Материалы расширенного заседания Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты

 Идеальных ни законов, ни законопроектов не бывает, этот не является исключением, но самый главный вывод – законы и законопроекты, регулирующие частную охранную и сыскную деятельность, такие, какие мы позволяем принимать. Такие законопроекты появляются потому, что в нас не видят силу, вы пока еще не можете влиять на формирование, принятие законов...

Слушать выступление>>>

Смотреть видео>>>

 Валерий Иннокентьевич ШЕСТАКОВ, профессор, эксперт Комитета Государственной Думы по безопасности.

– Вот уже более полугода, как мы ругаем этот законопроект, но идеальных ни законов, ни законопроектов не бывает, этот не является исключением, но самый главный вывод, который я сделал - законы и законопроекты, регулирующие частную охранную и сыскную деятельность, такие, какие вы позволяете принимать. Такие законопроекты появляются потому, что в вас не видят силу, вы пока еще не можете влиять на формирование, принятие законов, а это будет возможно, когда будет мощная, солидная организация, которая бы обоснованно выдвигала свои предложения против, готовила бы сама законопроекты, и через соответствующие органы вносила их. Сегодня пока этого нет.

Но вернемся к нашему закону. Я не буду его долго ругать, но напомню вам, что название этого закона, и те изменения, которые он предлагает – это совершенствование государственного контроля. Естественно, кто будет возражать против этого? Нелепо было бы считать, что сегодня настолько идеальна и эффективна частная охрана и детективная деятельность, что она не требует совершенствования. Другими словами, у авторов этого законопроекта были благие намерения, но ими, как говорится, выстлана дорога в ад. Если мы посмотрим значительную часть положений этого законопроекта, то они, прежде всего, не соответствуют названию. Какое отношение имеет к совершенствованию государственного контроля такие его положения, как изменение форм собственности оружия?

По сути дела, второй раз наступаем на те же грабли, поскольку практика такая уже была ранее, лет 10 тому назад, она оказалась неэффективной, и мы вновь возвращаемся туда. То же самое с законом о лицензирование. Какой основной принцип этого закона? Установить единые требования к лицензированию, этот принцип нарушается, закон растаскивается по комнатам, квартирам и т.д. Какое отношение к совершенствованию госконтроля имеет выведение из юрисдикции закона о защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей?

Это базовый закон, который трогать вообще нельзя, потому что он сдержит основные, принципиальные положения, которые сегодня, когда правительство, президент ставят задачу защитить малый и средний бизнес, а мы этим законопроектом противоречим всем и всему. Или какое отношение к совершенствованию госконтроля имеет наличие высшего юридического образования у руководителя ЧОПа? Это дело учредителя, кого он поставит, да хоть бомжа. Потому что охранная деятельность – это не юридическая деятельность, там совершенно иное нужно образование. И целый ряд других положений, на которых я сегодня не хочу останавливаться, поскольку это завершающее выступление.

Второй вопрос – что делать? Ясно, что законопроект плохой, не соответствует сегодняшним реалиям, но что делать в этой ситуации? Во-первых, я думаю, что рабочая группа примет все меры к тому, чтобы как-то устранить недостатки, прежде всего, привести в соответствие с действующим законодательством, гражданским кодексом. Ликвидация филиалов, представительств, дочерних предприятий, никак не согласуется с гражданским кодексом, и никак не вытекает из особенностей охраны и сыскной деятельности, и не нужно ограничиваться рамками этого законопроекта. Мое видение относительно совершенствования частной охранной и сыскной деятельности, и что должно войти в этот законопроект? Прежде всего, сокращение числа проверок, и я бы начал, прежде всего, с периодических проверок. Внести в этот законопроект дополнительно норму о периодических проверках, поскольку польза от них сомнительная, а вред очевиден, ибо с помощью вот этих дурацких, извините, вопросов, только в палате №6 можно проверять какие-то знания. О каком совершенствовании контроля с помощью этих проверок можно вести речь? Может быть, хотя бы раз в 5 лет, когда они проходят переподготовку или повышение квалификации, убрать внеплановые проверки по жалобам. Что касается подготовки охранников, там тоже много коррупционных составляющих, и прежде всего, согласование программ. Прежде всего, запретить согласование программ в той форме, в которой оно существует.

Программа должны быть типовая, не должно быть подготовки частных охранников по казанской, рижской, воронежской программе и т.д., потому что люди тратят массу денег, из Владивостока сюда летают по несколько раз, чтобы согласовать эту программу. Она должна быть типовая, единая, и разослана везде или на сайте размещена. Пожалуйста.

Взяли эту программу, направили, проверили образовательные органы – и на этом все, потому что с каких пор это образовательная деятельность по подготовке частных охранников и детективов приравнивается к самой частной охранной и детективной деятельности? Посмотрите статью 20.16 «Кодекса об административных правонарушениях». Отсюда и значительный сегмент контроля за образовательной деятельностью осуществляет МВД. Какое это имеет отношение? Есть Министерство образования, пусть они готовят все программы, согласовывают их с МВД сами, чтобы не гражданин, соискатель лицензии ездил, согласовывал, не его это дело. Вы согласуйте, дайте ему программу, а дальше контролируйте. Проверяйте, чтобы не было фальшивых дипломов. Вот тогда и будет осуществляться проверка подготовки охранников, детективов, и не нужны будут вот эти периодические проверки. Я думаю, что есть смысл в ближайшее время поработать в этом направлении, и есть все основания для того, чтобы это все исправить. Спасибо за внимание.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038