Многие читатели журнала «Охранная деятельность» помнят времена, когда по дорогам колесили «Волги», ничем не отличавшиеся от серийных моделей того времени, с надписью «Почта» на лобовом стекле. Обыватели знали, что это не простые авто, а сбербанковские инкассаторские машины. Нападения на инкассаторов не были в моде, и бронезащита автомашины была не востребована.

В последние годы российские бизнесмены и руководители фирм все больше внимания уделяются безопасности своих компаний, обращая внимание на эффективность используемых средств.

Особую тревогу в прошлые годы вызывали случаи разбоя, связанные с ограблением инкассаторов, сотрудников бухгалтерий или предпринимателей при перевозке ими денежных средств. 

Сотрудники МВД подчеркивают, что такие нападения стали бичом не только для столицы, но и для всей страны. Эти преступления отличаются повышенной дерзостью, нередко происходят днем в присутствии многочисленных свидетелей. Как считают специалисты, причинами преступных посягательств становятся нарушения правил перевозки больших сумм денег, обеспечения безопасности предпринимателей.

Бронезащита автомобиля - это не страховой полис, но один из серьезных элементов личной безопасности, встроенных в общую систему профилактики угроз.

Необходимо уточнить, что мы имеем в виду под термином «бронеавтомобиль». Это специально оборудованный автомобиль для отражения вооруженного нападения, при котором применяется огнестрельное оружие и взрывные устройства.

Рынок инкассаторских бронеавтомобилей начал формироваться в нашей стране сразу после реорганизации кредитно-финансовой системы и появления первых коммерческих банков.

В то время банки и появившиеся службы инкассации, не торгуясь, приобретали зарубежные спецавтомобили самых различных производителей, нередко даже бывшие в употреблении.

Именно тогда в Москве и Санкт-Петербурге появились представительства известных во всем мире фирм-бронировщиков: Eurocom (Германия), Armet Armored Vehicles Inc. Ltd. (Канада, США), O’Gara Security International (США, Бразилия, Мексика, Франция, Италия) и др.

По признанию участников этого процесса, схема действия была простой: чаще всего за рубежом выбиралась наиболее дешевая модель, которая доставлялась в Россию. Далее включался механизм многочисленных накруток, которые порой вдвое превышали исходную цену. Нетрудно догадаться, что наиболее предприимчивые из посредников быстро сообразили, что бронирование автомобилей здесь, в России, обойдется несравненно дешевле. 

В середине 90-х годов в России появились первые «бронеателье». Как правило, они возникали при крупных предприятиях автомобиле- и машинострое­ния и работали в основном с отечественными моделями и машинами на базе шасси зарубежного производства.

По оценкам экспертов, на сегодняшний день на отечественном рынке работает более 20 специализированных фирм-бронировщиков, но только некоторые из них могут создавать действительно качественный, конкурентоспособный продукт.

Наиболее популярные модели на российском рынке инкассаторских услуг - это автомобили извест­ных отечественных производителей. Новым словом по оснащению и применению являются передвижные операционные кассы, которые выпускаются на базе отечественных авто. По-прежнему покупают и популярные западные модели, такие как Mercedes Sprinter, Ford Transit и VolksWagen Т5.

Качественный бронеавтомобиль должен быть защищен на 95–99% при обстреле со всех сторон. То есть из 100 возможных выстрелов лишь 3–4 могут быть пропущены защитой. Не более!

Основной принцип, которым руководствуются бронировщики в ходе своей работы, - обеспечить полную безопасность экипажа. Именно поэтому они стараются перекрыть даже незначительные, но потенциально простреливаемые зоны автомобиля – стыки бронелистов, проемы дверей, окон, люки и бойницы.

Процесс бронирования автомобиля принципиально разделяется на два вида: заводское бронирование и послезаводское.

Заводское бронирование – в процессе сборки защитные элементы устанавливаются непосредственно в несущие поверхности кузова, что позволяет значительно снизить вес готового автомобиля. Разрабатываются и некоторые специально усиленные узлы тормозной системы, подвески. Такое бронирование на специальном мелкосерийном конвейере делают лишь несколько самых крупных фирм: DaimlerChrysler, BMW, Audi.

Положительные факторы: низкий вес при достаточно качественном бронировании, сохранение многих ходовых качеств и параметров систем максимально приближенными к обычным небронированным моделям.

Минусы: изначально высокая цена самого автомобиля и сравнительно большие затраты на ремонт и обслуживание. Ведь в ремонте такие автомобили намного дороже своих собратьев, даже бронированных, но использующих стандартные детали. Замена крыла или бампера при обычном ДТП становится делом дорогостоящим и долгим, потому что часто детали приходится изготавливать на заказ.

Послезаводское бронирование производится многими фирмами и специализированными организациями. Базовая машина, выбранная или поставляемая заказчиком, разбирается, бронируется и собирается вновь с максимальным сохранением деталей кузова и салона, если не оговорены какие-либо изменения.

По способу крепления бронематериалов и их форме различаются три типа бронирования:

- скрытое (внутреннее);

- полускрытое;

- наружное (внешнее).

Способы бронирования различаются особенностями технологии и затратами на производство единицы продукции. Даже одни и те же модели автомашин, бронированные по разным технологиям, отличаются друг от друга техническими характеристиками, сервисными возможностями (ремонтопригодностью), внешней привлекательностью, эргономичностью, безопасностью и долговечностью.

Защитные характеристики бронеавтомобиля складываются из качеств выбранных материалов и правильного их применения с целью максимальной защиты пассажиров и перевозимых грузов. Выбор защитных материалов достаточно широк; при этом все они подразделяются на:

- непрозрачную броню: к ней относятся сталь (моногенная – закаленная с одной стороны, гетерогенная – закаленная с двух сторон), сплавы цветных металлов, керамика;

- многослойные полимеры (кевлар, нейлон, фиберглас), а также «сэндвичи» с самыми разнообразными комбинациями вышеперечисленных материалов;

- многослойные пулестойкие стекла: силикатная и органическая основы, различные способы упрочнения, разные сроки и условия эксплуатации.

Защищает инкассаторов в основном российская броня. Специалисты выделяют три основных вида защитных материалов: непрозрачную броню (бронематериалы, керамика), многослойные полимеры (кевлар, нейлон, фиберглас) и многослойные пулестойкие стекла.

Традиционно толщина каждого из материалов указывает на уровень защиты от определенного оружия. Так, для успешного противостояния АК-47 (меньший уровень мы просто не рассматриваем) с обычной пулей калибра 7,62 мм достаточно брони толщиной 4–4,5 мм, полимера — 20–25 мм, пулестойкого стекла — 29–33 мм.

 Для тех, кому нужно оперативно принимать решения, учитывая при этом все сложности приобретения, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта бронеавтомобилей, а также для руководителей, ранее подобными проблемами не занимавшихся, предлагаем следующую последовательность в принятии решения.

С чего начинать?

Прежде чем приступать к выбору бронированного транспортного средства, необходимо ответить на ряд основополагающих вопросов:

- ЦЕЛЬ приобретения бронемашины (инкассация, транспортировка денежных средств и ценностей, сопровождение, перевозка особо важных персон или иные цели, для достижения которых необходим бронеавтомобиль);

- НАГРУЗКА – условия эксплуатации автомобиля (необходимо ли его регистрировать как специальное транспортное средство, будет ли он иметь особую окраску, декоративные полосы, опознавательные знаки и оборудоваться спецсигналами), загрузка автомашины по времени эксплуатации (1–2 часа в день или практически круглые сутки) и максимальная загрузка автомашины по пробегу (может выясниться, что запланированное количество машин окажется недостаточным для организации инкассации всех точек, или грузоподъемность не обеспечивает осуществления всех перевозок, или для определенных целей автомобилей одной марки потребуется больше, другой – меньше);

- СТОИМОСТЬ – какую сумму готова потратить организация для решения поставленной задачи;

- ИМИДЖ – важен ли вопрос престижа: нужна дорогая иномарка или автомобиль может быть скромным;

- БЕЗОПАСНОСТЬ – каков необходимый уровень безопасности, защищенности автомобиля (по классам или видам патронов/оружия, по защищаемым объемам);

- НАДЕЖНОСТЬ – каковы требования к уровню технической надежности (вопрос степени важности выполнения обязательств перед клиентами, наличие автомашины для подмены) и оснащенности средствами связи;

- СЕРВИС – каковы требования по ремонтопригодности и близости станции технического обслуживания данной модели, уровню стоимости ТО и запасных частей, частоте проведения регламентных работ, наличию гарантийных обязательств;

- ЭКОНОМИЧНОСТЬ – себестоимость использования собственного автомобиля, возможность аренды, целесообразность аутсорсинга.

Что необходимо учитывать при покупке «броневика»

 Подобрать бронемашину, наиболее полно отвечающую требуемым характеристикам, – задача непростая. Выбор в данном случае – это поиск компромиссного решения. Универсального автомобиля, как известно, не существует. Но наилучшее сочетание характеристик, важных для конкретных целей, – залог долгой, окупаемой и безопасной эксплуатации бронеавтомобиля.

 

А. Фрычков, заместитель начальника автослужбы АКБ «Пробизнесбанк»

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038