Я буду говорить не только от имени Союза старателей, но и от имени тех предприятий, которые занимаются добычей золота, тем более что мы, старатели, почти 50 лет занимаемся этим. Сегодня Россия добывает примерно около ста пятидесяти тонн золота, это пятое- шестое место в мире. По добыче платины мы на втором месте. Несколько основных предприятий добывают около тысячи тонн серебра и 25% алмазов от общей мировой добычи алмазов. Алмазы добывает не только бывший «Якуталмаз», ныне «Алроса», но и другие предприятия, в основном на Крайнем Севере – север Якутии, Магаданская область, Чукотка и т.д. В этих местах практически нет людей, живущих там постоянно. Люди приезжают туда на работу для добычи: либо на сезон, либо на вахту. Сейчас 470 предприятий, которые добывают золото в России. Нет ни одного государственного предприятия – в основном акционерные общества, но есть и другие юридические образования.

Из них больше тонны золота добывают всего сорок предприятий, а 430 предприятий – это, как сейчас говорят, мелкий и средний бизнес с добычей там от нескольких и до 500 – 800 кг золота в год.

Численность людей, занятых добычей золота, примерно 70 тысяч человек. В свое время это были закрытые предприятия по добыче золота, и были они под охраной МВД с 1957 года. Раньше в главках существовал третий отдел, существовали ВОХРы, но потом, когда все это развалилось, традиционная система охраны тем не менее осталась. Заместители предприятий по режиму – это в основном бывшие работники правоохранительных органов. При советской власти боевое оружие выдавалось всем – и государственным предприятиям, и артелям.

Бывают ли случаи нападений при добыче золота? Ну, при советской власти трудно даже вспомнить, были ли случаи нападений. В прошлые годы у нас было два случая в Бодайбинском районе Иркутской области, а больше не было.

Было ли воровство золота? Да, было. И при советской власти, к сожалению, воровали, ну и сейчас продолжают воровать. При советской власти, по данным МВД, изымалось до 800 кг золота в год. Существующая система охраны добываемого золота сохранилась неизменной – охрана начинается уже непосредственно со съемки золота (если это речь идет о рассыпном золоте), продолжается на обогатительных фабриках - и так до золотоприемных касс. Затем сбор золота, сопровождение золота до сдачи фельдсвязи, которая доставляет добытое золото на аффинажные заводы, где его перерабатывают в слитки.

После того как вышел Закон «О драгметаллах и драгкамнях», в статье 29 которого сказано, что «все предприятия по добыче металлов должны создавать собственные охранные службы», были созданы собственные охранные службы, и они продолжали охранять добываемое золото и доставлять по назначению.

По новому законопроекту мы будем вынуждены реорганизовать охрану. Напомню вам, что там, в местах золотодобычи, живут лишь те люди, которые золото добывают. Живут они в общежитиях. В этом же общежитии живет и собственная охрана, которая предприятию обходится в 30 руб. в час. Но вот недавно мы встретились с руководством отдела вневедомственной охраны: «Стоимость одного часа охраны объекта одним сотрудником составляет 270 рублей в час». И в эти деньги не входит доставка сотрудника на место охраны, питание, проживание. Кроме того, на участке надо построить для них общежитие, завезти продовольствие, кормить, поить, каждый месяц вывозить в места их постоянного проживания... Получается, что горный мастер (т.к. он обязан присутствовать при съемке) берет ружье и идет вместе с представителем вневедомственной охраны для проверки и сопровождает дальше золото.

Заместитель по режиму и сохранности (бывший сотрудник МВД) сделал приблизительный расчет. Сейчас на 26 сотрудников приходится 780 тысяч рублей в месяц, или менее 9 400 000 рублей в год. Если вместо собственной охраны будут привлечены сотрудники вневедомственной охраны, их потребуется (по условиям договора) 105 охранников с ежемесячной оплатой услуг до 3 300 000 рублей.

На золото устанавливаются мировые цены, которые не зависят от расходов добывающего предприятия. Итак, получается, что предприятие теряет около 30 миллионов в год. Между тем по закону все предприятия по добыче драгметаллов и драгкамней относятся к предприятиям с особым уставом и задачами. К сожалению, в постановлении правительства было написано, что касается это только предприятий с государственной формой собственности. Но сейчас государственных предприятий по добыче уже нет. Поэтому получается, что предприятий с особым уставом и задачами по добыче драгметаллов и драгкамней тоже не существует. Для нас очень важно, чтобы существующая система охраны добывания драгметаллов и драгкамней осталась в том виде, в котором она есть. Я понимаю, что слова «служба безопасности» у многих вызывают отрицательную реакцию, дело-то в сути, а не в словах. Очень важно, чтобы были сохранены должности заместителей по режиму и сохранности и чтобы те охранные предприятия, которые сегодня уже созданы, остались и завтра, причем подчинялись заместителю по режиму и сохранности. Я хочу вас уверить, что все находится под строжайшим контролем, все операции. И среди сотрудников охраны нет телохранителей, нет детективов, все находится под контролем профессионалов, которые прошли хорошую выучку в правоохранительных органах. Они никогда не подведут. И людей ненадежных никогда в охране при добыче золота, платины, серебра, алмазов не будет.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038