Этот парафраз стихотворения Владимира Маяковского стал лейтмотивом профессионально-технического образования в нашей стране в советское время. Не забыли мы эти слова и сегодня.

Первое чтение законопроекта, который рекомендует получать образование по специальности «Охранник» в ПТУ, прошло на ура. Теперь надо закрепить и другие вопросы регулирования трудовых отношений, которые не дают покоя сотрудникам Управления лицензионно-разрешительной работы Департамента охраны общественного порядка МВД России.

Но не пытайтесь, коллеги, искать в Законе «О милиции», указах президента, других нормативно-правовых актах положения, вменяющего милиции обязанность регулировать трудовые отношения. Нет у родного УЛРР таких прав, однако это пустяки… все, что не запрещено, разрешено. Если нельзя, но очень хочется, то можно.

Что нового могут привнести в трудовые отношения в негосударственных структурах безопасности милицейские чиновники?

Нам стали известны новации, которые (как всегда в режиме строгой секретности) разрабатываются в недрах Центрального аппарата МВД.

Думаем, что вскоре они будут преподнесены как титанический труд большой группы разработчиков из разных министерств и ведомств, прошедший правовую апробацию и получивший заключение в 20-30 ведомствах и комиссиях.

Мы этому даже не удивимся. И не будем безуспешно искать логику и обоснование предлагаемым изменениям, пытаться понять тайный смысл вносимых новаций.

Мы помним, что некоторые правозащитники не рекомендуют обсуждать непринятые нормативные акты, а генералы любое «против» именуют не иначе как «правовой нигилизм», поэтому давайте займем конструктивную позицию и проведем политико-правовой анализ предлагаемых изменений в трудовых отношениях охранников.

Итак, предлагается ввести профессию «охранник» в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (Выпуск 1. «Общие профессии рабочих для всех отраслей хозяйства»), т.е. чиновники МВД предлагают отнести охранника к категории рабочих.

А в чем разница, спросите вы?

Сегодня охранник – служащий, завтра он станет рабочим. Может быть, это хорошо? Может быть, чиновники правы в том, что охранник – это рабочий?

Существуют 72 различных выпуска Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) по разным отраслям промышленности, и только два из них имеют, так сказать, всеобщий характер.

Это «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», который содержит квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Он рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Второй, упомянутый ранее, – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий» (Выпуск 1. «Общие профессии рабочих для всех отраслей хозяйства»), в котором дана тарификация работ, уточнены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих в связи с изменением содержания труда.

Можно ли отнести охранника к рабочим и оценивать результаты его труда по произведенному продукту? В чем принципиальная разница у этих двух нормативных документов?

Главное отличие в том, что в ЕТКС (Выпуск 1. «Общие профессии рабочих для всех отраслей хозяйства») наряду с описанием квалификационных требований дается тарифно-квалификационная характеристика профессий рабочих по разрядам.

Таким образом, при включении профессии «охранник» в ЕТКС на нее распространяются тарифно-квалификационные требования и тарифные разряды для рабочих профессий.

Что в этом плохого, спросите вы?

Многие представители охранного сообщества уже достаточно давно говорят о том, что охранник охраннику рознь, и о необходимости ввести разные уровни как для охранных организаций, так и для самих охранников.

Правомерно ли это?

В современном трудовом праве есть только одно понятие – работник. В экономике и менеджменте можно найти определения: рабочий – работник сферы материального производства, занимающийся физическим трудом. Рабочие непосредственно создают материальные блага, воздействуя на предметы труда с помощью орудий труда. В зависимости от роли в производственном процессе различают основных и вспомогательных рабочих.

Служащий – человек, работающий по найму и занимающийся преимущественно умственным трудом или выполняющий по найму работу в сфере непроизводственного физического труда.

И если рабочий производит материальный продукт, то результатом работы служащего будет продукт нематериальный (в т.ч. услуги). В этом случае отнесение охранника к рабочему – это или глубокое заблуждение, или делается намеренно только для того, чтобы ввести тарифные разряды.

Мы понимаем, что любое деление на разряды – это некая условность. Так что же это деление дает контролирующим органам и для чего это нужно охранному бизнесу?

В чем различия работы между охранником 3-го и 4-го разрядов?

Принципиальным, на наш взгляд, является то, что охранник 3-го разряда имеет право осуществлять проверку пропусков, документов на въезд-выезд на территорию объекта, оповещение руководства при срабатывании ОПС и других нарушениях пропускного режима. Эдакий «живой турникет».

Охраннику 4-го разряда предоставлена возможность использования в своих действиях физической силы и специальных средств; охраннику 5-го разряда положено служебное оружие, а специалист 6-го разряда может использовать все разрешенные средства для охраны объектов, имеющих большое значение в обеспечении жизнедеятельности и для безопасности населения.

Вот здесь и возникает несколько вопросов. Первый - если все частные охранники сдают зачет на право работы со спецсредствами, то кто из них может быть отнесен к 3-му тарифному разряду? Или охранники 3-го разряда не будут сдавать зачет? Например, охранник работает в торговом комплексе и в своей работе не использует ни оружия, ни специальных средств – к какому тарифному разряду он должен быть отнесен? Выполняемая им работа соответствует 6-му разряду.

Кто определяет тарификацию специалиста и каков порядок присвоения разрядов? Если работодатель, как это происходит во всех отраслях экономики, то вся тарификация - блеф, так как, приходя на тот или иной объект, охранник выполняет функции, соответствующие определенному тарифному разряду.

Наряду с общими для всех тарифных разрядов требованиями, такими как наличие общего среднего образования, профессиональной подготовки, подтверждаемое удостоверением частного охранника, существуют и специальные, причем некоторые из них приводят в недоумение. Так, охранник 3-го разряда должен знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях, т.е. иметь как минимум средне-специальное медицинское образование. Охраннику 6-го разряда доверено выполнение реанимационных мероприятий, неотложных действий по направлению пострадавших в лечебные учреждения – это уровень знаний врача «скорой помощи».

Охранники других категории должны уметь оказывать доврачебную помощь при получении телесных повреждений в результате применения оружия или специальных средств, травмах и несчастных случаях.

Складывается впечатление, что разработчики этих требований не очень четко представляли, что желают иметь в результате.

Что можно сказать о характере выполняемых работ?Если охраннику 3-го разряда разрешено только использовать технические средств охраны (в т.ч. охранно-пожарную сигнализацию), то охранникам высших разрядов следует обслуживать средства охранно-пожарной сигнализации, т.е. им приданы функции специализированных предприятий, имеющих специальные лицензии на данные виды работ.

Поэтому у нас возник вопрос: а не перепутали ли создатели новаций задачи охранных (или других специализированных) предприятий и задачи одного частного охранника?

Вот что должен выполнять охранник 6-го разряда:

– охрана имущества, в т.ч. при его транспортировке, с использованием специальных средств и вооруженной охраны (т.е. охрана для охранника? Или просто некорректность изложения?);

– пропускной режим в полном объеме, а именно: проверка постоянных, временных и разовых пропусков и других документов, предоставляющих право прохода (выхода) на охраняемый объект или въезда (выезда) на его территорию, контроль за своевременным возвращением пропусков, проверка соответствия вывозимого имущества документам, дающим право на его вывоз;

– осмотр территории объектов, помещений и транспорта в целях осуществления охраны имущества;

– использование средств технической охраны. Обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

– обеспечение защиты жизни и здоровья граждан (всех?);

– консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

– принятие мер по недопущению и пресечению хищений охраняемого имущества, в т.ч. с применением специальных средств и огнестрельного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности;

– обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий;

– охрана объектов и имущества на объектах, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности населения.

Где найти такого «универсального солдата», т.е. работника?

При нынешнем дефиците кадров мы с трудом находим частного охранника, затем длительное время его обучаем, готовим к сдаче зачетов и т.д.

Сегодня руководители частных охранных предприятий огромное внимание уделяют подбору, расстановке кадров при организации охраны объектов. При этом все чаще и чаще раздаются голоса руководителей о том, что кадровый дефицит душит рынок охранных услуг. А завтра к этому добавится необходимость получения разрядов не внутри предприятия (как это происходит сегодня), а через усложненную систему сдачи платных экзаменов и зачетом, на что и ориентирует предлагаемый порядок.

Понятно, что предлагаемые меры только ухудшат положение бизнеса, увеличат статьи расходов не только работников, но и работодателей, но принесут огромные доходы контролирующей стороне.

Возможно ли решить этот вопрос административно-запретительными мерами? Думаю, что нет. Современная система подготовки специалистов не успевает за объемами и постоянно растущими требованиями рынка охраны, поэтому пока решить проблему подготовки квалифицированных кадров способны только сами работодатели путем организации обучения в корпоративных школах и институтах.

Часть кадровой проблемы охранного бизнеса – узкая специализация компетенций специалистов, конкретность знаний и навыков. Профессионалами в охране не то что «не рождаются», но и не становятся вне этой сферы. Так кто же и как будет реализовывать план по превращению охранника в рабочего? Где должны пройти апробацию рекомендуемые квалификационные требования и нормы?

Если эту нелегкую задачу возьмет на себя МВД, то хочется думать, что первыми, с кого начнется перестройка, видимо, станут сотрудники ведомственной охраны и ФГУП «Охрана», а только потом придет очередь частных охранников. Ну а если эта мера коснется только частных охранников (о чем, собственно, и идет речь), то понятно, что эти действия направлены на «зачистку» рынка охранных услуг, его передел и усиление коррупционной составляющей УЛРР.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038