Роль и место профессионального союза в обеспечении надежной социально-правовой защиты негосударственной сферы безопасности

Nostra victoria in concordia

(Наша победа в согласии. – Лат.)

Средства массовой информации в последнее время все чаще сообщают о том, что во Франции, в Италии, Германии и других странах Западной Европы проходят общенациональные забастовки транспортников, работников образовательной сферы и т.п. «Возбудился зарубежный пролетариат. Затевает классовые битвы…» – пишет в «Финансовых известиях» А.Лифшиц, предрекая, что волна забастовок и стачек скоро докатится и до России.

А ситуация в России по сравнению с высокой забастовочной активностью Запада в последнее время больше соответствует поговорке «тишь да гладь, да Божья благодать». Казалось бы, поводов бастовать у западных трудящихся гораздо меньше, чем у российских коллег. Россияне переживают сейчас не самые простые времена: наряду с экономическим ростом идет усиление государственного воздействия на бизнес. Чиновники пытаются регулировать трудовые и производственные отношения, используя все возможности для уменьшения трудовых и социальных льгот.

Так почему же не бастуют в России? Значит ли это, что права российских трудящихся в нашей стране защищены лучше, чем на Западе? Или же российские профсоюзы уклоняются от исполнения своих прямых обязанностей? Как ни парадоксально, ни то ни другое.

На расширенном заседании Госсовета 8 февраля этого года В.Путин назвал главные ориентиры развития страны до 2020 года: построение общества, которое задает высокие стандарты качества жизни, предоставляет всем равные возможности для реализации талантов и умений; развитие экономики инновационного типа и формирование широкого среднего класса. Выдвинутые положения должны стать основой качественно новой социально-политической обстановки в стране. Выступая на экономическом форуме в Красноярске, избранный Президент Российской Федерации Д.Медведев обозначил основные направления программы социального развития России. Он сказал, что «современной экономике должна соответствовать современная политика социального развития. Главным ее объектом должны стать не конкретные отрасли социальной сферы (мы это уже проходили), а каждый гражданин, каждая отдельная семья. …Сегодня нами накоплен такой потенциал для развития, что глупо и безнравственно было бы им не воспользоваться, потерять шанс на качественное улучшение ситуации в экономике, в технологиях, в уровне жизни наших граждан и сформировать общество, по-настоящему устойчивое к внешним потрясениям. Для этого у нас все есть, а главное, есть наша основная ценность - наши люди».

Развитие экономики, новые стандарты жизни страны выдвигают обоснованные требования к организации и осуществлению системных мер безопасности.

Одной из ключевых тенденций стала передача части правоохранительных функций от государства к коммерческим, специализированным предприятиям и структурам. Негосударственные структуры безопасности на деле становятся правоохранительными органами гражданского общества, формируя принципиально новые социальные отношения в этой сфере.

Передача функций обеспечения безопасности частным структурам позволяет государственным правоохранительным и силовым ведомствам сосредоточиться на превентивных мерах борьбы с терроризмом, организованной преступностью, на уголовном преследовании лиц, занимающихся контрабандой, незаконным оборотом оружия, наркотических веществ, порнобизнесом и т.д. Тем более что передача большинства функций по обеспечению безопасности граждан, предприятий и объектов частным структурам обусловлена прежде всего трезвым экономическим расчетом, что и признано во всем мире.

Согласно последним аналитическим данным на рынке негосударственного производства товаров и услуг безопасности задействовано более 1,5% трудоспособного населения страны. Численность сотрудников в секторе негосударственных услуг безопасности превысила списочный состав Вооруженных Сил Российской Федерации, а в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, – численность гарнизонов милиции.

В конце февраля состоялся расширенный пленум Профессионального союза сотрудников негосударственных структур безопасности и охраны, объединившего в своих рядах свыше 25 тысяч сотрудников негосударственных структур охранной и детективной деятельности, в основном из Москвы и Московской области.

Пленум не только подвел предварительные итоги деятельности за первый квартал, но и определил приоритетные задачи дальнейшего развития профсоюзных средств массовой информации: совершенствование печатных и электронных СМИ, их ориентации на потребности профессионального сообщества, освещение наиболее важных и наболевших вопросов. В деятельности профсоюза важнейшее место отведено взаимодействию государственных и частных структур безопасности, обеспечению правомерной защиты их интересов и законных требований работников, обеспечению социальных гарантии их деятельности.

За большие заслуги в развитии негосударственных структур безопасности были награждены общественными наградами: орденом «Польза, честь и слава» – Александр Ульянов, генеральный директор частного охранного предприятия. Руководители охранных предприятий Виктор Анкудинов, Алексей Власов, Виктор Каратонов, Анатолий Ругачев, Александр Тухачевский; менеджеры ЧОПов Сергей Желудков, Александр Кожухов, Николай Мишенков, Алексей Смирнов; оперативные дежурные Александр Алексеев, Игорь Полежаев; руководитель ГБР Иван Дорогих; адвокат Иван Нарожный и многие другие были награждены Грамотами Межрегионального профессионального объединения.

Информация об обсуждении в профсоюзных организациях законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» была заслушана собравшимися с особым вниманием. В ситуации острой необходимости выстраивания системы саморегулирования охранной деятельности, включая оперативный информационный обмен, разработку единых профессиональных стандартов и критериев, создание единой системы подготовки и переподготовки кадров, проявилась неспособность существующих общественных организаций обеспечить решение комплексных вопросов отрасли негосударственной безопасности. Получается, что нет пока в России объединения, способного сплотить вокруг себя профессиональное сообщество.

Может быть, поэтому сложилась такая ситуация: общественные лидеры говорят о большой и плодотворной работе по обсуждению законопроекта, а не видно широкого обсуждения основных положений законопроекта, условий и порядка его реализации, возможного экономического и социального переустройства после его принятия. А ведь именно эти вопросы сегодня в основном волнуют частных охранников.

Путь расширения и углубления гражданского общества, совершенствование общественного контроля за деятельностью госорганов и чиновников всех уровней – это путь дальнейшего развития общества, бизнеса и нашего государства в условиях стабилизации социально-экономической обстановки. И тогда обоснованно встает вопрос о формах и методах общественного влияния и контроля, объединения усилий всех участников бизнес-процесса в целях развития отрасли.

Что является тормозом в развитии профессионального движения в нашей отрасли?

Во-первых, многие руководители ЧОПов усматривают в профсоюзном движении некую «страшилку», которая якобы направлена против них самих и существующих форм ведения бизнеса. Конечно, гораздо проще уволить неугодного сотрудника в 24 часа без объяснения причин («куда он денется»), чем действовать в соответствии с трудовым законодательством. В профсоюз часто обращаются с подобными вопросами. Нам приходилось защищать и работников от работодателей при несправедливом увольнении, и работодателей от работников при облыжных обвинениях.

Еще некоторые руководители справедливо полагают, что формирование цивилизованных форм оказания охранных и детективных услуг, принятие критериев качества и нормативов не позволят им демпинговать на рынке и использовать вахтовиков «вчерную», без оформления трудовых отношений и пакета социальных услуг. Это действительно так. По мнению специалистов в области трудового права, негосударственный сектор безопасности в своем развитии подошел к черте, когда необходимы решительные шаги по упорядочению в нем социально-трудовых отношений, приведению вопросов оплаты и охраны труда, режима работы и отдыха к нормам Трудового кодекса, регламентирующего охранно-сыскную деятельность. В столичных подразделениях Трудовой инспекции уже вводятся должности специалистов по контролю за соблюдением трудовых отношений в негосударственных структурах безопасности. По численности персонала НСБ уже давно превзошла легкую промышленность, и регулирование трудовых отношений стала одной из приоритетных задач.

Правда, бывает так, что предлагаемые государственными чиновниками и некоторыми нашими коллегами меры по совершенствованию охранного бизнеса на практике ведут к уничтожению малых и средних частных охранных предприятий в регионах России, значительно осложняют существование средних ЧОПов. По нашим оценкам, до 60% предприятий могут прекратить свое существование или затормозить в развитии с принятием нового законопроекта, выдвинутого МВД по поручению Правительства России. Межрегиональный профсоюз наметил комплекс практических мер для участия в процессе внесения поправок в данный законопроект и доведения их до сведения депутатов и сенаторов.

Во-вторых, без создания первичных организаций на предприятиях, без развития территориальных органов невозможно правильно формировать отраслевую политику и направления развития. Мы не ограничиваем себя рамками столицы и области, мы открыты для создания территориальных подразделений во всех регионах, активно сотрудничаем с действующими профсоюзными организациями отрасли. Поэтому без вашей, коллеги, поддержки, помощи и активного участия все усилия останутся нереализованными. Особенно в части трудовых отношений. Ведь если раньше трудовые споры регламентировались законодательством, различными нормативными актами, то сегодня очень многое зависит от того, как составлен договор, есть ли на предприятии коллективный договор, т.к. именно от прописанных там положений зависит характер трудовых отношений работников и руководителей.

Между тем профорганизации - и это мы с вами тоже хорошо понимаем - далеко не всегда берут на себя ответственность за решение конкретных трудовых проблем и споров. И подчас ведут себя совершенно формально при защите интересов работника и трудовых коллективов. А у людей между тем не должно быть никаких сомнений в действенности профподдержки, надежности и компетентности профсоюзных лидеров. Люди оценивают качество трудовых отношений в стране по ситуации на собственном предприятии. А потому им не нужны ни политизированные призывы, ни безответственный популизм. От нас они ждут прежде всего защиты трудовых интересов и конкретных дел…

В-третьих, государственные органы не заинтересованы в развитии и становлении профсоюзного движения в отрасли, они боятся, что объединение не позволит им и дальше бесконтрольно проводить удобную им политику на рынке охранных услуг. Создается впечатление, что органы государственной власти не слышат и не хотят слышать обращений охранного сообщества, несмотря на то, что в этой отрасли занято около миллиона человек.

В своей деятельности профсоюзы открыты для совместной работы для всех общественно-политических, профессиональных и других объединений. Мы готовы к открытому, откровенному диалогу со всеми заинтересованными органами и общественными организациями. У нас прочные деловые отношения с Комитетом по безопасности Государственной Думы, с Департаментом экономической безопасности Торгово-промышленной палаты РФ, многими министерствами и ведомствами, Департаментом охраны общественного порядка МВД России и другими государственными органами. Московская региональная организация стала коллективным членом Координационного совета при ГУВД г. Москвы. Для решения правовых споров и правозащитной практики создан специализированный департамент, заключивший партнерские отношения с адвокатскими коллегиями («Минаев и партнеры», «Адвокаты и бизнес») как в столице, так и в регионах.

В-четвертых, сами охранники не всегда понимают роль и значение общественного объединения, поэтому не готовы активно сотрудничать с профсоюзными организациями. Профессиональный союз предоставляет каждому, кто вступает в его ряды, реальную защиту, систему повышения профессиональной подготовки, возможности роста общей культуры и образования. Существующее кадровое агентство готово предложить для руководителей охранных структур подбор и подготовку квалифицированных специалистов.

Деятельность профсоюза направлена на то, чтобы, рассматривая социальное партнерство как систему взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающуюся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений, повысить активность участников бизнес-процесса, с одной стороны, и государства - с другой, в целях динамичного поступательного развития отрасли, повышения качества услуг безопасности. В реальной жизни социальное партнерство выступает в качестве альтернативы любому диктату, является цивилизованным методом решения социально-трудовых конфликтов на различных уровнях. И по тому, как выстраивается социальный диалог, мы можем понять, как идет формирование социального партнерства в сфере негосударственной охранной деятельности.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038