был направлен в Узбекистан и два с половиной года там боролся с коррупцией, могу сказать: все начинается с нарушения законов. Потом это входит в привычку, нарушаются права и свободы и т.д. и т.п. И уже никакими постановлениями это не искоренить. На наш взгляд, настало время рассмотреть вопрос о снятии этого законопроекта со слушаний в Государственной Думе и направить его на доработку. А вместе с этим целесообразно было бы сформировать рабочую группу и разработать законы, отражающие нужды и чаяния всех структур индустрии безопасности. И разделить действующий закон на два: об охранной и о детективной деятельности, а то пока получается как в анекдоте: скрестили ужа с ежом, получился метр колючей проволоки. Только кому метр нужен, когда колючей проволоки нужны километры…

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038