На Филиппинах нет единого закона об оружии, а в Швейцарии табельное оружие у военнообязанных граждан, находящихся в резерве (а это все законопослушные, дееспособные граждане мужского пола), хранится по месту их жительства. 

Австралия. Ситуация аналогична американской – есть штаты с более жестким и более мягким законодательством. В 1983 году в штате Виктория была введена всеобщая регистрация огнестрельного оружия. Через 12 лет на ежегодном совещании было отмечено, что на территории всей страны не было ни одного случая, когда бы регистрация огнестрельного оружия способствовала предотвращению или раскрытию преступления.

Министры полиции восьми штатов приняли решение отказаться от всеобщей регистрации огнестрельного оружия там, где она уже действовала, и от планов по ее внедрению в остальных штатах Австралии, заменив ее национальной системой лицензирования и сертификации владельцев огнестрельного оружия. 

Австрия. Основным законом, регулирующим оборот оружия в Австрии, является федеральный закон «Об оружии», принятый 10 января 1997 года. Законом введен категорический запрет на владение огнестрельным и холодным оружием для лиц, не достигших 18-летия, а также страдающих наркоманией или алкоголизмом, подверженных психическим заболеваниям, осужденных ранее за преступления с применением насилия, и лиц, в отношении которых существуют подозрения, что владение оружием может поставить под угрозу жизнь, здоровье или свободу граждан.

К владению гражданами запрещены следующие типы оружия:

- оружие, замаскированное или похожее на другие предметы;

- огнестрельное оружие, которое может быть сложено, укорочено сверх обычных норм для охотничьего или спортивного оружия;

- ружья, общая длина которых менее 90 сантиметров или длина ствола которых мене 45см; помповые ружья («помпган»);

- огнестрельное оружие, оборудованное глушителями выстрелов; все виды армейского и автоматического оружия.

В соответствии с законом все остальные виды оружия делятся на три категории: огнестрельное оружие, которое может быть приобретено исключительно по разрешению органов внутренних дел (категория «B»); огнестрельное оружие, подлежащее обязательной регистрации после покупки (категория «C»); иное оружие, не являющееся запрещенным и не подпадающее под категории «B» и «C» (категория «D»).

К категории «B» относятся пистолеты, револьверы, многозарядные и самозарядные ружья, полуавтоматическое оружие. Разрешение на покупку и владение оружием этой категории выдаются органами МВД Австрии после проверки благонадежности лицам старше 21 года, которые смогут «привести аргументированные обоснования необходимости владения этим видом оружия» для самозащиты.

В категорию «С» входят гладкоствольные ружья, перезаряжаемые вручную (не входящие в категорию «B») для стрельбы дробью и калибром более 5,6 мм. Их продажа осуществляется лицам старше 21 года. После покупки оружие должно быть зарегистрировано в течение 4 недель в местных органах МВД.

Все остальное незапрещенное оружие относится к категории «D». В отношении приобретения и владения газовым и пневматическим оружием, также относящимся к категории «D», есть только возрастные ограничения – 21 год.

 

Великобритания. Первый ограничительный законодательный акт о пистолетах принят в 1903г. Начиная с этого времени происходит постепенное ужесточение государственного контроля за оборотом огнестрельного оружия, находящегося в частном владении. Дальнейшее ограничение прав граждан на владение огнестрельным оружием произошло в 1919 году.

В мае 1968г. парламент Великобритании принял всеобъемлющий законодательный акт «Об огнестрельном оружии». Впоследствии было принято еще семь кардинальных поправок к этому закону, ужесточающих контрольные функции государства в вопросах контроля над оборотом оружия, находящегося в частном владении граждан, а также вводившие и некоторые ограничения на право владения гражданами отдельными видами огнестрельного оружия.

В настоящее время новым законодательным актом об огнестрельном оружии, принятым в 1997 году, внесены еще более существенные поправки (по сравнению с законом 1968г.), которые еще больше ограничили виды оружия, находящиеся в гражданском обороте. Так, полностью запрещено крупнокалиберное охотничье оружие, запрещены в качестве оружия самообороны пистолеты и револьверы. Разрешены к обороту лишь малокалиберные спортивные пистолеты и револьверы. Запрещена пересылка оружия, покупка его должна осуществляться лично. Контроль над оборотом оружия возложен на специальное подразделение полиции, которое наделено правом проникновения в частное владение граждан. На всех владельцев гражданского оружия заведена единая компьютерная информационная база данных. Одновременно в стране ужесточена уголовная ответственность за незаконный оборот оружия.

Офицер полиции Колин Гринвуд в Кембриджском университете провел исследование связи доступности оружия населению и роста преступности. Вот его заключение: «Усиление контроля за частным владением огнестрельным оружием мало отражается на уровне преступности. Вооруженное преступление и особо тяжкие преступления в основном являются продуктом социально-этнических факторов, не связанных с доступностью тех или иных типов оружия гражданскому населению. Количество единиц оружия, необходимое для удовлетворения потребностей преступного мира, достаточно невелико, и этот спрос всегда удовлетворяется вне зависимости от того, какие существуют ограничения на легальный оборот оружия. Нет сущест­венных данных, свидетельствующих, что ужесточение контроля как-то ограничивает доступ преступных элементов к огнестрельному оружию».

 

Венгрия. Оборот оружия в Венгрии регулируется постановлением   правительства     №115 от 10 сентября 1991г. Действие постановления не распространяется на:

- стрелковое оружие вооруженных сил, правоохранительных органов, гражданских органов национальной безопасности, а также на оружие, используемое в целях обучения и в качестве музейных экспонатов, и на боеприпасы к нему;

- служебное оружие во­оруженной охраны органов безопасности;

- взрывные заряды, не квалифицируемые как стрелковое оружие;

- дульнозарядное, шомпольное стрелковое оружие музейного назначения, за исключением используемого в спортивных целях;

- холостые боеприпасы;

- предметы, квалифицируемые как военные материалы.

Стрелковое оружие и боеприпасы к нему, указанные в первых двух пунктах, подпадают под действие постановления, если прекращается их использование в указанном качестве или если оно реализуется на внутреннем рынке. Постановлением предусмотрена разрешительная система оборота оружия и боеприпасов. Выдача и аннулирование разрешений возложены на органы полиции.

Разрешение на хранение оружия не выдаются следующим категориям граждан:

- не достигшим 18-летнего возраста;

- имеющим психические отклонения;

- отбывшим срок наказания, а также, если еще не сняты ограничения, связанные с совершенным преступлением.

Этим же постановлением регулируется порядок производства, торговли, ремонта, оборота, импорта и экспорта стрелкового оружия и боеприпасов, их приобретение и хранение.

В развитие этого постановления были изданы распоряжение №14 от 31 октября 1991г. «Об исполнении Постановления Правительства о ручном стрелковом оружии и боеприпасах, газовом и сигнальном оружии, а также пневматическом оружии и стрельбищах» и распоряжение № 22 от 15 ноября 1991г. «О медицинском контроле и проверке состояния здоровья лиц, желающих получить разрешение на приобретение и хранение ручного стрелкового оружия и боеприпасов». В 1996 году было издано еще одно распоряжение №64 «О проверке ручного гражданского оружия: стрелкового, газового, сигнального и пневматического оружия и боеприпасов к нему».

 

Германия. Первый закон «Об оружии» принят в Германии в 1891г. с последующими поправками в 1913г. Однако эти законы в большей степени относятся к производственной сфере и напоминают наши теперешние ГОСТы. Законы не затрагивали права владельцев оружия.

Первый закон, в котором уже предусматривались ограничения на владение оружием гражданами, принят в 1928г. Согласно этому закону продажа оружия и боеприпасов стала производиться только при наличии у покупателя разрешения на покупки такого рода.

В этот период на руках у граждан находилось от 1 до 2 млн единиц незарегистрированного оружия, в основном военного назначения. Последующий период отмечался принятием нескольких «технических» законов (1939 и 1968 гг.). Однако закон 1972г., несмотря на то, что в нем практически не было ограничений на приобретение гражданских образцов оружия (гражданин имеет возможность купить без разрешения любой образец антикварного, дульнозарядного огнестрельного оружия либо его копию-реплику, однако никто не продаст ему порох), носил уже ярко выраженную антитеррористическую направленность. Это действительно помогло остановить вал террористических акций.

Официально в Германии по состоянию на февраль 1996 г. насчитывалось 2,1 млн владельцев оружия (1,5 млн стрелков-спортсменов, 329000 охотников, 280 000 коллекционеров и 30 000 лиц, которым выданы разрешения на ношение оружия в интересах самообороны, есть и другие категории владельцев оружия).

Но, по оценкам полиции, на руках у граждан Германии находилось 10 млн единиц легального оружия и около 20 млн нелегальных «стволов». Применение огнестрельного оружия при совершении преступлений сократилось с 0,8% до 0,3%.   Количество преступлений, связанных со стрельбой, за тот же период сократилось с 0,5% до 0,1%. Из этого же числа 35–40% составляет неправомерная стрельба, не связанная с насилием, например по дорожным знакам. Общее число преступлений, связанных с применением оружия за период с 1971 года по 1994 год, сократилось на 60%.

В 1993 году полицией ФРГ было изъято 14 тыс. единиц нелегального оружия, в 1995 году – 2905 единиц, из них лишь 140 (4,8%) единиц оружия находилось в легальном обороте. Только в 20 случаях оружие применялось в преступных посягательствах. В том же году при попытке контрабандного ввоза изъято 4933 единицы огнестрельного оружия, из них 700 автоматов Калашникова.

 

Израиль. Оружейное законодательство Израиля весьма либеральное. Это, в первую очередь, связано с тем, что Израиль находится во враждебном окружении и, следовательно, пребывает в состоянии перманентной войны со своими соседями. Основная цель владения оружием для граждан – не отстреливаться от уголовников (вообще в Израиле преступные проявления, подпадающие под общеуголовные статьи, такие как ограбления, в том числе жилищ, изнасилования, разбойные нападения и т.п. – случаи очень редкие), а противостоять экстремистски настроенным мусульманским террористам.

Исходя из этих потребностей в Израиле не пользуются спросом образцы пистолетов и револьверов, созданных под патроны, квалифицируемые в Европе как карманное гражданское оружие самообороны (к примеру, 6,35-мм и 7,65-мм браунинг). Наибольшей популярностью пользуются образцы пистолетов военного и полуспортивного назначения (с емкостью магазинов 13–18 патронов) под мощные патроны (9х19-мм парабеллум и др.), револьверы под мощные патроны (357 магнум, к примеру, либо еще более мощные), правда, они имеют незначительное распространение.

Военное автоматическое оружие также доступно гражданам, являющимся членами отрядов самообороны, проживающим на оккупированных территориях за «зеленой линией». В кибуцах все взрослое население вооружено поголовно (за свой счет!) армейским оружием: М–16; «галил», УЗИ (есть и автоматы Калашникова).

Для получения разрешения на оружие (ришайона) гражданину необходимо пройти проверку на законопослушность, которая длится месяц-два, в соответствующих структурах полиции, пройти курс обучения безопасного обращения с оружием в каком-либо стрелковом тире-клубе и курс стрелковой подготовки (произвести не менее 50 выстрелов из оружия, принадлежащего тиру). После этого, имея ришайон, гражданин может отправляться в магазин, чтобы приобрести то оружие, которое необходимо.

Канада. В 1995 году парламент принял федеральный закон «Об огнестрельном оружии». Целью принятия закона являлась необходимость создания общенациональной системы регистрации оружия. Законом предусматривается выдача лицензий владельцам оружия, взимание денежных сборов за приобретение различных видов оружия, определяются порядок хранения, перевозки, демонстрации, в том числе запрещенного оружия и оружия ограниченного пользования, а также разрешений на ношение оружия, приобретение боеприпасов, импорт и экспорт огнестрельного оружия, условия передачи оружия другому лицу.

Система лицензирования и регистрации оружия вводилась поэтапно, поскольку в стране насчитывается несколько миллионов единиц незарегистрированного оружия. Положения о выдаче лицензий на приобретение и регистрацию оружия вступили в силу в 1998 году. Получение разрешения на приобретение оружия стало обязательным начиная с 2001 года, с января 2003 года введены сертификаты регистрации всех видов огнестрельного оружия. Регистрация осуществляется канадской полицией. Полностью запрещены к гражданскому обороту образцы стрелкового оружия, используемые в вооруженных силах страны.

Владеют огнестрельным оружием 6 млн граждан. В 1970–80-х годах в Канаде вводились жесткие ограничения на владение и приобретение оружия. Так, в 1978 году власти начали кампанию по ограничению продаж оружия населению и его изъятию. В результате с 1978 по 1986 год рост преступности составил 45%, причем в северных штатах США, где не вводились подобные ограничения, роста преступлений не наблюдалось.

Китайская Народная Республика. В 1996 году был принят закон «О контроле над огнестрельным оружием». Законом разрешено в гражданском обороте использовать только спортивное и охотничье огнестрельное оружие, которое приобретается по специальным лицензиям местных органов общественной безопасности. Законом предусматривается и категория служебного оружия. Производство и торговля оружием лицензируется. Общий контроль за оборотом оружия в КНР возложен на министерство общественной безопасности.

 

Латвийская Республика. Закон «Об огнестрельном оружии и специальных средствах для самообороны» принят 23 февраля 1993 года. Гражданам для самообороны после прохождения курсов безопасного обращения с оружием разрешены с правом ношения неавтоматические (самозарядные) пистолеты и револьверы. Калибр оружия ограничен 9 мм (включительно), ограничений по дульной энергии пули не предусмотрено. Запрещены обрезы ружей и винтовок, а также переделка газового оружия под пулевые патроны. В законе отсутствует деление оружия на гражданское, служебное и боевое. В статье 7 закона перечислены категории лиц, которым запрещено владение оружием. Это лица, имеющие в прошлом судимости за умышленные преступления;

- психически больные граждане, алкоголики и наркоманы/токсикоманы;

- лица, подвергавшиеся административным взысканиям за нарушение законов, или лица, о которых у полиции имеются официальные данные, позволяющие считать, что оружие может быть применено злонамеренно;

- лица, о которых у полиции имеются официальные данные об их принадлежности к запрещенным военизированным формированиям, политическим партиям, общественным организациям либо движениям.

 

Литовская Республика. Закон «О контроле за оружием и боевыми припасами» № 1-1423 принят 2 июля 1996 года, в основном он схож с законом «Об огнестрельном оружии и специальных средствах для самообороны» Латвийской Республики.

Республика Молдова. Оборот оружия в Республике Молдова осуществляется на основании закона «О контроле над индивидуальным оружием», принятого парламентом 18 мая 1994 года. При разработке закона за основу парламентарии взяли закон об оружии соседней Румынии. Однако в отличие от румынского закона, в котором нет ограничений на приобретение гражданского оружия для законопослушных и дееспособных граждан, молдавский закон существенно сужает право на приобретение оружия, в частности пистолетов и револьверов, некоторыми категориями граждан и не граждан. Правом на приобретение оружия обладают граждане республики, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний к владению оружием, не имеющие судимостей, постоянно проживающие на территории государства. Регистрация и контроль над оборотом оружия возложена на разрешительные отделы полиции.

Новая Зеландия. С 1983 года в стране произошла резкая либерализация системы оборота оружия и упрощены процедуры его покупки. Многолетние исследования показали неэффективность сложной системы регистрации, существовавшей с 30-х годов ХХ века. Осуществлен переход на систему лицензирования, аналогичной лицензиям на вождение автомобиля, после успешной сдачи экзаменов можно приобретать оружие. Оказалось, что высвободившиеся материальные и людские ресурсы полиции могут быть гораздо эффективнее использованы по прямому назначению.

 

Франция. Современное французское законодательство по оружию основывается на декрете – законе, принятом 18 апреля 1939 году в преддверии начала Второй мировой войны, декретах от 12 мая 1973 года и 25 ноября 1983 года, а также соответствующих директивах Евросоюза, касающихся вопросов оборота оружия (№ 91–477 от 18 июня и № 93–15 от 5 апреля 1993 года). Все основные положения названных документов нашли свое отражение в последующих новациях в области законодательства об оружии.

Французское оружейное законодательство до подписания Шенгенского Соглашения было весьма либеральным. Во всяком случае все оружие, классифицированное как гражданское, в том числе и короткоствольное, находилось в заявительном (декларативном) режиме регистрации. Гладкоствольные охотничьи ружья (переломки) не регистрировались, их ношение было свободным. Наиболее крупные изменения в области оружейного права произошли в связи с принятием парламентом 6 мая 1995 года декрета № 95–589.

Декрет внес существенные изменения, касающиеся получения разрешения на приобретение оружия и подачи деклараций. Ранее существовавший на протяжении нескольких десятилетий заявительный порядок регистрации приобретенного оружия для многих видов оружия был упразднен. Были введены жесткие разрешительные нормы, предусматривающие необходимость получения обязательного предварительного разрешения на покупку оружия, особенно короткоствольного и нарезного длинноствольного полуавтоматического (самозарядного). Декрет запретил к гражданскому обороту все военное оружие и взрывчатое оружие. Было введено запрещение на ношение пистолетов и револьверов без специального на то разрешения, а также военного холодного оружия (в том числе и оружия боевых искусств). Особым пунктом введен запрет на приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия лицами, не достигшим 21 года, включая газовое, пневматическое и так называемую близкую имитацию огнестрельного оружия.

Вместе с тем действующие правовые нормы в отношении стрелкового оружия не распространяются на охотничьи и спортивные организации, деятельность которых во Франции и так строго регламентирована, а их оружие и до этого находилось под контролем. Не затронули ограничения и профессиональные категории пользователей и владельцев: полицию, жандармерию, военных и т.д. При наличии на руках у граждан большего количества оружия (одних охотничьих ружей зарегистрировано более 2 млн единиц), которое, как правило, не используется в криминальной сфере, тем не менее законодатель посчитал необходимым введение жесткой регламентации оборота оружия.

Однако даже французскими юристами отмечается некоторая запутанность оружейного законодательства. Нормы закона допускают различное их толкование, требуется определенная юридическая квалификация и навыки для безошибочного использования статей декрета в повседневной практике. Огромным достижением французского общества является наличие «Французской национальной ассоциации защиты стрелков и коллекционеров оружия (АНТАК – ANTAC)» со штаб квартирой в городе Брольи, которая оказывает гражданам как техническую, так и юридическую помощь.

Несомненным достоинством декрета является таблица категорий оружия и патронов, облегчающая его понимание. В частности, начиная с 5-й категории (несамозарядное охотничье оружие, как гладкоствольное, так и нарезное), приобретение оружия свободное. После выполнения необременительных действий – предъявления документов, удостоверяющих личность при покупке, последующего заполнения декларации – ношение оружия свободное. Однако ношение традиционного холодного оружия (6-я категория) запрещено, требуется разрешение и на его перевозку. Приобретение пистолетов и револьверов возможно только по разрешению префектур, в основном для стрелков-спортсменов.

Контроль над оборотом оружия возложен на генеральную инспекцию министерства обороны Франции, а порядок регистрации оружия (по категориям) и выдача соответствующих разрешений – на местные префектуры, комиссариаты полиции и бригады жандармерии.

 

Филиппины. Единого закона об оружии нет. Конт­роль над оборотом оружия осуществляет специальный отдел Национальной полиции. Государственная политика в области контроля за оборотом огнестрельного оружия направлена на легализацию находящегося на руках у граждан в незаконном обороте оружия либо на добровольную сдачу на возмездной основе. Начиная с 1994 года было официально зарегистрировано («амнистировано») 268 498 единиц огнестрельного оружия, а в 1997 года было добровольно сдано 570 858 единиц огнестрельного оружия. В настоящее время на Филиппинах официально разрешены к обороту пять категорий огнестрельного оружия: пистолеты и револьверы (гражданский оборот ограничен); карабины и винтовки; крупнокалиберные карабины и дробовики для охоты (по разрешениям полиции); боевое и служебное оружие (гражданский оборот полностью запрещен).

 

Швейцария. По сведениям Швейцарского объединения, в Швейцарии 27% граждан имеют в собственности огнестрельное оружие (в это количество не входит военное оружие). Дееспособные граждане имеют право на приобретение как гражданских, так и боевых образцов оружия. Поскольку армия Швейцарии строится по милиционному принципу, количество действующих армейских подразделений незначительно. Отслужив положенное время, граждане находятся в активном резерве. Табельное оружие (вплоть до пулеметов и гранатометов) у всех военнообязанных граждан, находящихся в резерве (а это все законопослушные, дееспособные граждане мужского пола), хранится по месту их жительства. Не менее одного раза в год работники местной прокуратуры производят проверку сохранности оружия, боеприпасов и снаряжения. По истечении сроков призыва (60 лет) граждане сдают табельное оружие на государственное хранение либо, при желании гражданина, государственные предприятия производят замену некоторых деталей с целью ликвидации автоматического режима ведения огня, и в таком виде оружие (только стрелковое) передается на пожизненное хранение гражданину.

В случае необходимости гражданин использует для самозащиты или поддержания общественного порядка (в Швейцарии это вменено в обязанность гражданам) снайперскую винтовку с лазерным целеуказателем, пулемет или гранатомет, а уже потом пойдет звонить в полицию. В результате такого подхода в Швейцарии один из самых низких в мире процент преступлений, совершаемых с применением оружия.

 

Эстонская республика. Закон «Об оружии» принят в 1995 году. Однако еще в 1992 году, тогдашний министр внутренних дел Эстонии – Ланге Парек, фактически оправдывая выдачу разрешений на ношение пистолетов и револьверов, начатую в 1991 года, заявила, что МВД республики не в состоянии приставить полицейского к каждому дому или человеку. Правительством было принято решение о предоставлении гражданам возможности иметь огнестрельное оружие для самообороны. Однако, в отличие от Латвии и Литвы, в Эстонии существует общественная организация «Кайтселийту» (отряды самообороны, в чем-то аналогичные казачьим дружинам и таким же отрядам в национальных республиках Северного Кавказа), которая была создана еще до вывода советских войск. Организация отнюдь не является «незаконной военизированной организацией», оружие, в том числе и автоматическое, члены организации взяли со складов армии и милиции, некоторая часть оружия была ввезена нелегально. Правительство смотрело на эти деяния «сквозь пальцы», надеясь на поддержку «Кайтселийту» (впрочем, оно ее получило).

В настоящее время законопослушным дееспособным гражданам (в том числе и русскоязычным), не имеющим криминального прошлого, не имеющим медицинских противопоказаний, достигшим совершеннолетия, разрешены (после прохождения курсов по безопасному обращению с оружием) с правом ношения не автоматические (самозарядные) пистолеты и револьверы. Мода на тяжелые, мощные, многозарядные (следовательно, и дорогие) образцы закончилась довольно быстро, не в последнюю очередь и по экономическим причинам. Граждане осознали, что для самообороны (на дистанции 3–7 м) вполне достаточно револьверов калибром не более 7,62 мм. Надежно, относительно дешево (примерно 100 долл.) и эффективно. На 1,4 млн жителей республики приходится более 100 000 легальных единиц огнестрельного оружия. Преступные проявления с использованием огнестрельного оружия заметно сократились.  

Япония. Гражданам не разрешается иметь оружие «для незначительной цели» – коллекционирования или самообороны. По данным на 1997 год, в Японии официально зарегистрировано всего 47 единиц спортивных пистолетов, 37 518 единиц спортивного и охотничьего нарезного огнестрельного оружия и 365 040 единиц гладкоствольных охотничьих ружей. 

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038