Тот факт, что история проживается вперед, а осознается назад, продолжает обеспечивать работой журналистов и историков, но одновременно помогает уйти от ответственности за сложное "сейчас" чиновников и политиков всех мастей. А ведь настоящее – это тоже история.

Стремление обнаружить смысл в настоящем моменте – "думать о настоящем с исторической точки зрения", как сказал Вальтер Бенджамин, – более насущная задача в мире, совокупность проблем которого требует новых идей и срочных и творческих решений. Мы уже потеряли много времени на некоторые из них: объединение отрасли, формирование единого координационного центра, легализацию прав на оружие, создание концепции развития и становление негосударственных структур безопасности... Возможно, нам осталось на решение этих и других проблем меньше времени, чем мы думаем.

Что не удалось решить в году ушедшем, что будет тормозить развитие отрасли в настоящем, каковы перспективы будущего? Ответы на эти и многие другие вопросы ищут не только авторы этой статьи, но и все участники рынка негосударственных структур безопасности.

В 2008 году еще не поздно завершить созидательные работы, направленные на формирование единого социально-правового пространства, создание единого, признаваемого обществом и государством, центра управления и развития, объединения интересов различных игроков на рынке коммерческой безопасности.

По мере того как первое десятилетие XXI века подходит к концу, становится все более очевидно, что процессы социального и экономического развития в нашей стране и мире в целом невероятно – и даже беспрецедентно – сложны и масштабны по своему размаху, скорости и характеру. Не является исключением и структуры негосударственной безопасности. Мировые тенденции передачи части правоохранительных и защитных функций в негосударственные структуры потребовали новых подходов к оценке и определению роли и места этих структур в политике государств.

Если многие отрасли экономики, сегменты рынка, сформировали признанные государством и обществом институты, активно лоббирующие их интересы и представляющие на широком социально-политическом поле вопросы их развития, то негосударственные структуры безопасности представляют конгломерат разрозненных общественных организаций и обществ, раздираемых внутренними противоречиями и амбициями отдельных своих лидеров.

Несомненно, важным шагом к объединению стало создание при Комитете по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-Промышленной Палаты России Подкомитета по оказанию содействия в формировании российской индустрии безопасности. Удачным, на наш взгляд, оказался и выбор руководителя этого органа Шевченко С.В, человека имеющего богатый опыт государственной службы и независимого от корпоративных и личностных притязаний.

Нельзя не сказать о той роли, которую сыграла 7 Всероссийская конференция «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы» - крупнейшее совещание руководителей негосударственных структур безопасности, правоохранительных и иных государственных органов в Российской Федерации, в котором приняло участие более 1 тыс. профессионалов, непосредственно связанных с законодательной регламентацией, организацией и управлением процессами обеспечения безопасности в России. Главный итог Конференции – объединение необходимо и его надо проводить более активно.

Новый Комитет по безопасности Государственной Думы возглавил Владимир Абдуалиевич Васильев, который с первых шагов работы заговорил о необходимость серьезного реформирования МВД. «Слишком много в работе милиции сегодня репрессивного», считает Владимир Васильев, его предшественник на этом посту генерал милиции Александр Гуров ранее в интервью признался, что своих коллег он боится больше мафии, потому что те, по крайней мере, сначала спрашивают, с кем имеют дело, а эти сразу бьют.

Реформа МВД не может не сказаться на состоянии и путях развития негосударственных структур безопасности, прежде всего потому, что многие милицейские руководители видят в этих структурах своих прямых конкурентов.

В этой связи особый интерес представляет опубликованная на сайте «Хранитель» статья С. Кашурникова «Негосударственные структуры безопасности Российского общества», в которой автор, на основании анализа мировых и отечественных тенденций делает вывод о том, что переход части государственных функций обеспечения правопорядка в негосударственные структуры, является объективным и закономерным.

Понимают эту тенденцию и руководители МВД России. Если внимательно посмотреть Концепцию развития ФГУП Охрана до 2009 года без труда можно заметить, что главным является активная передача основных технических сил и материальных средств от милицейских структур в ФГУП и наращивание новых мощностей, там, где их не хватает.

В этой связи проявляется существенная правовая проблема с одной стороны, в последние годы остро стоит проблема разработки новой концепции и обоснования основных приоритетов государственной политики безопасности, которая в качестве одного из направлений должна определить роль и место негосударственных структур охраны, сыска, технологий, выработать условия для их функционирования и развития.

И здесь мы полностью согласны с С. Кашурниковым, предполагающим что, «В настоящее время сложилась противоречивая ситуация, которая определяется следующими параметрами. С одной стороны, сегодня не только существует негосударственная система обеспечения безопасности, но она является важнейшим субъектом обеспечения национальной безопасности и социальным партнером государства в сфере правопорядка. С другой стороны, нет сколько-нибудь оформленной и последовательно реализуемой позиции государства в отношении негосударственной системы безопасности. Такая позиция может и должна быть отражена в политике государства».

Взаимодействие гражданского общества и государства в диалогической парадигме является ключевым условием поступательного социально-экономического и социально-политического развития, конструктивного созидания будущего нации. Соответственно, взаимодействие и сотрудничество структурных элементов негосударственной и государственной систем безопасности является главным условием обеспечения безопасности нации, государства и общества в целом.

В теории политика государства может иметь форму государственной концепции, на практике она должна выражаться в законодательных и управленческих решениях, направленных на создание условий для эффективного (с точки зрения целей национальной безопасности) функционирования негосударственной системы обеспечения национальной безопасности, ее дальнейшего развития».

Таким образом, в числе первых трех нерешенных вопросов и трех проблем можно назвать:

— объединение негосударственных структур безопасности в общероссийское общественное сообщество, которое характеризуется открытостью, отсутствием жесткой управленческой структуры, постоянные связи между элементами которого отсутствуют и возникают по мере необходимости.

— отсутствие сформированной Концепции развития отрасли, признанной государством.

— жесткое противостояние МВД, как лицензирующего и контролирующего органа, развитию НСБ.

Семь тенденций, семь вопросов, семь задач

То, какие действия будут предприняты для решения проблем, определит ход событий 2008 года. Список всего из семи наиболее существенных задач дает представление о масштабности стоящих перед нами вопросов:

— неснижаемая криминальная угроза жизни и собственности значительно усложнило деятельность НСБ. Гибель охранников, инкассаторов, руководителей разного уровня стала повседневной реальностью. Охранников просто расстреливают, так как преступники убеждены в их незащищенности и невооруженности. Подобного беспредела не было даже в 90-е годы прошлого века.

— потенциальная угроза ликвидации отрасли, исходящая из различных государственных структур. От того, по какому пути пойдет обсуждение, и принятие внесенного Правительством Законопроекта будет зависеть будущее отрасли на достаточно продолжительное время. В предложенном варианте реально выступает попытка вывести отрасль из единого правового пространства существования коммерческих структур и разоружить ее не правовыми методами;

— социально-экономические последствия финансового кризиса 98 года, сказавшиеся на торможении в развитии и стагнации отрасли на протяжении 10 лет. До сих пор не преодоленной остается политика остаточного подхода к финансированию безопасности, при которой невозможно выстраивать нормальную ценовую и экономическую политики;

— проблемы, связанные с использованием служебного и другого оружия, специальных средств, а также правовые ограничения в применении физической силы и технических устройств в условиях отражения нападения. И как результат настоятельная потребность привлечения негосударственных структур безопасности, их потенциала, опыта персонала, не «де-факто», а «де юре», к правоохранительной деятельности, деятельному участию в следственных и оперативно-разыскных действиях, исследованию различных аспектов борьбы с преступностью.

— недопустимо медленное внедрение современных технических средств и прогрессивных технологий для снижения влияния человеческого фактора при обеспечении безопасности бизнеса;

— кризисное состояние рынка трудовых ресурсов, отсутствие реальных возможностей использования привлекаемых из за рубежа специалистов, наложился на кризисное состояние системы профессионального образования, отсутствие отраслевой науки и как результат снижение качества подготовки профильных специалистов, падение качества оказываемых услуг;

— сохраняющаяся имущественная дифференциация населения и безработица, в отдельных регионах страны выделяют важнейшую социальную функцию отрасли - предоставление рабочих места бывшим военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, иных государственных структур охраны и безопасности, чем не только минимизируют социальные последствия этих факторов, но и становятся важным субъектом предупреждения преступности;

Три противоречия

Одна из особенностей вышеперечисленного заключается в том, что многие из этих проблем становятся понятны только во взаимодействии с другими. Это можно проиллюстрировать на трех примерах.

Во-первых, сложность многих из десяти указанных проблем может вообще отбить охоту что-либо делать для их решения. Эти проблемы существуют уже так долго и столь много сил и факторов мешают их практическому решению, что участники рынка задаются вопросом, возможно ли их решение в принципе. В то же время взаимозависимость этих проблем, таких как объединение отрасли и противостояния МВД, использования оружия и спецсредств для защиты личности и собственности, свидетельствует об их политической реальности. Когда у стольких действующих лиц есть свои конкретные интересы, только поиск компромисса может стать действенным противоядием отчаянию.

Во-вторых, стремительное распространение коммуникационных технологий приводит к тому, что люди начинают ощущать себя слабее и сильнее одновременно. Вступление в международные союзы и объединения, такие как ВТО, например, заставляют всех участников рынка по иному оценивать собственное положение и зависимость от государственных структур. И все равно эти идеологии, загоняющие в анклавы племенного согласия, увеличивают способность к расширению знаний, поиску новых способов призвать власть к ответу и к развитию собственных каналов социальной причастности и мобилизации.

В-третьих, общая современная ситуация все чаще характеризуется разрывом между личностным и коллективным. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что использование технологий часто разрушает социальные связи и в то же время их укрепляет. Развал государственной правоохранительной системы привел к нарождению новых структур безопасности, основой которым явились высвобождающиеся с государственной службы кадры. К тому же для этой эпохи характерно развитие всемирного общества потребления, стимулирующего индивидуальные амбиции, что позволило многим не только начать собственное дело, но и сформировать неизвестный до этого времени сегмент экономики - негосударственные структуры безопасности.

На фоне этих противоречий и отсутствия идеологии, которая прояснила бы ситуацию и стала руководством для большинства участников рынка, активный поиск новых форм политического сотрудничества часто сопряжен с реакционным и расточительным путем. В результате мы имеем дело с разрозненными попытками найти адекватные решения собственных проблем без привлечения государственных структур, институтов, идеологии, этики и политического руководства, – факторов, играющих ключевую роль в разрешении общества и государства.

Главный вывод уходящего года можно сформулировать одним предложением, без реального объединения отрасли, поиска компромиссных решений с государственными структурами дальнейшее существование негосударственных структур безопасности проблематично.

Сможет ли наступивший 2008 год разрешить все эти проблемы, покажет время.

Дорогие читатели, статьи в разделе «Охранная деятельность» публикуются на Интернет-портале с сокращениями. Полную версию уже опубликованных, а также много других интересных профильных статей вы можете прочитать в ежемесячном печатном журнале «Охранная деятельность». Подписку на него можно оформить, перейдя по следующей ссылке: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=8038