Третья мировая война уже началась. Но разворачивается она не между армиями за контроль территорий, а между компаниями за контроль над розничными рынками и потребителями товаров и услуг.

Мировой тенденцией стало перемещение стратегических интересов инвесторов сектора розничной торговли в страны с быстроразвивающейся экономикой и на потребительские рынки Азии, Центральной и Восточной Европы, а также России и стран СНГ.

Эти рынки демонстрируют рост покупательной способности населения и предлагают новые возможности для тех, кто использует преимущества глобальной стратегии логистики, готов к продвижению новых форматов торговли за пределами своей страны.

Согласно обзору, подготовленному одним из мировых лидеров аудиторских услуг компанией PricewaterhouseCoopers, «Мир в 2050 году», Россия будет занимать лидирующее положение среди семи крупнейших стран с быстроразвивающейся экономикой по показателю прогнозируемого уровня доходов на душу населения.

Уже сегодня по мировым рейтингам Россия - самая большая страна в мире, занимающая 2-е место по экспорту нефти – 7 млн. барр/день, 2-е место по протяженности железнодорожной сети (85 тыс. км), 3-е место по объемам золотовалютного резерва - 466,2 млрд. долл. США (по состоянию на 29 декабря 2007г.), 9-е место по индексу уверенности ПИИ (A.T. Kearney), 46-е место по индексу доступности FedEx (открытость торговли). Оборот российской розничной торговли также продемонстрировал устойчивые темпы роста. За последние пять лет его реальный рост существенно превысил реальный рост ВВП. В 2006 году общий оборот розничной торговли оценивался Федеральной службой государственной статистики в 317 млрд. долларов США, а в 2007 году – в 404 млрд. PricewaterhouseCoopers провела первое исследование российского рынка розничной торговли «Ритейл сегодня и завтра».

В России рост отмечен по всем сегментам торговли - от торговли по сниженным ценам до сегмента торговли предметами роскоши. Сегодня существует возможность для занятия ниши современных форматов розничной торговли и брендов, а также огромный потенциал роста, но компании сталкиваются с целым рядом проблем.

Внешние факторы, влияющие на развитие российского рынка торговли

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются игроки на российском рынке розничной торговли, участники опроса отметили бюрократические сложности (77%), растущую конкуренцию (55%) и барьеры, связанные с инфраструктурой (45%).

Административные барьеры

Отмечены следующие административные барьеры, которые оказывают и будут оказывать отрицательное влияние на рынок:

- чрезмерное количество разрешительных документов и бюрократический произвол в их утверждении и получении разрешений;

- региональная дифференциация административных органов. Имея определенную свободу, региональные органы устанавливают различные правила и рекомендации, которые ставят дополнительные барьеры в развитии торговли. Вместо единого российского рынка созданы 89 рынков с различными нормами регулирования. Это представляет самый большой риск для динамично развивающихся компаний, идущих в регионы страны.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», подготовленный Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой не разрешает данных противоречий, а в некоторых случаях и усугубляет их. Почти весь 2007 год прошел в дискуссиях и догадках относительно концепций данного закона, но понимания среди чиновников и бизнеса так и не достигнуто.

Конкурентная борьба

Как ни парадоксально, одним из отрицательных факторов для розничной торговли стал рост конкуренции.

Конкуренция ведется по трем основным направлениям:

- борьба за покупателей;

- борьба за лучшее местоположение и торговые площади, которая является результатом дефицита торговых площадей;

- борьба за персонал, нехватка квалифицированного и неквалифицированного персонала из-за несоответствия темпов роста рынка труда развитию торгового бизнеса, особенно в регионах. Все участники рынка отмечают существование острой проблемы дефицита кадров руководителей высшего и среднего звена и высокий уровень ротации персонала в магазинах. Сегодня дефицит персонала только в Свердловской области составляет – 40–50 тыс. человек. Общее число вакансий для продавцов в Петербурге достигает 1,5-2 тысяч, однако наиболее емкий сегмент рынка труда в сфере розничной торговли - крупные сетевые предприятия, на которые приходится до 60% свободных рабочих мест. Масштаб проблемы кадрового дефицита по массовым профессиям растет в регионах с каждым годом. И сегодня представители власти и бизнеса стремятся к тому, чтобы совместно разрабатывать пути выхода из кризисной ситуации.

Российских руководителей торговых марок не пугает появление в будущем большого количества новых иностранных игроков. Если раньше у иностранцев были технологии, но не было опыта работы в России и знания особенностей российского рынка, а у россиян все было наоборот, то сегодня положение уравнялось. Сейчас розничные компании конкурируют между собой, невзирая на национальную принадлежность.

Наиболее популярными мерами конкурентной борьбы являются инвестиции в рекламу и расширение ассортимента.

Несмотря на то, что стратегия слияний и поглощений обеспечивает возможность быстрого роста и получение конкурентного преимущества, лишь ограниченное число участников опроса готовы применить ее в качестве основной стратегии (44%). Это вызвано такими негативными факторами, как завышенные цены на объекты приобретения (на что указывают 89% руководителей), проблемы, возникающие в период интеграции после проведения сделки, отсутствие финансовых ресурсов для приобретения (по 47%), а также отсутствие подходящих объектов на рынке (42%).

Инфраструктурные барьеры

Проблемы дефицита торговых площадей и роста цен на них в крупных городах стали особенно острыми. Все крупнейшие сети розничной торговли создают специальные отделы для решения этой проблемы. Не лучше обстоят дела с арендой складских помещений и терминалов. Многие решают проблему путем создания собственных дистрибьюторских центров. Ограниченная транспортная инфраструктура заставляет предприятия розничной торговли корректировать планы завоза товаров, искать новые логистические схемы работы, что не в полном объеме решает вопросы организации поставок и увеличивает сроки завоза товаров.

В настоящее время рынок розничной торговли сильно фрагментирован - на долю 5 ведущих компаний розничной торговли приходится всего лишь 5–6% доли рынка (для сравнения: в Великобритании четырем ведущим компаниям принадлежит 85% рынка). Компаниям необходимы специальные стратегии применительно к рыночной консолидации.

Внутренние факторы и бизнес-процессы.

Снижение издержек и повышение эффективности

Очевидно, что ориентация на оптимизацию затрат, увеличение запасов, повышение эффективности бизнес-процессов и развитие информационных технологий - это основополагающие пути развития российских торговых сетей. Большинство руководителей отмечают, что оптимизация затрат и управления запасами, а также повышение эффективности ИТ-процессов являются путями повышения рентабельности и улучшения конкурентного положения компании. 50% участников опроса считают, что существующие в их компаниях ИТ-системы отвечают текущим требованиям, а более половины опрошенных компаний планируют провести модернизацию ИТ-систем в 2008 и 2009 годах.

При этом решение вопросов оптимизации очень часто приводит к нарушению требований Закона.

Федеральная налоговая служба (ФНС) на состоявшейся коллегии подвела итоги работы за 2007 год и наметила приоритетные задачи налоговой службы на 2008 год. В зону повышенного внимания попали торговля, обрабатывающие производства и операции в сфере недвижимости. Причина — снижение налоговых поступлений от торговли в 2007г., сокрытие заработной платы. Именно в этих отраслях больше всего убыточных предприятий, несмотря на рост импорта, повсеместный бум строительства гипермаркетов, крупных торговых центров, развитие сетевых магазинов, говорится в сообщении на сайте ФНС.

Правоохранительными органами задержан В. Некрасов – владелец сети парфюмерно-косметических магазинов «Арбат-престиж». Бизнесмен подозревается в уклонении от уплаты налогов в 2005-2006 годах на общую сумму 49,5 млн. рублей.

К «Эльдорадо», крупнейшему российскому электронно-бытовому ритейлеру, предъявлены также налоговые претензии, размер которых, по разным оценкам, составляет от 8 до 15 миллиардов рублей.

Острой проблемой остается вопрос лояльности персонала. По результатам исследования, проведенного кадровым холдингом «АНКОР», 64-86% компаний России планируют в 2008 году увеличить численность сотрудников. Но в нашей стране не осталось родителей, которые мечтают о том, чтобы их дети стали работниками торговли. Эта сфера, считавшаяся престижной в советские времена, сейчас ассоциируется с низкой квалификацией и такой же низкой зарплатой. Все хозяйствующие субъекты озабочены проблемами комплектования своих предприятий квалифицированными, честными, ответственными и лояльными к фирме работниками.К сожалению, с нелояльностью персонала каждый работающий в бизнесе знаком не понаслышке. С фактами нанесения ущерба фирме, предприятию в различных формах нам приходится сталкиваться постоянно, и тенденции к росту количества и структурному изменению качества этого явления стали реальностью нашего времени. По данным исследования экономических преступлений, подготовленного компанией PricewaterhouseCoopers совместно с университетом Мартина Лютера (Германия) в 2007 году, жертвами экономических преступлений за последние два года стали 59% российских компаний — это выше, чем среднемировой показатель (43%). Причем, как подсчитали аналитики PwC, средний размер ежегодного ущерба, который отечественные компании несут из-за мошенников, впятеро выше среднемирового — $12,8 млн. против $2,4 млн.

Во всем мире главным мошенником является не рядовой работник, который вынес с комбината батон колбасы, или водитель, продавший бензин налево, а топ-менеджер.

Не так давно компания KPMG опубликовала обзор «Корпоративные мошенники: кто они?» (KPMG’s Profile of a Fraudster Survey 2007), в котором проанализировала 360 случаев злоупотреблений в Европе, Индии, Африке и на Ближнем Востоке. По версии KPMG, портрет среднестатистического «оборотня в галстуке» таков: мужчина в возрасте от 36 до 55 лет, если он не генеральный директор, то, скорее всего, возглавляет финансовый департамент. Он облегчает корпоративную кассу минимум на 1 млн. евро в год и «попадается» не раньше чем через три года с начала своей деятельности.

Аналитики KPMG пришли к неутешительным для акционеров выводам: 49% мошенничеств совершаются топ-менеджерами, еще 11% — членами совета директоров. Сотрудники среднего звена оказались виновны в 26% случаев, а низовой персонал — лишь в 14%. Причем высший руководитель обычно крадет в шесть раз больше, нежели менеджер среднего звена.

В России же, где вклад руководителей высшего ранга в общую картину корпоративных мошенничеств, по единогласному мнению экспертов, особенно велик, санкции по отношению к нарушителям сегодня еще более дипломатичны, чем за рубежом. Так, по данным исследования PricewaterhouseCoopers, у нас реже увольняют и заводят меньше уголовных дел. Кроме того, наши акционеры гораздо чаще, нежели их коллеги в других странах, ограничиваются отстранением злоумышленников от дел или просто вынесением выговоров. Самой популярной карательной мерой в России оказался перевод виновника на другое место работы (так поступили 80% российских компаний, опрошенных PwC, против 4% в мировой практике).

Таким образом, перспективы развития рынка торговли в России наряду с национальными особенностями в полной мере соответствуют мировым тенденциям.


При подготовке материалов использовались данные «PricewaterhouseCoopers».

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038